Общее экономическое равновесие и экономика благосостояния. Критерии оценки общественного благосостояния. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общее экономическое равновесие и экономика благосостояния. Критерии оценки общественного благосостояния.

2017-11-16 228
Общее экономическое равновесие и экономика благосостояния. Критерии оценки общественного благосостояния. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Критерий Парето исходит из того, что каждый человек способен лучше всех оценить своё собственное благополучие. В 30-е гг. Н.Калдор и Дж.Хикс выдвинули другой критерий: благосостояние повышается, если те, кто выигрывает, оценивают свои доходы выше убытков потерпевших. Т. Ситовски предлагает двойной критерий: во-первых, надо убедиться, что движение из первой точки во вторую улучшает положение согласно критерию Калдора-Хикса и. во-вторых, проверить, что обратное движение из второй точки в первую не улучшает положения согласно критерию Калдора-Хикса. Лишь тогда, когда соблюдаются оба условия. Благосостояние повышается.

Выработка критериев оценки благосостояния является чрезвычайно актуальной задачей. Однако даже на современной стадии развития данная теория помогает определить издержки перераспределения и размеры компенсационных платежей, с тем чтобы облегчить принятие экономически эффективных решений.

32. рыночная власть, её источники и показатели. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в РБ. Под рыночной властью понимается способность отдельных фирм влиять на цены. Рыночная власть возникает в нескольких случаях. Так, при монополии на рынке работает 1 фирма, и она полностью блокирует вход для конкурентов. При олигополии на рынке присутствует несколько крупных продавцов, которые в состоянии поднять цену выше предельных издержек. Даже если в отрасли действует много фирм – производители дифференцированных товаров каждая из них обладает некоторой рыночной властью. Перечислим основные источники рыночной власти:недостаточный уровень конкуренции в отрасли;защищенность особой ситуации фирмы различными ли­цензиями и патентами; умелое маркетинговое воздействие фирмы на сознание по­купателей, обращающее их в поклонников именно этой продукции; чрезвычайные ситуации на рынке (стихийные бёдствия или паника). Понятие рыночной власти обычно отождествляется с поня­тием монополизма. При использовании фирмами монопольной власти происходит рост цен, и объем продаж снижается. В ре­зультате общество получает меньшее количество товаров по более высокой цене что было бы невозможно при конкуренции продавцов.

Основные показатели монополии власти: коэффициент рыночной концентрации; число фирм в отрасли; индекс Херфиндаля Хиршмана; коэффициент Лернера.Для того чтобы избежать отрицательных последствий монополизма, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: организационный механизм; антимонопольное законодательство; административный контроль над монополизированными рынками.. Административный контроль монополизированных рын­ков предполагает применение финансовых санкций в случае на­рушения антимонопольного законодательства и возможно расформирование предприятия. Органuзацuонный механuзм имеет целью антимонополь­ную профилактику. Он включает снижение таможенных пошлин, отмену количественных кво, поддержку малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования. И т.д. Антимонопольное законодательство можно определить как систему нормативных правовых актов, содержащую прави­ла регулирования воспроизводства и содействия добросовест­ной конкуренции, предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конку­ренции. Антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства в других стра­нах! в том числе в Республике Беларусь. Уровень монополизма у нас в стране оценивается по коэффициенту концентрации производства, показывающему долю трех крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке или в отрасли, и по индексу Херфиндаля-Хиршмана. Концентрация производства в республике достигла высокой степени. Согласно нормативным документам антимонопольных органов, в Бела­руси выделяются: деконцентрированные отрасли; олигополии; локальные монополии в масштабах региональных товар­ных рынков. Примеры продукции олигополистических отраслей в стране: телевизоры, часы, цемент, производство пива, услуги сотовой связи.

29. Модели олигополии. Разнообразие олигополистических рынков можно описать с помощью частных моделей формирования цен и объемов выпуска, каждая из которых соответствует определенные условия. Первая из возможных стратегий поведения олигополистов основывается на сговоре фирм о разделе рынков и поддержании высоких цен (назовем это кооперативной стратегией (игрой). В другом варианте фирмы предпочитают конкурировать (неко­оперативная стратегия (игра). Если фирмы не договаривают­ся друг с другом, а принимают решения самостоятельно, то стратегию их взаимодействия можно охарактеризовать как иг­ру последовательную (фирмы принимают решения поочередно, ориентируясь на предыдущие действия конкурентов) либо од­новременную (фирмы принимают решения, ориентируясь на ожидаемые, а не уже совершенные действия конкурентов). Функционирование отраслей, в которых фирмы собирают информацию о решениях наиболее крупного участника рынка относительно производства новых товаров и (или) изменения цен, чтобы исходя из нее планировать ответные действия, опи­сывают модели, основанные на некооперативной стратегии с последовательным принятием решений. Фирму, прини­мающую решения первой, можно назвать лидером, а другие фирмы - ведомыми. В модели лидерства по объему выпуска (равновесие Штакельберга) фирмы принимаю решения относительно объемов производства товаров. Фирма-лидер (фирма 1),пресле­дуя цель максимизации прибыли, решает, сколько продукции производить И продавать. Ведомый (фирма 2) также желает максимизировать свою прибыль, но на его выбор влияет выбор лидера. Рыночная цена зависит от суммарного объема продаж обеих фирм и, так как товары стандартизированы, одинакова для всех фирм в отрасли. Этой ситуации соответствует модель лидерства по цепам. Как и в модели Штакельберга, в данном случае предполагается, что фирмы производят однородный товар и продают его по одина­ковой цене, устанавливаемой лидером. Для того чтобы максимизировать прибыль, ведомый оптимизирует свой объем про­даж, отталкиваясь от заданной цены. Фирма-лидер понимает, что при установлении цены Р фирма-ведомый поставит на ры­нок количество товара Q2 = f(Р). В таком,случае объем про­изводства фирмы-лидера составит Q1= Q- Q2где Q - общий объем продаж на рынке, или объем рыночного спроса; Q2 - объем предложения фирмы-ведомого. Модель с одновременным установлением объемов выпус­ка (равновесие Курно) отражает ситуацию, в которой каждая из' двух фирм (если рассматривать случай дуополии) строит предположения в отношении количества товара, выставляе­мого на продажу другой фирмой.Модель Бертрана соответствует стратегии фирм, самостоятельных в выборе цены своих товаров, но в вопросе объема про­даж полагающихся на рынок. В данном случае фирмы старают­ся максимизировать прибыль, принимая цены конкурентов заданными. Главной особенностью модели Бертрана является установле­ние олигополистами цен на свою продукцию на низком уровне. Фирмы не знают наверняка, а лишь предполагают, Какими бу­дут действия конкурентов, и ради победы на рынке готовы сни­жать цену до предельно низкой величины, в крайнем случае ­до уровня предельных издержек. Цеповая воипа - это цикл последовательныx уменьшений цен конкурирующими фирмами. Каждый продавец, снижая цену, рассчитывает увеличить свою долю на рынке или даже за­воевать его полностью. Однако конкуренты зачастую поступа­ют так же. Война цен продолжается до тех пор, пока цены не упадут до уровня средних или предельных издержек. Далее опускать их нецелесообразно - это приведет фирмы к разоре­нию, а повысить цену - значит потерять рынок. В условиях олигополии фирмам бывает выгодно опреде­лить объем производства, который максимизирует общую прибыль отрасли, и разделить рынок между собой, учредив Тaким образом картель. Данной ситуации способствует.мо­дель, основанная на кооперативнои стратегии (.модель картеля).Картель - оформленное соглашение между фирмами о раз­деле рынка и поддержании согласованных цен, предусматри­вающее: установление объемов выпуска для всех участников; цены на продаваемый товар или на покупаемые ресурсы (например, рабочую силу); раздел рынков сбыта. Если фирмы объединяются с целью регулирования цен и раздела рынка ресурсов, речь идет о монопсоnии. Анализ ры­ночного равновесия фирм-олигополистов, которые организуют­ся в I<артель для раздела pынкa, аналогичен анализу равнове­сия фирмы-монополиста. Модель дуополии Курно может быть дополнена моделыо с ломапой кривой спроса Мо­дель основывается на отражающем практику ценообразования в олигополистических отраслях предположении, что конкуренты с готовностью поддерживают любое снижение цены одной из фирм, но игнорируют ее повышение.

30. использование теории игр при моделировании стратегического взоимодействия фирм в условиях олигополии. Теория игр занимается общим анализом стратегического взаимодействия субъектов (как отдельных людей, так ~ фирм). Некоторые элементы теории игр можно изложить, на простых примерах с двумя игроками (фирмами) у каждого' из которых есть лишь два возможных варианта поведения: установить вы­сокие цены на свой товар либо значительно снизить их. Каж­дый из вариантов обеспечит различные объемы прибыли обеим фирмам. Доминирующая страте­гия это стратегия при которой у каждого игрока есть один оптимальный вы­бор вне зависимости от того, что делает конкурент. В такой игре равновесный исход (т.е. состояние окончательного выбора игро­ков, сохраняющееся при неизменных правилах) возможен при установлении низких цен обеими фирмами. Равновесия с доминирующей стратегией встречаются не всегда. В ряде случаев оптимальный выбор каждого игрока за­висит от действий конкурента, и тогда возможно равновесие по Нэшу: рынок сохраняет состояние равновесия, если каждая фирма осуществляет стратегию, которая является лучшим от­ветом на стратегии других фирм.Различают чистые и смешанные стратегии поведения. Чис­тые стратегии отражают поведение игроков, придерживающихся единожды. сделанного выбора. Смешанные стратегии свойственны игрокам, которые анализируют возможные вари­анты выбора противника, взвешивая реальность каждого из них, и выстраивают собственную стратегию, ориентируясь на наиболее вероятный выбор конкурента. В отличие от сме­шанных стратегий чистые стратегии не всегда приводят к рав­новесию по Нэшу. В то же время игра может иметь более одного равновесия по Нэшу. Так, устойчивое равновесие наступает при различных вариантах выбора фирм, если ни одна из.них, "оценив выбор конкурента, не предпримет альтернативных действий. Практический интерес представляет и так называемая дилемма «заключенного» достигнутое равновесие неэффектив­но, поскольку не нравится ни одному из игроков, однако оно сохраняется, так как соперники не могут что-либо изменить 'самостоятельно, не сговариваясь друг с другом

 

31. Олигополия и эффективность. Оценивая эффективность олигополии в сравнении с ситуацией, что цена продажи совершенной конкуренции, можно констатировать, что цена продажи продукции у олигополии выше, а объем пр-ва – ниже. Кроме того, олигополия не достигает эффективности ни производства, не размещения ресурсов. Производство олигополиста происходит в точке, в которой цена превышает предельные издержки, а объем пр-ции находится ниже уровня, при котором средняя общие из-ки минимальны. Во многих случаях ситуация олигополии приближена к монополии со всеми её преимуществами и недостатками преимущества олигополии: 1- эффект маштаба, присутствие на рынке несколько крупных фирм предпочтительнее действие огромного кол-ва мелких хозяйствующих субъектов, так как это позволяет минимизировать издержки на выпуск пр-ции.; 2- олигополия имеет реальные возможности для осуществления дорогостоящих научных исследований. Стремление заваевать рынок служит ей мощным побудительным мотивам к развитию технологий, обеспечивающих улучшению качества пр-ции и снижению издержек.; 3- олигополия играет ключевую роль в организации пр-ва новых товаров. Недостатки олигополии: в ряде случаев олигополисты тормозят технический прогресс, препятствуют нововведению, рассчитывая как можно дольше получать прибыли от уже имеющихся технологий и товаров.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.