Лекция 1. Психология как наука — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Лекция 1. Психология как наука

2017-11-16 949
Лекция 1. Психология как наука 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Краткие конспекты лекций

Лекция 1. Психология как наука

Основные вопросы

1. Понятие о психологии. Предмет, объект, задачи психологии.

2. Место психологии в системе наук о человеке.

3. Междисциплинарное понятие о психологии.

4. Обыденное и научное познание в психологии.

5. Методы психологического исследования.

6. Принципы отечественной психологии.

 

1. Понятие о психологии. Предмет, объект, задачи психологии.

Психология - наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

- наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущения, восприятия, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики.

Предмет психологии – конкретные факты психической жизни, психологические законы.

Задачи психологии 1. выявление законов психики

2. раскрытие закономерных связей и отношений в функционировании психики

3. установление механизмов психической деятельности

 

Место психологии в системе наук о человеке.

Этапы становления психологии как науки.

1.Психология как наука о душе.

2. Психология как наука о сознании.

3. Психология как наука о поведении.

4. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

 

Психология - синтез научных дисциплин, объектом исследования которых является человек.

 

Естественные науки

Психология

Социальные науки философские науки

 

 

3. Междисциплинарное понятие о психологии.

Современная психология - разветвленная система дисциплин, связанных с различными областями практики.

Отрасли современной психологии.

1 Классификация по видам деятельности (юридическая, педагогическая, медицинская, военная и др. отрасли психологии)

2 Классификация по психологическим аспектам развития (возрастная, сравнительная, психология аномального развития)

3 Классификация по принципу отношения личности и общества (социальная, психология личности).

 

Обыденное и научное познание в психологии.

Житейская (обыденная) психология – психологические знания, полученные людьми из обыденной жизни.

Источник – индивидуальный опыт.

Научная психология - устойчивые психологические знания, полученные в ходе теоретического и экспериментального изучения психологии.

Источник-опыт, оформленный в понятиях, абстрагированный от деталей.

Характеристика психологии как науки.

1.обобщена

2.рациональна

3.знания не ограничены

4.основана на эксперименте

5. в материалах не ограничена.

Методы психологического исследования.

Классификация методов психологии Ананьева Б.Г.

1 Организационные

А сравнительный – сопоставление различных групп.

Блонгитюдный – многократное исследование одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

В комплексный – один объект изучают представители разных наук.

 

2 Эмпирические

А наблюдение

Б эксперимент

В психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа).

Г анализ продуктов деятельности

Д биографические методы

 

3 Методы обработки данных

А количественные

Б качественные

 

4 Интерпретационные

А генетический – анализ материала в лане развития с выделением фаз, стадий.

Б структурный – устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности.

Основные общенаучные исследовательские методы.

Наблюдение- фиксация проявлений поведения и получение суждений о субъективныхпсихических явлениях.

Виды: самонаблюдение, выборочное, сплошное, включенное.

Эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, опирающаяся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.

Виды: констатирующий, формирующий, естественный.

Этапы:

1 Теоретический

2 Методический

3 Экспериментальный

4 Аналитический

Беседа (интервью) – метод сбора первичной информации в условиях личного речевого взаимодействия.

Виды интервью – стандартизированное, нестандартизированное, полустандартизированное.

Лонгитюд– многократное исследование одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

Поперечный срез – сопоставление групп испытуемых, позволяющее проследить влияние социальных изменений.

Продольный срез - сопоставление групп испытуемых, позволяющее проследить влияние изменений, происходящих в результате созревания.

Структура деятельности.

Мотивы

Способы и приемы (действия)

Цели

 

Интериоризация – переход умственных действий во внутренний план.

Экстериоризация – реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами.

 

Структура и функции действий

Действия: Двигательные – исполнение

Умственные - регулирование

Чувственные - контроль

 

Общение. Структура общения.

Общение- взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Структура общения:

1. Коммуникация (обмен информацией) 2. Интеракция (обмен действиями)

3. Социальная перцепция (восприятие и понимание партнера)

 

Признаки общения.

1.Внимание и интерес к другому человеку.

2.Эмоциональная вовлеченность во взаимодействие.

3.Инициатива привлечения партнера к себе.

4. Чувствительность к отношению со стороны партнера.

Реализуются по-разному в зависимости от возраста и возможностей людей.

 

Виды общения.

Межгрупповое общение – средство передачи форм культуры и социального опыта не только между одновременно существующими группами, но и в ходе исторического процесса.

Межличностное общение – раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому.

Формальное общение – обусловленное социальными функциями, регламентированное по содержанию и по форме.

Неформальное общение – наполненное субъективным личностным смыслом, обусловленное личными отношениями между партнерами.

 

Функции и средства общения.

Функции общения:

1. информационно-коммуникативная

2. регуляторно-коммуникативная

3. аффективно-коммуникативная

Средства общения:

1. Вербальная коммуникация – речь.

2. Невербальная коммуникация –

Оптико-кинетическая система – жесты, мимика, пантомимика.

Экстра- и паралингвистика – вкрапление в речь пауз, торможений и т.д.

Вокализация – тембр, качество голоса, тональность, диапазон.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса.

Контакт глазами.

Знаковые системы – ноты, символы, знаки (пр.дорожные) и т.д.

 

Развитие общения.

1.От объективности к субъективности.

2.От монолога к диалогу.

3.От импульсивности к рефлексивности.

4.От «вертикальных» отношений к «горизонтальным».

5.От ситуативного к личностному.

Самосознание личности.

Самосознание возникает в ходе развития сознания.

Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности.

Я-образ – относительно устойчивая, в разной степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основании которой он строит свое взаимодействие с другими.

Я – реальное

Я – идеальное

Я - фантастическое

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Уровень притязания – желаемый уровень самооценки личности, который проявляется в степени трудности цели, которую индивид перед собой ставит.

Понятие ощущение

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии на органы чувств.

Органы чувств дают возможность ориентироваться в окружающем мире.

Чувствительность органов чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение.

Нижний абсолютный порог чувствительности – минимальная сила раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение.

 

Классификация ощущений

По характеру отражения и расположения рецепторов:

Экстероцептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды и имеют рецепторы на поверхности тела.

Интероцептивные – рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела.

Проприоцептивные – рецепторы располагаются в мышцах и связках, дают информацию о движениях и положении тела в пространстве.

 

Свойства восприятия.

1 Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде отдельных ощущений, а в форме предметов, которые обладают свойствами, вызывающими эти ощущения.

2 Целостность – выражается в том, что образ предмета достраивается, даже если он виден не весь.

3.Структурность – восприятие не является суммой мгновенных ощущений.

4.Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными не зависимо от условий восприятия.

5.Категориальность – осмысленность, восприятие носит обобщенный характер, каждый воспринимаемый предмет мы относим к определенному классу, обозначая его понятием.

Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека.

 

Развитие внимания.

Признак непроизвольного внимания – врожденный ориентировочный рефлекс. Внимание развивается от непроизвольного к произвольному. Произвольное внимание относительно полно сформировано в школьном возрасте.

 

Виды памяти.

Дочеловеческие организмы – генетическая и механическая память. У человека эти виды памяти тоже есть, при максимуме мнемических способностей.

От установки на длительность сохранения:

1.долговременная

2.кратковременная

3.оперативная

От участия волевого контроля:

1.произвольная

2.непроизвольная

3.опосредованная

От модальности сохраняемых образов:

1.словесно-логическая

2.образная

3.зрительная

4.слуховая

5.двигательная

 

Процессы памяти.

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Сохранение определяется степенью участия материала в деятельности.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

Забывание определяется степенью участия материала в деятельности.

 

Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию наз. проактивным торможением.

Забывание материала под влиянием деятельности, последующей за заучиванием наз. ретроактивным торможением.

 

Перечисленные процессы взаимообусловлены.

 

Законы памяти.

1. эффект края – лучше запоминаются начало и конец текста или действия.

2. закон Пьерона – для лучшего запоминания необходимо повторять материал с новым структурированием, лучше в течение суток.

3. закон Эббингауза – в течение первого часа после запоминания, забывается 60% информации.

Виды мышления.

Практическое:

1.Наглядно-действенное мышление – практическая преобразовательная деятельность с предметами.

2.Наглядно-образное мышление – непосредственное мышление, без предметных манипуляций.

Теоретическое:

1.Образное мышление – оперируют образами, которые извлекаются из памяти или создаются воображением.

2.Понятийное мышление – обобщенное отражение действительности в виде понятий и категорий.

Структура мышления.

В структуру мышления входят 5 логических операций:

1.Сравнение – вскрывает тождества и различия вещей.

2.Анализ – расчленение предмета мысленно или практически на составляющие.

3.Синтез – построение целого из частей.

4.Обобщение – соединение существенного и связывание его с определенным классом предметов и явлений.

5.Абстракция – выделение какой-то стороны явления, которая в действительности самостоятельно не существует.

Процессы мышления.

1.Суждение – высказывание, которое содержит мысль, отражающую связь между предметами и явлениями, или между их свойствами и признаками.

2.Умозаключение – серия логически связанных суждений, из которых выводится новое знание.

3.Определение понятий – система суждений о каком-то классе предметов или явлений, выделяющая наиболее общие их признаки.

4. Индукция- способ производства умозаключений, отражающий направленность мысли от частного к общему.

5. Дедукция- способ производства умозаключений, отражающий направленность мысли от общего к частному.

 

Понятие интеллект.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

- способность осмысленно приобретать, воспроизводить и использовать знания, понимать конкретные и абстрактные идеи, постигать отношения между идеями и объектами.

Виды:

Естественный и искусственный интеллект.

Практический, социальный и эмоциональный интеллект.

Понятие воображение.

Воображение - высший познавательный процесс, необходимый элемент творческой деятельности индивида, выражается в построении образов продуктов труда, обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда ситуация неопределена.

 

Виды воображения

Пассивное воображение – создает образы, не воплощающиеся в жизнь, выступает как замена деятельности.

1.Преднамеренное воображение – образы вызываются преднамеренно, но не связаны с волей, направленной на воплощение их в жизнь (грезы).

2.Непреднамеренное воображение – образы возникают при ослабленной деятельности сознания (полудрема, сон, галлюцинация).

 

Активное воображение – создает образы, воплощающиеся в жизнь.

1.Творческое воображение – предполагает самостоятельное создание новых образов, реализуемые в оригинальных продуктах деятельности.

2.Воссоздающее воображение – в основе создание образов, соответствующих описанию.

 

Механизмы воображения

1.Агглютинация – «склеивание» качеств, свойств, частей.

2.Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, количества его частей.

3.Типизация – выделяется существенное и создается образ.

4.Схематизация – выделяется общее.

5.Подчеркивание признаков.

 

Функции воображения.

1.Представляет действительность в образах

2.Регулирует эмоциональное состояние

3.Участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний

4.Формирует внутренний план действия

5.Планирование и программирование деятельности

Понятие речь. Свойства речи (содержательность, понятность, выразительность, действенность). Функции речи (выразительная, воздействия, сообщения, обозначения). Функции речи в общении (коммуникативная, экспрессивная). Функции речи в мышлении (сигнализации, обобщения). Виды речи (внешняя - устная, письменная, аффективная; внутренняя, эгоцентрическая).

Язык. Функции языка (хранение и передача общественно-исторического опыта, коммуникативная). Теории усвоения языка и развития речи (научения, Хомского, когнитивная). Этапы овладения речью (доречевой, первичный, овладение грамматической структурой языка). Основные направления развития речи индивида. Речь как средство общения, как инструмент мышления. Соотношение мышления и речи.

Основные вопросы.

1.Понятия речь, язык.

2.Функции речи, языка.

3.Виды речи.

4.Свойства речи.

5. Общение и речевая деятельность.Этапы овладения речью. Основные направления развития речи индивида.

Понятия речь, язык.

Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми, особый вид деятельности.

Язык – средство общения людей друг с другом, реализуемое в речи, система словесных знаков, опосредующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность.

 

Функции речи, языка.

1.выражения

2.воздействия

3.сообщения

4.обозначения

 

Функции речи в общении:

1.коммуникация

2.экспрессия

Функции речи в мышлении:

1.сообщения

2.обозначения.

Функции языка:

1.хранение и передача общественного опыта

2.общение

 

Виды речи.

Внешняя речь – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств. Роль – средство общения.

Внутренняя речь – направлена на себя. Носит свернутый, обобщенный характер. Роль – средство мышления.

Внешняя речь м.б.

1.устная (диалог, монолог)

2.письменная

3.аффективная

 

Свойства речи.

1.содержательность

2.понятийность

3.выразительность

4.действенность.

Понятие о темпераменте.

Темперамент – психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

- генотип, природная, прирожденная особенность нервной системы.

 

Лекция 9.

Понятие о способностях

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма, облегчающие развитие способностей.

Способности – психические свойства личности, отражающие проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать каким-то видом деятельности.

Одаренность – совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку.

Талант – высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области.

Гениальность - высокая степень одаренности, которая выражается в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей, в открытии эпохи в каком-то виде деятельности.

 

Развитие способностей.

Развитие способностей возможно через активность, деятельность при наличии направленности интересов в данной сфере деятельности.

Функции эмоций и чувств.

Функции эмоций:

1.Регуляторная

2.Отражательно-оценочная

3.Переключающая

4.Подкрепляющая

5.Компенсаторная

6.Коммуникативная

7.Приспособительная

 

Функции чувств:

1.Сигнальная

2.Регулятивная

 

Понятие о воле.

Воля- способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать силы на достижение поставленных целей.

Особенности воли:

1.Сознательная целеустремленность

2.Связь с мышлением

3.Связь с движением

 

Функции воли.

Побудительная – побуждает к действию

Тормозная – проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

 

Структура волевого акта.

1.Побуждение к совершению волевого действия

2.Представление и осмысление цели действия

3.Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели.

4.Намерение осуществить данное действие.

5.Принятие решения, волевое усилие

6.Выполнение принятого решения.

 

Краткие конспекты лекций

Лекция 1. Психология как наука

Основные вопросы

1. Понятие о психологии. Предмет, объект, задачи психологии.

2. Место психологии в системе наук о человеке.

3. Междисциплинарное понятие о психологии.

4. Обыденное и научное познание в психологии.

5. Методы психологического исследования.

6. Принципы отечественной психологии.

 

1. Понятие о психологии. Предмет, объект, задачи психологии.

Психология - наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

- наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущения, восприятия, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики.

Предмет психологии – конкретные факты психической жизни, психологические законы.

Задачи психологии 1. выявление законов психики

2. раскрытие закономерных связей и отношений в функционировании психики

3. установление механизмов психической деятельности

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.