Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного потенциала женщин, находящихся под стражей — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного потенциала женщин, находящихся под стражей

2017-11-18 271
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного потенциала женщин, находящихся под стражей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Актуальность проблемы. Заключение под стражу-это самая строгая и в то же время одна из самых распространенных в России мер пресечения. Она представляет собой физическую изоляцию от общества подозреваемого в совершении преступления человека, содержание его, в буквальном смысле этого слова, под стражей в специально для этого предназначенных учреждениях.

Попадая в закрытое помещение, где помощи ждать неоткуда, женщины испытывают сильнейший стресс. Психологическое напряжение у подследственных и подсудимых женщин связано, прежде всего, с проведением следственно-судебных действий, необходимостью беспрекословного выполнения требований администрации и охраны, распорядка дня и режима, особенностями и трудностями быта в камере, непредсказуемостью сокамерниц, моральными переживаниями в связи с пребыванием в непривычной социальной среде, новых условиях жизнедеятельности, прекращением обычных связей с обществом и семьей, оторванностью от родных и друзей.

В таких условиях возрастает роль психологической помощи, которую обязаны оказывать как психологи (специалисты по уголовно-следственной психологии), так и воспитатели, режимники, оперативники, медики и другие лица из обслуживающего персонала.

Попадая первый раз под стражу, женщины думают, что этот раз последний. Каждая из женщин обладает своими ресурсами своим личностным потенциалом, который помогает им приспособиться к самым неблагоприятным условиям среды.

Изучение личностного потенциала женщин, заключенных под стражу является актуальным, потому, что находясь в изоляции от общества, полагаясь только на свою внутреннюю опору, силу воли, желая ставить цели, извлекать пользу из любого полученного результата развивается «личностное в личности», возрастает уровень личностного развития. Личностный потенциал поможет женщинам реабилитироваться после выхода на свободу.

Проблему личностного потенциала изучали Б.Ф. Ломов, А.Н.Леонтьев, А.Г. Асмолов, В. Франкл, Д.А.Леонтьев, Б.С.Братусь, Е.Ю. Мандрикова, Е.Н. Осин, А.В.Плотникова, Е.И. Рассказова, Р.В.Овчарова, А.А.Костылева и др. Психологическим особенностям женщин, содержащихся под стражей, посвящены работы А.Д. Глоточкина, В.Ф. Пирожкова, Т.Ю. Лапшиной и др.

Однако нами не найдено исследований, где бы описывались с точки зрения выбранной методологии особенности личностного потенциала женщин, находящихся под стражей. Учитывая актуальность, практическую значимость и недостаточную разработанность проблемы, мы избрали следующую тему исследования: «Особенности личностного потенциала женщин, находящих под стражей»

Объект исследования: женщины, находящиеся под стражей.

Предмет исследования: специфика личностного потенциала женщин, находящихся под стражей.

Цель исследования: исследовать личностный потенциал женщин, находящихся под стражей.

Гипотеза исследования: личностный потенциал женщин, находящихся под стражей, имеет специфические особенности.

Задачи исследования:

1. Провести обзорно-аналитическое теоретическое исследование изучаемой проблемы.

2. Исследовать личностный потенциал женщин, находящихся под стражей.

3. Выявить особенности личностного потенциала женщин, находящихся под стражей в сравнении с выборкой нормы.

4. Сделать анализ проведенного исследования.

Методологическая основа исследования: принцип психического детерминизма С. Л. Рубинштейна, дополненный А.Н. Леонтьевым; системный подход; деятельностный подход.

Теоретическая основа исследования: общепсихологическая концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина, Е.И. Рассказовой; разработки по проблеме ресурсов личности А.А. Костылевой; исследования особенностей личности женщин, находящихся под стражей (А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, Т.Ю. Лапшина)

Методы исследования: теоретические методы (гипотетико-дедуктивный); эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование); методы математической статистики (описательная статистика, критерий Стьюдента).

В тестовую батарею вошли следующие методики: российская версия опросника каузальных ориентаций (РОКО) Э. Деси и Р. Райана в адаптации Д.А. Леонтьева, О.Е. Дергачёвой, Л.Я. Дорфмана; тест жизнестойкости С. Мадди (ТЖС) в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой; Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой; опросник «Контроль за действием» Ю. Куля в адаптации И.А. Васильева и С.А. Шапкина; опросник Временной Перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой; опросник толерантности к неопределённости Д. Маклейна (MSTAT-I) в адаптации Е.Г. Луковицкой

База исследования: исследование проводилось на базе следственного изолятора ФКУ СИЗО №1 г. Кургана. В исследовании принимали участие 30 женщин, содержащихся под стражей, подозреваемых в совершении преступления впервые. Кроме того, было обследовано 30 женщин, находящихся на свободе, которые составили выборку нормы. Общее количество участников исследования 60 человек.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в период с 2011 по 2012 гг. и включало три этапа:

· организационный – разработка методологии, подбор и проверка методов исследования;

· эмпирический – проведение основного этапа эмпирического исследования;

· аналитический – математико-статистическая обработка и анализ результатов исследования.

Научная новизна исследования: выявлены особенности личностного потенциала женщин, находящихся под стражей.

Теоретическая значимость исследования: в работесистематизированы знания по проблеме личностного потенциала, проанализированы качественные отличия личности женщин, находящихся под стражей, выявлены особенности личностного потенциала женщин находящихся под стражей.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в работе психологов учреждений уголовно-исполнительной системы с женщинами, содержащимися под стражей; для реабилитации женщин, побывавших под стражей; в работе инспекторов по делам несовершеннолетних; при подготовке кандидатов на должность сотрудника уголовно-исполнительной системы, а также при обучении студентов-психологов.

Структура и объём работы. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 56 источников.

 


Жизнестойкость и толерантность к неопределенности помогают человеку адаптироваться к сложным условиям. Однако для того, чтобы не только приспосабливаться к среде, но и преобразовывать ее, нужно в первую очередь осознавать свои истинные смыслы и ценности. Поэтому далее пойдет речь об осмысленности жизни.

Понятие «осмысленность жизни» наиболее тесно связано с категорией смысла жизни. Первые попытки определения психологической структуры смысла жизни были предприняты в психоаналитической традиции. С мысл человеческой жизни, по Фрейду, – быть счастливым, получать различного рода наслаждения, удовольствия и избегать болезней и несчастий [46]. К. Хорни затрагивает проблему смысла жизни в негативном аспекте, описывая поиск смысла жизни как одну из проблем характерных для невротиков [47]. Согласно Юнгу смысл жизни обретается человеком в процессе индивидуации, связан с коллективным бессознательным и божественным началом [50]. А.Адлер исходит из понимания смысла жизни как психологической структуры, характеризующей объективную направленность жизни, которая складывается у каждого человека к 3—5 годам без участия сознания и задает общую направленность дальнейшей жизни чело­века, его жизненные цели и жизненный стиль [1].

В дальнейшем проблема смысла жизни затрагивалась во всех ведущих психологических направлениях. Интерпретация смысла как структурного элемента сознания и деятельности связана с именами К. Левина, Э. Толмена, Э. Боша, Р. Мэя и др. Понятие смысла жизни является центральным
в экзистенциальном направлении (Л. Бинсвангер, А. Камю, Ж-П. Сартр и др.). Смысл как высшая интегративная основа личности рассматривается в работах В. Франкла, Дж. Ройс, М.Чиксентмихали и др.

Согласно Франклу, стремление к поиску и реализации смысла жизни определяет мотивацию поведения и развитие личности. Подчеркивая индивидуальный характер смысла жизни, Франкл полагает, что смысл доступен любому человеку независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, и религиозных убеждений. Человек не может создать себе смысл жизни, он должен обнаружить его вовне и реализовать в собственной жизни.

Отсутствие смысла, т.е. фрустрация потребности в смысле (экзистенциальная фрустрация) порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Возникновение такого вакуума служит причиной ноогенного невроза.

В. Франкл связывает понятие «смысл жизни» с ценностями. Затрагивая эту проблему в контексте поиска истинного смысла жизни, он вводит представление об особой группе трансцендентных ценностей, реализуя которые можно обрести смысл жизни: ценности творчества (обретение смысла через творчество), ценности переживания (обретение смысла через переживание любви) и ценности отношения [45].

Концепция В. Франкла оказала большое влияние на исследования проблемы смысла и осмысленности жизни в отечественной психологии в последней трети XX века. Разработка проблематики смысла в психологии деятельности связана с именами А.Н. Леонтьева, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братуся, А.Г. Асмолова, Д.А. Леонтьева, Ф.Е. Василюка, Е.В. Субботского, Е.Е. Насиновской и др.

Д.А. Леонтьев вводит понятие «осмысленность жизни», которая понимается как «... количественная мера степени и устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на какой-то смысл» [22]. Согласно Д.А. Леонтьеву, осмысленность жизни может эмпирически характеризоваться суммарным показателем выраженности смысложизненных ориентаций.

Он выделяет две группы смысложизненных ориентаций. В первую группу входят собственно смысложизненные ориентации: цель в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией. Смысл жизни может быть найден в одной из них, либо во всех сразу. Еще две смысложизненные ориентации характеризуют внутренний локус контроля, мировоззренческое убеждение в том, что контроль над жизнью возможен, и веру в собственную способность осуществлять такой контроль [23].

Конструкт осмысленности жизни лежит в основе классификации жизненных позиций личности, предложенной Д.А.Леонтьевым. Данная классификация построена на сочетании осознанности или осмысленности и активности. Действенная позиция характеризуется осмысленностью и активностью; импульсивная позиция предполагает наличие активности и отсутствие осмысленности жизни; созерцательнаяпозиция характеризуется осмысленностью и отсутствием активности; страдательнаяпозиция — это отсутствие осмысленности и активности по отношению к собственной жизни. Высокий личностный потенциал будет соответствовать действенной позиции.

Японская пословица гласит: «Знать и не делать — вообще не знать». Осмысленность жизни и осознание ответственности сами по себе не приведут к изменениям. Для эффективного взаимодействия с миром необходим переход от осознания к действию. В этой связи мы рассмотрим еще один компонент личностного потенциала – ориентация на действие.

В исследованиях Ю. Куля было экспериментально установлено, что наличие у субъекта действия соответствующих этому действию мотивации и способностей само по себе не является достаточным условием достижения результата в преднамеренной деятельности. Для достижения результата необходим контроль действия [53].

Ю. Куль предполагает, что на эффективность процесса контроля действия влияют две прямо противоположные ориентации субъекта деятельности: на действие и на состояние. Ориентация на действие определяется как когнитивная активность, фиксированная на деятельностных альтернативах и программах и необходимая для преодоления несоответствия между актуальным состоянием и будущим состоянием в процессе реализации намерения. Ориентация на состояние определяется как когнитивная активность, фиксированная либо на настоящем, либо на прошлом, либо на будущем состоянии субъекта деятельности и проявляющаяся в виде так называемой персеверации, или инерции когнитивных образований [4].

Для выявления этих двух ориентации Ю. Куль разработал специальную методику, которая содержит три масштаба сопоставления этих ориентации: а) в ситуации успешного выполнения; б) в ситуации неудачи; в) в ситуации перспективного планирования.

Ориентация на действие при неудаче указывает на то, что человек склонен действовать, преодолевать последствия неудачи. При ориентация на состояние человек склонен рефлексировать, обдумывать последствия неудачи.

Ориентация на действие при планировании характеризует человека, который в ситуации выбора быстро переключается от одной деятельности к другой. При ориентации на состояние человек склонен долго выбирать деятельность.

Ориентация на действие при реализации (в ситуации успешного выполнения) указывает на то, что человек склонен глубоко погружаться в деятельность. При ориентации на состояние человек не погружается в деятельность глубоко, часто переключается от одной деятельности к другой [49].

Таким образом, ориентация на действие помогает эффективно планировать деятельность, преодолевать трудности и достигать задуманное несмотря на неудачу.

Следующий компонент личностного потенциала – временная перспектива. Каждый человек имеет свою собственную временную перспективу. Под перспективой понимается «точка видения» из которой человек смотрит на свою жизнь и тем или иным образом воспринимает свое прошлое, настоящее и будущее [40].

Понятие «временной перспективы» впервые было использовано Л.Фрэнком в 1939 году при описании жизненного пространства человека, включающего прошлое, настоящее и будущее. К.Левин в рамках теории поля рассматривает временную перспективу как видение индивидом своего будущего или прошлого в своем настоящем и предполагает, что когнитивная деятельность и эмоции о прошлом или будущем могут влиять на действия, эмоции и когнитивную деятельность в настоящем, а также и на стремления в будущем [18].

Ж.Нюттен понимает временную перспективу как направленность человека в будущее и рассматривает данный конструкт как мотивационное образование, влияющее на поведение человека, на процесс принятия решений, постановку целей и их действительную реализацию [36].

Наиболее систематически конструкт временной перспективы рассмотрен в подходе Ф.Зимбардо. Зимбардо и коллеги утверждают, что «Временная перспектива – это основной аспект в построении психологического времени, которое возникает из когнитивных процессов разделяющих жизненный опыт человека на временные рамки прошлого, настоящего и будущего».

Некоторые индивиды более ориентированы на будущее, другие − на настоящее или на прошлое. Ф.Зимбардо с коллегами выделяют два аспекта отношения к прошлому: негативное прошлое (прошлое видится неприятным и вызывающим отвращение); и положительные мысли о прошлом (прошлый опыт и времена видятся приятными, «через розовые очки», с ноткой ностальгии). Данные аспекты не противопоставляются, т.е. сильная выраженность одного из аспектов не влечет более слабую представленность в сознании другого аспекта. Зимбардо и коллеги также выделяют два аспекта отношения к настоящему. Гедонистическое – полное удовольствия, когда ценится наслаждение настоящим моментом, без сожаления о дальнейших последствиях поведения и совершенных поступков. Относясь к настоящему фаталистически, люди верят в судьбу и подчиняются ей, полагая изменения невозможными. В этом случае проявляется неспособность повлиять на события ни своего настоящего, ни будущего. В отношении будущего выделяется только один аспект – ориентация на будущее, которая характеризуется наличием целей и планов на будущее, и поведением, направленным на осуществление этих планов и целей.

Ф.Зимбардо с соавторами и коллегами также рассматривают сбалансированную временную перспективу – психологический конструкт, связанный с гибким переключением между размышлениями о прошлом, настоящем или будущем, в зависимости от ситуативных требований, оценки ресурсов, личностных и социальных оценок. Для сбалансированной временной перспективы характерны высокая ориентация на позитивное про­шлое, умеренно высокая выраженность ориентации на будущее, средняя представленность в сознании ориентации на гедонистическое настоящее, низкий уро­вень ориентации на негативное прошлое и фаталистическое настоящее [41].

Поведение людей, имеющих высокие показатели по этому конструкту, определяется компромиссом или балансировкой между содержаниями репрезентаций прошлого опыта (переживаний), желаниями настоящего и адекватными представлениями о будущих последствиях. Предполагается, что такая временная ориентация является наиболее оптимальной временной перспективой с точки зрения психологического и физического здоровья, а также функционирования индивида в обществе [51].

Исследования временной перспективы в отечественной психологии только начинаются. А.Сырцовой выявлена половозрастная динамика временной перспективы, обнаружены значимые различия временной перспективы у жителей больших и малых городов, работающих и неработающих людей, показана связь конструкта сбалансированной временной перспективы с показателями осмысленности жизни, жизнестойкости и удовлетворенности жизнью [41].

Таким образом, временная перспектива играет важную роль в регуляции жизнедеятельности, представляет собой поле для разворачивания субъективной картины жизненного пути со всеми его событиями и связями между ними. Сбалансированная временная перспектива соответствует высокому личностному потенциалу.Стратегия обращения со временем своей жизни, способ его использования как в текущей ситуации, так и в масштабах целой жизни влияет на особенности самоорганизации деятельности. Австралийские психологи Н.Физер и М.Бонд ввели в научное обращение конструкт «структура времени». Под структурой времени ими понимается степень, в которой индивиды воспринимают свое использование времени как структурированное и целенаправленное [52]. Для операционализации этого понятия они создали Опросник Структуры Времени (Time Structure Questionnaire, TSQ).

Е.Ю. Мандрикова, адаптирую русскоязычную версию данной методики, выделила шесть факторов, отражающих особенности самоорганизации деятельности и структурирования времени: планомерность, целеустремленность, настойчивость, фиксация, самоорганизации, ориентация на настоящее.

Человек, у которого сильно развиты планомерность, настойчивость и целеустремленность хорошо видит и ставит цели, планирует свою деятельность и, проявляя волевые качества и настойчивость, идет к достижению своих целей, что иногда может приводить к негибкости и «зацикленности» на структурированности и организованности.

Низкая целеустремленность, планомерность и настойчивость свойственны человеку, чье будущее для него самого достаточно туманно, он не склонен планировать свою ежедневную активность и прилагать волевые усилия для завершения начатых дел. Но это, в свою очередь, позволяет ему достаточно быстро перестраиваться на новую деятельность, не «застревая» на структурированности и на текущих ощущениях [32].

Таким образом, особенности самоорганизации деятельности посредством структурирования личного времени, помогают (или препятствуют) построению эффективного взаимодействия личности с миром.

Мы переходим к описанию последнего компонента личностного потенциала − личностной автономии. Идея личностной автономии без конкретного выделения этого понятия может быть найдена в работах авторов разных направлений психологии: в принципе овладения своими мотивами (Выготский, 1983), в процессе взаимоопределения человека миром и мира человеком (Рубинштейн, 1997), в совершении поступка (Бахтин, 1995), в активном и осознанном утверждении человеческой личности в деятельности (Леонтьев А.Н., 1983), в осуществлении личностного выбора (Асмолов, 1990), в принципе позитивной свободы для созидания и самостроительства (Братусь, 1988), в необходимости выбора между мотивами (Василюк, 1984), в проявлении надситуативной активности (Петровский, 1996), в понятии имманентной детерминации (Дорфман, 1997). Проблема автономии нашла отражение в гуманистической психологии и у авторов, придерживающихся близких ей взглядов: в понятии позитивной свободы и продуктивной активности (Фромм, 1992, 1993), а также его связи с психическим здоровьем (Мэй, 1994), в самотрансценденции (Франкл, 1990) и полноценном функционировании человека (Роджерс, 1994), в позиции активного выбора в различных ситуациях (Росс, Нисбетт, 1999), в качестве проявления метамотивации (Маслоу, 1997).

Личностная автономия является центральным понятием теории самодетерминации, сформулированной Э. Деси и Р. Райаном. Самодетерминация, или автономия рассматривается ими как ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностностных процессов. Деси и Райан считают самодетерминацию врожденной склонностью организма к вовлечению в интересующее поведение [55].

Понятие самодетерминации тесно связано с волей, эмоциями и внутренней мотивацией. Под волей понимается способность человека выбирать свое поведение на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Внутренняя мотивация рассматривается как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления или наказания.

Деси и Райн рассматривают самодетерминацию в контексте процесса развития. Они считают, что уровень самодетерминации человека зависит от типа обстановки, в которой ребенок воспитывался в детстве. Оптимальное развитие возможно только при предоставлении ребенку максимальной свободы исследования мира.

В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться три разных типа локуса каузальности. Понятие локуса каузальности отражает то, на что ориентируется человек, когда ведет себя определенным образом. Человек может основываться на собственном автономном выборе — это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде — это внешний локус, или на невозможности достижения желаемого результата никаким путем — это безличный локус. В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются три типа мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и другими психологическими характеристиками определяется как каузальная ориентация, которая может быть внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все три типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций [10].

Основные положения рассмотренной выше теории были положены в основу концепции самодетерминации Е.Р. Калитеевской и Д.А. Леонтьева. Однако в отличие от Деси и Райана отечественные ученые отказались от идеи, в которой самодетерминация выступает как врожденный, закономерный и последовательный естественный процесс. Опираясь на положения экзистенциальной и культурно-исторической психологии Калитеевская и Леонтьев подчеркивают активность личности не только по отношению к внешнему миру, но и к своим собственным психологическим процессам и связывают самодетерминацию с такими процессами как сознание, усилие и опосредствование [12].

Под самодетерминацией понимается свободная саморегулируемая активность зрелой личности. Способность к самодетерминации возникает на основе интеграции свободы и ответственности в ходе индивидуального развития. Под свободой понимается высшая форма активности, выражающаяся в способности инициировать, прекратить или изменить направление деятельности в любой ее точке; под ответственностью — высшая форма саморегуляции, выражающаяся в осознании и использовании себя как причины изменений в себе и внешнем мире [28].

Таким образом, личностный потенциал представляет собой потенциал саморегуляции и включает в себя две группы переменных. В потенциал самоопределения или свободы входят вовлеченность, смысложизненные ориентации, целеустремлённость, настойчивость, ориентации на настоящее, ориентация на действие при неудаче, шкалы «негативное прошлое» (с обратным знаком) и «фаталистическое настоящее» (с обратным знаком) опросника Зимбардо, толерантности к неопределенности.

Автономный локус каузальности, вовлеченность, контроль, принятие риска, стремление к изменениям, ориентация на действие в ситуации реализации, опора на позитивный прошлый опыт составляют потенциал реализации или ответственности. Саморегуляция в своих развитых формах представляет собой самодетерминацию.

Принципиальным моментом, необходимым для того, чтобы свобода и ответственность слились в единую саморегулируемую свободу зрелой личности, оказывается их опосредствование определенным ценностным, духовным, смысловым содержанием.

Таким образом, личностный потенциал – это интегральная системная характеристика личности, отвечающая за способность личность исходить из устойчивых смыслов и ценностей и сохранять эффективность деятельность и стабильность смысловых ориентаций на фоне изменяющихся условий внешней среды.

 


Выводы по первой главе

Анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Личностный потенциал-это интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий

Как личностная характеристика, личностный потенциал включает в себя следующие психологические конструкты: личностную автономию, осмысленность жизни, жизнестойкость, толерантность к неопределённости, ориентацию на действие, особенности планирования деятельности, временную перспективу личности.

2.Личностные особенности женщин, содержащихся под стражей выражаются в состоянии фрустрации, неопределенности, ожидания, тревоги,

тоски, скуки, апатии. Состояние безнадежности и обреченности сменяется состоянием надежды и уверенности.

Условия пребывания в местах лишения свободы создают хроническую стрессовую ситуацию, требующую психологической адаптации и накладывающую определенный отпечаток на уже сложившиеся к моменту заключения психологические свойства личности женщины. Крушение важного, значимого в жизни, чувство позора, вины перед коллективом, семьей и друзьями. У женщин появляется реакция пониженного настроения, тоски, раздражительности, необъективности, конфликтности по пустякам, появление аутоагрессивных действий и суицидальных мыслей. В этих условиях возрастает необходимость актуализации личностного потенциала женщин, находящихся под стражей, как интегративной характеристики, обеспечивающей эффективную саморегуляцию.

Глава 2. Эмпирическое исследование личностного потенциала женщин, находящихся под стражей

Таблица 1

Каузальные ориентации женщин, находящихся под стражей (%)

уровень Шкалы
Автономный локус каузальности Конформный локус каузальности Безличный локус каузальности
Низкий уровень   6,6 3,3
Средний уровень 46,6 63,3 66,6
Высокий уровень 23,3    

 

Результаты по методике (опросник толерантности к неопределённости Д. Маклейна(MSTAT-I) в адаптации Е.Г. Луковицкой выглядят следующим образом. Данные представлены в таблице 2.

Высокий уровень показали 10 % (3 человека). Это креативные личности, готовые принять вызов неопределенной ситуации, часто не думающие о последствиях. Средний уровень набрали 83,3 % (25 человек), способных, неопределенных ситуациях, двигаться вперед. Низкий уровень 6,6 % (2 человека), занимающие в неопределенной ситуации пассивную позицию, воспринимающие неоднозначные, новые ситуации, как угрожающие.

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

Таблица 5

Таблица 6

Таблица 7

Смысложизненные ориентации женщин, находящихся под стражей (%)

уровень низкий средний высокий
Цель 23,3   26,6
Процесс 36,6 46,6 16,6
Результат   53,3 16,6
Локус контроля - Я   46,6 23,3
Локус контроля - жизнь 26,6 63,3  
Осмысленность жизни 26,6 56,6 16,6

 

Таким образом, женщины, содержащиеся под стражей, предпочитают выбирать «золотую» середину, набирая, в основном, средний уровень. Совсем немногие придерживаются только своего мнения, сами вершат свою судьбу, развивают свои личностные качества. Большой процент женщин, набрали низкий уровень по многим параметрам личностного потенциала, Они не хотят проявлять активность жизни, думая, что все хорошее у них позади. Показателен тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева, где почти одна треть женщин показали низкий уровень осмысленности жизни. Женщины не видят перспектив в своей жизни, не хотят ничего менять, дабы не было хуже.

 


Таблица 8

Рис. 1. Сравнение каузальных ориентаций женщин, находящихся под стражей, с выборкой нормы

Таким образом, по шкале «безличный локус каузальности» женщины, содержащиеся под стражей, достоверно отличаются от выборки нормы.

Рассмотрим результаты исследования по методике MSTAT-I. Мы выявили достоверные отличия по шкале толерантность к неопределенности между женщинами, содержащимися под стражей и выборкой нормы. У женщин под стражей среднее значение 83,2, которое выше, чем у выборки нормы-74,7. Это значит женщины под стражей более стрессоустойчивы, быстрее, чем выборка нормы адаптируется к сложным условиям. Данные представлены в таблице 9.

Таблица 9

Рис.2. Сравнение толерантности к неопределенности женщин, находящихся под стражей, с выборкой нормы

Таким образом, женщины, содержащиеся под стражей готовы выдерживать напряжение кризисных, проблемных ситуаций, адаптироваться к сложным условиям.

Результаты исследования по методике опросника самоорганизации деятельности по шкалам планомерность, настойчивость, фиксация, ориентация на настоящее не дали достоверных различий. По шкале целеустремленность мы обнаружили достоверные различия между женщинами под стражей (среднее значение 35,2) и выборкой нормы (среднее значение 31,5). По шкале самоорганизация также обнаружены достоверные различия. Показатели женщин, под стражей 10,6,а это выше, чем у выборки нормы-6,6.По шкале «общий показатель», у женщины, содержащихся под стражей среднее значение 123,7,а у выборки нормы 109,2, женщины под стражей более целенаправленны, настойчивы, одновременно с этим часто не гибки. Данные представлены в таблице 10.

Таблица 10

Рис.3. Сравнение особенностей самоорганизации деятельности женщин, находящихся под стражей, с выборкой нормы

 

Таким образом, женщины, содержащиеся под стражей более целеустремленны, настойчивы, заранее планируют свою деятельность, но часто, идя к своей цели, не замечают нюансов, тонкостей, которые необходимы для достижения цели.

Результаты по тесту жизнестойкости показали, что по шкалам вовлеченность и контроль достоверных отличий не выявлено. По двум шкалам принятие риска и жизнестойкость мы выявили достоверные отличия. По шкале принятие риска среднее значение женщин, содержащихся под стражей 10,9 ниже, чем у выборки нормы 14,4. По шкале жизнестойкость также у женщин под стражей ниже-71,1,чем у выборки нормы-80,9. Это значит, что женщины под стражей не хотят лишний раз рисковать, часто считают, все обстоятельства против них. Данные представлены в таблице 11.

Таблица 11

Рис. 4. Сравнение уровня жизнестойкости

Таблица 12

Рис. 5. Сравнение временной перспективы

Таблица 13

Рис. 6. Сравнение уровня ориентации на действие

Таблица 14

Рис. 7. Сравнение смысложизненных ориентаций

Выводы по второй главе

 

На основании проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Женщины, находящиеся под стражей, имеют более высокий уровень безличной каузальной ориентации.

2. У женщин под стражей толерантность к неопределенности выше, чем у выборки нормы.

3. У женщин, содержащихся под стражей, целеустремленность, самоорганизация и общий показатель самоорганизации деятельности выше.

4. Принятие риска, жизнестойкость у женщин под стражей ниже, чем у выборки нормы.

5. Женщины под стражей имеют более высокий уровень ориентации на негативное прошлое.

6. Осмысленность жизни у женщин под стражей намного ниже, чем у выборки нормы.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.


Заключение

 

Данная работа была посвящена проблеме личностного потенциала женщин, находящихся под стражей. В заключении подводятся основные итоги проделанной работы, намечаются возможные направления дальнейших исследований.

Личностный потенциал-это интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий

Как личностная характеристика, личностный потенциал включает в себя следующие психологические конструкты: личностную автономию, осмысленность жизни, жизнестойкость, толерантность к неопределённости, ориентацию на действие, особенности планирования деятельности, временную перспективу личности.

Условия пребывания в местах лишения свободы создают хроническую стрессовую ситуацию, требующую психологической адаптации и накладывающую определенный отпечаток на уже сложившиеся к моменту заключения психологические свойства личности женщины. Крушение важного, значимого в жизни, чувство позора, вины перед коллективом, семьей и друзьями. У женщин появляется реакция пониженного настроения, тоски, раздражительности, необъективности, конфликтности по пустякам, появление аутоагрессивных действий и суицидальных мыслей. Для осуществления дифференцированного подхода к ресоциализации личности в рамках психологической службы пенитенциарных учреждений необходимо знание индивидуально-психологических особенностей заключенных, в контексте психологической специфики их пола.

Эмпирическое исследование показало, что женщины, находящиеся под стражей, имеют следующие особенности личностного потенциала. У них более высокий уровень безличной каузальной ориентации. У женщин под стражей толерантность к неопределенности выше, чем у выборки нормы. Целеу


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.