Профили: «Экономика предприятий и организаций (таможня)» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Профили: «Экономика предприятий и организаций (таможня)»

2017-10-16 374
Профили: «Экономика предприятий и организаций (таможня)» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«СОЦИОЛОГИЯ»

Направление подготовки: 38.03.01. Экономика

Профили: «Экономика предприятий и организаций (таможня)»

«Мировая экономка»

Уровень бакалавриата

Электронная версия соответствует печатному варианту

Заведующий кафедрой ГД А.Т. Климович

Набор


Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

УТВЕРЖДЕНО

учебно-методическим советом

экономического факультета

(протокол от ____августа 2015 г. № ___)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

дисциплины

 

«СОЦИОЛОГИЯ»

 

Направление подготовки: 38.03.01. Экономика

 

Профили: «Экономика предприятий и организаций (таможня)»

«Мировая экономка»

 

Уровень бакалавриата

 

 

набор


Автор

М.М. Савченко, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии, кандидат исторических наук, доцент

 

Ответственный за выпуск

А.Т. Климович, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии, доктор исторических наук, профессор

 

 

Рецензент

В.И. Горбачева, доцент кафедры прикладной социологии Российского государственного гуманитарного университета, кандидат социологических наук, доцент

 

Программа одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин (протокол от ___________________ № ____)

Программа рекомендована выпускающей кафедрой экономики таможенного дела (протокол от ___________________ № ____)

 

©Российская таможенная академия, 2015


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели изучения дисциплины:

- дать специализированные знания об обществе как о целостной реальности, его структурных элементах, связях и отношениях между ними, особенностях функционирования и развития;

- способствовать широкой гуманитарной и общекультурной подготовке современного специалиста в области дела, формированию у него целостного научного мировоззрения и развитого мышления.

Задачи дисциплины:

- показать студентам место социологии в системе общественных наук;

- познакомить студентов с основными этапами развития социологической мысли и современными направлениями социологической теории;

- сформировать у студентов представления об основных проблемах теоретической и эмпирической, фундаментальной и прикладной социологии.

- ознакомить студентов с социальной структурой современного российского общества;

- ознакомить с методикой проведения научного социологического исследования.

- развить умение использовать основные принципы социологического метода при анализе социальных проблем.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Результаты обучения,

соотнесенные с общими результатами освоения

образовательной программы

Код компетенции Результаты освоения Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-3 Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятелшьности Знает основные понятия, категории и законы социологии, познавательную, методологическую и мировоззренческую значимость социологического научного знания Умеет анализировать закономерности организации, функционирования и развития общества как целостной саморегулирующейся системы Владеет основами методологии и методики социального прогнозирования во взаимосвязи с теориями научного предвидения, планирования, проектирования, управления Знает познавательные возможности и особенности методологии количественных и качественных социологических исследований Знает сущность социологического обеспечения таможенной деятельности в современных условиях Умеет производить измерение социальных явлений с использованием соответствующего инструментария Умеет применять знания по социологии в профессиональной деятельности экономиста, специалиста в области таможенного дела Владеет навыками сбора, обработки и анализа социологической информации, необходимой для решения задач в сфере профессиональной деятельности
ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию Знает сущность и понятийный аппарат социологических теорий личности Знает многообразие объяснительных моделей личности в современной теоретической социологии Умеет критически оценивать достоинства и недостатки себя и окружающих, осуществлять самооценку и самоанализ Умеет анализировать свойства и состояния личности, обусловленные особенностями социальной среды и спецификой профессиональной деятельности Владеет навыками самоорганизации, самообразования, саморазвития, работы по повышению профессионального мастерства

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «Социология» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклам базовой части федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация «бакалавр») и является обязательной.

«Социология» изучается на 3 курсе в 5 семестре по очной форме обучения.

«Социология» изучается на 2 курсе по заочной форме обучения, профиль «Экономика предприятий и организаций (таможня)».

Изучение дисциплины базируется на результатах обучения по дисциплинам «История», «Философия», «История таможенного дела и таможенной политики России», «Психология и педагогика», «Экономическая история», «Право», «Экономическая география и регионалистика мира».

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетных единицы (ЗЕ), 72 академических часа.

Таблица 2.1

Распределение объема дисциплины по видам работ

по очной форме обучения

Виды работ Всего часов Семестр
 
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем    
в том числе:    
Лекции (Л)    
Семинары (С)    
из них в интерактивной форме (ИФ)    
Самостоятельная работа обучающихся    
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации зачет

 

Таблица 2.2

 

Распределение объема дисциплины по видам работ

по заочной форме обучения

Вид учебной работы Всего часов Курс
 
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем    
в том числе:    
Лекции (Л)    
из них в интерактивной форме (ИФ)    
Семинары (С)    
из них в интерактивной форме (ИФ)    
Самостоятельная работа обучающихся    
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации зачет

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ,

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

 

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

 

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

 

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

 

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

 

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

 

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

 

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

 

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Руководство по подготовке рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.

2. Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии.

3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.

 

Примерные билеты для зачета

Билет № 1

1. Социологический проект О. Конта.

2. Типология социальных институтов. Особенности традиционных и современных институтов.

3. Составьте анкету социологического опроса по теме «Миграционные процессы в современной России».

Билет № 2

1. Проблема технократизма в социологической теории и социальной практике.

2. Формирование и функционирование общественного мнения. Методы изучения общественного мнения.

3. Составьте методическую часть программы социологического исследования по теме «Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России»».

Билет № 3

1. Социальная стратификация, ее системные характеристики и главные измерения.

2. Понятие, виды и этапы социологического исследования.

3. Приведите примеры номинальных, интервальных и ранговых шкал, используемых в социологических исследованиях. Охарактеризуйте их измерительные возможности и правила построения.

 

7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

1. Объект и предмет социологии.

2. Структура социологического знания.

3. Функции социологии.

4. Социология в структуре научных знаний об обществе.

5. Социологический проект О. Конта.

6. Социологическая система Г. Спенсера.

7. Натуралистическое направление в социологии. Основные натуралистические школы.

8. Социология Э. Дюркгейма.

9. Социологическая концепция марксизма.

10. Психологическое направление в социологии. Основные психологические теории.

11. М. Вебер – основоположник «понимающей» социологии.

12. Социология П. Сорокина.

13. Структурный функционализм в социологии.

14. Теория социального конфликта в социологии.

15. Проблема технократизма в социологической теории и социальной практике.

16. Особенности русской социальной мысли.

17. Русская социологическая мысль в XIX - начале XX вв. Основные направления и школы.

18. Социологическая наука в СССР.

19. Современная отечественная социология. Основные направления исследований.

20. Общество как система. Понятие, признаки и структура общества.

21. Социальное взаимодействие как основа общественной жизни. Социальные отношения.

22. Системный подход к обществу, его принципы и понятийный аппарат.

23. Типология общества.

24. Культура и общество. Специфика социологического подхода к пониманию культуры.

25. Социальные функции культуры.

26. Основные компоненты культуры и их роль в жизни общества.

27. Основные формы культуры.

28. Закономерности развития культуры. Современная культурная ситуация и тенденции ее развития.

29. Понятие личности в социологии. Личность как деятельный субъект.

30. Социализация личности.

31. Социальная структура личности и ее основные элементы.

32. Ролевая концепция личности. Социальный статус и социальная роль.

33. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Теория социальной аномии.

34. Социальный контроль и его механизм.

35. Социальная структура общества и ее основные элементы.

36. Социальные общности и их виды. Классификация социальных групп.

37. Социальная стратификация, ее системные характеристики и главные измерения.

38. Типы стратификационных систем.

39. Элита как категория социологии. Теории элит.

40. Социальная мобильность и ее виды. Маргинальность.

41. Социальная структура и стратификация современного российского общества.

42. Понятие социального института и его основные признаки.

43. Функции социальных институтов.

44. Типология социальных институтов. Особенности традиционных и современных институтов.

45. Семья как социальный институт.

46. Понятие и основные признаки социальной организации. Виды социальных организаций.

47. Массовое сознание и общественное мнение.

48. Общественное мнение как институт гражданского общества. Основные характеристики и функции общественного мнения.

49. Структура общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения.

50. Формирование и функционирование общественного мнения. Методы изучения общественного мнения.

51. Социальный конфликт: понятие и виды.

52. Социальные конфликты в современном российском обществе и пути их урегулирования.

53. Социальные изменения: понятие и виды.

54. Формы социальных изменений.

55. Источники и факторы социальных изменений.

56. Социальное развитие. Социальный прогресс и его критерии.

57. Тенденции и перспективы развития современного общества. Глобализация социальных и культурных процессов.

58. Предмет социологии таможенной службы.

59. Таможенная служба как социальный институт. Социальные функции таможенной службы.

60. Работники таможенной службы как социально-профессиональная общность. Социальный статус таможенника.

61. Сущность социологического обеспечения таможенной деятельности.

62. Понятие, виды и этапы социологического исследования.

63. Программа социологического исследования.

64. Измерение социальных явлений и процессов в социологии.

65. Выборка в социологическом исследовании. Методы выборки.

66. Наблюдение в социологическом исследовании. Виды наблюдения.

67. Анализ документов в социологическом исследовании. Виды анализа документов.

68. Социологический опрос и его виды.

69. Анкетный опрос в социологии.

70. Обработка, анализ и использование результатов социологического исследования.

 

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В начале изучения курса рекомендуется ознакомиться с настоящей программой. Учебный материал по курсу «Социология» студенты изучают на лекциях и семинарах. Составной частью учебного процесса является самостоятельная работа студентов, предусматривающая изучение учебной и научной литературы. При изучении дисциплины «Социология» необходимо работать с источниками, а именно с трудами ученых-социологов различных эпох, а также материалами конкретных социологических исследований (в том числе социологических опросов). Для успешного усвоения курса студентам необходимо использовать наряду с рекомендуемой литературой новейшие исследования по изучаемым темам, в том числе публикации в научной периодике.

При подготовке к семинару по дисциплине «Социология» необходимо: 1) Изучить рабочую программу курса с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме; 2) Изучить и доработать конспект лекций по теме семинара; 3) Изучить вопросы темы по основной рекомендованной литературе; 4) Изучить источники, дополнительную рекомендованную и другую литературу; 5) Выполнить письменные задания.

Для успешного овладения дисциплиной необходимо:

- посещать занятия, т.к. весь тематический материал связан, и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения;

- рассматриваемые на семинарах вопросы фиксировать в тетрадь;

- выполнять домашние задания. Отсутствие на семинаре не освобождает обучающегося от выполнения домашнего задания;

- проявлять активность на занятиях, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим в первую очередь самому студенту.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Для овладения обучающимися содержанием дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать справочно-правовые системы «Консультант-плюс», «Гарант», библиотечно-информационный центр Российской таможенной академии.

Применяются образовательные технологии: тренинг, диспут, круглый стол, семинар-диалог, проблемная лекция.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«СОЦИОЛОГИЯ»

Направление подготовки: 38.03.01. Экономика

Профили: «Экономика предприятий и организаций (таможня)»

«Мировая экономка»

Уровень бакалавриата

Электронная версия соответствует печатному варианту

Заведующий кафедрой ГД А.Т. Климович

Набор


Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

УТВЕРЖДЕНО

учебно-методическим советом

экономического факультета

(протокол от ____августа 2015 г. № ___)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

дисциплины

 

«СОЦИОЛОГИЯ»

 

Направление подготовки: 38.03.01. Экономика

 

Профили: «Экономика предприятий и организаций (таможня)»

«Мировая экономка»

 

Уровень бакалавриата

 

 

набор


Автор

М.М. Савченко, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии, кандидат исторических наук, доцент

 

Ответственный за выпуск

А.Т. Климович, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии, доктор исторических наук, профессор

 

 

Рецензент

В.И. Горбачева, доцент кафедры прикладной социологии Российского государственного гуманитарного университета, кандидат социологических наук, доцент

 

Программа одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин (протокол от ___________________ № ____)

Программа рекомендована выпускающей кафедрой экономики таможенного дела (протокол от ___________________ № ____)

 

©Российская таможенная академия, 2015


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели изучения дисциплины:

- дать специализированные знания об обществе как о целостной реальности, его структурных элементах, связях и отношениях между ними, особенностях функционирования и развития;

- способствовать широкой гуманитарной и общекультурной подготовке современного специалиста в области дела, формированию у него целостного научного мировоззрения и развитого мышления.

Задачи дисциплины:

- показать студентам место социологии в системе общественных наук;

- познакомить студентов с основными этапами развития социологической мысли и современными направлениями социологической теории;

- сформировать у студентов представления об основных проблемах теоретической и эмпирической, фундаментальной и прикладной социологии.

- ознакомить студентов с социальной структурой современного российского общества;

- ознакомить с методикой проведения научного социологического исследования.

- развить умение использовать основные принципы социологического метода при анализе социальных проблем.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Результаты обучения,

соотнесенные с общими результатами освоения

образовательной программы

Код компетенции Результаты освоения Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-3 Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятелшьности Знает основные понятия, категории и законы социологии, познавательную, методологическую и мировоззренческую значимость социологического научного знания Умеет анализировать закономерности организации, функционирования и развития общества как целостной саморегулирующейся системы Владеет основами методологии и методики социального прогнозирования во взаимосвязи с теориями научного предвидения, планирования, проектирования, управления Знает познавательные возможности и особенности методологии количественных и качественных социологических исследований Знает сущность социологического обеспечения таможенной деятельности в современных условиях Умеет производить измерение социальных явлений с использованием соответствующего инструментария Умеет применять знания по социологии в профессиональной деятельности экономиста, специалиста в области таможенного дела Владеет навыками сбора, обработки и анализа социологической информации, необходимой для решения задач в сфере профессиональной деятельности
ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию Знает сущность и понятийный аппарат социологических теорий личности Знает многообразие объяснительных моделей личности в современной теоретической социологии Умеет критически оценивать достоинства и недостатки себя и окружающих, осуществлять самооценку и самоанализ Умеет анализировать свойства и состояния личности, обусловленные особенностями социальной среды и спецификой профессиональной деятельности Владеет навыками самоорганизации, самообразования, саморазвития, работы по повышению профессионального мастерства

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «Социология» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклам базовой части федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация «бакалавр») и является обязательной.

«Социология» изучается на 3 курсе в 5 семестре по очной форме обучения.

«Социология» изучается на 2 курсе по заочной форме обучения, профиль «Экономика предприятий и организаций (таможня)».

Изучение дисциплины базируется на результатах обучения по дисциплинам «История», «Философия», «История таможенного дела и таможенной политики России», «Психология и педагогика», «Экономическая история», «Право», «Экономическая география и регионалистика мира».

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетных единицы (ЗЕ), 72 академических часа.

Таблица 2.1

Распределение объема дисциплины по видам работ

по очной форме обучения

Виды работ Всего часов Семестр
 
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем    
в том числе:    
Лекции (Л)    
Семинары (С)    
из них в интерактивной форме (ИФ)    
Самостоятельная работа обучающихся    
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации зачет

 

Таблица 2.2

 

Распределение объема дисциплины по видам работ

по заочной форме обучения

Вид учебной работы Всего часов Курс
 
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем    
в том числе:    
Лекции (Л)    
из них в интерактивной форме (ИФ)    
Семинары (С)    
из них в интерактивной форме (ИФ)    
Самостоятельная работа обучающихся    
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации зачет

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ,


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.