Тема 4. Государственно-правовые аспекты структурирования на поздне- и постсоветском политическом пространстве. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 4. Государственно-правовые аспекты структурирования на поздне- и постсоветском политическом пространстве.

2017-10-16 279
Тема 4. Государственно-правовые аспекты структурирования на поздне- и постсоветском политическом пространстве. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Новые принципы функционирования государственных институтов в Советском Союзе 1988-1991 годов.

2. Центробежные тенденции: причины, движущие силы и последствия.

3. Теория «номенклатурной революции»

4. Экономические, социальные, политические, идеологические и исторические аспекты перераспределения властного потенциала из центра в национальной бюрократии.

5. Роль российских политических элит в центробежных процессах: особенности стратегий

Ключевые проблемы, вынесенные на обсуждение:

Структура государственного управления в союзных республиках: формальные конституционные институты власти и фактическое администрирование. Роль и функции партийных органов. Особенности принципов управление в РСФСР. Изменения в конце восьмидесятых. I Съезд народных депутатов РСФСР. Формирование нового Верховного Совета РСФСР. Структура. Состав. Полномочия. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Место и функции российских структур исполнительной и законодательной власти в общесоюзном политическом пространстве. Их роль в формировании российского и союзного бюджета, экономике СССР. Борьба законов. Конституция РСФСР 1978 года: формы и векторы трансформации российского конституционного законодательства. Внесение поправок в Конституцию о введении поста президента РСФСР. Статус. Правовая специфика. Проблема взаимного функционирования с другими российским и союзными властными институтами. Выборы президента РСФСР 12 июня 1991 года. Состав участников, политические интересы. Причины победы Б.Н. Ельцина. Роль РСФСР в формировании нового, постсоветского пространства. Изменение статуса РФ после событий августа 1991 года. Формы сотрудничества. Роль в образование СНГ. Концентрация власти в исполнительных структурах РСФСР.

Крах политики перестройки. Центробежные тенденции. Декларации о государственном суверенитете. Август 1991 года. Тенденции идейно-политического развития общества после августовского путча. Факторы развития многопартийности в 1991 г. Образование новых партий. Проблемы российского федерализма (Чечня, Татарстан) и позиция власти. Правительство «молодых реформаторов», их экономические взгляды. Выбор модели экономического развития, ее сторонники и оппоненты. Легитимация распада Союзного государства. Новоогаревский процесс. Изменение роли КПСС в жизни общества к концу 1980-х гг., внутрипартийный кризис. Зарождение и развитие многопартийности в России. Первые немарксистские политические партии. Рождение суверенной России.

Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

 

Практические задания к теме 4.

Задание 1. Изучите основные аспекты Конституции СССР 1977 года и Конституции РСФСР 1978 года. Проанализируйте принципы правоприменения конституционных положений до 1988 и в период 1988-1991 годов. Принципы правового соподчинения и «борьба законов» между союзным центром и республиканскими парламентами в 1990-1991 годах.

Задание 2. Дискуссионный вопрос: существует мнение, что национализм являлся важным инструментом консолидации общества вокруг национальных элит союзных республик, выиграв конкуренцию у общесоюзного интеграционного проекта «советский человек», став важным фактором центробежных тенденций и распада СССР. Выскажите пять мнений в поддержку и в опровержение этого утверждения.

 

Рекомендованная литература к теме 4.

Распад СССР: Документы и факты (1986–1992 гг.): в 2 т. Т. II: Архивные документы и материалы / под общ. ред. С. М. Шахрая; сост. С. М. Попова, А. А. Яник. М., 2016.

Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.

Кравченко Л. П. Лебединая песня ГКЧП М.: 2010.

Степанков В. Г., Лисов Е. К. Кремлёвский заговор. М.: Огонек, 1992.

Черняев А.С. Дневники А.С. Черняева. Советская политика 1972-1991 гг. Взгляд изнутри. М., 1991.

Янаев Г.И. Последний бой за СССР. M., 2010.

Коэн С. «Вопрос вопросов»: почему не стало Советского Союза? М., 2007

Панарин И. Н. Первая мировая информационная война. Развал СССР. СПб., 2010.

Коэн С. «Вопрос вопросов»: почему не стало Советского Союза? М.: АИРО-XXI; СПб: Дмитрий Буланин, 2007.

Лукьянов А.И. Август 91-го. Был ли заговор? М., 2010.

ГКЧП СССР. Сборник опубликованных документов (август 1991 года). М., 2011.

Лозо И. Августовский путч 1991 года. Как это было М.: Издательство «Политическая энциклопедия», 2014.

Минаев Б.Д. Ельцин (Жизнь замечательных людей) М.: Молодая гвардия, 2010.

Черняев А. С., Вебер А. Б., Палажченко П. Р., Славин Б. Ф., Логинов В. Т., Пучкова Л. Н., Королева Н. Ф., Александрова Т. А. Союз можно было сохранить. Белая книга: Документы и факты о политике М. С. Горбачёва по реформированию и сохранению многонационального государства. М., 2007.

Вывод ядерных вооружений из бывших союзных республик. октябрь 1991 г. http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/theme/details/2352

Сводка оперативной информации ТАСС. К итогам визита Б.Н. Ельцина в ФРГ. О независимости Украины. 25.11.1991 // http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/theme/details/782

 

Ридер к теме 4.

Речь А.Д. Сахарова на закрытии I Съезда народных депутатов СССР 9 июня 1989 г.

Уважаемые народные депутаты!

Я должен объяснить, почему я голосовал против утверждения итогового документа Съезда. В этом документе содержится много правильных и очень важных положений, много принципиально новых, прогрессивных идей. Но я считаю, что Съезд не решил стоящей перед ним ключевой политической задачи, воплощенной в лозунге: «Вся власть Советам!» Съезд отказался даже от обсуждения «Декрета о власти».

В стране, в условиях надвигающейся экономической катастрофы и трагического обострения межнациональных отношений, происходят мощные и опасные процессы, одним из проявлений которых является всеобщий кризис доверия народа к руководству страны. Если мы будем плыть по течению, убаюкивая себя надеждой постепенных перемен к лучшему в далеком будущем, нарастающее напряжение может взорвать наше общество с самыми трагическими последствиями.

Товарищи депутаты, на вас сейчас – именно сейчас! – ложится огромная историческая ответственность. Необходим политические решения, без которых невозможно укреплена» власти советских органов на местах и решение экономических, социальных, экологических, национальных проблем Если Съезд народных депутатов СССР не может взять власть в свои руки здесь, то нет ни малейшей надежды, что ее смогу? взять Советы в республиках, областях, районах, селах. Но без сильных Советов на местах невозможна земельная реформа и вообще какая-либо эффективная аграрная политика, отличающаяся от бессмысленных реанимационных вливаний нерентабельным колхозам. Без сильного Съезда и сильных, независимых Советов невозможны преодоление диктата ведомств, выработка и осуществление законов о предприятии, борьба с экологическим безумием. Съезд призван защитить демократические принципы народовластия и тем самым – необратимость перестройки и гармоническое развитие страны. Я вновь обращаюсь к Съезду с призывом принять «Декрет о власти».

Декрет о власти

Исходя из принципов народовластия, Съезд народных депутатов заявляет:

1. Статья 6 Конституции СССР отменяется.

2. Принятие Законов СССР является исключительным правом Съезда народных депутатов СССР. На территории Союзной республики Законы СССР приобретают юридическую силу после утверждения высшим законодательным органом Союзной республики.

3. Верховный Совет является рабочим органом Съезда.

4. Комиссии и Комитеты для подготовки законов о государственном бюджете, других законов и для постоянного контроля за деятельностью государственных органов, над экономическим, социальным и экологическим положением в стране создаются Съездом и Верховным Советом на паритетных началах и подотчетны Съезду.

5. Избрание и отзыв высших должностных лиц СССР, а именно:

1) Председателя Верховного Совета СССР,

2) Заместителя Председателя Верховного Совета СССР,

3) Председателя Совета Министров СССР,

4) Председателя и членов Комитета конституционного надзора,

5) Председателя Верховного Суда СССР,

6) Генерального прокурора СССР,

7) Верховного арбитра СССР,

8) Председателя Центрального банка,

А также:

1) Председателя КГБ СССР,

2) Председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию,

3) Главного редактора газеты «Известия» – исключительное право Съезда.

Поименованные выше должностные лица подотчетны Съезду и независимы от решений КПСС.

6. Кандидатуры на пост Заместителя Председателя Верховного Совета и Председателя Совета Министров СССР предлагаются Председателем Верховного Совета СССР и, альтернативно, народными депутатами. Право предложения кандидатур на остальные поименованные посты принадлежит народным депутатам.

7. Функции КГБ ограничиваются задачами защиты международной безопасности СССР.

Примечание. В будущем необходимо предусмотреть прямые общенародные выборы Председателя Верховного Совета СССР и его Заместителя на альтернативной основе.

<…>

Уже давно нет опасности военного нападения на СССР. У нас самая большая армия в мире, больше чем у США и Китая, вместе взятых. Я предлагаю создать комиссию для подготовки решения о сокращении срока службы в армии (ориентировочно в два раза для рядового и сержантского состава, с соответствующим сокращением всех видов вооружения, но со значительно меньшим сокращением офицерского корпуса), с перспективой перехода к профессиональной армии. Такое решение имело бы огромное международное значение для укрепления доверия и разоружения, включая полное запрещение ядерного оружия, а также огромное экономическое и социальное значение. Частное замечание: надо демобилизовать к началу этого учебного года всех студентов, взятых в армию год назад.

Национальные проблемы. Мы получили в наследство от сталинизма национально-конституционную структуру, несущую на себе печать имперского мышления и имперской политики «разделяй и властвуй». Жертвой этого наследия являются малые Союзные республики и малые национальные образования, входящие в состав Союзных республик по принципу административного подчинения. Они на протяжении десятилетий подвергались национальному угнетению. Сейчас эти проблемы драматически выплеснулись на поверхность. Но не в меньшей степени жертвой явились большие народы, в том числе русский народ, на плечи которых лег основной груз имперских амбиций и последствий авантюризма и догматизма во внешней и внутренней политике. В нынешней острой межнациональной ситуации необходимы срочные меры. Я предлагаю переход к федеративной (горизонтальной) системе национально-конституционного устройства. Эта система предусматривает предоставление всем существующим национально-территориальным образованиям, вне зависимости от их размера и нынешнего статуса, равных политических, юридических и экономических прав, с сохранением теперешних границ (со временем возможны и, вероятно, будут необходимы уточнения границ образований и состава федерации, что и должно стать важнейшим содержанием работы Совета Национальностей)' Это будет Союз равноправных республик, объединенных Союзным договором, с добровольным ограничением суверенитета каждой республики в минимально необходимых пределах (в вопросах обороны, внешней политики и некоторых других).

Съезд не может сразу накормить страну. Не может сразу решить национальные проблемы. Не может сразу ликвидировать бюджетный дефицит. Не может сразу вернуть нам воздух, воду и леса. Но создание политических гарантий этих проблем – это то, что он обязан сделать. Именно этого от нас ждет страна! Вся власть Советам!

 

Закон о выборах президента РСФСР

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Выборы Президента РСФСР

Выборы Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики осуществляются гражданами РСФСР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом РСФСР может быть избран только гражданин РСФСР не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий в соответствии с настоящим Законом избирательным правом.

Президент РСФСР избирается сроком на 5 лет. Один и тот же гражданин не может быть Президентом РСФСР более двух сроков подряд.

Нарушение требований настоящей статьи влечет за собой признание выборов Президента РСФСР недействительными.

Статья 7. Кандидаты в Президенты РСФСР

Кандидаты в Президенты РСФСР выдвигаются республиканскими (РСФСР) политическими партиями, профессиональными союзами и массовыми общественно-политическими движениями, зарегистрированными в установленном законом порядке, а также республиканскими органами зарегистрированных всесоюзных политических партий, профессиональных союзов и массовых общественно-политических движений. Трудовые коллективы предприятий, учреждений, организаций, коллективы средних специальных и высших учебных заведений, собрания граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям в порядке, соответствующем требованиям Закона РСФСР "О выборах народных депутатов РСФСР", имеют право непосредственного выдвижения кандидатов в Президенты РСФСР при условии поддержки выдвигаемой кандидатуры не менее чем ста тысячами граждан РСФСР, обладающих избирательным правом.

Сбор подписей граждан в поддержку выдвигаемого кандидата проводится в соответствии с Законом РСФСР О референдуме РСФСР" в сроки, устанавливаемые Центральной избирательной комиссией по выборам Президента РСФСР. Инициатива выдвижения кандидатов в Президенты РСФСР может исходить от общественных органов, коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также от отдельных граждан РСФСР. В этом случае она реализуется через органы и организации, имеющие право выдвижения кандидатов в Президенты РСФСР.

Выдвижение кандидатов в Президенты РСФСР проводится на съездах, конференциях политических партий, профессиональных союзов или массовых общественно-политических движений либо на пленумах республиканских органов в соответствии с их уставами (положениями) и действующим законодательством РСФСР. Каждым общественным объединением и республиканским (РСФСР) органом всесоюзного общественного объединения, имеющим право выдвижения кандидатов в Президенты РСФСР, а также коллективом одного предприятия, учреждения или организации либо на одном собрании граждан по месту жительства или военнослужащих по воинским частям может быть выдвинут только один кандидат в Президенты РСФСР. Выдвижение кандидатов в Президенты РСФСР, проведенное с нарушением настоящего положения, признается недействительным.

Выдвижение кандидатов в Президенты РСФСР осуществляется не позднее чем за 25 дней до выборов. Каждый выдвинутый кандидат в Президенты РСФСР до регистрации в Центральной избирательной комиссии определяет кандидатуру на должность вице-президента РСФСР.

В бюллетень для тайного голосования по выборам Президента РСФСР включаются кандидаты, поддержанные ста тысячами граждан, а также кандидаты, получившие не позднее чем за 15 дней до выборов поддержку не менее одной пятой от общего числа народных депутатов РСФСР, принятую путем тайного голосования на заседании Съезда народных депутатов РСФСР либо путем сбора подписей народных депутатов РСФСР.

В случае если не был выдвинут ни один кандидат в Президенты РСФСР либо все выдвинутые кандидаты сняли свои кандидатуры, кандидаты в Президенты РСФСР выдвигаются на заседаниях Съезда народных депутатов РСФСР.

Выдвинутыми в этом случае считаются кандидаты, получившие в результате тайного голосования поддержку не менее одной пятой от общего числа народных депутатов РСФСР.

 

Конституция РСФСР 1978 г. в редакции от 3 июля 1991 г.

Глава 13-1. Президент РСФСР

Статья 121-1. Президент Российской Советской Федеративной Социалистической Республики является высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР.

Президент РСФСР не может быть народным депутатом,

Президент РСФСР не занимает никакие другие должности в государственных, коммерческих и общественных органах и организациях, не имеет права на предпринимательскую деятельность.

Статья 121-2. Президентом РСФСР может быть избран только гражданин РСФСР не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом.

Президент РСФСР избирается сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом РСФСР более двух сроков подряд.

Статья 121-3. Выборы Президента РСФСР осуществляются гражданами РСФСР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Никакие иные выборы или назначение на должность, а равно присвоение полномочий Президента РСФСР не законны и не действительны.

Порядок выборов и вступления в должность Президента РСФСР устанавливается законами РСФСР.

Статья 121-4. При вступлении в должность Президент РСФСР приносит следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики соблюдать Конституцию и законы РСФСР, защищать ее суверенитет, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, права народов РСФСР и добросовестно исполнять возложенные на меня народом обязанности".

Статья 121-5. Президент РСФСР:

1) обладает правом законодательной инициативы;

2) подписывает и обнародует законы РСФСР в течение 14 дней с момента их принятия.

Законы, принятые Верховным Советом РСФСР, могут быть возвращены до истечения этого срока Президентом РСФСР для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон РСФСР принят большинством голосов от общего состава каждой из палат Верховного Совета РСФСР, то Президент РСФСР обязан его подписать в течение трех дней;

3) представляет не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов РСФСР о выполнении принятых Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР социально-экономических и иных программ, о положении в РСФСР, обращается с посланиями к народу РСФСР, Съезду народных депутатов РСФСР и Верховному Совету РСФСР. Съезд народных депутатов РСФСР большинством голосов от общего числа народных депутатов РСФСР вправе потребоваться от Президента РСФСР внеочередного доклада;

4) назначает Председателя Совета Министров РСФСР с согласия Верховного Совета РСФСР;

5) назначает и освобождает от должности министров, руководителей комитетов и ведомств РСФСР по представлению Председателя Совета Министров РСФСР;

6) руководит деятельностью Совета Министров РСФСР;

7) принимает отставку Правительства РСФСР с согласия Верховного Совета РСФСР;

8) назначает и отзывает дипломатических представителей РСФСР, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей;

9) возглавляет Совет безопасности РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР;

10) ведет переговоры и подписывает от имени РСФСР международные и межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации Верховным Советом РСФСР;

11) принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности РСФСР, от имени РСФСР участвует в обеспечении государственной и общественной безопасности Союза ССР.

По предложению Президента РСФСР созываются внеочередные заседания Съезда народных депутатов РСФСР и внеочередные сессии Верховного Совета РСФСР.

Президент РСФСР не имеет права роспуска либо приостановления деятельности Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР;

12) объявляет в соответствии с законом РСФСР чрезвычайное положение. На территории республики в составе РСФСР чрезвычайное положение объявляется по согласованию с ее высшими органами государственной власти;

13) решает в соответствии с законом вопросы гражданства РСФСР, предоставления политического убежища;

14) награждает государственными наградами РСФСР, присваивает специальные звания, классные чины и почетные звания РСФСР;

15) осуществляет право помилования граждан, осужденных судами РСФСР;

16) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РСФСР и законами РСФСР.

Статья 121-6. Полномочия Президента РСФСР не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства РСФСР, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти.

Статья 121-7. Одновременно с Президентом РСФСР избирается вице-президент РСФСР. Кандидатуру вице-президента РСФСР предлагает кандидат в Президенты РСФСР.

Вице-президентом РСФСР может быть избран гражданин РСФСР не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом.

Вице-президент РСФСР не может быть народным депутатом.

Вице-президент РСФСР осуществляет по поручению Президента РСФСР отдельные его полномочия.

Вице-президент РСФСР замещает Президента РСФСР в случае его отсутствия.

Статья 121-8. Президент РСФСР на основе и во исполнение Конституции РСФСР и законов РСФСР, решений Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР издает указы и распоряжения, проверяет их исполнение. Указы Президента РСФСР не могут противоречить Конституции и законам РСФСР. Указы Президента РСФСР обязательны к исполнению на всей территории РСФСР.

Президент вправе приостанавливать решения органов исполнительной власти на территории РСФСР, если они противоречат Конституции и законам РСФСР.

Статья 121-9. Президент РСФСР и вице-президент РСФСР неприкосновенны и охраняются законом.

Статья 121-10. Президент РСФСР может быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции РСФСР, законов РСФСР, а также данной им присяги.

 

ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО РУКОВОДСТВА

В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента СССР и переходом в соответствии со статьей 1277Конституции СССР полномочий Президента Союза ССР к вице-президенту СССР Янаеву Геннадию Ивановичу:

в целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса, политической, межнациональной и гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан Советского Союза, суверенитету, территориальной целостности, свободе и независимости нашего Отечества; исходя из результатов всенародного референдума о сохранении Союза Советских Социалистических Республик; руководствуясь жизненно важными интересами народов нашей Родины, всех советских людей, заявляем:

В соответствии со статьей 1273 Конституции СССР и статьей 2 Закона СССР ⌠О правовом режиме чрезвычайного положения, и идя навстречу требованиям широких слоев населения о необходимости принятия самых решительных мер по предотвращению сползания общества к общенациональной катастрофе, обеспечения законности и порядка, ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев с 4 часов по московскому времени 19 августа 1991 года.

Установить, что на всей территории СССР безусловное верховенство имеют Конституция СССР и законы Союза ССР.

Для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения образовать Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) в следующем составе: Бакланов О. Д. - первый заместитель председателя Совета обороны СССР, Крючков В. А. - председатель КГБ СССР, Павлов В. С. - премьер-министр СССР, Пуго Б. К. - министр внутренних дел СССР, Стародубцев В. А. - председатель Крестьянского союза СССР, Тизяков А. И. - президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР, Язов Д. Т. - министр обороны СССР, Янаев Г. И. - и о. Президента СССР.

Установить, что решения ГКЧП СССР обязательны для неукоснительного исполнения всеми органами власти и управления, должностными лицами и гражданами на всей территории Союза ССР.

Г. ЯНАЕВ, В.ПАВЛОВ, О. БАКЛАНОВ.

18 августа 1991 года

 


ОБРАЩЕНИЕ К СОВЕТСКОМУ НАРОДУ

Соотечественники! Граждане Советского Союза!

В тяжкий, критический для судеб Отечества и наших народов час обращаемся мы к вам! Над нашей великой Родиной нависла смертельная опасность! Начатая по инициативе М. С. Горбачева политика реформ, задуманная как средство обеспечения динамичного развития страны и демократизации общественной жизни, в силу ряда причин зашла в тупик. На смену первоначальному энтузиазму и надеждам пришли безверие, апатия и отчаяние. Власть на всех уровнях потеряла доверие населения. Политиканство вытеснило из общественной жизни заботу о судьбе Отечества и гражданина. Насаждается злобное глумление над всеми институтами государства. Страна по существу стала неуправляемой.

Воспользовавшись предоставленными свободами, попирая только что появившиеся ростки демократии, возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства и захват власти любой ценой. Растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества. Циничная спекуляция на "национальных чувствах - лишь ширма для удовлетворения амбиций. Ни сегодняшние беды своих народов, ни их завтрашний день не беспокоят политических авантюристов. Создавая обстановку морально-политического террора и пытаясь прикрыться щитом народного доверия, они забывают, что осуждаемые и разрываемые ими связи устанавливались на основе куда более широкой народной поддержки, прошедшей к тому же многовековую проверку историей. Сегодня те, кто по существу ведет дело к свержению конституционного строя, должны ответить перед матерями и отцами за гибель многих сотен жертв межнациональных конфликтов. На их совести искалеченные судьбы более полумиллиона беженцев. Из-за них потеряли покой и радость жизни десятки миллионов советских людей, еще вчера живших в единой семье, а сегодня оказавшихся в собственном доме изгоями. Каким быть общественному строю, должен решать народ, а его пытаются лишить этого права.

Вместо того, чтобы заботиться о безопасности и благополучии каждого гражданина и всего общества, нередко люди, в чьих руках оказалась власть, используют ее в чуждых народу интересах, как средство беспринципного самоутверждения. Потоки слов, горы заявлений и обещаний только подчеркивают скудость и убогость практических дел. Инфляция власти страшнее, чем всякая иная, разрушает наше государство, общество. Каждый гражданин чувствует растущую неуверенность в завтрашнем дне, глубокую тревогу за будущее своих детей.

Кризис власти катастрофически сказался на экономике. Хаотичное, стихийное скольжение к рынку вызвало взрыв эгоизма: регионального, ведомственного, группового и личного. Война законов и поощрение центробежных тенденций обернулись разрушением единого народнохозяйственного механизма, складывавшегося десятилетиями. Результатом стали резкое падение уровня жизни подавляющего большинства советских людей, расцвет спекуляции и теневой экономики. Давно пора сказать людям правду, если не принять срочных и решительных мер по стабилизации экономики, то в самом недалеком времени неизбежен голод и новый виток обнищания. от которых один шаг до массовых проявлений стихийного недовольства с разрушительными последствиями. Только безответственные люди могут уповать на некую помощь из-за границы. Никакие подачки не решат наших проблем, спасение в наших собственных руках. Настало время измерять авторитет каждого человека или организации реальным вкладом в восстановление и развитие народного хозяйства.

Долгие годы со всех сторон мы слышим заклинания о приверженности интересам личности, заботе о ее правах, социальной защищенности. На деле же человек оказался униженным, ущемленным в реальных правах и возможностях, доведенным до отчаяния.

На глазах теряют вес и эффективность все демократические институты, созданные народным волеизъявлением. Это результат целенаправленных действий тех, кто, грубо попирая Основной Закон СССР, фактически совершает антиконституционный переворот и тянется к необузданной личной диктатуре. Префектуры, мэрии и другие противозаконные структуры все больше явочным путем подменяют собой избранные народом Советы.

Идет наступление на права трудящихся. Права на труд, образование, здравоохранение, жилье, отдых поставлены под вопрос.

Даже элементарная личная безопасность людей все больше и больше оказывается под угрозой. Преступность быстро растет, организуется и политизируется. Страна погружается в пучину насилия и беззакония. Никогда в истории страны не получали такого размаха пропаганда секса и насилия, ставящие под угрозу здоровье и жизнь будущих поколений. Миллионы людей требуют принятия мер против спрута преступности и вопиющей безнравственности.

Углубляющаяся дестабилизация политической и экономической обстановки в Советском Союзе подрывает наши позиции в мире. Кое-где послышались реваншистские нотки, выдвигаются требования о пересмотре наших границ. Раздаются даже голоса о расчленении Советского Союза и о возможности установления международной опеки над отдельными объектами и районами страны. Такова горькая реальность. Еще вчера советский человек, оказавшийся за границей, чувствовал себя достойным гражданином влиятельного и уважаемого государства. Ныне он - зачастую иностранец второго класса, обращение с которым несет печать пренебрежения либо сочувствия.

Гордость и честь советского человека должны быть восстановлены в полном объеме.

Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР полностью отдает себе отчет в глубине поразившего нашу страну кризиса, он принимает на себя ответственность за судьбу Родины и преисполнен решимости принять самые серьезные меры по скорейшему выводу государства и общества из кризиса.

Мы обещаем провести широкое всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора. Каждый будет иметь право и возможность в спокойной обстановке осмыслить этот важнейший акт и определиться по нему. Ибо от того, каким станет Союз, будет зависеть судьба многочисленных народов нашей великой Родины.

Мы намерены незамедлительно восстановить законность и правопорядок, положить конец кровопролитию, объявить беспощадную войну уголовному миру, искоренять позорные явления, дискредитирующие наше общество и унижающие советских граждан. Мы очистим улицы наших городов от преступных элементов, положим конец произволу расхитителей народного добра.

Мы выступаем за истинно демократические процессы, за последовательную политику реформ, ведущую к обновлению нашей Родины, к ее экономическому и социальному процветанию, которое позволит ей занять достойное место в мировом сообществе наций.

Развитие страны не должно строиться на падении жизненного уровня населения. В здоровом обществе станет нормой постоянное повышение благосостояния всех граждан.

Не ослабляя заботы об укреплении и защите прав личности, мы сосредоточим внимание на защите интересов самых широких слоев населения, тех, по кому больше всего ударили инфляция, дезорганизация производства, коррупция и преступность.

Развивая многоукладный характер народного хозяйства мы будем поддерживать и частное предпринимательство, предоставляя ему необходимые возможности для развития производства и сферы услуг.

Нашей первоочередной заботой станет решение продовольственной и жилищной проблем. Все имеющиеся силы будут мобилизованы на удовлетворение этих самых насущных потребностей народа.

Мы призываем рабочих, крестьян, трудовую интеллигенцию, всех советских людей в кратчайший срок восстановить трудовую дисциплину и порядок, поднять уровень производства, чтобы затем решительно двинуться вперед. От этого зависит наша жизнь и будущее наших детей и внуков, судьба Отечества.

Мы являемся миролюбивой страной и будем неукоснительно соблюдать все взятые на себя обязательства. У нас нет ни к кому никаких притязаний. Мы хотим жить со всеми в мире и дружбе. Но мы твердо заявляем, что никогда и никому не будет позволено покушаться на наш суверенитет, независимость и территориальную целостность. Всякие попытки говорить с нашей страной языком диктата, от кого бы они ни исходили, будут решительно пресекаться.

Наш многонациональный народ веками жил исполненный гордости за свою Родину, мы не стыдились своих патриотических чувств и считаем естественным и законным растить нынешнее и грядущее поколения граждан нашей великой державы в этом духе.

Бездействовать в этот критический для судеб Отечества час - значит взять на себя тяжелую ответственность за трагические, поистине непредсказуемые последствия. Каждый, кому дорога наша Родина, кто хочет жить и трудиться в обстановке спокойствия и уверенности, кто не приемлет продолжения кровавых межнациональных конфликтов, кто видит свое Отечество в будущем независимым и процветающим, должен сделать единственно правильный выбор. Мы зовем всех истинных патриотов, людей доброй воли положить конец нынешнему смутному времени.

Призываем всех граждан Советского Союза осознать свой долг перед Родиной и оказать всемерную поддержку Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР, усилиям по выводу страны из кризиса.

Конструктивные предложения общественно-политических организаций, трудовых коллективов и граждан будут с благодарностью приняты как проявление их патриотической готовности деятельно участвовать в восстановлении вековой дружбы в единой семье братских народов и возрождении Отечества.

Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР.

18 августа 1991 года.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.