История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-11-16 | 763 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Идейно-художественная концепция романа И.С.Тургенева «Рудин».
В 1856 г. «Рудин» открывает серию произведений Тургенева, написанных в этом новом для него жанре. Далее следуют «Дворянское гнездо», «Накануне», «отцы и дети», «Дым», «Новь». Как и в повестях, большое место уделяется любовной теме, которая всегда даётся в сплетении с истор. темой, а точнее с темой смены поколений. Каждый его роман - это своеобразный отчёт об определённой эпохе рус. истории, и они могут с полным правом называться худ. летописью жизни рус. интеллигенции 30-60г. 19 в.. Пробуждение у Тург. интереса к злободневной истор. тематике находится в прямой связи с переменами, начавшимися в России после смерти в 1855 году Николая 1. На смену авторитарному правлению приходит более мягкое и более открытое Европе правление Александра 2. Прогрессивные начинания оживили надежды западников. Вновь воскресла их вера в возможность истор. прогресса. Первые 3 романа Тург. посвящены ещё «николаевскому времени», но происходящее в них изображается как предчувствие того, что случится после 1955- эпохи великих реформ Александра. В этом смысле название 3 романа «накануне» можно считать общим для всей «николаевской» трилогии. Вера Тург. в движение истории опиралась на представление о значимости отдельной личности, являющейся её творцом. Это представление нашло отражение в композиционной выделенности главного героя романа у Тург., который к тому же значительно превосходит масштабом всех остальных героев и словно возвышается над ними. Исключение составляет только главный женский персонаж, который так же по-своему выделен среди персонажей второго ряда. Его функция- проверка состоятельности героя и «суд» над ним в случае, если он не вполне и не во всём соответствует возложенной на него исторической миссии. Чаще всего такая проверка осуществляется в ситуации, обозначенной Чернышевским: состоятельность героя проверяется его способностью выдержать испытание любовью. Разумеется, речь идёт о любви нового типа, чувственной и раскрепощённой, но поскольку герой претендует на статус «нового человека», не скованного истор. традициями, он и должен быть подвергнут такого рода испытанию. Едва ли не каждый их гл. героев тургеневских романов соотнесен с типом Гамлета и Дон Кихота – клас. лит. персонажей, хар-ы вторых послужили основой для оригинальной тургеневской характерологии. Гамлет – это умный, образованный, обладающий тонким эстетическим вкусом человек, но вместе с тем болезненный эгоцентрик, предельно зафиксированный на себе. Дон Кихот во всем противоположен Гамлету. Он – прирожденный альтруист, всего себя готовый отдать идеалу, которому служит, не сомневаясь в его истинности. Гамлет в тургеневском его понимании напоминает байронического героя и во многом повторяющих и к нему восходящих «лишних» людей, таких как Онегин, Печорин, а из Тургеневских- Чулкатурин из «Дневника Лишнего человека» и Гамлет Щигровского уезда из «Записок Охотника». Дон Кихот же –это соединение типа возвышенного романтика и отчасти нового человека,.намеченного в образе Андрея Колосова. Отражает эта Тургеневская характерология и соц.- истор. воззрения писателя: читателям-современникам не составляло труда понять, что Гамлет- это символ рус. дворянской интеллигенции с её высоким уровнем образованности. Дон Кихот- символ молодого, гораздо менее культурного, но гораздо куда более мобильного поколения разночинцев, которые как раз в середине века вышли на авансцену рус.общественной жизни, с которыми Тургенев в тот период связывал наджеды на её результативное преобразование. Роман был выражением мысли о неконечном пути человека, о его "деятельном стремлении к самосовершенствованию", мысли, противоположной тургеневскому скептицизму, основанному на признании краткости чел. существования. Он создал хар-ер не саморазрушающийся, сужающий себя и свою жизнь до малюсенькой точки в пространстве, но созидающий, творящий и "неконечный". Актуализировал эти смыслы жанр романа.
|
|
Общая характеристика литературно-общественного движения 1860-х годов.
В настоящем томе рассматриваются основные явления литературно-общественного движения 60—70-х гг., истоки которого восходят ко второй половине 50-х гг., когда в стране начала складываться первая революционная ситуация. Завершается обзор 1879—1881 гг., периодом возникновения новой революционной ситуации.
Революционная ситуация достигла наивысшего накала в 1861 г., в момент проведения крестьянской реформы в жизнь. Период 1861–1863 гг. отмечен многочисленными крестьянскими волнениями, которых было особенно много в первые месяцы после торжественного объявления манифеста.
Специфической особенностью русской литературы 2-ой половины XIX в. является ее возросшая связь с общественным движением страны. С революционно-демократическим движением, возглавляемым Н.Г. Чернышевским и достигшим своего апогея в 1860-х гг., так или иначе связано творчество Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, а также творчество писателей «второго ряда» - писателей-разночинцев Н.Г. Помяловского, Ф.М. Решетникова, В.А. Слепцова и некоторых других. Такие корифеи русской литературы, как И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, не говоря уже о А.А. Фете и Ф.И. Тютчеве, не только не разделяли эстетические (и социально-политические) взгляды революционных демократов, но и достаточно резко с ними полемизировали. 1848-1855 годы вошли в историю русской литературы как период «мрачного семилетия». В историческом плане это период агонии николаевской России.
Тем не менее в этот период появляются новые произведения Тургенева (прежде всего «Дневник лишнего человека», «Записки охотника»), первые пьесы Островского («Свои люди сочтемся», «Бедная невеста») Толстого («Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы»), выходят сборники стихотворений Тютчева и Фета. В 1853 г. Чернышевский защищает, а в 1855 г. публикует свою знаменитую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», которая закладывает основу для эстетики революционных демократов и будущей «реальной критики» Н.А. Добролюбова. В литературном отношении писатели «новой волны» полностью преодолевают эстетику натуральной школы; в целом 1848-1855 годы содержат в зародыше все те литературно-общественные явления, которые полностью разовьются в литературе 1856-1869 годов.
1860 годы положили начало эпохе журналистики. Центром литературной жизни страны становится журнал Н.А. Некрасова и И.И. Панаева «Современник»; Некрасов стремится консолидировать вокруг него все лучшие литературные силы. До 1858 г. на его страницах публикуются произведения Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета; в критическом отделе появляются статьи как представителей «эстетической критики» (А.В. Дружинин, П.В. Анненков, В.П. Боткин) так и Н.Г. Чернышевского. В самой России накануне 1861 г. развернулась на страницах журнала «Современник» могучая проповедь «мужицких демократов» Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, идейных вдохновителей и руководителей революционно-демократического лагеря. Основные положения эстетики демократов Чернышевский сформулировал в своей диссертации 1853 г. Основные ее постулаты: «прекрасное есть жизнь»; главной задачей художника является не создание прекрасного самого по себе, но преобразование самой жизни, в том числе нынешней, согласно представлениям художника об идеале: «Художник выносит свой приговор над изображаемыми явлениями: приговор этот выражается в его произведении». Чернышевский борется за литературу социальной идейности и прямого общественного служения. В Н.В. Гоголе он видит корифея современной литературы, поскольку его искусство обращено «к нуждам общественной жизни», Гоголь внес в литературу «сатирическое» направление. Пушкинское наследие признавалось для современной литературы неактуальным, поскольку «Пушкин не был поэтом жизни... Пушкин принадлежит уже прошедшей эпохе». Однако подобная консолидация не могла быть продолжительной.
|
Окончательный разрыв произойдет в 1858 г., когда из редакции журнала уйдут И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович, И.А. Гончаров, которые не могли согласиться с политическим. Спор этот касался также вопроса об основном направлении, по которому должна была идти и развиваться русская литература - «гоголевскому» или «пушкинскому».
Русские классики этого времени — Толстой и Успенский, Щедрин и Мамин-Сибиряк, Островский и Некрасов, писатели-демократы 60-х гг. и писатели народнического направления — уловили особенности русской социально-экономической действительности, уродливое переплетение в ней седой российской старины и новой европейской цивилизации. Они воспроизвели в своих произведениях потрясающе правдивую картину глубоко противоречивых социально-экономических отношений и дали им такое толкование, которое объективно подтверждало неизбежность общенародного взрыва.
С усложнением общественной жизни, с нарастанием политической борьбы, с расширением арены реализма произошла дифференциация литературного развития. На смену Пушкину пришла более резкая специализация литературы по отдельным направлениям, школам и даже жанрам.
Например, Толстой вошел в литературу 60-х гг. как создатель уникального романа-эпопеи «Война и мир», но все усилия его таланта ушли в прозу; А.Н. Островский реализовал себя лишь в драматическом творчестве; Левитов и братья Успенские остались очеркистами. Сохранить пушкинский универсализм пытался Тургенев, но при этом должен был ограничивать свой психологический анализ. Роман Тургенева «Отцы и дети» о «нигилисте» поднимает волну антинигилистической прозы, но она схватывает лишь слабые стороны базаровского типа, доводя их до карикатурности. Тенденциозное изображение «нигилистов» в романах Клюшникова связано с более консервативными политическими взглядами.
В это же время скрывается и драматизм исторического развития всей литературы 60-х годов. Аналогичное противоречие возникает в беллетристике революционно-демократического лагеря, в целом восходящей к роману Чернышевского «Что делать?».
Писатель эпохи 60-х сталкивается с необходимостью художественного осмысления необыкновенно подвижной и текучей стихии бытия.
|
2. Динамика смены типического «героя времени» в литературе 1860-х годов. Основные социально-культурные типы в литературе этого периода («лишний человек», разночинец, «новый человек»).
Жизнь эпохи 60-х гг взывала к поиску новых форм художественного изображения. В литературу приходит новый герой – изменчивый и текучий, но сохранявший при всех переменах верность самому себе, он стремится снять роковое противоречие между словом и делом. Новый герой является перед читателем в самых разных обличиях. «Новый человек» Толстого, например, в чем-то полемичен по отношению к «новым людям» Чернышевского, а герои Чернышевского полемичны по отношению к тургеневскому Базарову. Но вместе с тем все герои Толстого и Достоевского, Тургенева и Гончарова, Некрасова и Чернышевского, Писемского и Помяловского остаются детьми своего времени, и время это накладывает на них свою печать, роднит их между собою.
Универсальную русскую форму героического дал в романе-эпопее «Война и мир» Толстой, создавший два символических характера, между которыми располагается вся иерархия людских судеб. На одно полюсе у него находится тщеславный Наполеон, а на другом – критически демократичный Кутузов. Два этих героя обособляют войну и мир (единение людей). Ценность человеческой личности в романе и в литературе 60-х гг. в значительной ее части определяется полнотою связей человека с окружающим миром, близостью его к народу. У Толстого не исключительная личность, а народная жизнь в целом, которая оказывается наиболее чутким организмом. Автору чуждо возвышение великих личностей над массами, и Наполеон в его глазах – индивидуалист и честолюбец, которого на поверхность истории вынесли темные силы, он – игрушка в их руках, поэтому Толстой отказывает ему в величии. Народ теряет ощущение простоты, добра, правды, когда он лишается исторической памяти. Автор поэтизирует народ как целостное, органическое единство людей, основанное на прочных, вековых культурных традициях.
Толстой в национальном и общечеловеческом, а Чернышевский в профессионально-революционном смысле утверждают недоверие к героизму. Именно на этой почве в русской литературе 60-х гг. возникает скрытая полемика с гегелевским пониманием героической личности. Великие люди у Гегеля всегда опережают время, оказываются героями-одиночками. С таким пониманием личности спорил Достоевский в «Преступлении и наказании» и в «Зимних заметках о летних впечатлениях».
«Лишний человек», «лишние люди» - это определенный литературный тип. Это прежде всего личность, потенциально способная на какое-либо общественное действие. Ею не принимаются предлагаемые обществом «правила игры», характерно неверие в возможность что-либо изменить. «Лишний человек» – личность противоречивая, часто конфликтующая с обществом и его жизненным укладом. Это также герой, безусловно, неблагополучный в отношениях с родителями, да и несчастный в любви. Положение его в обществе неустойчиво, содержит противоречия: он всегда хоть какой-то стороной связан с дворянством, но – уже в период упадка, о славе и богатстве – скорее память. Наименование ««Лишний человек»» вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» (1850) И. С. Тургенева; сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение - Онегин («Евгений Онегин» А. С. Пушкина), затем Печорин («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова), Бельтов («Кто виноват?» А. И. Герцена), тургеневские персонажи: Рудин («Рудин»), Лаврецкий («Дворянское гнездо») и др. Черты духовного облика ««Лишний человек»» (подчас в усложнённом и измененном виде) прослеживаются в литературе 2-й половины 19 - начала 20 вв. (в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, вплоть до А. И. Куприна, В. В. Вересаева, М. Горького).
Разночи́нцы («люди разного чина и звания») — межсословная, юридически не вполне оформленная категория населения в Российском государстве XVII—XIX вв. Разночинцем называлось лицо, не принадлежащее ни к одному из установленных сословий: не приписанное ни к дворянству, ни купечеству, ни к мещанам, ни к цеховым ремесленникам, ни к крестьянству, не имевшее личного дворянства или духовного сана. Известные разночинцы: Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Базаров Евгений из романа Тургенева "Отцы и дети", Раскольников из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".
Человек в романах И. С. Тургенева переходил от «лишнего человека»
(«Рудин», «Дворянское гнездо») к «новому человеку» («Накануне»,
«Отцы и дети»). «Лишний человек» у него выступает как ведущий герой повестей («Два приятеля», «Затишье», «Ася»). Именно таких персонажей изображает Тургенев в лице Рудина, Инсарова, Базарова. Причем последний - один из наиболее известных персонажей Тургенева - это одновременно и лишний, и новый человек. Ярко представил «нового человека» Чернышевский в произведении «Что делать?»
|
3.Философская лирика Ф.И.Тютчева: проблематика, поэтика, основные мотивы и образы.
Ф. И. Тютчев — гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Певец природы, остро ощущавший космос, прекрасный мастер стихотворного пейзажа, одухотворенного, выражающего эмоции человека.
Мир Тютчева полон таинственности. Одна из его загадок — природа. В ней постоянно противоборствуют и сосуществуют две силы: хаос и гармония. В избытке и торжестве жизни проглядывает смерть, под покровом дня скрывается ночь.
Тютчевским картинам природы свойствен динамизм. В его лирике природа живет в разные часы дня и времена года. Тютчев стремится запечатлеть момент превращения одной картины в другую. Например, в стихотворении “Тени сизые смесились...” мы видим, как постепенно сгущаются сумерки и наступает ночь. Быструю смену состояний природы поэт передает при помощи бессоюзных конструкций, однородных членов предложения. Динамизм поэтической картине придают глаголы: “смесились”, “уснул”, “поблекнул”, “разрешились”. Слово “движение” воспринимается как контекстуальный синоним жизни.
Тютчева принято называть певцом природы. Автор «Весенней грозы» и «Весенних вод» был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает обычно у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Для него природа — такое же одушевленное, «разумное» существо, как и человек.
Наименьшее место занимает здесь лирика сострадания, представленная, однако, такими захватывающими произведениями, как «Слезы людские» и «Пошли, Господь, свою отраду». Пределы, поставленные человеческому познанию, ограниченность знания «человеческого Я», слияния человека с жизнью природы, описания природы, нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви – таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева.
Здесь Тютчев действительно является вполне своеобразным и если не единственным, то, наверное, самым сильным во всей поэтической литературе». В этом мотиве отражается вся поэзия Тютчева. Стихотворения «Святая ночь», «О чем ты воешь, ветр ночной», «О, вещая душа моя», «Как океан объемлет шар земной», «Ночные голоса», «Ночное небо», «День и ночь», «Безумие» и другие представляют собой единственную в своем роде лирическую философию хаоса, стихийного безобразия и безумия. И описания природы, и отзвуки любви проникнуты у Тютчева этим сознанием. «Герой» многих произведений Тютчева — человеческий разум, жаждущий познания. Картины мира, нарисованные Тютчевым, как правило, лишены строгих и точных примет времени и места действия. Это характерно для философской поэзии вообще — она носит внебытовой характер. Лирический герой его поэзии не считается выразителем какой-то обусловленной философской теории, он всего-навсего задается "проклятыми", не располагающими ответами вопросами: что есть человек? Для чего он заброшен в мир? Для чего сотворена сама природа? В чем загадка природного бытия?
Проблематика: тема одиночества; свобода – главное условие сохранения человеческого духа(только в своем духовном мире, по мысли Ф.И. Тютчева, человек обретает духовную свободу.
Она же дает силы в противоборстве с угнетающей прозой жизни. Свобода – главное условие сохранения
человеческого духа, только она удерживает от распада антиномию "человеческий дух – реальный мир"); изменение отношения Ф.И. Тютчева к способности человека любить ("О как убийственно мы любим…", "Предопределение", "Близнецы", "Она сидела на полу…"); тема судьбы ("Тени сизые смесились…"); понимание человека ("С поляны коршун поднялся...", "А я здесь в поте и в пыли,// Я, царь земли, прирос к земли!.."), человек и природа(освещается на протяжении всего творчества).
Философской лирике Тютчева не чужда и характерная для поэзии романтизма мистическая тема "откровения", "высшего познания", приходящего в результате в акте слияния человеческой души с "душой мира" (стихотворения "Проблеск", "Видение" и другие). Для этой темы характерно противопоставление дня как "внешнего шума" и ночного уединения как пути к "настоящему" познанию. Этот мистический мотив нередко встречается в философской лирике Тютчева (часто выражаемый поэтом в образе звездной ночи), а, следовательно, его можно считать одним из основных в творчестве лирика.
Главными образами философской лирики были человек и природа, ее всяческие отражения, проявления. Автор желал слияния одного с другим, хотя понимал, что это невозможно. Таким образом, вечное, космическое, неразрешимое противоречие приобретает трагический характер.
Философская лирика Тютчева включает и исторические темы, например, историю Древнего Рима. Но Ф.И. Тютчев не анализирует события, а пытается передать свои переживания, вызванные ими: «Рим», «Цицерон», «Рим ночью» и др.
4.Особенности любовной лирики Ф.И.Тютчева. «Денисьевский цикл». Идейная связь любовной лирики с общими философскими проблемами лирики поэта.
Любовная лирика Тютчева очень непроста, главным образом потому, что она исполнена психологизма и романтизма, она «пережита и выплеснута», она написана сердцем, от сердца и для сердца. Многие стихотворения Федора Ивановича автобиографичны, многие говорят о его жизни и о его любовных переживаниях. Но тем не менее, не стоит отождествлять лирического героя любовной лирики Тютчева с самим поэтом. Ведь тютчевская поэзия намного тоньше и иносказательнее, чем это кажется на первый взгляд. Взять хотя бы стихотворение «Весна», которое, на первый взгляд, повествует о том, как все меняется в мире с приходом этой долгожданной поры года.
В любовной лирике Тютчев создаёт ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским циклом», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е. А. Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому циклу» стихотворения без привязки к биографии поэта. Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи — к Е. А. Денисьевой или жене Эрнестине. В тютчеведении не раз подчеркивалось сходство «Денисьевского цикла» с жанром лирического дневника (исповедальность) и мотивами романов Достоевского (болезненность чувства).
Мотивы скоротечности счастья, гибельности любви, вины перед любимой женщиной особенно характерны для стихотворений из так называемого «Денисьевского цикла» («В разлуке есть высокое значенье...», «Не говори: меня он, как и прежде, любит...»,«Она сидела на иолу...», «Весь день она лежала в забытьи...» и другие). «Денисьевский цикл» обнажает трагическую сущность любви: «самоубийство», «блаженство и безнадежность», «поединок роковой» — такова любовь в понимании Тютчева. Поэт не передает отдельных черт внешнего облика возлюбленной, он пользуется традиционным набором условных деталей: глаза, губы, улыбка, — только называя их, зачастую даже не подбирая к ним эпитетов, не говоря уже о том, чтобы с их помощью нарисовать конкретный портрет героини любовной лирики.
Мотив трагического одиночества стал постоянным в лирике Тютчева, центральным в стихах, посвященным утраченной любви. Немного стихов в «Денисьевском цикле», но глубина чувства, с каким поэт рассказывает о своей любви, ставит их в особый ряд среди всех стихов о любви русских поэтов.
Поэт, переживая по поводу одиночества, вплетает между строк, написанных для любимой, свой любимый образ природы, которая является неотделимой частью всего его творчества. Здесь и прослеживается прямая связь между двух лирик – любовной и философской. Тютчев в явлениях природы видит образ возлюбленной, проводит параллели.
5.Эстетическая программа и поэтическая практика А.А.Фета: трактовка соотношения искусства и действительности, особенностей поэтического творчества, ведущие мотивы и темы лирики.
Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров рус.лит-ры. Афанасий Афанасьевич Фет был новатором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, “фетовский почерк”; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть. Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не заковывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее. Словосочетания, встречающиеся у Фета, поражали и возмущали многих его критиков, но по достоинству были оценены его почитателями.
Удивляет то, как изображена природа у Фета. Она настолько очеловечена, что мы часто встречаем “травы в рыдании”, “овдовевшую лазурь”, “лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой”. Раскрепощенность фетовского слова выражается еще и в том, что оно всегда тянулось, “тяготело”, не только к поэзии, но и к живописи, к музыке. Ярким примером такого письма является стихотворение “Певице”: Тяжело понять, как в звуках могут быть “жаркие слезы”, почему на них “кротко светит улыбка любви”. Но произведение действительно имеет неповторимый музыкальный эффект. Читая стихотворения Фета, погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин. Со страниц льется прекрасная музыка, вспархивают птицы, а сердце уносится в “звенящую даль”. Именно такие чувства вызывает цикл стихотворений “Мелодии”. Как легко проследить течение мыслей автора - звуки фортепиано плавно перетекают в пение “хора природы”, которое сменяется отдельными аккордами гитары, пробуждающими воспоминания, выстраивающими образы.
Удивляет то, сколько оттенков чувств можно проследить в лирике Фета: грусть, тревога, сомнение, страсть, тоска- все это отражено подчас в 2-3 четверостишиях. Стихотворения будят в душе неповторимые чувства. Обладая ассоциативно-метафорическим мышлением, автор доносит до читателя необычные образы, и читатель сам “додумывает” ситуацию, представленную в стихотворении. Это лишь намек на то, о чем хотел сказать автор. Фет - поэт-живописец, во многих стихотворениях прослеживается богатая цветовая гамма, подчас контрастная, где четко проявляются свет и тени. В стихотворениях Фета можно выделить такие, в которых отражается движение, жест. Например, в стихотворении “Диана” отражение в воде лика богини, колеблемое ветром, дает жизнь неподвижному мрамору. Фет стремится расширить границы языка, поэтического слова, но приходит к выводу, что выразить на бумаге можно лишь малую часть всех чувств, переживаний, а все остальное принадлежит тебе и твоему внутреннему миру, понять который не может никто. Осознавая ограниченность словесного материала, поэт восклицает: Как беден наш язык! — Хочу и не могу — Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною. Жалуясь на нехватку словесного материала, поэт все же смог выразить свои чувства и переживания, используя свою фантазии. В лирике Фета слились поэзия, живопись, музыка, которые в совокупности составляют неповторимое обаяние фетовской поэзии. Стремление Фета показать явление во всем многообразии его переменчивых форм сближает поэта с импрессионизмом. Зорко вглядываясь во внешний мир и показывая его таким, каким он предстает в данный момент, Фет вырабатывает совершенно новые для поэзии приемы, импрессионистического стиля. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. Фет изображает внешний мир в том виде, который соответствует сиюминутному настроению поэта. А.А.Фет был одним из родоначальников рус. импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце 19 в. Его произведения оказали влияние не только на рус., но и на мировую культуру.
6.Музыкальность и импрессионизм в поэзии А.А.Фета: сущность, причины возникновения и основные формы проявления.
Одним из основных стремлений выдающегося русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета на протяжении всего его творческого пути оставалось стремление найти в поэзии «убежище от всяких житейских скорбен, в том числе и гражданских». Вот почему в его произведениях мы не найдем тяжелых и горестных мыслей, описаний реальных политических и социальных событий. В них лишь красота, гармония, музыкальность
Одним из основных стремлений выдающегося русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета на протяжении всего его творческого пути оставалось стремление найти в поэзии «убежище от всяких житейских скорбен, в том числе и гражданских». Вот почему в его произведениях мы не найдем тяжелых и горестных мыслей, описаний реальных политических и социальных событий. В них лишь красота, гармония, музыкальность.
С первых минут знакомства со стихотворениями Фета обращает на себя внимание их богатая звуковая окраска, их мелодичность и плавность, которые сближают их с музыкальными произведениями. Жизнерадостность и музыкальность звучат в каждой строчке
Стихи Фета необыкновенно музыкальны. Это чувствовали и композиторы, современники поэта. П. И. Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант...» Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания. Написанные в романсово-песенном ключе, они очень мелодичны, недаром целый цикл стихов в сборнике «Вечерние огни» Фет назвал «Мелодии»
7.Лирика Н.А.Некрасова: проблемно-тематический состав и основные признаки поэтической системы.
В лирике Некрасова слились воедино два понятия: народ и родина. Они были для поэта неразделимы, и это вполне объяснимо, если вспомнить его биографию. Некрасов провел детство на берегу Волги, под Ярославлем, в имении своего отца. С ранних лет он видел жизнь крестьян, их радости и горести, их тяжелый труд и редкие праздники. Уже тогда поэт научился любить свой народ, свою родину.
Но любовь к родине была у него не простой. Для Некрасова существовало как бы две России: Россия помещиков-крепостников, чиновников, равнодушных к бедам народа, бездарных правителей и другая Россия – Россия народная, близкая и понятная поэту. Некрасов ненавидел первую Россию и всем сердцем любил вторую. Поэт ненавидел крепостное право и крепостников, особенно таких жестоких и своенравных, как его отец.
Поэт был невольным свидетелем нравственных и физических мучений крепостных, этих бесправных и безмолвных рабов. В стихотворении «Родина» Некрасов нарисовал имение отца, но в нем крестьяне выносили нестерпимые страдания, там «рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов». Такую же картину можно было наблюдать в любом уголке России; и именно тогда, в детстве, Некрасов научился «терпеть и ненавидеть»: терпеть боль при виде мучений
русского народа и ненавидеть тех, кто причинял эти мучения. Не случайно много позже в стихотворении «Элегия» поэт написал: «Я лиру посвятил народу своему…» Он определил главную тему своего творчества – «страдания народа». Пока народ находился в неволе, лира поэта должна служить народу. Некрасову было горько видеть, как труд крестьян служит не их собственному благу, а процветанию помещика.
О собственном положении народа и о полном безразличии к его бедам властей Некрасов написал в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поводом для его написания послужила обычная для того времени уличная сцена: крестьян-ходоков, издалека пришедших в Петербург «за правдой, прогоняют от подъезда дома чиновника-вельможи. Поэт явно с сочувствием рисует этих крестьян, которых, видно, крайняя нужда заставила пуститься в долгий путь. Но их не пустили даже на порог этого дома, потому что его хозяин-министр «не любит оборванной черни», он в это время сладко спит в своих роскошных палатах и не желал ничего знать о народных нуждах. В стихотворении Некрасов нарисовал потрясающую по силе и правдивости картину народных страданий. Бедный русский крестьянин стонет «по полям, по дорогам…по тюрьмам, по острогам…» И даже знаменитая песня бурлаков, раздающаяся над Волгой это тоже стон.
В конце стихотворения Некрасов с надеждой спрашивал, обращаясь к народу: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Поэт верил в силу русского народа, в его будущее. В этих строчках поэта заключалась его вера в родину и ясное понимание того, что Россия и русский народ – это великие и неразделимые понятия. Поэт верил, как и А. С. Пушкин, в то, что «Россия вспрянет ото сна» и над ней взойдет «звезда пленительного
счастья» - звезда свободы. И ради этого Некрасов жил и творил. СВОБОДА Родина мать! по равнинам твоим Я не езжал еще с чувством таким! Вижу дитя на руках у родимой, Сердце волнуется думой любимой: В добрую пору дитя родилось, Милостив бог! не узнаешь ты слез! С детства никем не запуган, свободен, Выберешь дело, к которому годен;
Хочешь - останешься век мужиком, Сможешь - под небо взовьешься орлом! В этих фантазиях много ошибок: Ум человеческий тонок и гибок, Знаю, на место сетей крепостных Люди придумали много иных, Так но распутать их легче народу. Муза! с надеждой приветствуй свободу!
20.Идейно-художественная концепция романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история». Роман в оценке В.Г.Белинского.
Белинский о Гончарове
Автор “Обыкновенной истории” поэт, художник, и больше ничего. Из всех нынешних писателей он один, только он один приближается к идеалу чистого искусства. У Гончарова нет ничего, кроме таланта. К особенностям его таланта принадлежит необыкновенное мастерство рисовать женские характеры.
Он никогда не повторяет себя, ни одна его женщина не напоминает собою другой, и все, как портреты, превосходны. Что общего между грубой и злой, но по-своему способной к нежным чувствам Аграфеной и между светской женщиной, мечтательной и с расстроенными нервами? И каждая из них в своем роде мастерское, художественное произведение. Мать молодого Адуева и мать
Наденьки — обе старухи, обе очень добры, обе очень любят своих детей и обе равно вредны своим детям, наконец, обе глупы и пошлы. А между тем это два лица совершенно различные: одна барыня провинциальная старого века, ничего не читает и ничего не понимает, кроме мелочей хозяйства; другая барыня столичная, которая читает французские книжки, ничего не понимает, кроме мелочей хозяйства. Что общего между этою живою, ветреною, своенравною и немножко лукавою Наденькою и тою спокойною по наружности, по пожираемою внутренним огнем Лизою? Тетка героя романа — лицо вводное, мимоходом очерченное, но какое прекрасное женское лицо! Как хороша она в сцене, оканчивающей первую часть романа! Женщины г. Гончарова — живые, верные действительности создания. Это новость в нашей литературе.
Обратимся к двум главным мужским лицам романа — молодому Адуеву и его дяде, Петру Иванычу. Говорят, тип молодого Адуева — устарелый; говорят, что такие характеры уже не существуют на Руси. Нет, не перевелись и не переведутся никогда такие характеры, потому что их производят не всегда обстоятельства жизни, но иногда сама природа. Родоначальник их на Руси —
Владимир Ленский, по прямой линии происходящий от гетевского Вертера. В нем есть чувство деликатности и приличия: если б он сделал хорошую привычку рассуждать о том, что всего ближе к нему, он пораздумался бы о темном чувстве, которое заставило его въехать в трактир, а не прямо на квартиру дяди, ж скоро понял бы, что нет никаких причин ожидать от дяди другого приема, кроме как разве равнодушно-ласкового, и что нет у него никаких прав на жительство у него в квартире. Но, к несчастию, он привык рассуждать только о любви, дружбе я других высоких и далеких предметах и потому явился к дяде провинциялом с ног до головы. Исполненные ума и здравого смысла слова дяди ничего не растолковали ему, а только произвели на него тяжелое и грустное впечатление и заставили его романтически страдать. Он был трижды романтик — по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни, между тем как и одной из этих причин достаточно, чтоб сбить с толку порядочного человека и заставить его наделать тьму глупостей. Полное изображение характера молодого Адуева надо искать в его любовных похождениях. В них он весь, в них он представитель множества людей, похожих на него, как две капли воды, и действительно обретающихся в здешнем мире.
Эта порода людей, которых природа с избытком наделяет нервическою чувствительностью, часто доходящею до болезненной раздражительности
(susceptibility). Они рано обнаруживают тонкое понимание неопределенных ощущений и чувств, любят следить за ними, наблюдать их и называют это — наслаждаться внутреннею жизнью. Поэтому они очень мечтательны и любят или уединение, или круг избранных друзей, с которыми бы они могли говорить о своих ощущениях, чувствах и мыслях, хотя мыслей у них так же мало, как много ощущений и чувств. Вообще они богато одарены от природы душевным
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!