Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

2017-10-16 374
Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

И.М. БАЙКИН

 

Байкин Иван Михайлович, магистр юриспруденции, аспирант Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

 

В статье раскрывается позитивный опыт работы органов прокуратуры в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Ключевые слова: прокуратура; надзор; прокурорская практика; судебная практика; иск; защита детей.

 

The protection of the rights of children left without parental care

I.M. Baykin

 

In article the positive operational experience of bodies of Office of Public Prosecutor in sphere of protection of the rights of children who have remained without care of parents reveals.

 

Key words: office of public prosecutor; supervision; public prosecutor's practice; judiciary practice; the claim; protection of children.

 

Разрушение системы духовных ценностей, резкое падение уровня жизни большей части населения в обществе привели к росту в нашей стране социального сиротства. Сегодня по числу сирот, приходящихся на каждые 10 тыс. детей, Россия занимает первое место в мире <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статья С.П. Гришаева "Новое в законодательстве об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей" включена в информационный банк.

 

<1> Гришаев С.П. Новое в законодательстве об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданин и право. 2010. N 3. С. 49.

 

Согласно Декларации прав ребенка, принятой 20 ноября 1959 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН <2>, ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.

--------------------------------

<2> Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 - 388.

 

Рассмотрим некоторые примеры из надзорной практики органов прокуратуры. Как известно, надзор за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних - одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.

Так, прокуратурой г. Кушвы Свердловской области во исполнение задания прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении и социальной защите в деятельности органов опеки и попечительства, управления социальной защиты населения, учреждений государственного воспитания.

Проверкой установлено, что некоторые опекуны не получали опекунское пособие на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей, предусмотренное Законом Свердловской области от 14 декабря 2004 г. N 205-ОЗ "О ежемесячном пособии опекуну (попечителю) на содержание ребенка" (далее - областной закон).

При этом на момент обращения в управление социальной защиты населения г. Кушвы Свердловской области (далее - УСЗН г. Кушвы) у опекунов был собран полный пакет документов, необходимый для назначения пособия: копия свидетельства о рождении ребенка, справка с места жительства, подтверждающая совместное проживание опекуна с ребенком, постановление главы Кушвинского городского округа. В материалах проверки не было только заявления опекунов о назначении пособий. Между тем представители УСЗН г. Кушвы, комментируя этот факт, пояснили, что опекунам, прежде чем написать заявление о назначении пособия, необходимо лишить родительских прав родителей своих подопечных и взыскать с них алименты. Однако проверкой установлено, что по тем или иным причинам опекуны отказывались обращаться с исками в суд о лишении родительских прав. Опекуны предпочли отказаться от получения пособия на детей по причине выдвижения указанных условий УСЗН г. Кушвы.

Таким образом, прокурор установил, что отказ в выплате пособий опекунам со стороны УСЗН г. Кушвы явно не соответствует закону.

По результатам проверки прокурор направил в суд 7 исков в защиту 9 несовершеннолетних о признании решения УСЗН г. Кушвы об отказе в назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка незаконным <3>.

--------------------------------

<3> Архив прокуратуры г. Кушвы Свердловской области за 2006 г.

 

Прокурор обосновал свои требования следующим образом.

Согласно п. 2 ст. 60 Семейного кодекса РФ суммы, причитающиеся ребенку в качестве пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их замещающих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Из указанной статьи следует, что отказом в выплате пособия опекунам УСЗН г. Кушвы нарушило имущественные права и законные интересы ребенка, поскольку в силу закона у него есть субъективное право на получение денежных сумм, а опекун является только лишь получателем денежных средств, выступая в этом случае в роли законного представителя.

Установлено, что нормы областного закона содержат исчерпывающий перечень условий, при наступлении которых опекун имеет право на получение пособия. Вместе с тем условия о лишении родительских прав родителей опекаемого ребенка в нем не предусмотрено.

Решениями судов иски прокурора удовлетворены в полном объеме. Кроме того, после решений судов об удовлетворении требований прокурора УСЗН г. Кушвы приняло решение о назначении опекунского пособия тем опекунам, в интересах которых прокурор не обращался в суд. В конечном итоге по результатам проверки восстановлены права и законные интересы 23 несовершеннолетних, опекуны которых стали получать ежемесячные пособия в размере 3450 руб., что, думается, немаловажно для содержания, воспитания и образования детей.

Единственное, чего не смог сделать прокурор для полного восстановления нарушенных прав детей, так это взыскать размер пособий за прошедшее время, поскольку согласно ст. 3 областного закона выплата пособия начинается с момента подачи заявления опекуном. Однако, как представляется, в этом случае прокурору в соответствии со ст. 1 Семейного кодекса, ст. 53 Конституции РФ и ст. 1064 ГК следовало предъявить заявления в суд о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями органов УСЗН г. Кушвы. Думается, что интересы детей, оставшихся без попечения родителей, не должны страдать от виновных и незаконных действий органов государственной власти.

Другой пример. Прокуратурой г. Кушвы в ходе одной из проверок исполнения законодательства о детях, оставшихся без попечения родителей, установлено, что на территории округа есть 3 семьи, находящиеся в социально опасном положении. Из списка, затребованного прокурором из территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Кушвы, следует, что 3 ребенка проживают в неблагополучных семьях, их родители не работают, употребляют спиртные напитки, содержат жилье в антисанитарном состоянии, оставляют детей без присмотра, нахождение детей с родителями представляет реальную угрозу для их здоровья и жизни, дети бродяжничают и педагогически запущены.

Вместе с тем органы опеки и попечительства, входящие в структуру УСЗН г. Кушвы, в нарушение ст. ст. 121, 122, 123 Семейного кодекса, самоустранились от защиты прав и интересов детей из указанных семей. Так, органу опеки и попечительства было известно о том, что дети находятся в социально опасном положении. Однако, несмотря на указанный факт, орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о детях не обеспечил их устройство.

По результатам проверки прокурор направил 3 иска в суд в защиту интересов несовершеннолетних о признании бездействия УСЗН г. Кушвы по отказу в защите прав и интересов несовершеннолетних детей незаконным и обязании обеспечить устройство детей <4>. Судом дела прекращены по причине признания иска УСЗН г. Кушвы.

--------------------------------

<4> Архив прокуратуры г. Кушвы Свердловской области за 2008 г.

 

Также следует отметить положительную практику работы органов прокуратуры города по фактам ухода из учреждения государственного воспитания (далее - УГВ) воспитанников.

Так, на поднадзорной прокуратуре г. Кушвы территории сложилась практика, когда администрация УГВ не была заинтересована в своевременном сообщении в органы внутренних дел о фактах безвестного отсутствия в УГВ воспитанников, а самостоятельно их разыскивала.

К примеру, несовершеннолетний Г. ушел из УГВ 2 июня 2007 г., а сообщение от УГВ поступило в ОВД только 7 июня 2007 г., впоследствии оказалось, что несовершеннолетний находится в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Екатеринбурга. При этом ранее Г. самовольно из УГВ не уходил. Другой пример. Несовершеннолетний Ж. 20 сентября 2007 г. не появился в УГВ до отбоя, т.е. до 22 ч. 00 мин. Однако сообщение о факте его отсутствия в учреждении государственного воспитания было направлено УГВ в ОВД в 13 ч. 00 мин. 21 сентября 2007 г. и т.д.

Как видно, со стороны администрации УГВ своевременно не принимались меры, направленные на розыск несовершеннолетних. Так, к поиску воспитанников не привлекались уполномоченные органы (в частности, подразделение по делам несовершеннолетних и иные отделы ОВД), которым не было известно о фактах самовольного ухода детей из УГВ.

Поэтому в целях надлежащей охраны прав и законных интересов воспитанников, а также принятия своевременных мер по розыску детей прокурор на основании ст. ст. 6, 22, 24 Закона о прокуратуре неоднократно в адрес директора УГВ вносил представления об устранении нарушений закона. В резолютивной части представления он устанавливал требование, в силу которого по каждому факту безвестного отсутствия воспитанников администрация учреждения должна была незамедлительно сообщать в ОВД. Однако ситуация с самовольным уходом из УГВ не менялась. Администрация УГВ по-прежнему пыталась собственными силами отыскать воспитанников, принявших решение о самовольном уходе, т.е. умалчивала об этих фактах и не сообщала в ОВД.

Материалы проверки свидетельствовали, что изложенные в резолютивной части акта прокурорского реагирования требования о незамедлительном сообщении УГВ в ОВД о фактах безвестного отсутствия воспитанников продолжали не выполняться. Поэтому прокурор принял решение, после которого администрация УГВ стала своевременно сообщать в ОВД о фактах самовольного ухода воспитанников. Прокурор в отношении директора УГВ вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП за умышленное невыполнение требований прокурора, следующих из его полномочий, установленных федеральным законом <5>. Решением мирового судьи судебного участка директор УГВ привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 2000 руб.

--------------------------------

<5> Архив прокуратуры г. Кушвы Свердловской области за 2007 г.

 

Прокурор обосновал свою позицию ссылкой на ст. ст. 147, 150 (ныне утратили силу) Семейного кодекса, а также п. 2 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г., согласно которым администрация учреждения, в котором находятся дети, обязана заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних; задачей учреждения является обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников.

К тому же безнадзорность усиливает вероятность совершения правонарушений, связанных с этими детьми. Например, вполне логично, что безнадзорный ребенок может стать жертвой преступления либо его вовсе не найдут.

Так, прокуратурой г. Каменск-Уральского Свердловской области в ходе проверки установлено, что, несмотря на длительное отсутствие воспитанницы, работники учреждения долгое время не обращались с заявлением о ее исчезновении в правоохранительные органы. Сообщение о самовольном уходе воспитанницы поступило от них только спустя 21 день.

Ненадлежащий надзор со стороны образовательного учреждения за воспитанницей привел к тому, что в отношении девушки были совершены насильственные действия сексуального характера.

Опыт показывает, что, чем раньше выявляется несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, тем больше шансов сделать все возможное, чтобы предотвратить наступление для него неблагоприятных последствий.

Также хотелось бы затронуть проблему защиты жилищных прав детей. В различных субъектах Федерации судебная практика такова, что дети-сироты лишены возможности получить жилье в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 г. следует, что лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшее возраста 23 лет и вставшее (поставленное) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не лишается права на внеочередное предоставление ему жилого помещения по договору социального найма. На этом решении Верховного Суда сложилась надзорная и кассационная практика судов Пермского края, Республики Башкортостан, Республики Алтай, Калужской области, Астраханской области, в силу которой суды отказывают детям в предоставлении жилья. При этом суды обосновывают свою позицию следующими доводами.

Исходя из положений действующего законодательства дети утратили право требования предоставления жилья во внеочередном порядке, обратившись по этому вопросу в компетентные органы для постановки на учет за пределами 23-летнего возраста. Следовательно, действие Закона N 159-ФЗ на них уже не распространяется, в связи с чем оснований для удовлетворения исков нет. Кроме того, достигнув совершеннолетия и до достижения 23-летнего возраста, истцы не выражали в установленной законом форме свое волеизъявление, направленное на принятие органом муниципального образования их на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотя препятствий к этому не было.

Однако прокурору г. Краснодара удалось восстановить нарушенное право детей, оказавшихся в аналогичной ситуации. Действуя в интересах нескольких граждан, он обратился в суд с иском к администрации муниципального образования о восстановлении этим гражданам пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по льготной категории лиц из числа детей-сирот, возложении обязанности поставить граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений. При этом прокурор свои требования обосновал тем, что до достижения 23-летнего возраста по вопросу постановки на жилищный учет указанные лица не обращались в связи с тем, что им не было разъяснено их право на обеспечение жилым помещением, а также порядок реализации этого права. Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора оставлено без изменения, кассационная жалоба администрации МО г. Краснодара без удовлетворения.

Представляется, что приведенная положительная надзорная практика прокуроров может быть использована в прокуратурах субъектов Федерации.

 

Пристатейный библиографический список

 

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статья С.П. Гришаева "Новое в законодательстве об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей" включена в информационный банк.

 

1. Гришаев С.П. Новое в законодательстве об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданин и право. 2010. N 3.

2. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990.

3. Полетаев В. Сироты замерзли на рельсах // Российская газета. 2009. 21 янв. N 7.

4. Российская газета. 2010. 9 сен. N 5281.

 

 

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ,

А.В. ВЕРЕТЕННИКОВ

 

Веретенников А.В., старший следователь СО по Боровскому СУ СК при прокуратуре РФ.

 

В статье анализируются способы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Приведены статистические данные по совершенным правонарушениям в отношении несовершеннолетних. Предложены пути совершенствования законодательства.

 

Ключевые слова: государственная политика в сфере защиты прав детей; дети, оставшиеся без попечения родителей, органы опеки и попечительства.

 

In article ways of protection of the rights and interests children who have remained without care of parents are analyzed. Statistical data on the perfect offences concerning minors are cited. Ways of perfection of the legislation are offered.

 

Конвенция о правах ребенка, в которой Россия участвует в порядке правопреемства после СССР, имеет прямое действие на территории нашего государства, соответственно Россия приняла на себя обязательства, предусмотренные ею, в полном объеме. В настоящее время в стране проводится ряд мероприятий, направленных на повышение уровня жизни детей, обеспечение их правовой защищенности. Признавая общей целью государственной социальной политики улучшение положения детей, преодоление нарастания негативных тенденций, стабилизацию положения детей и создание реальных предпосылок положительной дальнейшей динамики процессов жизнеобеспечения детей, государство еще в середине 90-х годов XX века определило в качестве одного из основных направлений в своей деятельности укрепление правовой защиты детей.

Президент России Д.А. Медведев на совещании, посвященном вопросам борьбы с преступлениями против детей, 16.03.2009 обозначил приоритетные направления государственной политики в сфере защиты прав детей. Президент отметил, что борьба с преступлениями против детей требует не просто дополнительных, а системных мер: изменения законодательства, усиления профилактики, полноценной реабилитации пострадавших. Следовательно, требуются скоординированные действия госструктур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, а также общественных объединений.

Права ребенка в Российской Федерации закреплены в ряде нормативных правовых актов и в целом законодательно обеспечены. Проблема в том, что они носят декларативный характер.

Очень много государственных гарантий, которые сейчас есть и действуют на федеральном уровне, перекладывается на плечи субъектов Российской Федерации, и каждый субъект уже сам устанавливает, что он может предоставить той или иной категории детей, исходя из своих финансовых возможностей.

В этой связи заслуживает всесторонней поддержки мнение профессора А. Бастрыкина о том, что "нельзя ссылаться на недостаток финансирования и кризис. Недопустима ситуация, когда ребенок боится возвращаться из школы домой или выйти во двор. Нет времени ждать выполнения программ, которые рассчитаны на десятилетия. Решать проблемы защиты детей годами - непозволительная роскошь. Нужно, чтобы уже сейчас каждый ребенок чувствовал заботу и уверенность в завтрашнем дне" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бастрыкин А. На защите прав несовершеннолетних // Законность. 2009. N 9.

 

Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство. Семейное неблагополучие способствует росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, числа детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь, за счет детей, родители которых лишены родительских прав. В соответствии с действующим законодательством задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству заключаются в следующем:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности <2>.

--------------------------------

<2> Отметим, что первостепенными по значимости в рамках данного плана являются Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" и взаимосвязанный с ним Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве". См.: Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 178-ФЗ).

 

Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости, резкое падение жизненного уровня большей части населения, негативные стороны сплошной коммерциализации, экологическое неблагополучие - таков далеко не полный перечень факторов, гибельно сказывающихся на детях.

Серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей вызывают озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, так как Российская Федерация, взявшая на себя обязательства уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на деле оказывается не в состоянии эффективно выполнять эту задачу. В различных ведомствах осуществляется аналитическая работа, показывается статистика, где отражается положение детей, но современная ситуация требует новых подходов к анализу и решению проблем детства, семьи. В частности, несвоевременно выявляются семьи, в которых дети находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в помощи государства, с ними не проводится необходимая профилактическая работа. В результате многие из таких детей становятся жертвами преступлений или совершают их сами. Существующее положение вызывает тревогу государства и общества, так как наблюдается тенденция снижения рождаемости, растет уровень заболеваемости, алкоголизации и наркотизации среди несовершеннолетних, отсюда - рост правонарушений и преступлений как со стороны несовершеннолетних, так и по отношению к ним. Усиливаются такие явления, как бродяжничество, социальное сиротство, безнадзорность.

 

Г.В. АРУТЮНЯН

 

Арутюнян Г.В., доцент кафедры административного и финансового права МГИМО МИД РФ.

 

В данной статье представлен анализ нормативных актов, в соответствии с которыми в настоящее время в Российской Федерации осуществляется защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

 

The article analyses the statutory acts in accordance with which protection of the rights and freedoms of children left without parental care is implemented in the Russian Federation <*>.

--------------------------------

<*> Arutiunian G.V. Defense of rights and interests of children left without custody of parents.

 

В современной России особенно остро стоит проблема устройства и воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. В лишении, пренебрежении, без опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных сложившихся обстоятельств. Согласно статистическим данным в последние годы продолжался рост численности детей, оставшихся без попечения родителей <1>. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, имеет очень большое значение. В ст. 20 Конвенции о правах ребенка, к которой Россия присоединилась в 1990 г., записано, что государства, подписавшие ее, в том числе и Россия, берут на себя обязательство, согласно которому "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством" <2>. Основной целью Федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 гг. является "создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей... государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" <3>.

--------------------------------

<1> По состоянию на январь 2002 г. в России состояли на учете 776,4 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а по состоянию на январь 2003 г. - уже 867,8 тысячи. См.: решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 21 января 2003 г. "О состоянии работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи" // URL: http://innewfamily.ru/menu4/45_Reshenie_KollegMinobr_21_01_03.php.

<2> Конвенция о правах ребенка принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1. См.: Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. С. 312.

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. "О Федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы" // URL: http://www.garant.ru/prime/20070330/90869.htm.

 

Общие положения о защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Семейном кодексе РФ. Правовая основа деятельности по защите в отношении несовершеннолетних закреплена также рядом иных законодательных актов РФ, а именно Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Органы опеки и попечительства. В соответствии со ст. 31 ГК РФ и п. 1 ст. 121 СК РФ функции по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагаются на органы опеки и попечительства.

В развитие содержащихся в указанных выше законодательных актах Российской Федерации положений, касающихся организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, данные вопросы в настоящее время регулируются на уровне субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" <4> предусмотрена передача с 1 января 2008 г. полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству от органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов Российской Федерации <5>. В соответствии со ст. 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в последней редакции <6> органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов с 1 января 2008 г. наделяются правом на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

--------------------------------

<4> Российская газета. 2006. 31 дек.

<5> До этого функции по установлению опеки (попечительства) в различных муниципальных образованиях выполнялись различными подразделениями. В большинстве случаев осуществление функций по опеке и попечительству в отношении детей возлагалось на отделы (департаменты) народного образования.

<6> URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=70040;p=1; далее по тексту - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления".

 

В соответствии со ст. 121 СК РФ, а также Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <7> органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ <8>.

--------------------------------

<7> Российская газета. 2008. 30 апр. Далее по тексту - Федеральный закон "Об опеке и попечительстве".

<8> Порядок создания таких органов, ведающих опекой и попечительством, их структура, компетенция, порядок деятельности ранее определялись Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления". Согласно ст. 14 - 16 этого Закона к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления самостоятельно, относились опека и попечительство. Принятые в ряде регионов Российской Федерации законы об организации работы по осуществлению опеки и попечительства, которые достаточно детально регламентируют данные вопросы (например, в Москве, Республике Саха (Якутия), Республике Марий Эл, Республике Коми, Владимирской, Мурманской, Ростовской областях и ряде др.), должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

 

Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

Осуществляя деятельность по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, органы опеки и попечительства выполняют четыре основные функции:

1) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

2) избрание формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей;

3) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством;

4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания, образованием таких детей.

Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах. Итак, органы опеки и попечительства:

- организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите;

- проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

- дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления (удочерения);

- осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;

- подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), готовят материалы, необходимые для назначения опекуна (попечителя), а также об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на него обязанностей;

- ведут учет детей, в отношении которых установлена опека (попечительство), переданных в приемную семью;

- в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

- готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного (приемного) ребенка в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации;

- участвуют в заседаниях судов по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;

- осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;

- проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка;

- обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке и попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;

- осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

- ведут учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного района, способных к выполнению обязанностей усыновителя;

- в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории данного района, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);

- осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, готовят проект договора о создании приемной семьи;

- проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;

- оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании и организации отдыха подопечных (приемных) детей;

- дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;

- дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

- дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;

- проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, и др.

Еще раз отметим, что при исполнении своих обязанностей в соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" органы опеки и попечительства тесно взаимодействуют с другими органами ис


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.