Программа коррекционной работы. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Программа коррекционной работы.

2017-11-16 416
Программа коррекционной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа коррекционной работы.

Пояснительная записка.

Введение.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

1.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с различными отклонениями в состоянии психосоматического здоровья, которые нуждаются в коррекционно-развивающем образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.

К их числу относятся:

· дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие);

· дети с нарушениями функций опорно-двигательные аппарата;

· умственно отсталые дети;

· дети с задержкой психического развития;

· дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;

· дети с нарушениями речи;

· дети со сложными комбинированными недостатками в развитии.

К числу общих недостатков развития, характерных для всех категорий детей с ограниченными возможностями, относятся:

· замедленное и ограниченное восприятие;

· недостатки развития моторики;

· недостатки речевого развития;

· недостатки развития мыслительной деятельности;

· недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

· пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

· недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и неадекватная самооценка, неумение управлять своим поведением).

Поэтому у детей с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в школу проявляется недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе:

· нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации;

· недостаточная организованность и ответственность ребенка; неумение общаться и адекватно вести себя;

· низкая познавательная активность;

· ограниченный кругозор;

· низкий уровень развития речи;

· несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности;

· несформированность интеллектуальных предпосылок учебной де­ятельности;

· недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности;

· недостаточное развитие мелкой моторики руки;

· несформированность пространственной ориентации, координации в системе «рука-глаз»;

· низкий уровень развития фонематического слуха (умение различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слогов).

 

1.2. Программа коррекционной работы обеспечивает:

− выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

− осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

− возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

 

1.3. Общая характеристика коррекционной программы:

Комплексное психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении осуществляется на основе локального документа «Положение о психолого-медико-педагогическом сопровождении (консилиуме)» и включает следующую деятельность:

− психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей и последующего составления маршрута индивидуального и системного сопровождения учащихся;

− мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования;

- разработку рекомендаций к составлению программ, ориентированных на коррекцию физических и (или) психических недостатков детей с ограниченными возможностей (например, программа коррекционно-развивающих занятий, программы коррекции нарушений речи (письменной, устной), психокоррекционные программы, программы по развитию слухового восприятия и др.). (см. приложения 1-4.)

− корректировку коррекционных мероприятий.

 

Цель программы

Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

 

Задачи программы

— Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

— осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии);

— разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;

— обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

 

Принципы программы

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

 

Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

7. Структура и содержание программы коррекционной работы

Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.

Концептуальный модуль включает в себямедико- психолого-педагогическое сопровождение как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырёх функций: диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях её решения; консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощь на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребёнка в образовательном учреждении являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребёнка»); непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Основная цель сопровождения оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учёбе; решение личностных проблем развития ребёнка; формирование здорового образа жизни.

Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого- педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребёнка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

Планируемые результаты коррекционной работы.

Универсальные компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирующиеся в процессе реализации программы коррекционной работы:

− умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом возможностей своего злоровья;

− умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;

− умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы:

− активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;

− проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

− проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.

Метапредметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы:

− характеристика личного здоровья как социальнокультурного феномена, его объективная интегрированная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

− обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;

− планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;

− анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности на основе интеграции единых требований к сверстникам и индивидуальных возможностей особого ребенка по их достижению;

− управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.

На основе программы коррекционной работы образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает соответствующую рабочую программу с учетом диагноза ребенка.

Представленные ниже подпрограммы являются базовыми элементами программы коррекционной работы общеобразовательного учреждения. (см. приложения 1-4).

 

Требования к условиям реализации программы.

10.1.Психолого-педагогическое обеспечение:

- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии;

- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);

- введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника;

- использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;

- дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка;

- комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

- обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Кадровое обеспечение

Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

10.4.Финансово-экономическое обеспечение

Разрабатываемый стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с конституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть предусмотрено подушевое финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребенка в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение устанавливается применительно к каждому варианту специального стандарта с учетом необходимости индивидуальной специальной поддержки ребенка с ОВЗ.

10.5. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности.

В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должны быть отражены специфика требований:

· Организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;

· Организация временного режима обучения;

· Организации рабочего места ребенка с ОВЗ;

· Техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию (ассистирующие средства и технологии);

· Техническим средствам обучения для каждой категории детей с ОВЗ (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);

· Специальным учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования в соответствии с выбранным уровнем и вариантом стандарта образования;

Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в норме, необходимостью индивидуализацией процесса образования детей с ОВЗ. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с ОВЗ. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.

10.6. Информационное обеспечение

Включает необходимую нормативную правовую базу образования детей с ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. Стандарт во всех его вариантах предполагает ту или иную форму обязательной интеграции детей, что требует координации действий, т.е. обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования. И те, и другие специалисты должны иметь возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. Должна быть организована возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.

Система требований к ресурсам (условиям) получения образования детьми с ОВЗ должна быть представлена по отношению к каждому из четырех вариантов специального федерального стандарта для каждой категории детей.

 

 

Приложение №1.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Цель психолого-медико-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями получить всестороннюю и объективную оценку состояния здоровья ребенка во всех его проявлениях, его возможностях обучения в условиях массовой общеобразовательной школы.

Обследование проводится специалистами по стандартизированным методикам. Предложенное содержание психолого-медико-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями является примерным, поэтому оно может быть уточнено и конкретизировано с учетом социокультурных и организационных особенностей общеобразовательной школы и индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

В полном объеме психолого- медико-педагогического обследование ребенка с ограниченными возможностями проводится два раза в год.

По итогам каждого обследования специалист пишет заключение, которое хранится в личном деле ребенка.

Результаты психолого-медико-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями обязательно обсуждаются на ПМПка.

Обсуждение на ПМПка результатов первого диагностического психолого-медико-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья должно завершиться созданием индивидуальной программы коррекционной работы с этим конкретным ребенком.

Обсуждение на ПМПка результатов итогового диагностического психолого-медико-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья должно дать оценку эффективности проделанной коррекционной работы и определить перспективы дальнейшего обучения и системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса в условиях массовой общеобразовательной школы.

В течение учебного года по инициативе отдельных специалистов может проводиться психолого- медико-педагогического обследование ребенка с ограниченными возможностями здоровья по отдельным направлениям с целью внесения корректив в программу коррекционной работы.

Результаты этих обследований также должны быть обсуждены на заседании ПМПка.

 

 

Содержание

Приложение №2.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ.

 

Пояснительная записка

Цель программы:

· помочь детям с ограниченными возможностями здоровья справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками;

· помочь обычным детям (сверстникам-одноклассникам ребенка с ограниченными возможностями здоровья) сформировать позитивное отношение к своему особому товарищу и соответствующие навыки взаимодействия с ним в образовательной и досуговой деятельностях;

· помочь педагогу (классному руководителю) в организации позитивного взаимодействия между отельными членами детского коллектива и в гармонизации эмоционально-психологического микроклимата класса.

Объект психокоррекции: младшие школьники, участвующие в интегрированном образовании.

Предмет психокоррекции – эмоциональная сфера детей (состояние психического дискомфорта, зависимость от окружающих, противоречивость личности, враждебность, тревожность).

Занятия проводятся в форме тренингов с обязательным участием педагога (классного руководителя) как одного из участников тренинга.

Занятие организуется с подгруппой детей, в состав которой кроме ребенка с ограниченными возможностями здоровья обязательно входят обычные дети, имеющие эмоциональные проблемы, и их одноклассники, обладающие определенным авторитетом в детском коллективе.

Наполняемость группы не более 12 человек.

Продолжительность занятия 1,5 часа (два стандартных урока с перерывом).

Структурно занятие состоит из следующих частей:

· актуализация имеющегося опыта и житейских знаний (в этой части применяются различные психологические упражнения» стимульные аудио и видеоматериалы);

· формирование новых представлений (осуществляется с использованием психологических игр, творческих этюдов, элементов психодрамы);

· отработка личной стратегии поведения (при обсуждении и разыгрывании психокоррекционной сказки);

· осмысление полученного опыта, рефлексия («продолжи фразу» и другие).

Содержание программы психокоррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является примерным и может быть уточнено и дополнено с учетом социокультурных особенностей общеобразовательного учреждения и индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

Содержание программы психокоррекционной помощи

 

Со сверстниками

Коррекция враждебных форм поведения младших школьников с помощью ролевых игр. Совершенствование умения узнавания эмоций по внешним сигналам. Совершенствование умения саморасслабления.

 

Коррекция тревожности

Снижение эмоционального напряжения и уменьшения тревожности у младших школьников. Обучение умениям справляться (нейтрализовать) с негативными переживаниями.

Приложение №3.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Предлагаемая программа направлена на восполнение пробелов подготовки к школьному обучению и коррекции нарушенных и недостаточно развитых функций, необходимых для успешного овладения письменной речи.

Цель программы: формирование функционального базиса навыков письма и чтения у детей, имеющих трудности в обучении.

Задачи программы:

· коррекция и совершенствование фонематического восприятия и представления, формирование навыка фонематического анализа и синтеза и упрочнение звуко- буквенных связей;

· совершенствование зрительно-пространственного восприятия и координации в системе «глаз-рука»;

· развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания, совершенствование наглядно-образного мышления.

Теоретической основой предлагаемой программы является учение Л.С. Выготского о комплексном взаимодействии анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речедвигательного) при овладении письменной речью (установление новых связей между слышимым и произносимым словом, словом видимым и записываемым).

Содержательная часть Программы опирается на теоретические психолого-педагогические и диагностические аспекты коррекционной педагогики разработанные Кумариной Г.Ф., Вайнер М.Э., Вьюнковой Ю.Н..

При составлении учебной программы использованы: практические приемы по формированию функционального базиса навыков письма и чтения (А.Н. Корнев); практические приемы коррекции письменной речи на фонетическом уровне (И.Н. Садовникова, В.И. Городилова, Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко).

Программа включает в себя четыре блока: диагностика; формирование неречевых психических школьно-значимых функций; развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой; коррекция несовершенных навыков чтения и письма.

Развитие связной речи учащихся обеспечивается сквозным видом речевых заданий, включаемых практически на каждом занятии в форме игровых приемов (речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики): упражнения типа «Произнеси шепотом, но отчетливо..», «Задуем свечу», «Жук жужжит» и т.п.

Совершенствование четкой дикции осуществляется путем выполнения заданий на проговаривание отдельных слов, фраз, скороговорок, насыщенных свистящими и шипящими, а так же звуками (р, р*, л, л*). Для развития голосового аппарата детям предлагается произнести чистоговорки с различной громкостью, в различном темпе; изменяя тон голоса, передать личное отношение (радость, безразличие, огорчение) к тем или иным явлениям окружающего мира.

На занятиях необходимо обращать внимание на обогащение словаря детей, его закрепление, уточнение и активизацию. Основные направления словарной работы:

· уточнение понимания смысла известных детям слов (кувшин – ваза);

· расширение запаса синонимов и антонимов;

· активизация употребления в речи прилагательных и глаголов;

· формирование практического умения правильно сочетать слова во фразах и по смыслу.

Задания, направленные на развитие речи, должны органически входить в основное содержание занятия.

Вводная фронтальная диагностика направлена на сбор информации о показателях развития школьно-значимых психофизиологических функциях с применением метода направленного наблюдения за учебной деятельностью ребенка во время уроков и выполнения им тестовых заданий. Результаты фиксируются в диагностических листах на основе трехуровневой шкалы оценивания (Г.Ф. Кумарина).

По результатам проведенной диагностики педагог проектирует индивидуальный маршрут коррекции письменной речи.

Итоговая мониторинговая диагностика проводится по специально разработанному контрольно-оценочному материалу, который так же ориентируется на трехуровневую шкалу.

Коррекционно-развивающий материал разработан из расчета двух академических часов в неделю на протяжении всего периода обучения грамоты, что составляет приблизительно 45 часов.

Время освоения содержания каждого раздела программы носит индивидуальную направленность. В связи с этим допускается выборочное и автономное использование разделов программы, варьирование количества часов на усвоение коррекционного материала.

Общие требования к организации занятий:

· направленность коррекционных занятий на восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к овладению учебного материала;

· деятельностный характер занятия;

· широкое применение разнообразных наглядных опор и игровых приемов;

· обязательным элементом каждого занятия является проведение не менее двух динамических коррекционных пауз (упражнения дыхательной гимнастики; профилактическая гимнастика для повышения остроты зрения; самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковая гимнастика; упражнения из адаптированной гимнастики мозга Деннисона).

Успешность коррекционной работы определяется по сравнительным анализам результатов диагностических работ (вводной и итоговой).

Качественным показателем эффективности коррекционной работы является: повышение обучаемо


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.