Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-11-16 | 516 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Чем можно объяснить то, что эпос любого народа всегда состоит только из разрозненных отдельных песен? Почему сам народ никогда не создает эпопеи, а эпопея не соответствует внутренней системе фольклора?
2. Почему фольклорная логика, по-своему глубокая и сложная, не требует мотивировок?
3. Как вы понимаете слова В.Я.Проппа о том, что «народный эпос обладает не внешней целостностью, а внутренним единством»?
4. Какие стадии развития эпоса выделяет В.Я.Пропп в работе «Русский героический эпос»? Как исследователь решает вопрос о взаимоотношении эпоса и истории?
5. Почему в книге «Русский героический эпос» В.Я.Пропп обращается к рассмотрению эпических произведений народов Севере, генетически с русским народным эпосом не связанным.
6. Как доказать, что эпосы разных народов развиваются по общим закономерностям (на примере функционирования древнейших форм эпохи первобытнообщинного строя)?
7. Как определяли отношение былин к русской истории представители исторической школы и те, кто придерживается сравнительно-типологического подхода?
8. Поэтика и генезис сюжета о змееборстве – былина «Добрыня и Змей»: трактовка исторической школы (работы В.Ф.Миллера, М.М.Плисецкого) и сравнительно-типологического метода (работа Б.Н.Путилова).
9. Поэтика и генезис былины о героическом сватовстве – былина «Дунай-сват»: трактовка исторической школы (работы В.Ф.Миллера, М.М.Плисецкого) и сравнительно-типологического метода (работа Б.Н.Путилова).
10. Интерпретация исторической и сравнительно-типологической школами сюжета былины о мудрой деве и деве-воительнице – былина «Ставр Годинович».
11. Образ Змея Тугарина (былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич») в исследованиях исторической и сравнительно-исторической школ.
|
12. Как А.П.Скафтымов ставит и разрешает проблему историзма былин? Считает ли он возможным связь эпического героя с историческими прототипами?
13. Как в композиции былины достигается эффект неожиданности: мотив предварительной недооценки героя; мотив предсказания, «беды неминучей»; архаическая природа мотива преувеличения силы противника?
14. Каковы особенности описания боя в героическом эпосе?
15. Как в былине проявляется тенденция наибольшего выделения героя, являющаяся общеэпической традицией? Чем можно объяснить, что в былине почти полностью исключена возможность гибели героя? Какова роль и генезис последовательной идеализации героя и его мира в эпосе.
16. Как А.П.Скафтымов объясняет отсутствие описательного элемента в богатырских былинах?
17. Отличается ли замкнутое время сказки от замкнутого времени былины?
18. Как вы понимаете двойную замкнутость в завершенность «эпического времени»?
19. Как можно определить основные черты «эпической эпохи»?
20. Как можно объяснить однонраправленность, однолинейность «эпического времени»? Какими фольклорными представлениями объясняется согласование времени с характером и плотностью событий?
21. Почему в былине есть природа (леса, горы, степи, дороги), но отсутствует пейзаж в современном понимании?
22. Как особенности времени былины соотносятся с отсутствием в ней автора?
ЛИТЕРАТУРА
Былины. / Сост., вступ. ст., подготов. текстов и коммент. Ф.М.Селифанов. М.: Советская Россия, 1988 (серия «Библиотека русского фольклора»; т. 1).
Пропп В.Я. «Калевала» в свете фольклора // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Л.: Наука, 1986. С. 303-317 (или Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. М.: Лабиринт, 2002. С.120-137).
Пропп В.Я. Русский героический эпос М.: Лабиринт, 1999. С. 12-14, 27-28 («Некоторые вопросы методологии»), С. 29-58 («Эпос в период разложения первобытно-общинного строя»)
Миллер В.Ф. Очерк истории русского былинного эпоса;
|
Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин // Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. М., 1971. С.139-154, 256-274.
Плисецкий М.М. Историзм русских былин. М.: Наука, 1962. С.218-239.
Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. Сравнительно-типологическое исследование. М.: Наука, 1971. С. 31-46, 54-62, 125-157, 244-250.
Лихачев Д.С.Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. С. 209-247 (или Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. СПб.: Алетейя, 1999. С. 5-42).
ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Данное практическое занятие имеет целью комплексное изучение русского героического эпоса в аспектах его происхождения, изучения (в частности взгляды различных школ русской фольклористики на историзм былин), типологической устойчивости структуры, национальной и художественной самобытности. Нужно сказать, что, несмотря на в большей степени репродуктивный характер заданий этого практического занятия, студенты должны не только самостоятельно прочитать, законспектировать, разобраться с данным материалом, но и обобщить все то, что было им известно по этому вопросу из лекций и других практических занятий.
1. Так же, как и все занятия, обращенные к изучению конкретного фольклорного жанра, подготовка к этому занятию должна начаться с чтения былин. Минимумом является чтение 4 былин, сюжеты которых непосредственно разбираются на занятии, но целесообразно прочитать еще ряд былин (а в идеале, может быть, и эпические песни других народов мира по согласованию с преподавателем), где встречаются подобные сюжеты, мотивы или функции героев.
2. Затем необходимо обратиться к статье В.Я.Проппа «Калевала» в свете фольклора» и понять, как на примере реконструкции карело-финского эпоса автор раскрывает структуру жанра и специфику фольклорного произведения вообще. Речь в данном случае идет об особенностях фольклорного авторства и специфики фольклорного времени, соотносящегося со временем реальным.
3. Обратившись к ряду методологических выкладок, приведенных в работе В.Я.Проппа «Русский героический эпос», можно наглядно представить себе не только этапы становления эпоса у разных народов, но и понять принцип действия сравнительно-типологического метода в процессе реконструкции утерянных, архаических форм эпического творчества того или иного народа (здесь идет речь о реконструкции ранних этапов русского архаического эпоса).
|
4. Целый блок вопросов связан с проблемой историзма былин, решаемый по-разному исторической школой и учеными, придерживающимися историко-типологического метода, связанного с исторической поэтикой А.Н.Веселовского. Методика подготовки к этим вопросам – общая. Применительно к известным уже сюжетам былин применяется толкование исторической школы, которое опирается на отрывок из работы В.Ф.Миллера (основателя исторической школы) и на работу М.М.Плисецкого (написанную в рамках дискуссии об историзме былин в 50-60-е годы) – представителя исторической школы во второй половине ХХ в. Затем нужно обратиться к еще одному участнику дискуссии – Б.Н.Путилову и понять, как он интерпретирует сюжеты анализируемых былин с точки зрения их типологического изучения в контексте сюжетов героического эпоса южнославянских народов. В заключительном вопросе об историзме былин должны прозвучать положения, выдвинутые в 1924 г. А.П.Скафтымовым, который, будучи представителем исторической школы, тем не менее, оказался в числе ее критиков
5. Далее предполагается знакомство с отрывками работы А.П.Скафтымова «Поэтика и генезис былин», которое поможет вычленить в сюжете героической песни композиционный стержень, связанный, во-первых, с эффектом неожиданности, а во-вторых – с тем центральным место, которое занимает герой былины не только в сюжете, но и во всем эпическом мире героического эпоса, что обуславливает ряд особенностей ее поэтики и идейную направленность. Важным в изучении этой работы является и то, что в поэтике былины заложены важнейшие черты, которые унаследовал эпос в литературную эпоху.
6. Еще одной важнейшей чертой как фольклорной (точнее эпической), так и литературной поэтики является проблема художественного времени и пространства. Студенты практически впервые знакомятся с важнейшими категориями в научной интерпретации и практическом анализе художественного произведения. В процессе изучения работы Д.С.Лихачева, посвященной этой проблеме, необходимо обратить внимание на то, что хронотоп имеет ряд уровней: жанровый, хронологический, авторский, словесный и др. Затем возникает вопрос о проблеме автора в фольклоре и литературе. Кроме того, необходимо отметить, как может измениться представление о времени и пространстве в зависимости от исторической эпохи, в которую создается произведение. Особое внимание, на мой взгляд, необходимо обратить на понятие «временной перспективы» и на то, как она может повлиять на отражение пространственно-временных представлений в художественном произведении.
|
6. Дополнительным может стать сообщение, основанное на статье В.М.Жирмунского, связанной со сравнительно-историческим анализом сюжета «муж на свадьбе своей жены» в узбекском, русском и древнегреческом эпосе.
Практическое занятие № 5 (2 часа)
Народный театр
1. Каковы формы народного театра: типология, состав, время возникновения, среда бытования.
2. Каковы истоки народного театра:
А) ряжения;
Б) игрища карнавального типа.
3. Связь театрализованного обряда с мифологическим представлением об умирающей и воскресающей растительности.
4. Какова роль скоморохов в народных игрищах и представлениях?
5. Какие признаки шаманов (жрецов) сохранились в облике и поведении скоморохов Древней Руси и последователей в 18-19 вв.: кукольников, вожатых, балаганных дедов и др.?
6. Каковы общие черты сюжетно-композиционного построения народных драм «Царь Ирод» («Смерть царя Ирода») и «Царь Максимилиан»?
7. Сюжетно-композиционное построение драмы «Лодка» и ее связь с русской лирической песней.
8. Речевые приемы русского балагурства в произведениях крестьянского сатирического театра: «Голый барин», «Пахомушка».
9. Что сходного можно найти в поэтике кукольного театра Петрушки, вертепного театра и балаганных представлений?
10. Сопоставить формы фольклорного театра в России и Европе.
ЛИТЕРАТУРА
Савушкина Н.И. Русский народный театр. М.: Искусство, 1976.
Народный театр. / Сост., вступ. ст., подготов. текстов и коммент. А.Ф.Некрыловой, Н.И.Савушкиной. М.: Советская Россия, 1991.
Гусев В.Е. Истоки русского народного театра. Л.: изд-во ЛГИТМиК, 1977.
Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М.: Наука, 1988. С.62-66, 97-152, 212-217.
ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Практическое занятие имеет целью познакомить студентов со сложной и слабо представленной в учебной литературе о фольклоре темой: генезис и поэтика народного театра. Народный театр представляется результатом сложных художественных и мировоззренческих процессов, поскольку включил в себя целый конгломерат обрядовых и внеобрядовых форм фольклора, совместивших в себе древний обряд, более позднюю игру, праздничное зрелище и искусство нового времени.
Практическое занятие предполагает знакомство с книгой Н.И.Некрыловой и с рядом фольклорных текстов в качестве примеров, их чтение, конспектирование и репродукцию на занятии. В качестве дополнительных сведений по данной теме можно познакомиться с работой В.Е.Гусева, где представлены наиболее древние формы народного театра, и с работой В.П.Даркевича, где можно изучить театральные формы праздничных городских зрелищ.
Практическое занятие № 6 (4 часа)
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!