Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-10-21 | 282 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
Методические указания по изучению теоретического курса…………… | |
Методические указания к практическим занятиям ……………………... | |
Планы практических занятий……………………………………………... | |
Методические указания к индивидуальной СРС ………………………... | |
Перечень вопросов к зачету……………………………………………….. | |
Перечень экзаменационных вопросов ………………..………………….. |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Практическое занятие № 1
Литературные роды и жанры
План
1. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Аристотель, Н. Буало, Г. В. Ф. Гегель, В. Г. Белинский о различии между литературными родами по содержательным и формальным признакам.
2. Дискуссионность понятия «литературный род» в современном литературоведении. Критерии классификации, отражающие объективные свойства литературных произведений.
3. Принципы жанровой классификации. Жанр как единство содержательных, формальных и функциональных параметров литературного произведения. Признаки жанра.
3.1. Характеристика важнейших жанров эпоса. Эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк. Возникновение и эволюция.
3.2. Лирические жанры: ода, элегия, сатира, мадригал, эпиграмма и др. Возникновение и эволюция.
3.3. Драматические жанры: трагедия, комедия, драма. Возникновение и эволюция. А.Н. Веселовский о жанрово-родовом синкретизме. Малые жанры драматургии. Жанровая модификация в драматургии конца XIX–XX вв. (М. Метерлинк, Г. Ибсен, Б. Шоу, А.П. Чехов, А. Блок, Б. Брехт): «пьесы-дискуссии», «пьесы-настроения», «эпические пьесы», «лирические драмы».
4. Лироэпика. Поэма, романс, баллада. Проблема родовой принадлежности жанра басни.
|
5. Пограничные и индивидуальные жанрово-родовые образования. Устойчивость и историческая изменчивость категории «жанр».
6. Проблема «четвертого рода» литературы.
Письменные задания
1. Выписать в индивидуальный терминологический словарь значение понятий, связанных с темой настоящего практического занятия.
2. Выпишите из хрестоматии (Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия. М., 2004. Введение. Тип произведения и категории рода, жанра и стиля) такие определения (по 1–2), в которых «род» понимается как определенная теоретическая конструкция («идеальная модель») произведения, а «жанр» – как понятие, характеризующее инвариантную структуру известной истории литературы, исторически сложившейся разновидности произведений.
Сравните постановку проблемы «исторических» и «теоретических» жанров у Цв. Тодорова и Э. Лэммерта (сходство достаточно заметно; существуют ли различия?).
3. Выпишите, какие именно «параметры» или аспекты (критерии) художественного целого выделяются в различных определениях «рода» и «жанра».
Сравните с этой точки зрения, в частности, положения Ст. Сиротвиньского и М.М. Бахтина.
4. Каковы аспекты сопоставления структур эпопеи и романа в работе М.М. Бахтина «Эпос и роман»? (Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия. М., 2004. Часть третья. Тип произведения: Раздел I: Род. Глава 1: Эпика.) Охарактеризуйте жанрово-родовое своеобразие произведения «Война и мир» Л.Н. Толстого.
5. По каким признакам в драматическом сюжете выделяется завязка? Как она связана с экспозицией и какие между ними различия? Найдите и выпишите среди приведенных в хрестоматии определений такие, в которых: а) проводится четкое разграничение этих понятий; б) допускается их смешение. (Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия. М., 2004. Часть третья. Тип произведения: Раздел I: Род. Глава 2: Драма.)
6. Чем отличается точка зрения читателя пьесы (например, «Ревизора») от точки зрения читателя эпического произведения (например, повести «Шинель»)?
|
7. Что такое конфликт как источник развития действия в драме? Чем он отличается от эпической ситуации? Разъясните это различие на примере (при этом лучше не использовать такие «драматизированные» эпические произведения, как детектив или криминальный роман).
8. Чем отличается пространственно-временн а я структура драмы от соответствующих структурных особенностей эпического произведения? Объясните на примере, как связан с «родовыми» свойствами пространства-времени драматический конфликт и основанный на нем сюжет?
9. Сопоставьте понятия «лирическое я» и «лирический герой», основываясь на суждениях ученых (в частности, Л.Я. Гинзбург и С.Н. Бройтмана). Приведите (аргументируя свое мнение) примеры произведений, к которым относятся эти понятия. (Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия. М., 2004. Часть третья. Тип произведения: Раздел I: Род. Глава 3: Лирика.). Охарактеризуйте жанрово-родовое своеобразие произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
10. Чем отличается природа лирического события от сущности события эпического и драматического? Сравните, например, событие встречи (точнее – свидания) в стихотворении А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и повести И.С. Тургенева «Ася». Или событие прозрения в финале «Горя от ума» А.С. Грибоедова и в финале стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно, и некому руку подать…».
11. Возможен ли в лирике сюжет и в чем его специфика? Приведите как пример определенное стихотворение. Объясните, какие признаки наличия или отсутствия сюжета вы учитываете.
12. Охарактеризуйте жанрово-родовое своеобразие произведений А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Н.В. Гоголя «Мертвые души», Л.Н. Толстого «Война и мир».
13. Законспектировать статьи по хрестоматии: Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. [1979, 1988] 3-е изд. М., 1997. – Допущено МО РФ.*
A. Раздел II. Литература как вид искусства и ее роды.
1. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии.
2. Бахтин М.М. Слово в романе.
3. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы.
4. Гинзбург Л.Я. О лирике.
Учебники, учебные пособия
1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова [1976, 1978] 3-е изд. М., 1988. – Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов филологических специальностей университетов. (См.: Часть первая. Художественная литература в ее социально-исторической специфике. V. Художественная литература в различии ее родов.)*
|
2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. М., 1999. (См. статьи: Драма. Лирика. Родовая принадлежность произведения. Эпос.)*
3. Есин А.Б. Глава IV. Виды вспомогательного анализа: 1. Анализ произведения в аспекте рода и жанра // Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. [1998] М., 2003. – Рекомендовано УМО высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию. – С. 208– 228.*
4. Томашевский Б.В. Тематика: Литературные жанры // Томашевский Б.В. Теория литература. Поэтика: Учеб. для вузов. М., 1996. Рекомендовано Госкомитетом РФ по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению «Филология», специальностям «Филология» и «Литературоведение». – С. 206–259.*
Хрестоматии
1. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. [1979, 1988] 3-е изд. М., 1997. – Допущено МО РФ.*
2. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология». М., 2004. – Рекомендовано Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию.*
Литература
Анализ драматического произведения: Межвузовский сборник. Л., 1988.
Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968.
Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. Кн. 2. М., 1964.
Лихачев Д.С. Отношение литературных жанров между собой // Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
Хализев В.Е. Глава V. Литературные роды и жанры // Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002.
|
Чернец Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. М., 1982. (См.: Раздел: Типология жанров и литературный процесс.)
Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1959.
Словари и справочные издания
1. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962– 1979.
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
3. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
Художественные тексты
1. Гоголь Н.В. Ревизор.
2. Гоголь Н.В. Шинель.
3. Гоголя Н.В. Мертвые души.
4. Грибоедов А.С. Горе от ума.
5. Лермонтова М.Ю. И скучно, и грустно, и некому руку подать…
6. Пушкина А.С. Я помню чудное мгновенье…
7. Пушкина А.С. Евгений Онегин.
8. Пушкина А.С. Капитанская дочка.
9. Толстого Л.Н. Война и мир.
10. Тургенев И.С. Ася.
Практическое занятие № 2
Учебники, учебные пособия
1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова [1976, 1978] 3-е изд. М., 1988. – Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов филологических специальностей университетов. (См.: Часть первая. Художественная литература в ее социально-исторической специфике. V. Художественная литература в различии ее родов.)*
2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. М., 1999. (См. статьи: Лирика. Лирический субъект. Мотив. Образ художественный. Родовая принадлежность произведения. Стих. Язык поэтический.)*
3. Есин А.Б. Глава IV. Виды вспомогательного анализа: 1. Анализ произведения в аспекте рода и жанра // Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. [1998] М., 2003. – Рекомендовано УМО высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию. – С. 213– 221.*
4. Томашевский Б.В. Стих и проза // Томашевский Б.В. Теория литература. Поэтика: Учеб. для вузов. М., 1996. Рекомендовано Госкомитетом РФ по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению «Филология», специальностям «Филология» и «Литературоведение». – С. 102–175.*
Хрестоматии
1. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. [1979, 1988] 3-е изд. М., 1997. – Допущено МО РФ.*
2. Стиховедение: Хрестоматия для студентов филологов / Сост. Л.Е. Ляпина. [1998] М., 2002.*
3. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология». М., 2004. – Рекомендовано Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию.*
Литература
Бройтман С. Н. Русская лирика XIX – начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. М., 1997.
|
Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984.
Гаспаров М. Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. М., 1974.
Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.
Гиршман М. Ритм художественной прозы. М., 1982.
Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975.
Жовтис А. Л. О критериях типологической характеристики свободного стиха // Вопросы языкознания. 1970. № 2.
Калачева С. В. Стих и ритм. М., 1978.
Квятковский А. Русский свободный стих // Вопр. лит. 1963. № 12. С. 60–77.
Ковтунова И. Поэтический синтаксис. М., 1986.
Кормилов С. Маргинальные системы русского стихосложения. М., 1995.
Кормилов С. Русская метризованная проза (прозостих) конца XVIII – XIX // Русская литература. 1990. № 4. С. 31 – 44.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
Марков В. О свободе в поэзии. СПб., 1994.
Овчаренко О. К вопросу о генезисе свободного стиха // Филологические науки. 1978. № 1.
Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М., 2002.
Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. М., 1995.
Проблемы теории стиха: Сборник. Л., 1973.
Проблемы теории стиха: Сборник. Л., 1984.
Русское стихосложение XIX в.: Материалы по етрике и строфике русских поэтов. М., 1979.
Сильман Т.И. Заметки о лирик. Л., 1977.
Современный русский стих: Метрика и ритмика. М., 1974.
Теория стиха: Сборник / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1968.
Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959.
Федотов О. И. Основы русского стиховедения. Метрика и ритмика: Учеб. пособие. М., 1997.
Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: Учеб. пособие. СПб., 1996.
Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.*
Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.
Словари и справочные издания
1. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
2. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962– 1979.
3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
4. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
5. Павловч Н.В. Словарь русских поэтических образов: В 2 т. М., 1996.
Художественные тексты
Жуковский В.А. Отрывки из баллад «Людмила», «Замок Смальгольм, или Иванов вечер», «Вечер».
Грибоедов А.С. «Горе от ума» (любая строфа).
Пушкин А.С. «Рифма, звучная подруга…», «Кавказ», «Сонет», «Песнь о вещем Олеге», «Бесы».
«Евгений Онегин» (любая строфа).
«Сказка о попе и о работнике его Балде» (отрывок из начала).
Лермонтов М.Ю. «Выхожу один я на дорогу…», «Ночевала тучка золотая…», «Парус», «Бородино», «Тучи», «Родина».
Некрасов Н.А. «Рыцарь на час», «Несжатая полоса», «Саша».
Блок А.А. «Соловьиный сад», «О, весна без конца и без краю…», «Вхожу я в темные храмы…».
Ахматова А. «Смуглый отрок бродил по аллеям».
Есенин С. « отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу…».
Маяковский В.В. «Послушайте, если звезды зажигают…».
Пастернак Б. «Зимняя ночь».
Раздел II. Литература как вид искусства и ее роды.
1. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии.
2. Бахтин М.М. Слово в романе.
3. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы.
4. Гинзбург Л.Я. О лирике.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Акростих | Лирика | Силлабическое стихосложение |
Акцентный стих (Ударник) | Лирический герой | Силлабо-тоническое стихосложение |
Аллегория | Лирическое отступление | Символ |
Аллитерация | Лиро-эпический жанр | Символизм |
Аллюзия | Литературный герой | Синекдоха |
Анапест | Литературный язык | Сонет |
Анафора | Литота | Сравнение |
Амфибрахий | Мадригал | Стилизация |
Антитеза | Медитативная лирика | Стиль |
Антиутопия | Мелодика стиха | Сюжет |
Ассонанс / Ассонансная рифма | Мелодрама | Тема |
Ассоциация | Метатеза | Терцет |
Баллада | Метафора | Типизация |
Басня | Метр / Метрик | Типическое |
Белый стих | Модернизм | Тоническое стихосложение |
Бурлеск | Мотив | Травести, травестирование |
Венок сонетов | Направление литературное | Трагедия |
Верлибр (Свободный стих) | Натурализм | Трагикомедия |
Вечные образы | Научная фантастика | Трагическое |
Вид литературный | Новелла | Троп, тропы |
Вольный стих | Образ автора | Условность художественная |
Вымысел художественный | Образ художественный | Фабула |
Гипербола | Ода | Фантастика |
Градация | Оксюморон | Фантастическое в литературе |
Гротеск | Октава | Фигура стилистическая |
Дактиль | Олицетворение | Форма и содержание |
Деталь художественная | Онегинская строфа | Фэнтези |
Диссонанс / Диссонансная рифма | Очерк | Характер художественный |
Дольник | Парабола | Холостой стих |
Драма / Драматургия | Парадокс | Хорей |
Жанр | Параллелизм | Цезура |
Завязка | Парафраз(а) | Центон |
Игра языковая | Пародия | Эвфония |
Идиллия | Пафос | Эзопов язык |
Идеал эстетический | Пейзаж | Эклога |
Идея художественная | Перифраз(а) | Экспозиция |
Инвектива | Повесть | Элегия |
Инверсия | Повторы | Эллипсис |
Интерпретация | Подтекст | Эпиграмма |
Интонация | Постмодернизм | Эпилог |
Ирония | Поток сознания | Эпиталама |
Катарсис | Поэма | Эпитафия |
Катахреза | Поэтика | Эпитет |
Катрен | Притча | Эпифора |
Квалитативное стихосложение | Прозаизмы | Эпопея |
Квантитативное стихосложение | Пролог | Эпос |
Классицизм | Развязка | Эссе |
Клаузула | Рассказ | Юмор |
Коллизия | Реализм | Язык художественный |
Комедия | Реминисценция | Ямб |
Комическое | Род литературный | Ямбы |
Композиция | Роман | |
Конфликт | Романс | |
Метод художественный | Романтизм | |
Метонимия | Сарказм | |
Кульминация | Сатира | |
Легенда | Сентиментализм | |
Лейтмотив |
Задание 1: выучить терминологический минимум (к каждому понятию обязательно должны быть приведены 2–3 примера) и сделать терминологический словарь в рабочей тетради.
Задание 2: выучить произведения наизусть, написанные в заданном жанре, метре или строфике.
1. Баллада (отрывок: не менее 16 стихов)
2. Басня
3. Белый стих
4. Бурлеска
5. Верлибр (свободный стих)
Вольный стих
7. Дольник
8. Мадригал
9. Ода (отрывок: не менее 16 стихов)
10. Октава
11. Онегинская строфа
12. Пародия
13. Песня
14. Послание (отрывок: не менее 16 стихов)
15. Поэма (отрывок: не менее 16 стихов)
Сонет
17. Терцины (стихотворение или отрывок из поэмы: не менее 18 стихов)
18. Травести
19. Элегия
20. Эпиграмма
21. Эпиталама
Эпитафия
Методические указания к индивидуальной Самостоятельной работе Студентов
Целью самостоятельной работы студентов является освоение в полном объеме основной учебной программы по дисциплине «Литературоведение» и последовательная выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время включает в себя подготовку к аудиторным занятиям – лекциям и практическим – и выполнение соответствующих заданий. Рекомендации по проработке лекционного материала и работе с научной литературой при изучении разделов лекционного курса даны в Методических указаниях по изучению теоретического курса.
Основные задачи СРС:
· привить навыки самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, научными трудами и художественными текстами;
· развить умения и навыки выполнения заданий, предусмотренных практическими занятиями;
· сформировать начальные навыки научно-исследовательской работы;
· расширить литературоведческий кругозор студентов, опираясь на междисциплинарные связи;
· дать представление об использовании полученных знаний в муниципальных образовательных учреждениях.
Основными формами самостоятельной работы студентов являются:
· изучение соответствующих разделов учебников, учебных пособий и справочной литературы;
· чтение и конспектирование научных статей и монографий;
· литературоведческий анализ художественного произведения;
· подготовка рефератов и спецвопросов к практическим занятиям;
· составление словаря терминов по литературоведению;
· заучивание текстов наизусть, написанных в заданном жанре, метре, строфике.
Конспекты статей и монографий, читательский дневник, словарь терминов проверяются на практических занятиях и в течение семестра.
В начале и конце семестра проводится контрольный срез (в форме тестирования) полученных знаний и выставляется оценка.
Планирование индивидуальной СРС
1. Изучение научной литературы – 26 часов.
2. Конспектирование научных статей и монографий – 24 часа.
3. Литературоведческий анализ художественного произведения – 6 часов.
4. Составление словаря литературоведческих терминов – 12 часов.
5. Заучивание текстов наизусть – 8 часа.
6. Подготовка реферата и спецвопроса – 10 часов.
Темы для самостоятельного изучения
1. Основные этапы развития науки о литературе.
2. Проблемы художественности. Современные концепции художественного образа.
3. Современные концепции содержания и формы в литературе.
4. Теория художественной речи.
5. Проблема художественного метода. Понятия художественной системы, литературного течения и направления.
6. Творческий метод и проблемы стадиального развития литературы.
7. Проблема литературного стиля в современной теории литературы.
8. Современные проблемы стиховедения.
9. Художественное произведение и его анализ.
10.Теория литературы в школьном литературоведении.
Рекомендации к составлению терминологического словаря
Термины и понятия вводятся и разъясняются преподавателем в ходе лекций и практических занятий. По их итогам студентам предлагается самостоятельно составить терминологический словарь. Список терминологического минимума дается преподавателем. Рекомендуется использовать при его составлении такие источники, как литературные энциклопедические словари и энциклопедии, специальные справочные издания. Термины должны быть расположены в алфавитном порядке. От студента требуется не только знание определений, но и умение объяснить на примерах значение каждого термина.
Курс «Литературоведение» общим объемом 48 часов изучается в течение 1-ого семестра. Курс завершается зачетом в установочную сессию и экзаменом в 1-ом семестре. При этом к экзамену студент должен представить отчетность по практическим занятиям, наличие необходимых конспектов и терминологического словаря, отчетность по коллоквиуму, а также продемонстрировать знание терминологического минимума.
Вопросы к зачету по курсу «Литературоведение»
1. Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.
2. Социально-эстетические функции литературы (ее сфера, предмет, цель).
3. Содержание и форма художественной литературы.
4. Понятие художественного образа.
5. Тема и идея художественного произведения.
6. Сюжет и фабула.
7. Композиция художественного произведения.
8. Типизация в литературе. Понятие литературного типа.
9. Литературный язык. Язык художественной литературы.
10. Эпос и его виды.
11. Драма и ее виды.
12. Лирика и ее виды.
13. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
14. Троп, его виды.
15. Метафора и ее виды.
16. Эпитет и его разновидности.
17. Сравнение и его разновидности.
18. Метонимия.
19. Гипербола, синекдоха, литота.
20. Аллегория.
21. Ирония, перифраз.
22. Силлабо-тоническая система стихосложения. Двухсложные стихотворные размеры.
23. Рифма и ее виды.
24. Силлабо-тоническая система стихосложения. Трехсложные стихотворные размеры.
25. Фигуры поэтической речи.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.
2. Социально-эстетические функции литературы (ее сфера, предмет, цель).
3. Литература и действительность. Теория мимесиса, теория отражения.
4. Религиозные концепции искусства.
5. Современные теории сущности художественного творчества.
6. Эстетическая сущность литературы. Литература и наука.
7. Единство формы и содержания в литературном произведении.
8. Тема и идея художественного произведения. Понятие пафоса.
9. Сюжет и фабула: соотношение понятий. Композиция художественного произведения.
10.Художественный образ: внутренняя структура, типология.
11.Категория типического. Типический образ.
12.Язык художественной литературы. Основные средства языковой выразительности.
13.Теории жанров: Аристотель, Г. В. Ф. Гегель, В. Г. Белинский.
14.Эпос и эпические жанры.
15.Лирика и лирические жанры.
16.Драма и драматические жанры.
17.Основные системы стихосложения. Реформа русского стиха в XVIII в.
18.Рифма и ее виды.
19.Строфа и ее виды. Анализ сонета.
20.Особенности анализа эпического произведения.
21.Особенности анализа лирического произведения.
22.Особенности анализа драматического произведения.
23.Психологический анализ в литературе.
24.Литературный процесс. Его составляющие.
25.Художественный метод и литературное направление.
26.Классицизм как художественный метод.
27.Сентиментализм как художественный метод.
28.Романтизм как художественный метод.
29.Основные этапы развития реализма в европейских литературах.
30.Проблема просветительского реализма.
31.Русский реализм XIX в. Творческая индивидуальность писателя.
32.Модернизм в русской литературе ХХ в.
33.Постмодернизм в современной литературе. Литературный авангард.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические указания по изучению теоретического курса…………… | |
Методические указания к практическим занятиям ……………………... | |
Планы практических занятий……………………………………………... | |
Методические указания к индивидуальной СРС ………………………... | |
Перечень вопросов к зачету……………………………………………….. | |
Перечень экзаменационных вопросов ………………..………………….. |
Методические указания по изучению теоретического курса
При изучении учебной дисциплины «Литературоведение» большое значение имеет прочное усвоение теоретического материала. Студенты получают теоретические знания в ходе лекций, практических занятий и самостоятельной работы.
В лекциях последовательно раскрывается содержание предмета «Литературоведение». Специфика курса состоит в том, что эта дисциплина изучается одной из первых, а потому, во-первых, студент должен предварительно познакомиться с методикой слушания и записывания лекций. Для этого можно обратиться к специально подготовленным на кафедре литературы ВГПУ рекомендациям: «В помощь первокурснику филологического факультета: Методические рекомендации для студентов филологического факультета всех форм обучения» / Сост. А.М. Буланов, Г.Г. Жукова. – Волгоград: Перемена, 2004. – Раздел 1. Лекция как активное средство обучения. А во-вторых, этот курс включает наиболее сложный научный материал: о художественном произведении, о литературном процессе, о языке и стиле художественной литературы, и для его освоения потребуется внимательное изучение специальной научной литературы.
Студенты должны обращать особое внимание на замечания преподавателя, касающиеся тех или иных теоретико-литературных проблем, вопросов, научных методов и подходов к исследованию художественного произведения. Настоятельно рекомендуется записывать, делать пометки после каждого смыслового блока или на полях: незнакомые слова или непонятные места лекции следует выделять знаком «?». Это поможет в дальнейшем прояснить данные вопросы либо в виде индивидуальной консультации после лекции, либо самостоятельно. Не менее важно внимательно и добросовестно выполнять все указания преподавателя по поводу выделения тех или иных частей лекции, ее структуры: обоснование темы, основной части, итогов; необходимо также следовать указаниям «подчеркнуть или выделить» формулировку понятия (термина), наиболее значимые моменты лекции. Например, можно использовать традиционный знак «NB!», что буквально означает с латинского «Nota bene!» – «Важный знак!».
Студенту настоятельно рекомендуется отмечать в своих тетрадях, на какие соответствующие разделы учебников и учебных пособий ссылается преподаватель, какие из них предлагает для более глубокого изучения данной темы, для подготовки к экзамену.
Необходимо учитывать и то, что многие теоретические вопросы и по сей день имеют дискуссионный характер. Несомненно, знакомство с различными научными точками зрения имеет огромное познавательное значение для будущего филолога. Студентам предлагается изучить и законспектировать научные статьи крупнейших исследователей по наиболее важным литературоведческим проблемам, что, безусловно, способствует расширению научного кругозора и закреплению материалов теоретического курса.
Студенту первого курса важно осознать, что язык науки – понятия и термины. Овладение этим языком – естественное и непременное условие формирования филолога, начало пути в литературоведение. А потому в освоении теоретического материала главную роль играет категориальный аппарат изучаемой научной дисциплины. В ходе лекций и практических занятий преподавателем обязательно разъясняется значение многих опорно-теоретических понятий. Но усвоение большей части терминов выносится на самостоятельное изучение. В связи с этим для студента важно научиться работать с энциклопедическими словарями и справочниками. Подробнее об этом будет сказано в методических рекомендациях к индивидуальной самостоятельной работе.
Учитывая все сказанное, студенту следует заблаговременно познакомиться с программой курса, списком научных монографий, рекомендуемых для конспектирования и изучения. Перед лекцией необходимо просмотреть соответствующие разделы учебников и учебных пособий, выписать непонятные положения, чтобы в дальнейшем проконсультироваться у преподавателя.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!