Авторы теории деятельности сначала изучали внешнюю, практическую сторону деятельности человека, потом обратились к внутренней деятельности. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Авторы теории деятельности сначала изучали внешнюю, практическую сторону деятельности человека, потом обратились к внутренней деятельности.

2017-11-17 400
Авторы теории деятельности сначала изучали внешнюю, практическую сторону деятельности человека, потом обратились к внутренней деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психологи выяснили, что внутренние (умственные) действия подготавливают внешние, экономизируют усилия человека и помогают избежать ошибок. Оказалось, что подобная деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность и отличается от нее только формой протекания. Причем, внутренняя деятельность произошла из внешней через процесс интериоризации, т.е. перенос действий во внутренний, умственный план. В ходе внутренней деятельности действия производятся не с предметами, а с их образами; вместо реального получается мысленный результат.

Очевидно, что для успеха внутренней деятельности необходимо освоить деятельность материальную. При интериоризации внешняя деятельность трансформируется особенно в операционально-технической части, и некоторые операции выпадают, процесс ускоряется. Экстериоризацией же называется переход от умственного плана действий к внешнему, происходящему в форме действий с предметами.

На протяжении десятилетий советская психология занималась разработкой так называемого деятельностного подхода к объектам психологии – психическим процессам, функциям.

Представления о структуре деятельности применимы к анализу всех остальных психических процессов. Таким образом, деятельность может быть и предметом исследования, и объяснительным принципом («деятельностный подход»). И если деятельность – исходная реальность, с котороый имеет дело человек, а психика – ее производная и – одновременно – неотъемлемая сторона, то предметом психологии следует считать психически управляемую деятельность.

7. Освоение деятельности

Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в ходе деятельности, – это приемы деятельности. Назовем их.

Навык – это способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным (по Б.М. Теплову).

При выработке навыка автоматизируется не деятельность в целом, а только ее отдельные компоненты. Чтение, стрельба, игра на инструменте – это сознательная деятельность, а автоматизируются только операции, посредством которых эта деятельность осуществляется, только способы выполнения деятельности. Существует явление положительного влияния навыков друг на друга (предыдущего – на последующий) – перенос, трансфер, и так называемая интерференция навыков – торможение одного навыка другим (не усвоив одного, не берись за другой!).

Этапы формирования и структура навыка таковы:

1. Объединение ряда частных действий в одно целостное. Например, обучаясь читать, ребенок от слогового чтения переходит к чтению целыми словами, т.е. по мере овладения навыком, человек начинает работать все более крупными единицами.

2. Устранение излишних движений и напряженности. Характерный признак неумелого выполнения какой-либо деятельности – это большое количество лишних движений. Как правило, движения, приводящие к нужному результату, в ходе повторений закрепляются, а остальные затормаживаются.

3. Ослабление роли зрительного и увеличение роли двигательного контроля. В отличие от неопытной, опытная машинистка почти не смотрит на клавиатуру, а некоторые работают «вслепую».

4. Возможность осуществить деятельность разными приемами или способами. Настоящее мастерство требует изменения задач и условий деятельности, использования многих приемов. Значит, истинный мастер владеет не одним, а многими навыками и умениями гибко ими пользоваться.

Умение – способность осознанно выполнять определенные действия. Навыки формируются в процессе упражнения, т.е. повторного осуществления данной деятельности с целью усовершенствовать способ ее выполнения.

Существует два условия, при которых повторение становится упражнением:

1) обучающемуся нужно иметь ясное знание того, что он хочет добиться;

Нужно знать результаты каждого отдельного упражнения, давать себе отчет о достижении.

Привычки – тоже автоматизированные элементы поведения, но отличные от навыка. Привычка связана с потребностью совершать те или иные автоматизированные акты: был навык – возникает потребность – вырастает в привычку.

Привычка может быть полезной (порядок на столе) и вредной («слова-паразиты»). Человек всегда может сознательно выработать желательные привычки и искоренить нежелательные, т.е. научиться управлять привычками значит научиться управлять поведением. Восточная мудрость гласит: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.