История развития многостороннего регулирования торговых отношений — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития многостороннего регулирования торговых отношений

2017-10-17 1177
История развития многостороннего регулирования торговых отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОТВЕТЫ ПО МТС

История развития многостороннего регулирования торговых отношений

Раунды многосторонних переговоров в рамках ГАТТ: 1947-1994 г.

Крупнейшие прорывы в области либерализации международной торговли были достигнуты в результате проведения серии многосторонних торговых переговоров или торговых раундов под эгидой ГАТТ. Наиболее значимые из них:

раунд Диллона, 1960 - 1961 гг.;

раунд Кеннеди, 1964 - 1967 гг.;

Токийский раунд, 1973 - 1979 гг.;

Уругвайский раунд, 1986-1993 гг.,

В течение первых 3 десятилетий суще­ствования ГАТТ его деятельность была сосредоточена на либерализа­ции международной торговли путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты. Первоначально переговоры проходили между странами-произво­дителями одного товара, а затем распространялись и на другие госу­дарства посредством понятия "наиболее благоприятственной нации".

Начиная с шестой встречи (Кеннеди-раунд), переговоры уже никог­да не ограничивались лишь одной продукцией, а приняли более ши­рокий характер: совокупность таможенных пошлин сокращалась от­ныне в одинаковом процентном отношении. Это снижение растяну­лось во времени и происходило путем постепенного "сглаживания" и взаимных уступок. Раунд Кеннеди закончился достижением согласия о новом антидемпинговом соглашении ГАТТ.

В результате средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран снизился с 40—60 % в конце 40-х годов до 8—10% к началу 70-х годов. Это, в свою очередь, стало важным фактором стимулирования экономического роста и международной торговли в послевоенные годы: за период 1950—1975 годов мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза. В 70-е годы развивающиеся страны, представленные так на­зываемой Группой 77, выступили с концепцией нового между­народного экономического порядка (НМЭП). Суть концепции — требования развив. стран установить более справедли­вый порядок во внешней торговле, в валютно-финансовой сфере, сфере движения капитала и рабочей силы, который в конце концов определил бы некоторые предпочтения и льготы в меж­дународных экономических отношениях. С этой целью развива­ющиеся государства требовали от мирового сообщества подтвер­дить суверенитет в отношении природных ресурсов и территорий, ликвидировать «ножницы цен» на сырье и промышленную про­дукцию, списать внешние долги, ускорить промышленное раз­витие, ликвидировать голод, нищету, отсталость путем обязатель­ных перечислений до 1% ВНП промышленно развитых стран в пользу развивающихся и т.д.

Токийский раунд - первая попытка

Образование ВТО.

Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.

7.Доха-раунд: 1995 – 2012 г.

Доха-раунд (Doha Round) - это текущие торговые переговоры вокруг Всемирной торговой организации (ВТО), которые начались в ноябре 2001 по решению Конференции министров стран-членов ВТО. Это первый раунд многосторонних торговых переговоров. Цель - понизить торговые ограничения во всем мире, которые позволяет странам увеличивать торговлю во всем мире. На 2008 переговоры остановлены по главным проблемам, таким как сельское хозяйство, индустриальные тарифы и нетарифные барьеры, услуги, и защита торговли. Самые существенные различия проявились между развитыми странами во главе с Европейским союзом (ЕС), Соединенными Штатами (США) и Японией и основными развивающимися Индией, Бразилией, Китаем и Южной Африкой. Есть также значительное расхождение во взглядах и между ЕС и США по обслуживанию их субсидий на развитие сельского хозяйства. В связи с мировым кризисом 2007-2009 года, когда покупательная способность во всем мире резко упала, и различные виды протекционизма стали проявляться все сильнее, переговоры приобрели еще более важное значение для восстановления мировой торговли и экономики. Встреча в Доха, в Катаре в 2001 году была первой в цикле. Последующие встречи на уровне министров проходили в в Канкуне, Мексика (2003), и в Гонконге (2005). Связанные с этим вопросом переговоры также состоялись в Женеве, Швейцария (2004, 2006, 2008); Париже, Франция (2005); и Потсдаме, Германия (2007). Новый раунд переговоров, 23-29 июля 2008, провалился после неудачной попытки достигнуть компромисса о правилах импорта сельскохозяйственной продукции. После провала, главные переговоры, пока не возобновились в 2009 году. Однако, напряженные переговоры, главным образом между США, Китаем и Индией, были проведены в конце 2008, чтобы договориться о методах ведения переговоров. Однако, они не приводили ни к какому результату.

 

Бреттон-Вудские институты.

Сове ПРЕАМБУЛА

Стороны Соглашения,

а) признавая вклад сектора какао в искоренение нищеты и дости-жение согласованных на международном уровне целей в области разви-тия, в том числе сформулированных в Декларации тысячелетия;

b) признавая важность какао и торговли какао для экономики раз-вивающихся стран в качестве источника дохода для их населения и клю-чевой вклад торговли какао в получение ими экспортных доходов и в раз-работку программ социально-экономического развития;

с) признавая значение сектора какао в качестве источника средств к существованию для миллионов людей, в особенности в развивающихся странах, в которых производство какао выступает непосредственным ис-точником доходов для мелких фермеров;

d) признавая, что тесное международное сотрудничество по во-просам, связанным с какао, и постоянный диалог между всеми заинтере-сованными сторонами в рамках производственно-сбытовой цепочки в секторе какао могут способствовать устойчивому развитию мировой эко-номики какао;

е) признавая важность стратегического партнерства между экс-портирующими и импортирующими Участниками для формирования ус-тойчивой экономики какао;

f) признавая необходимость обеспечения транспарентности меж-дународного рынка какао в интересах как производителей, так и потреби-телей;

g) признавая вклад предыдущих международных соглашений по какао 1972, 1975, 1980, 1986, 1993 и 2001 годов в развитие мировой эко-номики какао;т по какао-бобам

СОВЕРШЕНО в Женеве 25 июня 2010 года, причем тексты настоящего Соглашения на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках являются равно аутентичными.

14.Принципы международной торговой системы.

К международному регулированию экономи­ческих отношений, в том числе, и к внешней торговле, прежде всего применимы принципы равноправия, невмешательства во внутренние дела, неприменение силы и угрозы силой, сотрудничества, добросовестного выполнения международных обя­зательств, недискриминации, взаимности, взаимной выгоды и некоторые другие. В то же время в международных экономических отношениях выработаны и при­меняются специальные или отраслевые принципы. Действие данных принципов

на­правленно в первую очередь на формирование торгово-политических режимов. Ши­рокое признание получили следующие специальные отраслевые принципы — прин­цип наибольшего благоприятствования, принцип национального режима, принцип взаимной выгоды, принцип преференциального режима, принцип свободы транзита, принцип гласности внешнеторгового законодательства.

Принцип прозрачности.

Обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные органы государственной власти, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);стабильность и преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

16.Принцип недискриминации и эффективности рынка.

17.Режим наиболее благоприятствуемой нации.

РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ (режим наиболее благоприятствуемой нации)- международно-правовой режим, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие же благоприятные условия экономических, торговых и иных отношений, какие оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим и юридическим лицам. Р. н. б. предполагает предоставление льгот в отношении таможенных пошлин и сборов, взимаемых при ввозе или вывозе товаров, а также преимуществ в отношении внутренних налогов на производство, обработку и обращение импортируемых товаров. Таким образом, Р. н. б. означает обычные, недискриминационные условия сотрудничества, в отличие от особых (ограничительных или, наоборот, преференциальных) условий, которые могут вводиться для отдельных стран.

Режим наиболее благоприятствуемой нации - принцип, лежащий в основе деятельности ВТО, согласно которому каждая из стран, входящих в ВТО, применяет один и тот же уровень таможенного тарифа на одинаковые товары ко всем своим торговым партнерам.

18.Национальный режим.

Национальный режим - юридическое понятие в международных экономических отношениях, распространяющее на иностранные компании национальный статус. Иностранные юридические или физические лица, работающие в условиях национального режима в данной стране, пользуются всеми юридическими преимуществами, что и национальные предприятия, юридические и физические лица данной страны, что обычно подразумевает преимущества в сфере налогообложения и возможность не платить импортные налоговые пошлины. Предоставление национального режима физическим лицам может обеспечить иностранным гражданам имущественные права на равне с гражданами данного государства, правовую помощь, возможность защищать свои интересы в суде, реже социальную помощь.

Принцип национального режима может быть зафиксирован национальным правом или устанавливаться международным договором, причем и тот и другой могут определять изъятия из его действия и, следовательно, сужать или расширять его сферу. Так, в ст. 6 Торгового кодекса Португалии закрепляется: «Все предписания настоящего кодекса применяются к торговым отношениям с иностранцами, за исключением случаев, когда закон ясно устанавливает иное, либо имеется международный договор или специальная конвенция, иным образом регулирующие подобные отношения».

Будучи сформулирован в национальном праве, принцип национального режима может быть закреплен в основном законе (как, например, в Российской Федерации, Конституция 1993 г. которой в ст. 62 четко выражает данное положение: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации...») или в каком-либо ином документе. В российском праве нормы, закрепляющие национальный режим в отношении иностранных физических и юридических лиц, достаточно многочисленны и присутствуют в самых различных по своей правовой природе актах1. В соответствии с указанным принципом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Согласно вышеуказанным статьям законодательства России об иностранных инвестициях в Российской Федерации и ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются также к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 

Урезанная поддержка

Мало кто сейчас вспомнит, что первоначальные предложения России по связанному уровню внутренней поддержки аграрного сектора составляли примерно 91,4 млрд и 75,3 млрд долларов на начало и конец имплементационного периода соответственно. Эти предложения основывались на оценке уровня поддержки в период некризисного состояния аграрного сектора в 1989–1991 годах и были изложены в Письме Минсельхозпрода России от 3 октября 1997 г. N 8-14/340 «Об уровне внутренней поддержки и субсидировании экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия». В этом же документе обосновывались экспортные субсидии в объеме более 3 млрд долларов. Позднее, в октябре 2000 года, был подготовлен документ «Основные приоритеты агропродовольственной политики и аграрной реформы в России: оценка потребности во внутренней поддержке и экспортных субсидиях», в соответствии с которым в качестве базового периода предлагалось использовать период с 1991 по 1993 год, а ежегодная потребность сельского хозяйства во внутренней поддержке оценивалась в 16–20 млрд долларов.

Актуальная позиция России, согласованная на последнем раунде переговоров в Женеве в сентябре 2010 года, разительно отличается от первоначальных предложений и состоит в следующем:

- в ближайшие два года Россия получает право увеличить текущую поддержку с 4,4 млрд долл. до 9 млрд долл.;

- с 2013 по 2017 год объем поддержки будет сокращаться по представленному нами графику примерно до современного уровня (4 млрд. долл.);

- Россия отказывается от введения экспортных субсидий.

Как мы видим, первоначальные предложения России по поддержке аграрного производства снижены более чем в 17 раз, заявленные объемы поддержки российских производителей будут примерно в 25 и 33 раза меньше, чем в США и ЕС соответственно.

О степени готовности

И это при том, что наша страна априори находится в заведомо худших условиях:

- биоклиматический потенциал (интегрированная характеристика обеспеченности сельскохозяйственных растений на данной территории теплом и влагой) России заметно ниже биоклиматического потенциала развитых в аграрном отношении стран. К примеру, естественная продуктивность гектара пашни в США в 2,8 раз выше, чем в России;

- отечественное сельское хозяйство еще не вступило в фазу устойчивого развития и в лучшем случае находится на выходе из кризиса; потенциал угроз национальной продовольственной безопасности достаточно велик. Колебания валовых сборов зерновых в смежные годы могут достигать 60 и более процентов (97,1 млн тонн и 60,3 млн тонн в 2009 и 2010 годах соответственно). За один год страна может превратиться из крупнейшего мирового экспортера зерна в его потенциального импортера. Если в 2009 году страна экспортировала зерно в объеме 21,8 млн тонн, то в текущем году рассматривается вариант его импорта. Не пре­одолена тенденция к сокращению поголовья крупного рогатого скота, вынос питательных веществ из почвы с урожаем превышает их внесение в виде удобрений, высоким остается удельный вес убыточных хозяйств (27,9% от общего числа хозяйств в 2009 году);

- не отрегулированы земельные отношения, что, в свою очередь, является одной из основных причин нерационального использования сельскохозяйственных угодий. Даже по официальным данным, по состоянию на начало 2009 года более 30 млн га сельскохозяйственных угодий не использовались по целевому назначению;

- высоки потери и нерациональные расходы по переработке сельскохозяйственной продукции, не отрегулированы ценовые соотношения на сельскохозяйственное сырье, продукты его переработки и продовольственные товары;

- не сформирована эффективная национальная система страхования посевов сельскохозяйственных культур и поголовья сельскохозяйственных животных. Как отмечалось на совещании у председателя Правительства РФ о расходах федерального бюджета в 2011–2013 годах в части сельского хозяйства (29 июня 2010 года), на момент проведения совещания в агропромышленном секторе было застраховано не более 10% предприятий.

Таким образом, формируется крайне неблагоприятная платформа для нашего вступления в ВТО и нежелательная перспективная архитектура мирового продовольственного рынка, где России отводится роль страны нетто-импортера со стагнирующим аграрным сектором.

О возможных последствиях

Требования ВТО и достигнутые договоренности входят в противоречие с совсем недавно принятой Доктриной продовольственной безопасности РФ. К примеру, Планом мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 года, № 376-р) предусматривалась разработка предложений по государственной поддержке экспорта российской сельскохозяйственной, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов. Очевидно, что вступление страны в ВТО дезавуирует этот пункт Плана, а вместе с этим ставит под сомнение и саму идею экспортоориентированного вектора развития отечественного АПК.

Взяв на себя вытекающие из вступления в ВТО обязательства по сокращению поддержки сельскохозяйственных производителей, Россия в обозримой перспективе лишает себя права расширения ее объемов по мере роста потребностей производства и населения, с одной стороны, и возможностей бюджета, — с другой. Сам по себе факт добровольного отказа от расширения поддержки производителей сельскохозяйственной продукции в меру бюджетных возможностей представляется достаточно странным и спорным, имея в виду не только внутренние потребности страны, но и мировую продовольственную ситуацию. Итоги последнего раунда переговоров о вступлении России в ВТО блокируют конкретные недавние инициативы, которые, казалось бы, начали формировать перспективную экспортоориентированную модель развития отечественного агропрома. Прежде всего, неясно, каким образом, за счет каких источников будет реализовываться программа развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка за пределами 2013 года, когда предусматривается сокращение бюджетной поддержки аграрного сектора? Напомним, что сама программа рас­считана на период до 2017 года, на эту программу, в частности, завязаны перспективы российского зернового экспорта. В целях поддержки отечественного производства намечались (или, по крайней мере, рассматривались) такие меры, как предоставление отечественным сельскохозяйственным производителям прямых субсидий на производство мяса птицы и свинины; применение более высоких ставок ввозных пошлин на говядину и молоко, использование экспортных субсидий по зерну. Очевидно, что с вступлением России в ВТО с этими планами придется расстаться, и первой ласточкой в этой ожидаемой «череде отказов» можно считать отказ от запрета на импорт глубокозамороженного мяса птицы, который планировалось ввести с 1 января 2011 года.

Один из расхожих аргументов в пользу присоединения к ВТО — это то, что либерализация импорта более дешевых продуктов питания позитивно скажется на уровне потребительских цен на продовольствие и, соответственно, жизни населения. Однако напомним, что Доктрина продовольственной безопасности РФ определяет достаточно жесткие границы присутствия импортной продукции на внутренних рынках основных продовольственных товаров. Каким образом при таких ограничениях дешевый импорт может вытеснить более дорогую отечественную продукцию? Существуют опасения, что на практике напротив произойдет общее удорожание основных продуктов питания: импорт продовольствия будет ограничиваться защитными мерами, а отечественные производители компенсируют сокращение внутренней поддержки аграрного сектора ростом цен на свою продукцию. Учитывая высокую долю расходов на продовольственные товары в потребительских расходах российского населения, следует ожидать «компенсирующего» сокращения потребления продукции и услуг других отраслей.

 

Меры «зеленого ящика».

"Зеленый ящик" включает меры, не оказывающие искажающее воздействие на торговлю. Общими критериями ко всем программам поддержки в рамках "зеленого ящика" является предоставление субсидии за счет средств бюджета, а не за счет средств потребителей, наряду с этим следствием поддержки не должно являться поддержание цен.

Меры зелёного ящика:

-общие услуги(Научные исследования, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, подготовка и повышение квалификации кадров, информационно-консультационное обслуживание, контроль за безопасностью продуктов питания, маркетинговые и сбытовые услуги)

- содержание стратегических продовольственных запасов;

- внутренняя продовольственная помощь нуждающимся слоям населения;

-поддержка дохода (не связана с производством);

-страхование урожая;

-помощь при стихийных бедствиях;

-охрана окружающей среды;

-помощь производителям в неблагополучных регионах;

-содействие структурной перестройке путём возмещения отказа о использования ресурсов, инвестиционной помощи.

 

Меры «голубого ящика».

Меры "голубого ящика" включают в себя программы, направленные на самоограничение производства. При этом выплаты из государственного бюджета должны быть связаны с фиксированным поголовьем скота, либо привязаны к фиксированным площадям и урожаям, либо выплаты производятся в расчете на 85% или менее от базового уровня производства.

Такие программы также освобождаются от обязательства по сокращению и ограничению в объемах, при этом рассматриваются как меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю. Меры "голубого ящика" реализовываются в ЕС (вводятся в целях преодоления спада цен на оптовых рынках), Японии, США, Норвегии.

Меры "голубого ящика" условно считаются не оказывающими искажающего воздействия на торговлю.

26.Экспортные субсидии сельхозпроизводителям.

Россия согласилась снизить ставку импортных пошлин на несколько групп товаров в рамках вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Как сообщается в пресс-релизе ВТО, средняя ставка пошлины на сельскохозяйственную продукцию снизится с 13,2 до 10,%, а на промтовары - с 9,5 до 7,3%.

Ставка на молочные продукты будет снижена с 19,8 до 14,9%, на зерновые - с 15,1 до 10%, на электротехнику - с 8,4 до 6,2%, на древесину и бумагу - с 13,4 до 8%.

Кроме того, Россия почти вдвое сократит субсидии сельхозпроизводителям. В пресс-релизе ВТО не сообщается, что будет после этого с российским сельским хозяйством.

Не все тарифы изменятся сразу. Только треть из них снизится в день вступления России в ВТО, еще четверть - через три года. На ряд товаров пошлины снизятся через 7-8 лет, в том числе на мясо птицы, легковые автомобили и гражданские самолеты.

В четверг, 10 ноября, рабочая группа по присоединению России к ВТО одобрила итоговый доклад и протокол о вступлении страны в организацию. Документы о присоединении России к ВТО могут быть окончательно утверждены уже на министерской конференции 153 членов организации, запланированной на 15-17 декабря.

9 ноября Россия и Грузия подписали соглашение по ВТО, что устраняет последнее препятствие на пути присоединения России к Всемирной торговой организации. Соглашение предполагает международный мониторинг за прохождением грузов на границе Абхазии и Южной Осетии с Россией. В новых предложениях ни слова не говорится об Абхазии и Южной Осетии, которые Россия считает независимыми, а лишь даются соответствующие географические координаты. По словам главы российской делегации по переговорам о присоединении к ВТО, руководителя департамента торговых переговоров министерства экономического развития РФ Максима Медведкова, документ предусматривает, в частности, привлечение независимой компании к аудиту данных о торговле. Эти данные Россия и Грузия должны будут передавать в интегрированную базу данных организации.

Россия пытается вступить в ВТО уже в течение почти 17 лет. Еще в январе 1995 года гендиректор ВТО Питер Сазерленд заявил, что принятие РФ в торговый клуб произойдет в 1996 году. На данный момент Россия согласовала вопрос членства в ВТО со всеми членами организации, кроме Грузии.

В 2008 году в ответ на угрозы со стороны США притормозить прием России во Всемирную торговую организацию из-за вмешательства в грузино-югоосетинский конфликт РФ заявила о выходе из ряда соглашений по ВТО, отметив, что не передумала вступать в эту организацию.

Президенты России и США, Дмитрий Медведев и Барак Обама на своей первой встрече 1 апреля 2009 года приняли решение поручить правительствам предпринять усилия для вступления России в ВТО.

9 июня 2009 года премьер-министры России Казахстана и Белоруссии приняли заявление о намерении вступить в ВТО единой таможенной территорией. Однако 28 апреля 2010 года первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов заявил, что Россия намерена продолжать процесс вступления в ВТО самостоятельно, а не в рамках Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном.

После того как 7 декабря Россия и Евросоюз подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу вступления РФ в ВТО, министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина заявила, что Россия сможет вступить во Всемирную торговую организацию уже в первом полугодии 2011 года.

9 марта вице-президент США Джо Байден, находясь в Москве с официальным визитом, заявил, что Россия активно приближается к членству во Всемирной торговой организации (ВТО) и в этом отношении пользуется полной поддержкой Соединенных Штатов. По словам Байдена, США твердо поддерживают снятие поправки Джексона-Вэника.

Соглашение по ТРИПС.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) или Соглашение ТРИПС (англ. AgreementonTrade-RelatedAspectsofIntellectualPropertyRights, сокращенно TRIPS) - международное соглашение, входящее в пакет документов о создании Всемирной торговой организации. Соглашение устанавливает минимальные стандарты для признания и защиты основных объектов интеллектуальной собственности. Это соглашение было принято в ходе Уругвайского раунда Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1994 году.

Соглашение ТРИПС открывает возможность для использования высокоэффективных механизмов разрешения спорных вопросов, имеющихся в ВТО, применительно к интеллектуальной собственности. Эти механизмы предусматривают возможность применения мер воздействия путем репрессалий. Если бы, например, в одной стране совершено нарушение прав автора из другой страны, то последняя, проведя спорный вопрос через процедуры ВТО по разрешению конфликтов, может повысить пошлину на ввоз определенного товара из страны-нарушителя на свою территорию.

Общая информация

Соглашение ТРИПС, прежде всего, предусматривает выполнение странами, которые в нем собираются участвовать, всех важнейших положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, за исключением положений о неимущественных правах. Кроме этого, Соглашение ТРИПС включает в себя ряд новых положений о международной охране авторского права. Отсутствие в Соглашении положений о неимущественных правах оправдано, поскольку оно в целом направлено на урегулирование исключительно торговых аспектов интеллектуальной собственности. В Соглашение ТРИПС вошел ряд основополагающих пунктов, дополняющих положения Бернской конвенции. В соответствии с ними охрана авторских прав распространяется на компьютерные программы, удлиняется срок действия охраны и ограничивается осуществление международной торговли компьютерными программами и другими объектами интеллектуальной собственностью со странами, не имеющими возможности осуществлять охрану авторских прав. Соглашение формулирует требование принятия странами-участницами различных административных форм охраны авторских прав.[1]

В случае вступления Российской Федерации в ВТО главным последствием подписания Соглашения ТРИПС станет расширение круга стран, с которыми Россия окажется связана взаимными обязательствами в области смежных прав, а также предоставления ретроохраны иностранным фонограммам и исполнениям (данные последствия вытекают также из состоявшегося присоединения РФ к Договору по исполнениям и фонограммам). Что касается авторских прав, то в силу действия Бернской конвенции, в которой Россия уже участвует, никаких существенных изменений в отношении иностранных произведений не произойдет.[2]

Базовые стандарты ТРИПС

Срок защиты имущественных авторских прав должен быть не менее 50 лет после смерти автора, для фильмов и фотографий этот срок составляет соответственно 50 и 25 лет с момента создания.

Авторское право должно предоставляться автоматически и не может зависеть от выполнения никаких формальностей, таких как регистрация.

Компьютерные программы рассматриваются как литературные произведения с точки зрения авторского права и имеют те же условия защиты.

Национальные ограничения авторского права, такие как добросовестное использование в США, должны быть четко ограничены.

Патенты должны предоставляться во всех областях технологии, однако допускаются исключения с целью защиты общественных интересов. Срок защиты имущественных прав, предоставляемых патентом, должен составлять не менее 20 лет.

Перечень объектов, которые не могут быть запатентованы, должен быть ограничен так же, как и ограничения авторского права.

Каждое государство должно предоставлять гражданам других стран, которые присоединились к ТРИПС, такой уровень прав в области интеллектуальной собственности, который она предоставляет своим собственным гражданам.

40.Дальнейшее развитие режима прав интеллектуальной собственности в рамках ВТО.

В рамках ВТО вопросы прав интеллектуальной собственности регулируются Соглашением ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (далее – ТРИПС).

Особенностью ТРИПС является то, что часть основных положений отражает нормы, уже содержащиеся в базовых многосторонних конвенциях и соглашениях по правам интеллектуальной собственности, и адекватна им, а часть идет дальше, выходя за рамки этих международных договоров.

ТРИПС делает акцент на правоприменение: то есть мало сказать, что «права на интеллектуальную собственность защищаются в судебном порядке», но нужно обеспечить высокий стандарт такой защиты от правонарушений. В рамках ВТО будет оцениваться эффективность процедур защиты и охраны прав на интеллектуальную собственность.

Степень отражения в ТРИПС основных принципов ГАТТ-94. ТРИПС содержит положения, отражающие основные принципы ГАТТ-94: национальный режим (ст. 3), режим наибольшего благоприятствования (ст. 4), транспарентность (ст. 63). Однако в отношении полного применения этих принципов имеются изъятия, которые соответствуют изъятиям из Бернской, Парижской и Римской конвенций.

Стандарты защиты в ТРИПС. Данное Соглашение имеет целью обеспечить защиту всех традиционных видов прав на интеллектуальную собственность: авторское право, смежные права, права на промышленную собственность, права на закрытую коммерческую информацию.

ТРИПС и авторское право. В отношении авторского права (ст. 9-14) ТРИПС требует соблюдения положений Бернской ко


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.