Приказ о проведении инвентаризации — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Приказ о проведении инвентаризации

2017-10-11 1257
Приказ о проведении инвентаризации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приказ (постановление, распоряжение) (форма № ИН В-22) явля­ется письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководителем орга­низации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

 

Задание. Подготовка приказа о проведении инвентаризации (см. примечание)

Предположим, что в ООО «Звук» (ОКПО-26173564), которое занимается звукозаписью, решено провести инвентаризацию. Гене­ральный директор ООО «Звук» г-н Диезов Г. П. в прика­зе № 16 от 27 сентября 2012 г. утвердил, что:

— сроки проведения инвентаризации: с 1 октября 2012 г. по 3 октября 2012 г.;

— инвентаризации подлежат основные средства, нема­териальные активы, материалы;

— причина инвентаризации — контрольная проверка;

— состав инвентаризационной комиссии: зам. директора Камертонова Надежда Дмитриевна - председатель ко­миссии, коммерческий директор Литавров Константин Константинович и инженер Скрипкин Тимофей Никола­евич.

В строке «организация» указывается полное наименование органи­зации — составителя документа (организации, проводящей инвента­ризацию).

В этой же строке в соответствующей графе указывается код по ОКПО, присвоенный организации Госкомстатом России.

В следующей строке указывается название структурного подразде­ления, в котором проводится инвентаризация.

В этой же строке в соответствующей графе указывают код струк­турного подразделения (если в организации применяется соответству­ющая система кодирования).

У каждого приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации должен быть порядковый номер, который указывают в строке «ПРИКАЗ», в графе «Номер документа».

Далее в этой строке в соответствующей графе указывается дата составления приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации. В приказе указываются (строка «Для проведения инвентаризации») структурные подразделения организации, где будет приводиться ин­вентаризация.

В строке «Председатель комиссии» указывают должность, фами­лию, имя и отчество председателя инвентаризационной комиссии.

Затем в соответствующих строках указывают должности (после слов «Члены комиссии»), фамилии, имена и отчества членов инвентариза­ционной комиссии.

В строке «Инвентаризации подлежит» записывают наименования имущества и обязательств, которые необходимо проинвентаризировать.

В следующих строках «К инвентаризации приступить»,«и окончить» определяют даты начала и завершения инвентаризации.

В строке «Причина инвентаризации» указывают возможную причи­ну проведения инвентаризации: контрольная проверка, смена мате­риально ответственных лиц, переоценка, передача имущества органи­зации в аренду, выкуп, продажа, перед составлением годовой бухгал­терской отчетности и т.д.

Затем в приказе (постановлении, распоряжении) о проведении инвентаризации уточняют, куда сдать материалы по проведенной инвентаризации (строка «Материалы по инвентаризации сдать в бух­галтерию») и предельный срок, когда можно сдать эти материалы (строка «не позднее»).

Приказ подписывает руководитель организации. Подпись руково­дителя организации включает наименование должности, личную подпись и ее расшифровку.

Дату и номер приказа (постановления, распоряжения) о проведе­нии инвентаризации допустимо ставить в документе и на стадии подготовки проекта приказа. Это удобно в том случае, ког­да подготовка приказа осуществляется автоматизированно (например, при помощи специальной компьютерной программы).

После подписания приказа о проведении инвентаризации руководителем организации сведения об этом документе заносятся в журнал уче­та контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации.

 

 

Задание. Внесение записей в журнал учета контроля за выполне­нием приказов (постановлений, распоряжений) о прове­дении инвентаризации (см. примечание)

Предположим, что в ООО «Звук», которое занимается звукозаписью, решено провести инвентаризацию. Гене­ральный директор ООО «Звук» г-н Диезов Г. П. в прика­зе № 16 от 27 сентября 2012 г. утвердил следующее:

— сроки проведения инвентаризации: с 1 октября 2012 г. по 3 октября 2012 г.;

— инвентаризации подлежат материалы;

— причина инвентаризации - контрольная проверка;

— состав инвентаризационной комиссии: зам. директора Камертонова Надежда Дмитриевна — председатель комис­сии, коммерческий директор Литавров Константин Кон­стантинович и инженер Скрипкин Тимофей Николаевич. Во время проведения инвентаризации была выявлена не­достача в размере 250 руб., которая была погашена пу­тем удержания соответствующей суммы из заработной платы виновного лица.

Сведения об этом приказе и результатах инвентаризации необходимо занести в журнал учета контроля за выполне­нием приказов (постановлений, распоряжений) о проведе­нии инвентаризации.

Рассмотрим, какие действия необходимо выполнить бухгалтеру при внесении записей в журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации.

 

Действие первое. Открытие журнала.

Допустим, что организация недавно создана и ранее инвентариза­ций не проводилось, поэтому журнал открывается в момент издания рассматриваемого приказа.

На обложке журнала необходимо указать полное наименование организации, код по ОКПО, наименование и код структурного под­разделения (подробно о заполнении перечисленных реквизитов чи­тайте на с. 10). Кроме того, на обложке журнала указывают:

- код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услу ОК 004-93, ут­вержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17;

— дату начала и окончания ведения журнала[2];

— фамилию, имя, отчество и должность работника, ответственно­го за ведение журнала.

Действие второе. Регистрация приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации.

При регистрации приказа в журнале учета контроля за выполне­нием приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвен­таризации следует заполнить графы 1-9 таблицы на четной странице формы N9 И Н В-23 и графу 11 таблицы на нечетной странице формы № ИНВ-23.

В графе 1 «Номер по порядку» указывается порядковый номер проверяемых ценностей.

В следующей графе указывают наименование инвентаризируемой организации, структурного подразделения (склада, кладовой, цеха, участка).

В графу 3 «Фамилия, имя, отчество, материально ответственного (ых) лица (лиц)» записывают соответствующие данные.

В графе 4 «дата» указывают дату приказа, который является осно­ванием для проведения инвентаризации.

В следующей графе «номер» записывают номер документа, кото­рый является основанием для проведения инвентаризации.

В графе 6 «Состав инвентаризационной комиссии (фамилия, имя, отчество председателя и членов комиссии)» указывают соответствую­щие фамилии, имена и отчества (возможно указание инициалов).

В графе 7 «Приказ (постановление, распоряжение) получил. Под­пись» напротив своих фамилий председатель и члены инвентаризаци­онной комиссии при получении приказа ставят подписи.

В графе 8 «Наименование инвентаризуемого имущества (финансовый обязательств)» записывают наименования имущества и обязательств которые необходимо инвентаризировать.

Следующие две графы объединены под заголовком «Дата начала инвентаризации». В графу 9 «согласно приказу (постановлению, распоряжению)» нужно записать соответствующую дату, установленную руководителем предприятия в документе, который является основанием для проведения инвентаризации.

Графа 10 будет заполнена позднее (см. действие третье).

Графы 11 «согласно приказу (постановлению, распоряжению)» и 12 «фактически» объединены под заголовком «Дата окончания инвентаризации». В графу 11 нужно записать дату окончания инвен­таризации, установленную руководителем предприятия в документе, который является основанием для проведения инвентаризации.

Графа 12 будет заполнена позднее (см. действие третье).

Действие третье. Отражение предварительных результатов инвентаризации.

После того как инвентаризация закончена, сведения о ее предвари- тельных результатах (до их утверждения в установленном порядке ру­ководителем организации) заносятся в журнал учета контроля за вы­полнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации. При этом следует заполнить графу 10 таблицы на чет­ной странице формы № ИНВ-23 и графы 12—15 таблицы на нечетной странице формы N° ИНВ-23.

В графе 10 «фактически» указывают дату, когда фактически начали проводить инвентаризацию.

В графе 12 указывают дату, когда фактически закончили прово­дить инвентаризацию.

В графах с 13 по 15 указывают предварительные результаты про­веденной инвентаризации.

В графе 13 «Дата» необходимо записать дату, когда были подведены предварительные итоги инвентаризации.

В графе 14 указывают сумму в рублях и копейках выявленной недостачи.

Действие четвертое. Отражение окончательных результатов инвентаризации.

После того как результаты инвентаризации утверждены в установ­ленном порядке, сведения о них заносятся в журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведе­нии инвентаризации. При этом следует заполнить графы 16-22 таб­лицы на нечетной странице формы № ИНВ-23.

В графах с 16 по 18 указывают окончательные результаты прове­денной инвентаризации.

В графе 16 «дата» необходимо записать дату, когда были получены окончательные результаты инвентаризации.

В графе 17 указывают сумму (в рублях и копейках) выявленной недостачи после уточнения данных.

В графе 18 указывают сумму (в рублях и копейках) выявленных излишков.

Следующие три графы объединены под заголовком «Дата», в них указываются даты утверждения результатов инвентаризации руководи­телем (графа 19) и принятия мер по недостаче (графы 20 и 21).

В графу 20 «погашения недостач» записывают дату, когда недостача была погашена, а в графу 21 «передача дела в следственные органы» — дату подачи искового заявления в следственные органы (если такое заявление подавалось).

В последней графе 22 «Примечание» указывают дополнительные сведения, которые необходимы для правильной оценки выявленных в результате инвентаризации излишков или недостач и их послед­ствий.

 

1.6. Отражение расхождения фактических данных, выявленных в ходе

инвентаризации, с данными бухгалтерского учета

 

Если на предприятии грамотно организовано ведение учета, нет халатности или злоупотреблений, фактические данные по результатам инвентаризации должны соответствовать данным, отраженным в учетных регистрах. Но зачастую в ходе проведения инвентаризации на предприятиях выявляют недостачи или излишки. В этом случае необходимо составить сличительные ведомости и отразить выявленные расхождения в бухгалтерском учете.

 

1.6.1. Сличительные ведомости

 

В соответствии с п. 4.1 Методических указаний по инвентариза­ции по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклоне­ния от учетных данных, составляют сличительные ведомости.

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентариза­ции, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтер­ского учета и данными инвентаризационных описей.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризаци­онных описей и сличительных ведомостей.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арен­дованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Сличительные ведомости могут быть составлены как с использо­ванием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.

 

 

1.6.2. Пересортица

 

В соответствии с п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

О допущенной пересортице материально ответственные лица пред­ставляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересорти­це стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на ви­новных лиц.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то сум­мовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются на издержки обращения и производства (в бюджетных организациях - на уменьшение финансирования фондов).

На недостачу от пересортицы, образовавшуюся не по вине матери­ально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комис­сии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

 

Задание. Пересортица (см. примечание)

Допустим, по результатам инвентаризации в ООО «Сладкоежка» была составлена следующая сличитель­ная ведомость.

В приведенном примере одной из причин пересортицы мог послу­жить ошибочный отпуск в производство муки другого сорта. Посколь­ку уже через несколько дней проверить качество продукции, выпу­щенной из муки другого сорта, практически невозможно (если, ко­нечно, отклонения в качестве продукции не были зафиксированы соответствующим должностным лицом при приемке готовой продук­ции), то вполне объяснимо наличие по названной нами причине недостачи муки высшего сорта в количестве 60 кг и излишка муки первого сорта в том же количестве (60 кг). В данном случае при под­ведении итогов инвентаризации на основании п. 5.3 Методических Указаний по инвентаризации необходимо зачесть излишки муки первого сорта в счет недостачи муки высшего сорта.

В рассматриваемой ситуации мука высшего сорта, по которой вы­явлена недостача, дороже муки первого сорта, по которой имеются излишки. В соответствии с п. 5.3 Методических указаний по инвента­ризации в счет недостачи 60 кг муки высшего сорта на сумму 480 руб. может быть зачтен излишек муки первого сорта в количестве 60 кг на сумму 300 руб. (60 кг х 500 руб.: 100 кг). Оставшаяся часть вы­явленной по муке высшего сорта недостачи в сумме 180 руб. (480 руб. - 300 руб.) должна быть взыскана с виновного лица. И только при отсутствии такового (что должно быть подтверждено соответствующи­ми документами, о которых мы упоминали выше) недостача может быть отнесена на финансовые результаты деятельности организации.

В приведенном нами примере излишки по муке первого сорта, выявленные в результате инвентаризации, можно зачесть в счет недо­стачи муки высшего сорта, а в счет недостачи сахарного песка эти излишки не могут быть зачтены.

Предложения о регулировании расхождений фактического нали­чия ценностей и данных бухгалтерского учета, выявленных при ин­вентаризации, представляются на рассмотрение руководителю орга­низации. Он принимает окончательное решение о зачете излишков и недостач (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

 

 

1.6.3. Излишки

 

Согласно п. 3 ст. 12 старого Закона о бухгалтерском учете, п. 4 ст. 12 нового Закона о бухгалтерском учете, п. 28 Положения о бухучете и п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации выявленный при инвентаризации излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации. Однако не всегда обнаружение неучтенных материальных ценностей означает выявление излишков.

 

Задание. Ошибка в учете иди неучтенный товар?

Кладовщик магазина, осуществляющего розничную тор­говлю, не сдал в бухгалтерию накладную на поступле­ние 50 кг конфет на сумму 5000 руб., вследствие чего данная операция не была отражена в бухгалтерских регистрах. При этом по данным инвентаризации будет установлено следующее:

— излишек товарно-материальных ценностей на сумму 5000 руб., выявленный при проведении инвентаризации на складе;

— неучтенная кредиторская задолженность перед по­ставщиком на 5000 руб., выявленная при инвентариза­ции расчетов с поставщиками.

В данном случае фактически имеет место выявление не излишков или недостачи, а несоблюдение установленного порядка документоо­борота. Поэтому в сложившейся ситуации следует оприходовать то­вар на склад на основании имеющейся накладной в общеустановлен­ном порядке.

При этом от виновных лиц (в рассматриваемой ситуации - от кла­довщика) должны быть получены письменные объяснения о причи­нах произошедшего.

Исправление допущенной ошибки производится в зависимости от ее размера и времени совершения по правилам, установленным ПБУ 22/2010. Все вышеперечисленные действия хороши только в том случае, если ошибка выявлена в ходе проведения инвентаризации самой орга­низацией. Если же подобное нарушение будет выявлено сотрудником налоговых органов, то он вправе усомниться в том, насколько полно отражается в учете не только поступающий товар, но и выручка от его реализации.

Если в излишке оказались ценности, которые в бухгалтерском учете данной организации не числились, и нет оснований утверждать, что это явилось следствием неверных записей в учете, то их стоимость должна быть указана по рыночным ценам.

Поскольку выявленные в ходе инвентаризации неучтенные товар­но-материальные ценности в соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ будут включены в составе внереализационных доходов в налогооблагаемую прибыль организации, то при установлении рыночных цен следует учесть определение рыночной цены, которое дано в главе 14 НК РФ.

Именно поэтому проведение налоговыми органами инвентариза­ции у недобросовестных налогоплательщиков при удачном стечении обстоятельств позволяет проводить проверку в короткие сроки и с не­плохими результатами: товары или готовую продукцию, выручку от реализации которых хотят укрыть, на счетах бухгалтерского учета, как правило, не отражают. Соответственно вся их стоимость, выяв­ленная по результатам инвентаризации, не только будет отражена в учете, но и 20% от этой суммы будет перечислено в бюджет в виде налога на прибыль.

Так что, если бы инвентаризацию можно было проводить доста­точно часто, в отношении ряда налогоплательщиков можно было бы вообще отказаться от документальных проверок и собирать налоги «не мытьем, так катаньем».

На счетах бухгалтерского учета результаты проведения инвентари­зации при выявлении излишков отражаются следующими записями:

Дебет счета 41 (10 и др.) Кредит счета 91 (субсчет «Прочие дохо­ды»)- отражена стоимость выявленного при инвентаризации неуч­тенного имущества или финансовых обязательств.

В соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-произ­водственных запасов и прочего имущества в виде излишков, выявлен­ных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при де­монтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при их ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определя­ется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, пре­дусмотренном пунктами 13 и 20 ст. 250 НК РФ (т.е. определенного исходя из цены их возможного использования). Теперь бухгалтерский учет таких материальных запасов всегда будет совпадать с налоговым.

В качестве пояснения можем привести несложный пример. До­пустим, организация оприходовала излишки материалов на сумму 1000 руб.:

Дебет счета 10 Кредит счета 91 — 1000 руб. — оприходованы из­лишки материальных ценностей, выявленные в ходе инвентаризации (аналогичная запись будет и при оприходовании материальных цен­ностей, полученных от разборки (демонтажа) основных средств).

Эта сумма попадает в качестве внереализационного дохода в нало­гооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль (в этой же сумме возникает и прочий доход в бухгалтерском учете). Соответственно от этой операции мы имеем прибыль в сумме 1000 руб., с которой будет исчислен и уплачен в бюджет налог на прибыль в сумме 200 руб. (1000 руб. х 20%):

Дебет счета 99 Кредит счета 68 — 200 руб. — начислен в бюджет налог на прибыль от суммы полученного внереализационного дохода.

После того как оприходованные материальные ценности будут ис­пользованы в процессе производства или реализованы, прибыль в бух­галтерском учете будет уменьшена на их балансовую стоимость (то есть на те же 1000 руб.):

Дебет счета 20 (25, 26, 43, 44. 91 и т.п.) Кредит счета 10 - 1000 руб. - списана стоимость использованных материальных ценностей;

Дебет счета 90 Кредит счета 43 (44) - 1000 руб. — после реализации готовой продукции (товаров) стоимость использованных материаль­ных ценностей учтена в составе расходов при формировании финан­сового результата;

Дебет счета 99 Кредит счета 90 - 1000 руб. — сумма прибыли в бухгалтерском учете уменьшилась на сумму рассматриваемых расхо­дов (на практике, скорее всего, будет иметь место проводка: Дебет счета 90 Кредит счета 99, но она будет сделана на сумму, меньшую ровно на 1000 руб., как если бы не учитывалась стоимость рассматри­ваемых в данном примере материалов).

 

 

1.6.4. Недостача

 

Согласно п. 3 ст. 12 старого Закона о бухгалтерском учете, п. 4 ст. 12 нового Закона о бухгалтерском учете и п. 28 Положения о бухучете выявленные при инвентаризации расхождения между фак­тическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отра­жаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

— недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения;

— недостача имущества и его порча сверх указанных норм отно­сятся на счет виновных лиц.

Под естественной убылью товарно-материальных ценностей в соот­ветствии с Методическими рекомендациями по разработке норм есте­ственной убыли, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 31.03.2003 N° 95, следует понимать потерю (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавли­ваемых нормативными правовыми актами), являющуюся следствием ес­тественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров. Естественная убыль может возникнуть в следствие: усушки, выветривания, раструски, распыления, раскрошки, выморажи­вания, утечки (таяния и просачивания), розлива при перекачке и прода­же жидкостей, расхода веществ на дыхание плодов и овощей и т.п.

Для целей исчисления налога на прибыль в соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли приравниваются к материальным расходам.

Порядок установления норм естественной убыли на основании требований пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ определен постановлением Пра­вительства РФ от 12.11.2002 № 814 (далее — Постановление № 814). В соответствии с этим постановлением принято несколько десятков постановлений, утверждающих нормы естественной убыли в различ­ных отраслях. Однако пока процесс утверждения новых норм оконча­тельно не завершен. Поэтому ст. 7 Закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» установлено, что впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установ­ленном вышеупомянутой ст. 254 НК РФ, применяются нормы есте­ственной убыли, утвержденные ранее соответствующими федераль­ными органами исполнительной власти (в том числе советскими ми­нистерствами и ведомствами).

Недостача тех же товарно-материальных ценностей, для которых нормы не утверждены ни одним из нормативных документов (как но­вых, то есть принятых в соответствии с Постановлением № 814, так и старых), по мнению ФНС России и Минфина России, не может уменьшать налогооблагаемую прибыль. Суды с этой позицией перио­дически не соглашаются, вставая на защиту налогоплательщика и раз­решая при отсутствии норм списывать недостачу и порчу по фактичес­ким затратам (в пределах разумного).

Кроме того, поскольку в п. 28 Положения по ведению бухгалтер­ского учета не сказано, что на уменьшение финансового результата относятся недостачи ТМЦ в пределах установленных норм, никто не запрещает руководству организации разработать и утвердить соб­ственные нормы естественной убыли. Разумеется, такие нормы долж­ны быть экономически обоснованными и подтверждаться техничес­кими расчетами. Эти нормы нельзя будет применять при исчислении налогооблагаемой прибыли (см с. 38), но для целей управления орга­низацией и отражения результатов ее деятельности на счетах бухгал­терского учета они будут вполне законны.

В соответствии с 5.1 Методических указаний по инвентаризации убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руково­дителя организации соответственно на издержки производства и об­ращения у организации или на уменьшение финансирования (фон­дов) у бюджетной организации. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установ­ленном порядке, все же имеется недостача ценностей, нормы есте­ственной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача.

На счетах бухгалтерского учета результаты проведения инвентари­зации при выявлении недостачи, не превышающей норм естествен­ной убыли, отражаются следующей записью:

Дебет счета 20 (26, 44) Кредит счета 10, (20, 41 и т.д.) - списана недостача на издержки производства (обращения).

При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм естественной убыли. Выявленные во время проведения инвентаризации недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имуще­ства, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на винов­ных лиц. В тех случаях, когда виновные не установлены или во взыска­нии с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списы­ваются на издержки производства и обращения у организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

Согласно п. 5.2 Методических указаний по инвентаризации в доку­ментах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны иметься решения след­ственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ от взыскания ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.). Одним из результатов проведения инвентаризации может стать выявление поступивших в организацию материальных цен­ностей, не отраженных в регистрах бухгалтерского учета, с одновремен­ным выявлением также не отраженной в учете задолженности по таким ценностям перед поставщиком.

 

Задание. Выявление недостачи

В сличительной ведомости, приведенной выше, помимо пересортицы муки, выявлена недостача сахар­ного песка в количестве 2 кг.

Недостача вполне могла возникнуть из-за ошибок, допущенных при отражении операций в учете (например, забыли учесть какую-либо на­кладную на отпуск сырья в производство или неправильно перенесли данные из первичного учетного документа в бухгалтерские регистры).

Поэтому прежде чем предъявлять претензии к материально ответ­ственному лицу, следует проверить полноту и достоверность записей, произведенных в бухгалтерских регистрах. Если будет выявлена бух­галтерская ошибка, то в графах 12-17 сличительной ведомости дела­ются соответствующие записи.

Традиционно принято считать, что в ходе инвентаризации выяв­ляются в основном недостачи (действительно, кто же показывает излишки?). При этом зачастую причины возникновения недостач вполне объективны и руководству совсем не хочется наказывать сво­его сотрудника за то, в чем он, по совести, и не виноват. К сожале­нию, сделать это на законных основаниях можно далеко не всегда.

В документах, представляемых для оформления списания недо­стач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие от­сутствие виновных лиц, либо отказ от взыскания ущерба, либо зак­лючение о факте порчи ценностей, полученное от отдела техническо­го контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.). Такие решения могут быть получены как до, так и после или во время инвентаризации. Если же таких документов нет, то списать недостачу можно только на виновное материально ответственное лицо.

В соответствии с п. 5 ст. 8 старого Закона о бухгалтерском учете и п. 2 ст. 10 нового Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной реги­страции на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бух­галтерской отчетности — в годовом бухгалтерском отчете.

На счетах бухгалтерского учета результаты проведения инвентари­зации при выявлении недостачи сверх норм естественной убыли от­ражаются следующими записями:

Дебет счета 94 Кредит счета 41 (20 и др.) - списана недостача, выявленная сверх норм естественной убыли (при отсутствии норм таким образом списывается вся сумма недостачи, выявленной по ре­зультатам инвентаризации);

Дебет счета 73 Кредит счета 94 - списана выявленная недостача на виновных лиц;

Дебет счета 50 Кредит счета 73 - отражена сумма недостачи, вне­сенной виновным лицом в кассу организации;

Дебет счета 70 Кредит счета 73 - отражена сумма недостачи, удер­жанной из заработной платы виновного работника;

Дебет счета 91 (субсчет «Прочие доходы») Кредит счета 73 - списана на финансовые результаты выявленная при проведении инвентариза­ции недостача, во взыскании которой с виновных лиц отказано судом;

Дебет счета 91 (субсчет «Прочие доходы») Кредит счета 94 - спи­сана на финансовые результаты выявленная при проведении инвен­таризации недостача, в случае отсутствия виновных лиц (что должно быть подтверждено соответствующими документами).

Задание. Порядок отражения в учете списания выявленной при инвентаризации недостачи товаров в пределах норм ес­тественной убыли

При проведении плановой инвентаризации продоволь­ственного магазина выявлена недостача колбасных из­делий на сумму 593 руб.

Нормы естественной убыли, как правило, устанавливают на реали­зуемые вразвес стандартные товары в процентах к их розничному обо­роту на возмещение потерь, образующихся при хранении товаров в подсобном помещении и на прилавках, а также при подготовке к продаже и продаже товаров. Утвержденные нормы являются предель­ными и применяются только в тех случаях, когда при проверке факти­ческого наличия товаров окажется недостача против учетных остатков.

Естественная убыль товаров списывается по фактическим разме­рам, но не выше установленных норм.

Списание естественной убыли товаров может производиться только после инвентаризации товаров на основе соответствующего расчета.

Недостача товаров в пределах установленных норм естественной убыли списывается с материально ответственных лиц по ценам опри­ходования товаров. Отнесение же товарных потерь на издержки обра­щения производится по покупным ценам. Разница между покупными и розничными ценами относится за счет торговых скидок.

Нормы естественной убыли применяются лишь к товарам, проданным за отчетный период, независимо от срока хранения их в организации.

Расчет естественной убыли на товары, проданные в розницу, со­ставляется в следующем порядке.

К сумме естественной убыли на фактические остатки товаров по данным инвентаризации на начало отчетного периода добавляется сумма исчисленной убыли по документам на поступившие за этот же период товары и исключается убыль, исчисленная по документам на товары, выбывшие по прочим причинам (отпущенные другим мага­зинам, филиалам магазина, выделенным на отдельный баланс, возвра­щенные поставщикам, сданные на переработку, списанные по актам вследствие лома, крошения, порчи, снижения качества, завеса и по­вреждения тары), а также на фактический остаток товаров по инвен­таризационной описи на конец отчетного периода.

Допустим, что магазин торгует колбасой: вареной, варено-копченой и сырокопченой. Движение товаров за месяц представлено в таблице
  Показатель/Группа товаров Колбасы вареные Колбасы варено-копченые Колбасы сырокопченые
1. Остаток товара на начало месяца (руб.)      
2. Поступило товара за месяц (руб.) 35 000 40 000 60 000
3. Остаток товара на начало месяца (руб.)      
4. Выбыло товара за месяц (руб.) (стр. 1 + стр. 2 - стр. 3) 34 000 40 800 60 900

 

Согласно приложению № 27 к приказу Минэкономразвития Рос­сии от 07.09.2007 № 304 на мясопродукты для первой климатической группы и магазинов второй группы установлены следующие нормы естественной убыли:

- колбасы вареные (включая мясные хлебы, зельцы и фарширо­ванные, ливерные, кровяные и др.) - 0,60%;

- сосиски и сардельки - 0,75%;

- колбасы полукопченые - 0,37%;

- колбасы варено-копченые - 0,36%;

- колбасы сырокопченые - 0,06%.

Если выручку от продажи колбасы каждого вида определить не­возможно, то естественную убыль оптимально разделить пропорцио­нально стоимости выбывших товаров.

Таким образом, по вареной колбасе естественная убыль составит 204 руб. (34 000 руб. х 0,60%), по варено-копченой - 146,88 руб. (40 800 руб. х 0,36%), по сырокопченой - 36,54 руб. (60 900 руб. х 0,06%).

Недостача сверх норм естественной убыли подлежит возмещению за счет виновных лиц.

 

 

ООО «Альфа»

К акту о результатах проверки товаров на 1 сентября 2012 г.

Расчет естественной убыли на реализованные товары с 1 августа 2012 г. по 1 сентября 2012 г.
Показатель Расчет Сумма (руб.)
1. Естественная убыль на остаток товаров по описи предыдущего учета на 1 августа 2012 г. 1000 x 0,60% + 2400 x 0,36%+ 3000030003000 x 0,06% 16,44
2. Начислено естественной убыли на поступившие товары 35 000 х 0,60% + 40 000 х 0,36%+ 60 000 x 0,06%  
3. Всего начислено вместе с остатком (п. 1 + п. 2)   406.44
4. Исключается начисленная естественная убыль по ин­вентаризационной описи товаров на 1 сентября 2012 г. 2000 х 0,60% + 16

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.