Административно-правовой способ. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Административно-правовой способ.

2017-11-16 160
Административно-правовой способ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Административно-правовой метод используется для обеспечения порядка управления и поэтому исходит из неравного положения субъектов права – из отношений власти и подчинения. (планировка ресурсопотребления, координация природоохранной деятельности, административные штрафы на нарушителей экологического законодательства, на загрязнителей, нормирование качества окружающей среды, государственный экологический контроль.). Для экологического права характерно преобладание административно-правового метода воздействия на регулируемые отношения, характерными чертами которого являются не отношения юридического равенства сторон, присущего гражданско-правовому методу, а отношения власти и подчинения. Именно такими, властными, полномочиями обладают природоохранительные органы, стоящие на страже интересов общества и гражданина.

Гражданско-правовой способ.

Гражданско-правовой способ регулирования общественных отношений базируется на основных началах гражданского законодательства и основывается на признании равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (установление платы за пользование природными ресурсами, за потребление и загрязнение природной среды; признаются и защищается равным образом и гарантируется частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю, постепенно складывается экономический механизм использования и охраны окружающей среды, введение материального интереса в использовании природных ресурсов для настоящих и будущих поколений и их сбережение).

4. Сочетание административного и гражданского методов.

Поскольку состояние природных ресурсов вызывает все большую озабоченность населения, а предписания по их охране приобретают все большую социальную значимость, государственно-властный и имущественно-правовой методы будут переплетаться, взаимно дополняя друг друга, уступая друг другу место в зависимости от состояния и деградации окружающей среды и формирования гражданского общества, эколого-правового сознания.

Историко-правовой метод.

Для получения истинных знаний о сущности и закономерностях экологического права значение имеет историко-правовой метод. Анализ развития явления, исторический источников, официальных документов позволяет оценить происхождение и динамику решения экологических проблем, понять современное место экологического права в общей системе права, уяснить причины, следствия, масштаб деятельности человека в области загрязнения и охраны окружающей среды.

6. Прогностический метод.

Включает предсказание, суждение о состоянии экологических отношений в будущем. Прогнозирование природоохранных процессов предполагает их планирование, программирование, проектирование, управление, моделирование, опрос экспертов. Прогнозирование позволяет принимать своевременные меры по совершенствованию государственного и общественного механизмов, экологического права, укреплению соответственно экологического правопорядка, обосновывать надежность принимаемых организационных, воспитательных, правовых и экономических мер с учетом социальных и иных возможных изменений.

Говоря об особенностях правового регулирования экологических отношений, следует отметить, что в современных условиях значительно возросло значение экономических методов воздействия на экологические отношения, что находит выражение в установлении платы за использование природных ресурсов, чего ранее не было, а бесплатность природопользования квалифицировалась как одно из «достижений и преимуществ социалистического строя». Усиление экономических методов воздействия на экологические отношения проявляется и в создании особых экологических фондов, учреждении определенных льгот и преимуществ за рациональное использование природных ресурсов и др.

 

 

Вопрос № 28. Структура и основные функции органов общей компетенции и специально уполномоченных в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Государственные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенция относятся Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов федерации, муниципальные органы. Эти орга­ны определяют основные направления природоохранной по­литики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции и т.д. Наряду с охраной окружающей природной среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, вхо­дящих в круг их полномочий.

Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональ­ные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные зада­чи или какой-либо их блок. Деятельность требует специальной организации. Для этого необходим независимый от интересов отдельных организаций и отраслей хозяйства орган, способный управлять природопользованием как единым комплексом. В нашей стране впервые такой орган был создан в 1988 г. — Госу­дарственный комитет по охране природы СССР, в 1991 г. — Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впо­следствии переименованное в Министерство охраны окружа­ющей среды и природных ресурсов России. В 2000 г. функции но рационализации природопользования и охране окружающей среды переданы Министерству природных ресурсов РФ. То есть функция использования природы и ее охрана, к сожалению, вновь сосредоточились в одном органе. В условиях доминиро­вания в стране экономических приоритетов над экологически­ми такая ситуация представляется крайне нежелательной.

Главными задачами указанною министерства в области ра­ционального природопользования и охраны природы являют­ся: контроль за использованием и охраной всех природных ре­сурсов; разработка предложений по рационализации природо­пользования; утверждение стандартов и правил природополь­зования, обязательных для всех остальных министерств и ве­домств, и контроль за их соблюдением; руководство заповед­ным делом и ведение общегосударственной Красной книги; распространение экологических знаний среди населения; го­сударственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов; организация экологического мониторинга и др.

К комплексным органам управления относятся также:

— Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Сан-эпиднадзор РФ) — координатор деятельности всех ве­домств и организаций в области санитарной охраны че­рез систему территориальных органов (санэпидстанций и инспекций);

— Федеральная служба России по гидрометеорологии и мо­ниторингу окружающей среды (Росгидромет) — осуще­ствляет экологический контроль за состоянием окружа­ющей природной среды, информирует население об из­менениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;

— Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрез­вычайных ситуаций и ликвидации последствий стихий­ных бедствий (МЧС России) — обеспечивает безопасность людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыбодов-ство, Минсельхоз России) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природ­ных ресурсов и объектов

Функциональные органы выполняют одну или несколько род­ственных функций в отношении природных объектов: Мина­том России (обеспечение ядерной и радиационной безопасно­сти); Госгортехнадзор России (контроль за использованием недр); Минздрав России (санитарно-эпидемиологический кон­троль) МВД России (охрана атмосферного воздуха от загрязне­ния транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).

В настоящее время загрязнение среды и нарушение эколо­гического равновесия приобрело глобальные масштабы. В свя­зи с этим возникла неотложная необходимость международно­го сотрудничества в целях предотвращения глобальной эколо­гической катастрофы. Поэтому помимо государственных суще­ствуют и международные органы управления природопользо­ванием и охраной природы. Это Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа (коми гет) ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) и др.

 

 

Вопрос № 29. Субъекты права природопользования, их основные экологические права и обязанности

Право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

Главные принципы права природопользования:

1. принцип производности и зависимости рассматриваемого института от собственности государства на ресурсы природы. Суть данного принципа состоит в том, что всякое использование природных ресурсов осуществляется только в соответствии с интересами государства, всего народа.

2. принцип целевого использования – использование природных ресурсов;

3. принцип устойчивости пользования ресурсами природы. Данный принцип призван гарантировать стабильность эксплуатации природных ресурсов.

4. принцип планомерности использования природных ресурсов.

5. принцип комплексного использования в природной среде учитывает взаимообусловленность экосистем, объективно сложившееся в них равновесие.

6. платность пользования как принцип заключается в том, что как предоставление, так и пользование природными ресурсами, как правило, осуществляются за плату.

Таким образом, право пользования государственными фондами природных ресурсов - это установленная государством совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения по использованию природных ресурсов, возникающих между государством и пользователями, а также между самими природопользователями с учетом экологического и экономического их назначения, охраны прав государства и природопользователей, в интересах настоящих и будущих поколений.

 

Субъектами права природопользования являются лица, которые обладают правом использовать природные ресурсы в результате их приобретения в установленном законом порядке. Это могут быть юридические лица - предприятия, организации и учреждения, а также граждане, т.е.тот, кто заявлен в законе (физические, юридические лица).

Экологические права физических и юридических лиц сформулированы в Конституции РФ, а также в кодексах, иных нормативных правовых актах РФ. Причем экологические правоотношения предусматривают, включают права и обязанности, как граждан, так и государственных и муниципальных органов, их должностных лиц.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.