Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения: вовлечь в совместные игры и коллективные занятия - общая задача педагога и родителей. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения: вовлечь в совместные игры и коллективные занятия - общая задача педагога и родителей.

2017-11-16 323
Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения: вовлечь в совместные игры и коллективные занятия - общая задача педагога и родителей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эта задача разрешима, но, к сожалению, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте к ней приступать поздно. Однако осознание своей застенчивости не только не помогает, но, наоборот, мешает ребенку ее преодолеть, поскольку характерной особенностью таких детей является ярко выраженная неуверенность в себе и заниженный уровень притязаний- Ребенок не в силах победить свою застенчивость, так как не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на этих чертах своего характера и поведения, еще сильнее его сковывает. Помочь застенчивому ребенку могут только взрослые, причем чем раньше они начнут это делать, тем лучше.

Застенчивость как устойчивая характерологическая особенность выступает в поведении ребенка достаточно рано (нередко ее предпосылки отчётливо прослеживаются уже в раннем возрасте, а в младшем дошкольном эти качества уже во многом определяют поведение ребенка).

Для ребенка, не посещающего детский сад или ясли, говорить о застенчивости как о сложившемся качестве еще преждевременно. Для этих детей характерны также страх перед чужими, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери, болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие. При разумной организации жизни ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и при внимательном руководстве со стороны взрослого вполне возможно предотвратить развитие нежелательных форм поведения.

Наиболее действенной мерой является последовательное целенаправленное формирование у малыша навыков общения и умения действовать совместно с другими, взрослыми и детьми.

На начальном этапе (особенно если ребенок болезненно реагирует на чужих людей - кричит, плачет, убегает или замирает около матери, избегая смотреть на чужого и в особенности встречаться с ним взглядом) следует постепенно расширять круг пассивного общения. Не нужно сразу без необходимости приглашать к себе домой чужого взрослого человека, но можно начать разговаривать в присутствии малыша с кем-то посторонним или малознакомым на прогулке.

Основные задачи:

· Развить у детей позитивное самовосприятие. Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку. Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.

 

Замкнутость
В раннем возрасте ребенок не видит проблемы в своей замкнутости. Наоборот, ощущает ее как спасение. Единственное с кем не стоит путать замкнутого ребенка, так это с интровертом. В этом вы можете определиться, проведя тестирование или обратившись к психологу. Для интроверта вполне нормально интересоваться собственным внутренним миром более окружающего.

симптомы замкнутости:

· ребенок может вообще не разговаривать, говорить в крайнем случае, произносить слова шепотом;

· держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;

· у него друзей очень мало или нет совсем;

· он боится начать что-то новое;

· не решается выразить свое мнение;

· таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;

· часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;

· излишняя осторожность в словах и поступках;

· отсутствие спонтанных проявлений (но может очень желать этой спонтанности);

· неглубокое дыхание;

· психосоматические проявления (боли в желудке, например);

· желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);

· часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).

При всем этом замкнутый ребенок может вполне нормально успевать в школе, выполнять свои обязанности, не устраивать истерик и ссор – ведет себя правильно.

Такой ребенок не слишком хочет покидать свой укромный мир. Он бессознательно использует укрытие в острые для себя моменты. Окружающие могут видеть в этом застенчивость, подавленность, кротость, боязливость, скуку, невоспитанность. Часто замкнутость характерна для приемных детей.

В замкнутости мальчиков и девочек существует решающая разница. Она влияет на эффективность преодоления проблемы. На замкнутость мальчиков раньше обращают внимание, чем на нее же у девочек. Причиной тому – стереотипы общества. Считается, что мальчики должны быть более активными, в том числе социально. Это и заставляет остро реагировать на проявления отчуждения у мальчика. В девочках же замкнутость часто путают с должным девичьим поведением, воспитанностью, очаровательной робостью. И это влияет на слишком позднее решение проблемы.

Причины замкнутости ребенка: страх не справиться со сложной ситуацией;

· страх общения со сверстниками (страх быть обиженным, осмеянным или проигнорированным);

трудности общения с противоположным полом;

отрицательный эффект выраженной однажды искренности ребенка (в разговоре и поступках);

нежелание выполнять требования взрослых, участвовать в чем-то; неумение осуществлять выбор, решаться на действие;

затаенная накопившаяся обида, огорчения;повышенная тревожность (о себе, о ком-то из родителей); слишком большие обязанности для ребенка;

строгое или жестокое наказание ребенка; сексуальное насилие или его попытки над ребенком;

тяжелая болезнь или частая болезненность (физическая или психическая); культивирование родителями отчужденного, слишком послушного, «правильного» поведения; ощущение себя ненужным, лишним в семье.

Последствия замкнутости

Если ничего не предпринимать, то замкнутый ребенок останется в опасности:

· не будет решаться на выбор, доводить всё до конца, сворачивая с пути;

· будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников;

· ему будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);

· не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни);

· не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;

· постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;

· будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;

· не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;

· сохранит неуверенности в себе на многие оды;

· не будет решать сложные проблемные ситуации; будет в одиночестве;

· возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).

Чем дольше сохраняется это состояние, тем более ребенок погружается в него. Это осложняет его освобождение из замкнутого поведения.
Рекомендации для родителей замкнутого ребенка

Самое важное, чего не следует допускать по отношении к замкнутому ребенку – это применение силы (моральной и тем более физической). Далее психологи рекомендуют следующие подходы: воспринимать ребенка таким, каков он есть;меньше говорить самому в общении с ним;

рассказать о том, что беспокоитесь о нем (любых его сложностях); в разговоре с ребенком не выставлять замкнутость как проблему;

научить его осознавать свои страхи, обиды; выявлять и прорабатывать страхи через игру, рисование (можно предложить нарисовать мальчика или девочку – соответственно своему полу; сначала эти рисунки будут слишком правильными, без эмоций; ребенку нужно предложить рассказывать о герое рисунка (игры), но не стоит ждать результата сразу);

· в раннем возрасте стоит научить ребенка знакомиться, общаться, решать проблемные ситуации;

· подкреплять, хвалить решительность ребенка;

· постараться узнать причины, проблемы и помочь их разрешить, подсказать стратегию (самому решать только при угрозе жизни и здоровью ребенку);

· помочь справиться с комплексами и страхами.

Если самостоятельная работа над проблемой не дает результатов, тогда ребенку сможет помочь психолог. Психологи в работе с такими детьми часто используют экспрессивные техники. Применяется рисование, лепка, упражнение с предложениями, начинающиеся с «Я…». Иногда помогает анализ сновидений. Подход «здесь и сейчас» также является очень действенной помощью. Первые шаги к открытости – осознание своих страхов, огорчений и обид. Далее проводится психокоррекция поведения. Ребенку позволяют найти ключи, научиться решать проблемные ситуации и по-другому справляться с обидами и страхами.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.