Концептуальные основы историко-культурного стандарта. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Концептуальные основы историко-культурного стандарта.

2017-11-16 311
Концептуальные основы историко-культурного стандарта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Культурно-антропологический подход. В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.

2. Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.

3. Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов. В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.

4. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе. Современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад.

6. Учебник как навигатор. В условиях развития средств коммуникации, наличия в подавляющем большинстве школ высокоскоростного доступа к сети Интернет, роль учебника как «хранилища знаний» приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. Немаловажно включить в текст самого учебника исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. <…>

Исходя из указанных подходов, можно сформулировать следующие рекомендации, которые могут быть положены в основу концепции нового школьного учебника по курсу «История России»:

1. Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. При этом изложение исторического материала не следует «мельчить», перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями.

2. Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать в новом учебнике акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти.

3. С подобным подходом имманентно связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Следует уделить внимание (особенно для старшеклассников) историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т.д.). При этом следует проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.

4. При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Желательно акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных 1812 и 1941 ‒ 1945 гг. Важно подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества.

Вместе с тем, поскольку не только военные победы должны создавать позитивный пафос исторического сознания, самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского социума на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения.

5. Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым. Этот тезис должен стать опорным пунктом учебника, что позволит логично и непротиворечиво рассмотреть вопросы межнациональных взаимоотношений. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Речь должна идти об истории межнациональных отношений на всех этапах отечественной истории. Следует подчеркнуть, что пребывание в составе Российской империи имело положительное значение для ее народов: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др. В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.

6. Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. Сейчас культура, как и в прежние времена, снова оказалась на периферии школьного курса отечественной истории. Школьники непременно должны знать и понимать достижения русской культуры Средневековья, Нового времени и советской эпохи, великие произведения художественной литературы, музыкальной культуры, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д. Важно отметить неразрывную связь русской и мировой культуры.

7. История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории.

8. Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо внутриполитические или внешнеполитические факторы. Следует создать отчетливое представление у школьников, что революции и гражданские войны являются не результатом внешнего или внутреннего заговора, но следствием объективно существующих противоречий внутри страны. <…>

 

Перечень «трудных вопросов» российской истории:

1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;

2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины, Беларуси;

3. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде;

4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена;

5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых

переворотов, возможные причины неудач этих попыток;

6. Присоединение Украины к России (причины и последствия);

7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;

8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;

9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;

10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и

преобразований в сфере культуры;

11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка;

12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В.Сталина; причины репрессий;

13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;

14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне;

15. Оценка СССР в условиях «холодной войны»;

16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;

17. Оценка периода правления Л.И.Брежнева и роли диссидентского движения;

18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;

19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;

20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

 

Источник: Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс]: утвержден 30 октября 2013 г. на расширенном заседании Совета Российского исторического общества. – URL: http://минобрнауки.рф/documents/documents/3483.

Вопросы к документу:

1. На решение каких социальных задач нацелен новый культурно-исторический стандарт?

2. Какие требования предъявляются к современному учебнику по истории России? Чем он должен принципиально отличаться от прежних учебников?

3. Чем обусловлено наличие «трудных вопросов» по истории России? Почему отечественная историография не может дать на эти вопросы однозначных ответов?

 

Содержание

Тема 1: Историческая наука в первые годы советской власти (1917 – начало 1920-х гг.) ………………………………………………………………………………………………….3

Документ № 1. Из работы М.Н. Покровского «Борьба классов и русская историческая литература» …………………………………………………………………………………….. 4

Документ № 2. Сталин ‒ военному моряку Ивану Зенушкину по поводу русского перевода книги Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир»……………………………….. 7

Тема 2: Историческая наука во второй половине 1920-х – начале 1930-х гг. ……………8

Документ № 3. Из доклада К.А. Попова на 5-й методической конференции преподавателей совпартшкол………………………………………………………………………………9

Документ № 4. Из письма И. Сталина в редакцию журнала «Пролетарская революция»

«О некоторых вопросах большевизма».……………………………………………..…….12

Тема 3: Историческая наука в середине 1930-х – начале 1940-х гг. ……………………...13

Документ № 5. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах СССР» ……………………………………………….15

Документ № 6. Замечания по поводу конспекта учебника по истории СССР …………..17

Документ № 7. Е. М. Ярославский. Антимарксистские извращения так называемой «школы Покровского» …………………………………………………………………………… 18

Тема 4: Историческая наука в период Великой Отечественной войны и первое послевоенное десятилетие (1941 – середина 1950-х гг.) ……………………………………………..21

Документ № 8. М.В. Нечкина. Лекции в годы войны …………………………………… 22

Документ № 9. Докладная записка агитпропа ЦК М.А. Суслову об учебнике для вузов «История СССР» (т. 1) ………………………………………………………………………25

Документ № 10. Докладная записка «Об ошибках и недостатках в работе журнала

“Вопросы истории”» Д.Т. Шепилова и Ю.А. Жданова на имя Г.М. Маленкова........…..26

Тема 5: Советская историография в период «хрущевской оттепели» (вторая половина 1950-х – первая половина 1960-х гг. ……………………………………………………….28

Документ № 15. Отчет заведующего Отделом школ ЦК КПСС Н.Д. Казьмина в ЦК КПСС о собрании преподавателей истории и конституции СССР города Москвы по вопросу «О преподавании истории и конституции СССР в свете решений ХХ съезда КПСС»..30

Документ № 16. Из доклада Э.Н. Бурджалова о состоянии советской исторической науки и работе журнала Вопросы истории» (на встрече с читателями 19-20 июня 1956 г. в ленинградском отделении института истории АН СССР) ……………………………………...32

Тема 6: Отечественная историография во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. ………………………………………………………………………………….…34

Документ № 17. Письмо в ЦК КПСС сотрудников Института всеобщей истории

Академии наук СССР ………………………………………………………………………36

Документ № 18. Из докладной записки Комиссии по проверке работы сектора истории СССР периода империализма Института истории СССР АН СССР ……………………39
Тема 7: Историческая наука в период перестройки (1985 – 1991 гг.) …………………...41

Документ № 19. Из доклада М.С. Горбачева «Октябрь и перестройка: революция продолжается», посвященного 70-летию Октябрьской революции, 2 ноября 1987 года……....43

Документ № 20. Ю. Афанасьев. Перестройка и историческое знание …………….……45

Тема 8: Историческая наука в постсоветский период……………………………….….…47

Документ № 21. Концептуальные основы историко-культурного стандарта…….……..50

 


[1] Нечкина М. В. Бессмертные традиции всенародного ополчения.– Комсомольская правда ‒ 1941 ‒ 11 июля; Она же. Непобедимая сила народная.– Правда Востока ‒ 1941‒ 2 сентября.

[2] Нечкина М. В. Денис Давыдов.– Агитатор и пропагандист Красной Армии ‒ 1941 ‒ № 13, С. 21–29; Она же. Денис Давыдов. ‒ М., 1941.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.