Эволюция белорусской нации во второй пол. 19 в. нач.20 и ее формирование — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эволюция белорусской нации во второй пол. 19 в. нач.20 и ее формирование

2017-11-17 529
Эволюция белорусской нации во второй пол. 19 в. нач.20 и ее формирование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс формирования бел. нации отличался особенностями и характером социально-экономического развития, направлением политики российских властей в Беларуси, традиционными чертами национально-культурного развития и др. Через ряд сложных этапов в своей эволюции этногенез белорусов в 19 столетии особенно в его последние десятилетия и в начале 20 в значительно ускорился и вышел на стадию формирования нации. Существование последней определяется наличием следующих признаков: общностью территории и экономической жизни, общих черт национального характера. Культуры и литературного языка. Основная территория белорусов входила в состав пяти губерний: Виленской, Гродненской, Витебской, Могилевской и Минской. Ускорение после реформы 1861 темпов экономической жизни, расширение капиталистического предпринимательства в промышленности, постепенная переориентация помещичьих хозяйств на рынок, увеличение бессословного землевладения, развитие путей сообщения и торговли. Интенсивное строительство ж.д. содействовало созданию на территории Беларуси единого экономического региона и становлению белорусской нации. Однако последний процесс сдерживался общим курсом политики царизма (русификация). Вместе с тем, на протяжении последних десятилетий 19 в термин «Беларусь» окончательно утвердился за всей территорией, где проживали белорусы. В 19- нач. 20 вв продолжилось становление белорусского литературного языка (Дунин-Марцинкевич, Багушевич и др.). Появилась печать на белорусском языке. Процесс становления нации проявился в национальном движении. Группа «Гомон» заявила о самостоятельности белорусской нации (1884).

 

Развитие белорусского национального движения в 60-90 гг.

Процесс становления белорусской нации в 60-90 гг 19 в проявился в национальном движении. Белорусское национальное движение росло в спорной среде между российскими и польскими шовинистами за господство на территории края. В 80 гг в Петербурге действовал белорусский народнический кружок «Гомон». Который издал два номера одноименного гектографического журнала (1884), в публикациях на его страницах («Листы о Беларуси», «Послание землякам-белорусам») дано теоретическое обоснование существования самостоятельного белорусского этноса, обозначены задачи перед интеллигенцией по расширению и углублению национального самосознания. Отношение к этим изданиям имели студенты – уроженцы Беларуси А.Марченко и Х.Ратнер. В начале 90 гг в Москве и Петербурге действовали организации белорусского студенчества под руководством Туриновича, Абрамовича и др. Первые попытки организованного белорусского национального движения явились основой формирования первой основательной белорусской политической партии – Белорусской социалистической громады (БСГ). А наиболее глубокие качественные изменения в национальном движении Белоруссии произошли во время революции 1905-1907 гг.

 

Национальный и социальный состав населения Беларуси в конце 19-нач.20вв.

Основная территория белорусов располагалась в границах пяти губерний. Количество населения, проживающих в них, по переписи 1897 составляло 6 млн. 387 тыс. чел. Удельный вес представителей коренной национальности – белорусов превышал 73%. Значительная доля белорусов была в Велижском, Невельском, Сокольском, Суражском, Красненском поветах. Около 90% представителей белорусского этноса проживало в сельской местности. Примерно 40-50% городского и местечкового населения составляли евреи, что явилось следствием введения черты оседлости для них в 10 западных губерниях Российской империи. Около 20% горожан были русскими по национальности, белорусы среди городских жителей составляли лишь 17,1%. Развитие промышленности и транспорта содействовало формированию в это время значительно слоя буржуазии (предпринимателей). Этот слой увеличивался за счет разных сословий: дворян, купечества, мещан, владельцев мануфактур, ремесленных мастерских и т.д. В 1890 среди 343 владельцев фабрик и заводов 169 (49,3%) являлись дворяне. 113 (32,9%) – купцами, 14 (4,1%) – мещане, 5 (1,5%) – крестьяне. Перепись населения 1897 зафиксировала на территории Беларуси свыше 18 тыс. представителей купечества. Рабочие на то время составляли 460 тыс. человек. А основная масса населения Беларуси была крестьянами.

 

Образование в Беларуси во второй половине 19 в.

капиталистическое развитие страны после отмены крепостного права потребовало совершенствования системы народного образования, поэтому был проведен ряд реформ, которые затронули и Беларусь. До 60 гг система образования характеризовалась разноэтничностью учебных учреждений. С целью унификации их деятельности большинство учебных учреждений перешло в подчинение Министерства народного просвещения. Были закрыты дворянские поветовые училища, какие были в западных губерниях. Начальными школами в деревнях стали народные училища, в городах – городские училища. Основными типами средних учебных заведений стали классические гимназии и реальные училища, предназначенные для мужчин, а также женские гимназии. Кроме государственных школ дозволялось открывать учебные заведения на средства общественных организаций и частных лиц. Изменения в системе образования Беларуси привели к устойчивому росту учебных заведений на протяжении всей второй пол 19 в. Если в нач. 60 гг во всех учебных заведениях обучалось 0,5% всего населения, то в 1900 – 7,5%. Однако несмотря на положительные результаты Беларусь отставала от стран западной Европы по основным показателям народного образования. Среднее образование было штатным, поэтому было привилегией господствующих классов. циркуляр 1887 года прозванный «прокухаркиных детей», предписывал не принимать в гимназии и прогимназии детей кучеров, лакеев, поваров, прачек и др. классические гимназии давали гуманитарную подготовку, и только их выпускники имели право поступать в университеты, а выпускники реальных училищ имели возможность поступать в технические и торговые вузы, количество которых возросло. Складывалась и система профессионального обучения: ремесленные, сельскохозяйственные, коммерческие, медицинские, музыкальные, художественные училища.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.