И анализ отобранной информации — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

И анализ отобранной информации

2017-10-16 625
И анализ отобранной информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(время – 4 ч.)

Цель занятия:

- знакомство студента с порядком проведения патентных исследований и освоение навыков этих исследований.
Вопросы для самоподготовки
1. Для чего проводят патентные исследования?

2. На какие этапы делятся патентные исследования?

3. Какой может быть цель патентных исследований и почему?

4. Что называют регламентом патентного поиска?

5. Как определить вид патентного поиска?

6. Что такое глубина и ширина поиска и как они определяются?

7. Как выбирают источники информации для патентного поиска?

8. Как оформляют результаты поиска?

9. Как нужно выписывать библиографические данные аналогов?

10. В чем заключается методика предварительного анализа и отбора найденных при поиске аналогов?
Содержание занятия
1. Обсудить существо вопросов, вынесенных на самоподготовку в данной теме.

2. Изучить порядок проведения патентных исследований и оформить его в журнале практических занятий.
Патентные исследования включают в себя исследования технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности и патентной чистоты, а также технических возможностей конкурента или уровня компетентности фирмы либо частного лица в данной области. Патентные исследования проводят на различных стадиях работы над объектом; начиная от составления технического задания на проектирование, кончая патентованием и реализацией законченной разработки. Используются как патентные, так и прочие источники научно-технической информации. Порядок и правила патентных исследований регламентируются ГОСТ Р 15.011 – 96.

Можно выделить 5 этапов патентных исследований – определение цели и составление технического задания; разработка регламента поиска; проведение поиска по патентной и научно-технической литературе; анализ отобранной информации; формулировка выводов и оформление результатов.
Цели патентных исследований
Под целью понимают ожидаемый результат деятельности. Если исследования ведутся при составлении технического задания на разработку объекта или в ходе его разработки либо усовершенствования, то цель исследований – определение технического уровня области техники к которой относится объект.

Если объект уже разработан, то цель состоит в определении новизны объекта для доказательства его охраноспособности.

Если объект предполагается разрабатывать с помощью соисполнителей (посторонних фирм или частных лиц) или если объект готовится к реализации, то проводят конъюнктурные патентные исследования. Конъюнктура – это совокупность условий, явлений, ситуаций, стечения обстоятельств, способных повлиять на исход какого-либо дела. Если решается вопрос о сотрудничестве (или соперничестве) с фирмой или частным лицом, то цель исследований – определение уровня компетентности предлагаемого соисполнителя или конкурента в области техники, к которой относится объект. При подготовке объекта (в виде проекта или готовой продукции) к реализации цель конъюнктурных патентных исследований – определение патентной чистоты объекта относительно выбранных для реализации стран (в том числе России). В результате патентных исследований в последнем случае надо доказать, что объект или его часть не нарушают действующие в данной стране патенты, т.е. объект относительно этой страны обладает патентной чистотой. Такие исследования называют экспертизой на патентную чистоту. Их проводят также и перед экспонированием объектов техники на выставках и ярмарках. Не обладает патентной чистотой в данной стране изделие, попадающие под действие патента на промышленный образец или свидетельства на полезную модель. Таким образом, патентная чистота – это юридическое свойство объекта техники, заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на её территории охранных документов на объекты промышленной собственности.
Разработка регламента патентного поиска
Регламент – это план поиска. Он состоит из определения вида исследований, вида поиска, его глубины или ретроспективности (количества лет) и его широты: перечня стран, которыми ограничивают объем поиска. В регламент входит выбор источников информации, по которым будет вестись поиск аналогов объекта, а также индексы международной классификации изобретений (МКИ), национальной классификации изобретений (НКИ) (если он нужен) и индекс универсальной десятичной классификации (УДК).

Известны три основных вида поиска: тематический, именной и нумерационный.

Тематический поиск ведут, если нужно определить технический уровень или новизну объекта. Поиск в этом случае ведут по заданной тематике, в известной области техники.

Именной поиск ведут, когда известно имя автора или патентовладельца и надо найти относящиеся к ним охранные документы. Он может быть использован как дополнительный к тематическому поиску.

Нумерационный поиск ведут, когда нужно по известным номерам охранных документов найти описания относящихся к ним объектов или номера других документов (например, по номеру заявки найти номер патента).

Глубина (ретроспективность) поиска – это число лет, по которым будет вестись поиск, отсчитываемое назад от года, в котором он осуществляется. Глубина поиска зависит от цели патентных исследований. Если цель – определение технического уровня или новизны объекта, то глубину выбирают с учетом особенностей развития области техники, к которой относится объект. Если эта область техники нова, то глубину поиска выбирают до первого появления в технике её объектов. Если данная область техники известна давно, то ограничиваются периодом её наиболее интенсивного развития. Следует иметь в виду, что объекты техники в среднем обновляются каждые 7-10 лет. Максимальная глубина поиска установлена в 50 лет.

Если цель исследований – определение уровня компетентности фирмы или физического лица, то глубину лучше принять равной 5 - 10 годам, так как важно знать творческий потенциал партнеров либо конкурентов сейчас, а не в далеком прошлом. Большая глубина поиска требуется, например, при изучении истории развития фирмы-конкурента.

При экспертизе на патентную чистоту глубину поиска принимают равной сроку действия патентов в стране поиска (например, в США и Финляндии – 17 лет, России, Великобритании, Франции, Германии – 20 лет и т.д.).

Широта поиска – это перечень стран, по которым предполагается вести поиск. Она зависит от цели патентных исследований.

Если цель – определение технического уровня или новизны объекта, то выбирают страны с наиболее развитой областью, к которой относится объект. В этих странах может быть наиболее полная информация об исследуемой области техники. При экспертизе на патентную чистоту выбирают страны, в которых предполагается реализовать объект.

Источники информации выбирают исходя из установленных глубины и широты поиска, учитывая при этом реальную доступность этих источников. Нужно, чтобы выбранные источники обеспечивали возможность поиска по всем выбранным странам и на всю выбранную глубину.

Национальные патентные бюллетени должны выбираться в первую очередь (если они доступны). Далее могут быть использованы описания изобретений, реферативные журналы и сборники, а также отраслевые технические журналы.

Выбранные элементы регламента оформляются следующим образом.
Регламент поиска

Предмет поиска_______________________________________________

Вид исследования и вид поиска__________________________________

 

Предмет поиска Индексы: МКИ, (НКИ) и УДК Широта поиска Глубина поиска Источники информации
         
         

 

Предмет поиска указывают дважды потому, что при исследованиях на патентную чистоту сложный объект должен быть разделен на составные части. Каждая из них в этом случае является самостоятельным объектом поиска и записывается в колонке таблицы. В заголовке таблицы регламента указывают общее название исследуемого сложного объекта.


Результаты поиска и анализ отобранной информации
После выполнения регламента и завершения поиска нужно выписать краткие описания всех найденных аналогов, если эта информация из книг, статей, проспектов и других источников, то выписывают или составляют рефераты аналогов. Перед текстом формулы или реферата приводят библиографические данные, достаточные для отыскания первоисточника информации об этом аналоге.

Для изобретения – это имя автора, название изобретения, вид и номер охранного документа, наименование выдавшей его страны, дата приоритета, индекс МКИ. Для журнальной статьи – имя автора, название статьи и журнала (или сборника), год издания, номер журнала (или место издания сборника и наименование издательства). В скобках можно указать источник получения информации об этом аналоге при поиске.

Затем приводится предварительный анализ найденных аналогов и их отбор для последующего использования. Методика анализа зависит от цели патентных исследований.

Если цель – определение новизны объекта, то анализ ведут, сравнивая признаки исследуемого объекта с признаками аналогов.

Выявляют аналог, имеющий большее количество признаков, идентичных признакам объекта исследований. Выбирают аналоги, имеющие хотя бы один идентичный с объектом признак, которого нет в выбранных ранее аналогах. Их принимают для последующего сопоставительного анализа при выявлении изобретения, остальные аналоги для последующего использования не нужны.

Если цель – определение технического уровня исследуемого объекта, то сравнивают функции и эффективность аналогов между собой и с исследуемым объектом. Отбирают 2 - 5 аналогов, лишенных тех недостатков исследуемого объекта, которые нужно устранить. Их признаки используют при разработке нового технического решения.

При конъюнктурных исследованиях предварительный анализ не требуется, используются, как правило, все найденные аналоги.

Завершают патентное исследование выводами, в которых показывают, что найденных и отобранных аналогов достаточно для последующего использования, и цель исследований достигнута. Выводы пишутся в утвердительной форме, и в них должны содержаться результаты исследований, а не перечень действий, выполненных в ходе исследований.

При оформлении результатов исследований пишут отчет и заполняют документацию в соответствии с действующими стандартами (ГОСТ Р 15.011-96).
Порядок решения задач по теме
1.Определяют цель патентных исследований;

2.Определяют вид патентного поиска;

3.Определяют широту поиска;

4.Определяют глубину поиска;

5.Выбирают источники информации;

6.Оформляют результаты поиска в виде таблицы;

7.Анализируют отобранную информацию с выявлением аналога или технического уровня объекта.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.