Методология теории государства и права. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Методология теории государства и права.

2017-11-16 124
Методология теории государства и права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методология теории государства и права.

ТГП использует общенаучные и специальные методы познания.

К общенаучным методам относятся: диалектический, исторический, логический, системный, сравнительный и др.

Диалектический метод – это всеобщий метод познания суть которого заключается в том, что все явления в том числе гос-во и право следует рассматривать в их развитии взаимосвязи и взаимодействии.

Системный метод – открывает большие возможности для изучения структурных элементов гос-ва и права прямого и обратного влияния на гос-во и право внутренней и внешней среды. Гос-во и право изучаются как системы.

Система- это совокупность взаимодействующих и взаимообуславливающих друг друга эл-тов в рамках единого целого.

Исторический метод – позволяет изучать гос-венно правовые явления в их историч. развитии.

Сравнительно исторический- позволяет сопоставлять историч. развитие гос-венно правовых институтов в разных странах.

К специально юридическим методам относятся сравнительно-правовой, формально-юридический и метод гос-го и правового регулирования.

При использовании сравнительно - првового метода сравниваются правовые системы различных стран либо одной и той же страны на разных этапах её истории.

Формально – юридический метод вытекает из самой природы гос-ва и права. Он помогает описать, классифицировать и систематизировать гос-но правовые явления, исследовать их формы.

Суть метода гос-но правого моделирования заключается в том, что между различными гос-ыми и правовыми явлениями имеется опр-ое сходство и поэтому знаю с-ва и признаки одного из них можно с достаточной степенью точности судить о других.


Политико-государственный режим: понятие и виды

Политико-государственный режим является элементом формы государства и характеристики форм государства только с точки зрения форм правления и форм государственного устройства недостаточно.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Политический режим определяется уровнем развития социально-политических процессов, господствующим в обществе политическим сознанием.

 

Демократический режим

 

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режи­ма — демократический и антидемократический.

Демократия –степень участия масс в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан демократических прав и свобод, официально признаваемых и закрепляемых в конституциях и других законах.

Признаки демократического режима:

1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им предста­вительные органы);

2) решения принимаются большинством с учетом интере­сов меньшинства;

3) существование гражданского общества с его развитой
структурой;

4) реальное осуществление правового государства;

5) выборность и сменяемость центральных и местных орга­нов государственной власти, их подотчетность избирателям;

6) легитимность государственной власти;

7) "силовые" структуры (вооруженные силы, полиция, ор­ганы безопасности и т, п.) находятся под демократическим кон­тролем общества, используются только по прямому назначе­нию, их деятельность регламентируется законами;

8) доминируют методы убеждения, согласования, компро­мисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;

10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан дей­ствует принцип "дозволено все, что не запрещено законом";

12) политический плюрализм, в том числе многопартий­ность, соревнование политических партий;

13) гласность, свобода средств массовой информации от цен­зуры;

14) реальное действие принципа разделения властей.

Различают прямую и представительную демократию.

- Прямая (непосредственная) демократия позволяет народу осуществлять власть непосредственно без политических посредников. Среди институтов прямого народовластия можно назвать: прямые выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, митинги, демонстрации. Недостатки: отсутствие желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность проведения указанных мероприятий (например, референдума), невысокая эффективность принимаемых решений ввиду непрофессионализма многих граждан.

- При представительной форме демократии власть народа осуществляется опосредованно через представителей. Недостатки: развитие коррупции, принятие решений не в интересах большинства, отрыв представителей от своих избирателей.

Среди антидемократических режимов можно выделить следующие: авторитарный, тоталитарный, фашистский.

Тоталитарный режим

 

Тотали­тарный режим характеризуется абсолютным контролем госу­дарства над всеми областями общественной жизни, полным под­чинением человека политической власти и господствующей идео­логии (государства чисто фашистского типа).

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над все­ми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от полити­ческой власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о 2единстве», «слиянии» власти и народа (государства чисто фашистского типа);

3) монопольный государственный контроль над экономи­кой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) абсолютная регла­ментация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";

5) государственная власть окружена "орео­лом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;

6) доминирующим методом управления становится наси­лие, принуждение, террор;

7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозици­онно настроенных сил;

8) права и свободы человека и гражданина носят деклара­тивный, формальный характер, отсутствуют гарантии их реа­лизации;

9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;

10) наличие одной официальной идеологии, фактическое устранение плюрализма;

11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

12) бесконтрольность репрессивных государственных орга­нов со стороны общества;

13) отсутствие правовой государственности и гражданско­го общества;

14) государственная власть осуществляется по своему ус­мотрению, произволу, без учета мнения большинства, в проти­воречии с демократическими механизмами, нормами и инсти­тутами.

Авторитарный режим

 

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, при котором политическая власть осущест­вляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Авторитарный режим отличен от тоталитарного:

- тоталитаризм устанавливает всеобщий контроль, авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;

- при тоталитаризме осуществляется систематический террор против противников, при авторитарном режиме проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

Признаки авторитарного политического режима:

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2) игнорируется принцип разделения (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3) роль представительных органов власти ограничена вла­стным субъектом, хотя они и могут существовать;

4) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, под­отчетности и подконтрольности их населению;

5) в качестве методов государственного управления доми­нируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрес­сии, жесткие насильственные приемы осуществления полити­ческой власти;

6) сохраняется частичная цензура, существует своего рода "полугласность";

7) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталита­ризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к вы­соким целям);

8) нет полного тотального контроля над всеми сферами об­щественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном поли­тическом режиме;

10) существует частичный плюрализм, оппозиция не до­пускается, может существовать лишь имитация многопартий­ности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае
они разгоняются;

11) права и свободы человека и гражданина главным обра­зом провозглашаются, но реально во всей своей полноте не обес­печиваются;

12) "силовые" структуры обществу практически неподкон­трольны и используются подчас в сугубо политических целях.

Фашизм

Наиболее опасной формой недемократического режима является фашизм. Фашистские режимы – показатель резкого обострения социально-классовых противоречий внутри общества, кризиса политической власти господствующего класса, при котором правящая элита не в состоянии обеспечить свое господство опираясь лишь на демократические методы. Под страхом утраты власти, она прибегает к широкому использованию террористических методов. Для этих режимов характерно сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав неимущих слоев, официально насаждаемые через СМИ гонения на инакомыслящих, проводимая на государственном уровне охота на лиц, несогласных с политикой фашистских лидеров. Характерна также опора правящих кругов на армию и полицию, непререкаемая власть вождя – фюрера, дуче. Абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной, диктатура ее под предлогом проведения «кардинальных реформ», борьбы за «единство нации», за установление демократии, за торжество законности и справедливости. Характерен нейтрализация деятельности парламентских структур, лишение парламента его традиционной компетенции творить закон.

 


Достоинства

Продуктивность деления государств на основе социально-экономических факторов

Объяснение поэтапности, ественно-исторического характера развития

Недостатки

§ Не универсальная схема, не все государства попадают под эту схему, наша история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

§ Весьма схематичная и одномерная;

§ Недооцениваются духовные факторы (национальность, религия, культура и т. д.)..

 

Цивилизационный подход (А. Тойнби, Данилевский, Шпенглер, Сорокин, Вебер)

В основе лежат духовные признаки: культурные, религиозные, национальные, психологические. В частности, по мнению А.Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этических, географические и другие признаки. В зависимости от них выделяют: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придаёт устойчивую общность всем государствам, существующим в её рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом, разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное общество. Отсюда Тойнби видит прогресс, в духовном совершенстве поколений людей.

В цивилизационном подхода различают:

Хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозный и иные принципы типологии цивилизаций.

В рамках цивилизационного подхода выделяют:

· Теорию менеджмента

· Теорию «единого индустриального общества»

· Теорию «постиндустриального общества»

· Теорию конвергенции (А.Д. Сорокин)

Достоинства

Выделение культурных факторов

Более заземлённая, чёткая типология

 

Недостатки

Недооценка социально-экономических факторов

Преобладание типологии общества, а не государств (государство – это только политическая часть общества


15. Марксистская теория права и психологическая школа права.

Марксистская теория зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в.

Основоположники данной теории – Морган, К. Маркс; Ф. Энгельс В. И. Ленин

Суть марксистской теории правасоставляют следующие положения:

» в основе теории лежит классовый подход;

» право - возведенная в закон воля правящего класса;

» право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;

» право устанавливается и охраняется государством.

Центральным было понятие общественно-экономической формации - исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; "... общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером", характеризующееся свойственным только ей способом производства и обусловленным этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами, а также идеологией.

Основные общественно-экономические формации:

- первобытнообщинная;

- рабовладельческая;

- феодальная;

- капиталистическая;

- коммунистическая.

Положительные стороны теории (плюсы):

~ подведение экономического базиса под вопрос изучения права;

~ трезвая оценка роли государства и государственной элиты в создании права;

~ показывает зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

~ обращает внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Основные недостатки теории (минусы):

· ~ преувеличение роли классовых антагонизмов,

· ~ недооценка интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе);

· ~ отсутствие общечеловеческих критериев;

· ~ игнорирование культурных факторов,

· ~ ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества.

Плюсы

1) Данная теория обращает внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и т.д. Отсюда нельзя издавать законы без учёта социальной психологии;

2) Повышение роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества; 3) Источник прав человека "выводиться из психики самого человека".

Минусы

Слишком сильный толчок в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.д.), от которых тоже зависит природа права.



Понятие, признаки права

Право – система общеобязательных формально определенных норм. регулирующих общественные отношения, принятых или санкционированных государством или охраняемых силой государственного принуждения

признаки:

 

1. Нормативность. Право состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности лиц. В нормах права закрепляется эталон, масштаб, модель возможного и должного поведения с точки зрения государства.

2. Системность права – это именно система норма, а не совокупность, как случайный набор, это строго выделенная упорядоченная иерархичная система правил поведения.

3. Формальная определенность. Нормы права всегда формально определены в источниках права. Только источники содержат в себе правовые нормы. Чаще всего нормы права облегаются в письменную форму, а сами источники права принимаются по определенной установленной процедуре.

4. Правоустановление и санкционирование государства. Государство устанавливает право путем принятия нормативных правовых актов, нормативных договоров. В форме санкционирования устанавливаются правовые обычаи. Таким образом, государство, одобряя (санкционирование) простой обычай, превращает его в правовой. При санкционировании государство не придумывает новую норму, а устанавливает общеобязательную силу существующих обычаев, путем указания на возможность их применения в правоприменительной деятельности. Единственный обычай, санкционированный государством – обычай делового договора. ГК РФ не раскрывает содержание обычая делового оборота, ссылается на возможность его применения.

5. Волевой характер. Право выражает государственную волю, которая формируется, исходя из потребностей общества.

6. Государственная гарантированность. Право охраняется и обеспечивается силой государственного принуждения. Правонарушение всегда влечет юридическую ответственность.

7. Общеобязательность. Право не персонифицировано, адресовано неопределенному кругу лиц.

8. Длительность существования. Нормы права принимаются на длительный срок, а поправки в законы вносятся по мере необходимости. Обычным источником права не указывается срок окончания их действия. В качестве исключения можно привести пример ФЗ О бюджете РФ, который принимается на определенный срок.

9. Многократность применения. Норма права не утрачивает своей юридической силы после ее реализации.


 


Функции права

Алексеев Функции права представляют собой направление его воздействия на общественные отношения. Посредством функций осуществляются задачи, которые ставятся перед правом как социальным регулятором.

Наиболее характерными путями осуществления регулятивной функции права являются определение правосубъектности граждан, закрепление и изменение их правового статуса, определение компетенции государственных органов, установление правового статуса юридических лиц, определение юридических фактов, которые направлены на изменение правоотношений, установление конкретной правовой связи между субъектами права, определение типа правого регулирования.

Особенности регулятивной функции заключаются в установлении позитивных правил поведения, в организа­ции общественных отношений, в координации социальных взаи­мосвязей. В рамках этой функции выделяют две ее разновид­ности (подфункции) - регулятивную статическую и регулятив­ную динамическую (С.С. Алексеев).

Статическая функция права состоит в том, что оно закрепляет в своих институтах, в правовых актах те общественные отношения, которые являются основой устойчивого, стабильного существования общества и выражают общую волю его членов. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам собственности, закрепляющим экономические основы общественного устройства, а также институту политических прав и обязанностей граждан, избирательному, авторскому, изобретательскому праву. Динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения, т.е. динамики. Она отражает процесс развития общества, его экономической базы, социально-правовых, этических представлений. Она воплощена, в частности, в институтах гражданского, административного, трудового права.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одно из назначе­ний правового регулирования. Право юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответству­ют интересам его большинства и выражают общую волю.

Решающее значение в проведении статической функции при­надлежит институтам права собственности, институтам полити­ческих прав и свобод граждан. Отчетливо данная функция выражена в авторском, изобретательском праве и др.

Регулятивная динамическая функция выражается в воз­действии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах граж­данского, административного, трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике, и других сферах.

Охранительная функция права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных эконо­мических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.

Основное назначение охранительной функции заключается в предотвращении нарушений норм права.

Характерные черты охранительной функции права прослежи­ваются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.

Одна из важнейших социальных функций права – экономическая осуществляется как путем регулирования действий участников экономических отношений. Экологическая функция тесно связан с экономической, ее объектами являются земля, недра, почва, вода, воздух, флора и фауна, околоземное пространство. Появление этой функции права с тем, что экологическая сфера стала в современных условиях очень важной и превратилась в одну из проблем существования человечества. Данная функция направлена на юридическое воздействие на деятельность человека, в целях защиты его среды обитания.

Воспитательная функция права направлена на воспитание правового сознания граждан, осознания необходимости соблюдения норм права. Право обладает информационным потенциалом и способностью воздействия на волю и сознание людей через заложенную в нем информацию, прежде всего ценностного свойства. В таком плане

право выполняет воспитательную роль, формирует правосознание граждан и ценности правовой культуры. Постановка вопроса о функциях уместна не только на уровне общеправовом, но и на уровне межотраслевых блоков, на уровне отрасли права, а также в связи с установлением сущности отдельных правовых явлений. Например, особенности процессуального права с позиции его функций становится уже насущной проблемой. Вопрос о функциях отдельных правовых явлений (правотворчества, правосознания, правовых отношений и др.) уже не является новым, в том числе и в учебной литературе.



Теория насилия

Представители: Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович, Карл Каутский.

Представители данной теории считают, что возникновение права является результатом насилия и завоеваний. Научное обоснование теория насилия получила в XIX-XX веках.

Дюринг считал, что первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе, в насилии (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой. Общество, по мнению Дюринга, состоит, по меньшей мере, из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства и права Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства, а следовательно и права.

Каутский видит источник происхождения права во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными. При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное явление.

Австрийский социолог и государствовед Гумплович так же является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы, а право выступает инструментом насилия, господства одних над другими, закабаления и угнетения. Однако Гумплович отвергает теорию внутреннего насилия, говоря, что пока племя состоит из единомышленников, воспитанных в одном обществе, не может быть вражды, войн и рабства. По мнению Гумпловича, ни общественный договор, ни божественное провидение, ни «высшие» идеи, ни «известные потребности» или «рационалистические и нравственные мотивы», как это следует из других учений о происхождении государства и права, а лишь грубая сила, борьба, покорение одних племен другими - одним словом, прямое насилие - «вот родители и повивальная бабка» государства и права.

Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения. Однако, абсолютизируя роль насилия в истории, данная теория не учитывает того, что очень многие государства и правовые системы раньше и сейчас создаются и развиваются отнюдь не в результате завоевания извне или иным насильственным путем.

Теория естественного права

Теория естественного права является одной из старейших и наиболее распространенных. Известный российский юрист Е.Н. Трубецкой в начале 20 века писал, что вопрос о естественном праве «есть центральный, жизненный вопрос философии права, о котором философы и ученые спорят с самого момента его зарождения.

Фундаментальную разработку эта теория по­лучила в XVII-XVIII веках в трудах в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существуют основные жизненно необходимые для человека и неотчуждаемые естественные права, присущие ему от рождения. К таковым относятся право на жизнь, здоровье, свободу, равенство т. п. В своей совокупности эти правомочия составляют общее для всех людей естественное право. Таким образом, источник прав человека находит­ся не в законодательстве, а в самой природе человека. Содержание природных прав человека не определяется государством, государство призвано лишь закрепить права, принадлежащие человеку от природы. Естественное право должно быть «стержнем» действующего позитивного права, и в идеале все нормативные положения позитивного права должны соответствовать естественно-правовым установлениям. Однако закон, принятый государством, может расходиться с естественными правами, в таком случае он будет признан не отвечающим правам человека, неправовым.

Положительное значение данной теории состоит в следующем:

- утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека;

- начали различаться право и закон, естественное и позитивное право;

- соединение права и нравственности.

Недостаток данной теории состоит в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в действительности.


 


22 Теория права - юридический позитивизм

Юридический позитивизм — направление философии права, которое видит в праве совокупность норм или правил поведения, установленных и обеспеченных принуждением со стороны власти. Характерными чертами данного подхода к праву являются: формальное определение права (когда под правом понимается то, что признается таковым в данном сообществе); отождествление права с действующим законодательством; автономный характер права (его независимость от морали и исторических традиций).

Юридический позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права, т.е. действующего в данный момент.

Позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. Эмпирическое познание права осуществляется на основе чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а так же от его социально-политических характеристик.

Вся теория юридического позитивизма основывалась на предположении, что государство является правовым, однако это предположение неоднократно опровергалось практикой («лучше капля силы, чем мешок права»), а к обоснованию правового государства могло вести лишь изучение «метаюридических» начал».

Алексеев С.С. напротив, считает позитивную теорию, суммирующую данные аналитической юриспруденции, в сочетании со своими «ответвлениями» (историей права, сравнительным правоведением) и с социологией права, самодостаточной юридической наукой, выполняющей уникальные и независимые функции во всем комплексе юридических знаний, в области законодательства, юридической практики, правового обучения, а так же в постижении логики и смысла права.

Неоднозначное понимание сущности позитивизма в праве, а в итоге различное (нередко отрицательное) отношение ученых к нему обусловлено, видимо, тем, что в отечественной юридической науке позитивная теория права пока не разработана, а в литературе к позитивным концепциям относят не только те теории, которые базируются на теории позитивизма, но и формально-логические, «нормативистско-идеалистические» концепции права, основанные на иных философских направлениях (кантианство, неокантианство, феноменологическая философия и пр.)

Обратимся к истории возникновения юридического позитивизма.

Государственно-правовые теории позитивизма берут начало в работах французского мыслителя Огюста Конта, автора "Курса позитивной философии" и "Системы позитивной политики". В данных работах Конт систематизировал как социальную жизнь того времени, так и теоретически обосновал новый, "позитивный" социально-политический порядок развития общества, с учетом его – прошлого, настоящего и «возможного будущего».

Дальнейшее стремительное развитие промышленного производства, банковской сферы, сферы транспорта и торговли, т.е. всех прогрессивных процессов, происходящих в общественной жизни стран Западной Европы во второй половине XIX века, обострило конкуренцию между отдельными производителями, в итоге концентрации капитала в «одних руках» и формированию монополий. Все отчетливей главная линия идеологического противостояния начинает проходить между адептами старого феодально-монархического режима и сторонниками буржуазного строя.

Но научно-технический прогресс и высокий материальный уровень жизни могли быть достигнуты лишь при условии солидарности всех социальных слоев общества. Так буржуазии нужен был фактор стабилизации, порядка, эффективное орудие против нарастающего рабочего движения, которыми и стал юридический позитивизм, который рассматривал право (право буржуазии) как факт реальности.

Большинство буржуазных теоретиков отказалось от идей естественного права, а критика этих идей нашла выражение в юридическом позитивизме, выступившем против дуализма теории естественного права, т.е. против представления о существовании рядом с позитивным правом более высокого по своему значению права естественного, требующего дальнейшего воплощения в законодательстве. Право, по представлению позитивистов являло собой совокупность норм, данных объективно, не требующих обоснования. Норма права рассматривалась позитивистами в качестве раз и навсегда установленной догмы, а единственным источником права признавалась государственная власть, наделенная принудительной силой. Правовая концепция позитивизма отождествляла право с законом, изданным верховной государственной властью. Социальным назначением права представлялось обеспечение социального компромисса.

Наибольшее распространение юридический позитивизм приобрел в Англии (Д. Остин), Германии (К. Бергбом, П. Лабанд) и во Франции (А. Эсмен).

В XX в. юридический позитивизм распространился в странах Западной Европы. Идеи позитивизма присущи современной буржуазной юриспруденции в разных вариантах. Одним из направлений современного позитивизма является нормативизм.

Таким образом, возникновение юридического позитивизма связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических отношений. Догма права, обоснованная юридическим позитивизмом, имеет первостепенное значение для правоприменительной деятельности, особенно в периоды относительно стабильного развития гражданского общества.



Источники (формы) права

Источник права это способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. форма показывает каким способом государство создает фиксирует норму права и в каком виде это норма доводится до сознания людей.

Нормативный правовой акт это официальный документ принимаемый уполномоченным органом государства или путем референдума которой устанавливаются изменяются или отменяет норму права. НПА- это основной источник права в романо-германской правовой семьи.

Судебный прецедент это судебное решение конкретному делу которое рассматривается как образец при решении аналогичных дел в последующем. судебно претендент никогда не признавался источником права онемение настоящее время в россии судебные решения оказывают определенное воздействие на


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.