Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-10-09 | 1467 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
На данных экскурсиях высока вероятность изучения фауны беспозвоночных и некоторых позвоночных (мальки рыб, личинки амфибий) животных. В дальнейшем имеется возможность составить характеристику исследуемого водоема.
При прохождении студентами практики по данной теме происходит ознакомление их с фауной беспозвоночных животных водоемов.
Студенты должны овладеть приемами и методами сбора и учета численности водных беспозвоночных, фиксацию материала, его определение, описание, коллекционирование.
Во время занятия каждый студент обязательно ведет записи в дневнике, которые начинаются обозначением даты работы. В начале занятия формулируется тема, цель и задачи исследований, составляется план работы.
Цель экскурсии — изучение видового состава гидробионтов и выявление основных особенностей биологии обитателей водоемов.
Из поставленной цели исходят следующие задачи:
1. Изучить основных представителей различных систематических групп беспозвоночных, обитающих в водоемах;
2. Выявить фоновые виды гидробионтов и особенности их биологии, связанные с обитанием в воде;
3. Познакомиться с методами сбора водных беспозвоночных;
4. Познакомиться с методикой проведения экскурсии на водоем.
Оборудование для данного вида практики: водные сачки из марли или более плотных материалов, стеклянные банки, пластиковые ведерки и иные емкости для взятия проб, фильтровальная бумага, пинцеты, ручные лупы, определители, полевой дневник, карандаши, тетрадь.
Первоначально рассматриваются экологические группы водных организмов. Экологические группы водных организмов, для удобства изучения, разделены на несколько группировок, для каждой из которых требуются свои методы работы. Это: бентос (организмы, обитающие на дне водоемов), планктон (мелкие и малоподвижные организмы, живущие в толще воды), нектон (крупные плавающие организмы), нейстон (организмы на поверхности воды) и перифитон (мелкие организмы, обрастающие поверхность макрофитов, свай, твердых стенок водоема и других подводных предметов). Кроме того, каждая группа делится на фито- и зоо- компоненты (растительные и животные), а по размеру — на макро- (длиной более 2 мм), мезо- (многоклеточные длиной до 2 мм) и микро- (микроскопические одноклеточные) формы.
|
План работы:
– пройти инструктаж по технике безопасности;
– дать характеристику водоема как пресноводной экосистемы;
– составить список необходимого оборудования;
– ознакомиться с методами сбора и хранения биоматериала;
– перейти к водоему (если в группе более 10 студентов, то с ней должны работать два преподавателя); предварительно обязателен инструктаж по технике безопасности;
– у водоема преподаватель еще раз должен обговорить время, место начала и окончания работы; показать, что и как нужно делать;
– с помощью водного сачка выловить беспозвоночных животных, обитающих на поверхности воды; на дне и немедленно поместить их в отдельные кюветы, банки с водой и растениями. Рассмотреть через лупу в банке с водой размеры, форму, части и окраску тела животного и зарисовать в тетрадь;
– доставить пробы в лабораторию; вся работа проводится под руководством преподавателя;
– преподаватель распределяет на каждую пару студентов по 5–6 различных видов беспозвоночных (не мельче 1–2 мм), помещая их в небольшие емкости с водой;
– преподаватель на примере одного вида поясняет, как нужно пользоваться определительными таблицами (например, используя «Краткий определитель водной фауны», проф., Е.М. Хейсин, 1962), вести ход определения и его запись, обращает внимание на важность использования рисунков и информации из примечаний к каждой группе животных;
|
– далее студенты, пользуясь определителем, сами выясняют вид следующего беспозвоночного. При этом студенты ищут органы дыхания, рассматривают конечности, их строение и видоизменения в связи с водным образом жизни. Отмечают признаки приспособления беспозвоночных к водной среде обитания и записывают их в тетрадь;
– студенты обязаны бережно относиться к выловленным животным (не отрывать конечности, без необходимости не вскрывать и т.д.).
– студенты должны сдать использованное оборудование вымытым или очищенным, дежурный при этом помогает преподавателю в сборке и мытье, а также сдает в целости определители пресноводной фауны;
Изучение обитателей водоёмов следует начинать с визуального обследования поверхностной плёнки воды. Здесь обнаруживаются передвигающиеся по плёнке (сверху и снизу) хищные клопы-водомерки, жуки-вертячки, личинки и куколки двукрылых, жуков, лёгочные моллюски.
На подводных и надводных частях водных растений, особенно на нижней стороне крупных плавающих листьев, обитают гидры, планарии, пиявки, личинки насекомых, водные клещи. Здесь встречаются кладки яиц различных животных. Пазухи листьев служат убежищем водяных осликов (рачков), моллюсков, личинок насекомых.
На погруженных в воду предметах (камнях, корягах и т.п.) обитают в основном формы, прикрепляющиеся к субстрату и противостоящие силе движения воды. К ним относятся губки, пиявки, планарии, мшанки, брюхоногие и двустворчатые моллюски, бокоплавы, личинки насекомых. Как правило, обследование водоёмов проводится с прибрежной зоны, поэтому можно достаточно много сведений почерпнуть и об обитателях дна. На поверхности и в грунте заметны передвигающиеся или закапывающиеся клещи, ракообразные, олигохеты, моллюски, личинки и имаго насекомых.
После визуального обследования водоёма приступают к сбору материалов, который может осуществляться качественными и количественными орудиями лова. Основное различие между ними в том, что количественные орудия лова позволяют оценить объём обследованной воды или площадь грунта и, следовательно, численность обитателей водоёма на единицу объёма (для планктона) или площади (для зообентоса). Сбор может проходить с прибрежной части.
Собранный во время экскурсии на водоёме живой материал помещают в банки, кюветы и другие удобные ёмкости. Он служит для наблюдений за поведением животных, питанием, характерным способом движения, способами прикрепления к субстрату и т.д.
|
В пробах воды из Кузьминского пруда можно обнаружить 35–45 видов различных беспозвоночных животных. После наблюдений студент должен выпустить животных в водоем.
Правила пользования определительными таблицами
для определения водной фауны
Определение начинают с первой таблицы, по которой отыскивается наиболее крупная систематическая единица: тип, подтип, класс. Затем переходят к следующим таблицам для определения более мелких систематических категорий. Для удобства везде указывается страница, на которую надо переходить для дальнейшего определения.
В классах ракообразных и насекомых определяется сначала отряд, а затем по другой таблице род или вид.
Определительные таблицы построены по принципу противопоставления двух или нескольких признаков. Это позволяет путем постоянного выбора одного из противоположных признаков добраться, в конце концов, до названия объекта. Каждая таблица состоит из чередующихся положений (тез) и противоположений (антитез). Признаки тезы упоминаются в одном пункте, а признаки антитезы — в другом. Цифры, поставленные перед каждым пунктом, означают его порядковый номер. Около последнего в скобках поставлена цифра, указывающая порядковый номер пункта с противоположным признаком (антитеза), куда надо переходить, если признаки, описанные в данном пункте (тезе), не обнаруживаются у объекта.
Определение в каждой таблице начинается обязательно с первого пункта. Далее выбирается либо следующий пункт, если признаки соответствуют (теза), либо, если не соответствуют (антитеза), то переходим к номеру, указанному в скобках.
При этом обязательно надо сопоставлять признаки объекта с признаками и тезы и антитезы. Принимать соответствующий пункт можно только тогда, когда имеется полное соответствие признаков объекта с признаками, указанными в пункте. Рекомендуется сравнивать определяемый объект с приводимыми рисунками.
Определение заканчивается, когда у принятого пункта справа стоит название определяемой систематической категории — отряда, рода, вида. Это название и принимается для данной формы.
|
В некоторых таблицах, например по моллюскам, определяется сразу несколько систематических категорий: классы, отряды, семейства, роды и виды. По таблицам стрекоз и ручейников определяются подотряды, семейства, подсемейства, роды и в пределах некоторых родов — виды.
В таких случаях определение заканчивается наименьшей систематической единицей, которая напечатана жирным шрифтом (как правило, это род). Названия более высоких систематических категорий (подсемейства, семейства и др.), после которых определение продолжается по той же таблице, заключены в скобки и напечатаны курсивом.
В отдельных случаях определяемый объект не подойдет к признакам родов, включенных в таблицу. Это связано с тем, что некоторые таблицы не охватывают всех родов данной группы. Тогда можно остановиться на том последнем пункте, после которого в скобках стояло курсивное название систематической категории.
Работа с Красной книгой
Цель — изучить роль Красной книги в охране видового разнообразия флоры и фауны.
Задачи практики:
1. Знакомство с представителями беспозвоночных и позвоночных животных, внесенных в Красную книгу.
2. Ознакомление с категориями животных в Красной книге и возможными методами перехода из одной категории в другую.
3. Определение основных способов природоохранных мероприятий по сохранению исчезающих видов животных.
Работа с Красной книгой подразумевает нахождение студентов в аудитории Кафедры зоологии, экологии и охраны природы им. А.Г. Банникова, и выполнение их индивидуальных заданий.
Примерный перечень заданий
1. Проблема охраны животных и растений. Роль, цели и задачи Красной книги.
2. Шкала категорий статуса живых объектов, записанных в Красную книгу. Описать представителей в каждой категории.
3. Виды, находящиеся под угрозой исчезновения.
4. Редкие виды животных и их охрана.
5. Виды, систематически сокращающиеся в численности.
6. Редкие и исчезающие виды насекомых.
7. Редкие и исчезающие представители из отряда Стрекозы. Меры для сохранения.
8. Виды отрядов Богомоловые и Палочники, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
9. Представители отряда Прямокрылые, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
10. Представители отряда Жесткокрылые, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
11. Представители отряда Перепончатокрылые, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
|
12. Представители отряда Чешуекрылые, находящиеся под угрозой исчезновения.Меры для сохранения.
13. Представители отряда Осетрообразные, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
14. Виды отряда Лососеобразные, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
15. Представители отрядов Бесхвостые и Хвостатые амфибии, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
16. Виды подотрядов Ящерицы и Змеи, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения Меры для сохранения.
17. Виды отрядов Соколообразные и Совообразные, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
18. Виды отрядов Курообразные и Гусеобразные, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
19. Виды отрядов Голубеобразные и Воробьинообразные, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
20. Виды насекомоядных птиц, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
21. Представители хищных млекопитающих, которые обитают в России и являются редкими и находятся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
22. Водоплавающие птицы, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
23. Виды млекопитающих отряда Насекомоядные, находящиеся на гране исчезновения. Меры для сохранения.
24. Представители отряда Грызуны, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
25. Представители Непарнокопытных и Парнокопытных оказавшиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
26. Представители семейства Кошачьи, являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения. Меры для сохранения.
27. Редкие — узкоареальные животные. Реликты и эндемики.
28. Методы охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов.
29. Виды восстановленные, благодаря деятельности зоопарков, питомников, заповедников, но численность, которых, еще нуждается в контроле.
30. Влияние абиотических и биотических факторов окружающей среды на изменение статуса животных в Красной книге. Указать виды.
31. Антропогенный «пресс» на окружающую среду. Указать виды, находящиеся под угрозой исчезновения по вине человека.
32. Положительный антропогенный «эффект». Виды, которые благодаря человеку восстановили свою численность.
33. Виды природоохранных территорий России с описанием наиболее ценных из них, находящихся под угрозой исчезновения.
34. Виды водоплавающих птиц, восстановленные благодаря деятельности зоопарков, заказников, заповедников.
35. Виды хищных млекопитающих, восстановленные благодаря деятельности зоопарков, заказников, заповедников.
36. Особенности придания статуса редких или находящихся под угрозой исчезновения видов – на примере 5–10 видов птиц и млекопитающих.
37. Условия исключения или перевода из одной категории статуса редкости в другую того или иного объекта животного или растительного мира (на примере 5–10 видов птиц и млекопитающих).
38. Виды животных, полностью вымершие к настоящему времени.
Основы таксидермии
Цель — научить студентов изготавливать и правильно хранить наглядные пособия, необходимые для использования не только в учебном процессе, но и в индивидуальных коллекциях.
Задачи практики:
1. Сформировать базу теоретических основ современных методов изготовления коллекций беспозвоночных и позвоночных животных.
2. Выработать практические умения и навыки по сбору, обработке, и коллекционированию животных.
3. Ознакомиться с методами ухода и безопасного хранения за коллекциями беспозвоночных и позвоночных животных.
При проведении данной темы студенты знакомятся с методиками изготовления музейных коллекций животных, правильной фиксацией биологического материала. Для более полного усвоения материалов на занятии вместе с ведущим преподавателем может присутствовать и специалист по данному профилю. Он непосредственно показывает мастер-класс изготовления экспонатов музейной коллекции.
Занятия по таксидермии проводятся в аудитории Кафедры зоологии, экологии и охраны природы им. А.Г. Банникова или непосредственно в её таксидермической лаборатории.
Примерный перечень заданий
1. Значение и этимология термина таксидермия.
2. История развития таксидермии в России и за рубежом.
3. Роль таксидермийных экспонатов и трофеев в изучении фауны.
4. Специфика правильного сбора, этикетирования и хранения материала, используемого для таксидермических целей.
5. Особенности сбора и этикетирования наземных беспозвоночных животных.
6. Особенности сбора и этикетирования наземных позвоночных животных.
7. Первичная обработка материала.
8. Подготовка материала к препарированию.
9. Инструментарий, используемый для препарирования беспозвоночных животных и изготовления чучел.
10. Инструментарий, используемый для препарирования позвоночных животных и изготовления чучел.
11. Яды, используемые для протравливания шкур позвоночных животных. Особенности их действия и характер применения.
12. Технология съёмки покровов беспозвоночного животного.
13. Технология съёмки покровов позвоночного животного.
14. Варианты изготовления каркаса для чучела.
15. Изготовление искусственных глаз.
16. Технология набивки чучела.
17. Технология приготовления влажных препаратов.
18. Фиксирующие жидкости, используемые для приготовления влажных препаратов.
19. Инструментарий, необходимый для создания сухих коллекций беспозвоночных животных.
20. Инструментарий, необходимый для создания сухих коллекций позвоночных животных.
21. Способы сушки и временного хранения сухих препаратов из беспозвоночных животных.
22. Способы сушки и временного хранения сухих препаратов из позвоночных животных.
23. Особенности создания и правильного хранения беспозвоночных животных в зоологических коллекциях.
24. Особенности создания и правильного хранения чучел позвоночных животных в зоологических коллекциях.
25. Правила хранения опасных скорняжных инструментов (колющие, режущие, острые и т.д.).
26. Правила хранения химических веществ (дезинсектанты, консерванты, красители).
Дарвиновский музей
Адрес: Москва, ул. Вавилова, 57
Цель посещения музея — закрепление теоретических знаний и овладение методами изучения экологии разных форм организмов, природных экосистем и их изменения в результате антропогенного вмешательства.
Задачами практики являются:
1. Определение влияние основных факторов сред жизни на выработку адаптаций животных и растений.
2. Получение навыков выявления основных экологических группировок, входящих в состав природных и антропогенно-трансформированных сообществ.
3. Знакомство с методами изучения структуры популяций и сообществ.
4. Научиться выявлять основные формы биотических связей между организмами.
Студенты знакомятся с мировой и отечественной флорой и фауной по коллекциям Дарвиновского музея.
Каждому студенту выдается индивидуальное задание, связанное с экологическими аспектами флоры и фауны. В отчете студенты приводят примеры из экспозиции музея.
Примерный перечень заданий по Дарвиновскому музею
1. Адаптации животных к условиям жизни в водоеме (на дне, в толще воды, на поверхности тропических морей и океанов).
2. На примере экспозиции Дарвиновского музея охарактеризовать экологические группы растений по отношению к воде.
3. Энтомофауна леса (лиственного, хвойного и т.д.)
4. Чем объяснить сходство и различие фаун смешанных и широколиственных лесов Евразии, Приморья и Северной Америки.
5. Адаптации обитателей арктических морей и побережий Арктики и Антарктики.
6. Сравнить приспособление животных к жизни в аридных условиях степей и пустынь Евразии и в таежной зоне Евразии и Северной Америки.
7. Адаптации растений и животных к жизни в тропических лесах Центральной и Южной Америки. Виды-эндемики.
8. Энтомофауна заливных и суходольных лугов.
9. Особенности растительного и животного мира влажных тропиков Индо-Малайской зоогеографической области (Южная и Юго-западная Азия). Эндемичные виды.
10. Морфофизиологические адаптации защиты и нападения у растений и животных различных экосистем (покровительственная окраска, мимикрия, яды и др.).
11. В чем особенность и как сформировалась фауна Австралийской зоогеографической области.
12. Объяснить причины и привести примеры формирования эндемичной фауны на крупных островах: Новая Зеландия, Мадагаскар, Галапагосы, Шри-Ланка (Цейлон) и др.
13. Эволюция поведения животных. Адаптивное значение этологической структуры популяций.
14. Адаптации растений и животных к жизни в горных экосистемах различных континентов.
15. Энтомофауна побережий и болот.
16. Взаимоотношение видов в природе (хищничество, паразитизм, комменсализм и т.д.) на примере сообщества тундры. Эволюция поведения животных.
17. Особенности растительного и животного мира Новой Гвинеи. Эндемические виды.
18. Показать адаптации к различным способам добывания пищи, путем разной двигательной активности у животных морей, лесов, саванн.
19. Пищевые цепи в широколиственных лесах Европы и Приморья. Виды-эндемики.
20. Особенности растительного и животного мира Малайского архипелага. Эндемические виды.
21. Адаптации растений и животных к жизни в тропических лесах Северной Америки. Виды-эндемики.
22. Многообразие животного мира планеты. Флора и фауна тропического леса, саванны и высокогорий.
23. Особенности растительного и животного мира влажных тропических лесов Африки. Эндемические виды.
24. Сравнить приспособление животных к жизни в аридных условиях степей Евразии, Америки и Австралии.
25. Особенности растительного и животного мира северных морей.
26. Многообразие животного мира планеты. Флора и фауна подводного мира и морских побережий.
27. Адаптации растений и животных к жизни в тайге Евразии и Северной Америки. Виды-эндемики.
28. Особенности представителей флоры и фауны населяющих дельту Волги.
29. Экосистема саванн: адаптации растений и животных.
30. Экосистема тропических лесов: адаптации растений и животных.
31. Экосистема европейских широколиственных лесов: адаптации растений и животных.
32. Адаптации растений и животных к жизни в океане.
33. Особенности фауны стоячего и текучего, а также постоянного и временного водоемов.
34. Простейшие — биологические индикаторы степени загрязненности воды органическими соединениями. Привести примеры из коллекции музея.
35. Простейшие – симбионты беспозвоночных и позвоночных животных.
36. Беспозвоночные и позвоночные, способствующие снижению численности малярийного комара.
37. Роль окраса земноводных в природе на примере экспозиции музея.
38. Виды гнездования на примере экспозиции музея.
39. Предки одомашненных видов птиц и млекопитающих.
40. Продемонстрировать климатические правила Аллена и Бергмана на птицах различных отрядов из коллекции зоомузея.
41. Показать проявление климатических правил Аллена и Бергмана, на представителях 2-х, 3-х отрядов зверей.
42. На примере экспозиции музея охарактеризовать биотические взаимоотношения; хищник–жертва и паразит–хозяин.
Зоологический музей МГУ
Адрес: Москва, ул. Большая Никитская, д. 6
Цель посещения музея является закрепление теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий, путем изучения фауны беспозвоночных и позвоночных животных.
Задачами учебной практики являются:
1.Знакомство студентов с составом основных таксономических и экологических групп беспозвоночных и позвоночных животных;
2.Знакомство с экологическими и биологическими особенностями фоновых видов, их экосистемным и практическим значением.
Студенты знакомятся с мировой и отечественной фауной беспозвоночных и позвоночных животных по коллекциям Зоологического музея МГУ.
Каждому студенту выдается индивидуальное задание по изучению отрядов и семейств основных классов позвоночных животных. Студенты имеют возможность посетить три зала с экспозициями животных различных таксонов, включая зал с остеологической коллекцией животных, где экспонируются не только ныне живущие, но и вымершие виды (стеллерова корова и др.).
Для составления отчета по работе в зоологическом музее студентам необходимо дать характеристику животных, указанных в задании. Описать отличительные признаки отрядов, семейств и указать виды, к ним относящиеся, из экспозиций музея. Показать ареал, особенности биологии, экологии, роль животных в природе и жизни человека.
Примерный перечень заданий по Зоологическому музею МГУ
1. Докажите, что Простейшие, морфологически состоящие из одной клетки, функционально представляют собой целостный организм. Укажите представителей простейших из коллекции Зоомузея. В чем проявляются адаптация простейших к различному образу жизни, показать на 5–7 видах из каждого типа.
2. Основные представители болезнетворных простейших из коллекции Зоологического музея и методы борьбы с протозойными инфекциями.
3. Опишите черты примитивной организации Губок. Дайте классификацию и укажите представителей каждого класса из экспозиции Зоомузея.
4. Классификация типа Кишечнополостных. Показать изменение внешней морфологии кишечнополостных в связи с разным образом жизни. Назовите представителей из коллекции Зоомузея.
5. Покажите, в чем выражено усложнение строения сцифоидных медуз и коралловых полипов по сравнению с гидроидными. Назовите по 4–5 представителей разных классов кишечнополостных из коллекции Зоомузея.
6. Что позволяет предположить возможную филогенетическую связь кишечнополостных, гребневиков и ресничных плоских червей? Назовите представителей каждого из названных таксонов, представленных в коллекции Зоомузея.
7. Классификация типа Плоские черви. Характеристика классов с указанием представителей из коллекции Зоомузея. Покажите, как отразился на строении и жизнедеятельности ленточных червей паразитический образ жизни. Примером, какого направления в эволюции являются ленточные черви? Практическое значение 5 видов из каждого класса.
8. Опишите циклы развития цестод, имеющих следующие особенности: а) цикл, включающий двух хозяев; б) цикл, включающий трех хозяев; в) заболевание вызывает финнозная стадия и (или) взрослый червь. Назовите влажные препараты в экспозиции Зоомузея, иллюстрирующие ответ.
9. Какую группу животных можно считать предками плоских червей? Опишите филогенетические взаимоотношения в пределах типа Плоских червей.
10. Классификация типа Круглые черви. Практическое значение свободноживущих и паразитических форм. Виды, представленные в зоомузее, их значение и приспособительные возможности их к условиям окружающей среды.
11. Чем вызван интерес к типам Плоских и Круглых червей в ветеринарии и медицине? Покажите патогенное значение трематод и цестод. Укажите представителей этих таксонов из коллекции Зоомузея. Сравнить циклы развития плоских (не менее 3 представителей) и круглых червей (на 3 представителях из коллекции Зоомузея).
12. Характеристика и классификация типа Кольчатые черви. Перечислить представителей из коллекции Зоомузея. Показать изменение внешней морфологии кольчатых червей в связи с различным образом жизни по коллекции Зоомузея.
13. Почему кольчатых червей относят к высшим червям? Приведите примеры представителей типа из коллекции Зоомузея, иллюстрирующие прогрессивные признаки. Каковы филогенетические связи в типе Кольчатых червей? Назовите представителей каждого класса по экспозиции Зоомузея.
14. Покажите, как отразился на строении и жизнедеятельности беспозвоночных животных (кольчатых червей или ракообразных, моллюсков, иглокожих и т.д.) сидячий (прикрепленный) образ жизни. Назовите представителей рассматриваемого таксона из коллекции Зоомузея.
15. Классификация типа Членистоногие, характеристика подтипов и классов. Филогенетические связи в типе Членистоногих. Кого можно считать предками этого типа? Назвать представителей класса по коллекции Зоомузея.
16. Систематический обзор класса Ракообразных. Морфологические отличия различных отрядов. Характеристика подклассов и отрядов. Какие представители ракообразных из коллекции зоомузея имеют для человека практическое значение?
17. Сравните внешнее строение представителей различных отрядов класса Паукообразных. Развитие Паукообразных. Приведите примеры представителей каждого отряда из коллекции Зоомузея.
18. Роль клещей в сельском хозяйстве, ветеринарии, медицине. Ответ проиллюстрировать примерами из экспозиции Зоомузея. Как называются заболевания, которые передаются клещами?
19. Типы развития насекомых. Назовите не менее 5 отрядов (с представителями из каждого), имеющих тот или иной тип развития. Изменение внешней морфологии насекомых в связи с образом жизни. Классификация насекомых по типам метаморфоза в жизненных циклах.
20. Какие органы во внешнем строении насекомых имеют вариации? Какие черты внешнего строения насекомых наиболее изменяются в связи с образом жизни, показать адаптации к различным способам питания из коллекции Зоомузея.
21. На примере 10 видов отряда жесткокрылых и 10 видов отряда чешуекрылых насекомых показать роль в природе и жизни человека различных стадий жизненного цикла.
22. Прямокрылые, двукрылые и перепончатокрылые насекомые из коллекции зоомузея, имеющие наиболее важное значение в природе и жизни человека.
23. Практические значения насекомых. Представители, каких отрядов имеют значение в сельском хозяйстве, ветеринарии, медицине и других отраслях деятельности человеческого общества? Показать особенности биологии общественных насекомых, используя экспозицию зоомузея. Приведите сведения об их распространении.
24. Дайте классификацию типа Моллюски, приведите морфологическую характеристику классов и основных отрядов с указанием их представителей по коллекции Зоомузея. Показать адаптации моллюсков к разным способам движения (с указанием систематического положения). Показать практическое значение моллюсков.
25. Какие черты в строении и онтогенезе животных доказывают, что низшие Хордовые филогенетически связаны с Иглокожими через общих предков? Назовите из экспозиции Зоомузея животных, иллюстрирующих ваши доказательства. Перечислите основные анатомо-морфологические особенности Иглокожих. Укажите представителей каждого класса (не менее 3–4) из экспозиции Зоомузея.
26. На какие подтипы, и по каким признакам подразделяют тип Хордовых? Показать общие черты строения Хордовых. Назовите не менее пяти представителей каждого подтипа по экспозиции Зоомузея.
27. Представители низших хордовых (оболочников и бесчерепных) в коллекции зоомузея. Какие черты строения позвоночных свидетельствуют о том, что древние формы ланцетников были их предками?
28. Систематический обзор подтипа Позвоночных до отрядов (млекопитающие до семейств), назвав не менее пяти видов каждого класса, представленных в коллекции Зоомузея.
29. Характеристика хрящевых рыб и их морфологические черты. Виды, представленные в зоомузее и их географическое распространение.
30. Хрящевые рыбы, их отряды и краткая характеристика: виды, представленные в Зоомузее. Опишите характерные особенности в размножении и развитии хрящевых рыб на примерах из фондов Зоомузея.
31. Костные рыбы, основные подклассы, их характеристика. Типы размножения и ухода за потомством. Перечислите промысловые отряды костных рыб, назовите основных представителей из фондов Зоомузея.
32. Особенности строения осетровых рыб (черты сходства с хрящевыми и костными рыбами). Значение осетровых рыб для народного хозяйства. Основные промысловые виды на примере видов, представленных в экспозиции Зоомузея.
33. Отличительные черты организации Кистеперых и Двоякодышащих рыб. Назвать представителей из Зоомузея.
34. Назвать сходные черты в организации рыб и амфибий, указать представителей этих классов из коллекции Зоомузея. Систематика амфибий до семейств с указанием 3 видов каждого семейства. Особенности их экологии. Размножение и развитие амфибий. Какое практическое значение имеют амфибии?
35. Особенности строения рептилий и амфибий (сходство и различие), основные представители из коллекции Зоомузея. Какие животные были наиболее вероятными предками рептилий? Назвать представителей хвостатых амфибий из коллекции Зоомузея.
36. Классификация рептилий. Морфологические приспособления рептилий к жизни на суше. Указать представителей из коллекции Зоомузея(по 5 видов). Назовите ценные для народного хозяйства виды рептилий, используя коллекцию Зоомузея.
37. Особенности размножения и развития рептилий как истинных наземных позвоночных (на примере видов из экспозиции Зоомузея).
38. Ящерицы и змеи, их морфологические различия и важнейшие представители из фондов Зоомузея.
39. Черепахи и крокодилы, особенности строения и образа жизни. Основные представители из фондов Зоомузея.
40. Какое место занимают рептилии в системе животного мира? Назвать черты сходства и различия рептилий и птиц, используя фонды Зоомузея.
41. Способ размножения птиц, устройство их гнезд. Отряды птиц с выводковым и птенцовым типами развития, примеры привести из экспозиции Зоомузея.
42. Важнейшие особенности наружного и внутреннего строения птиц в связи с приспособлением к полету. Основные представители отрядов трубконосых и длиннокрылых, как лучших «летунов» в мире птиц (по экспозиции Зоомузея).
43. Важнейшие отряды килевых птиц, их отличительные особенности и представители из коллекции Зоомузея.
44. Веерохвостые птицы: систематический обзор надотрядов и типичные представители из Зоомузея.
45. На представителях 7–8 отрядов птиц показать из роль в природе и значения для человека. Важнейшие сельскохозяйственные птицы и их дикие предки. Перечислите основные виды охотничье-промысловых птиц. Примеры из экспозиции Зоомузея.
46. Назвать особенности строения, различия в размножении и развитии яйцекладущих, сумчатых и плацентарных млекопитающих. Перечислить основных представителей из коллекции Зоомузея.
47. Отряды хищные и насекомоядные млекопитающие. Систематика, краткая характеристика, особенность строения и географическое распространение. Основные семейства и важнейшие представители из коллекции зоомузея.
48. Характеристика отрядов непарнокопытных и парнокопытных млекопитающих, их отличительные признаки, основные семейства, роды, виды, представленные в Зоомузее с названием семейств.
49. Представители отрядов рукокрылых, китообразных и группы ластоногих в коллекции зоомузея. Показать особенности морфологии в связи с различным образом жизни. Охарактеризовать явление эхолокации, выявленное у этих животных.
50. Систематика грызунов до семейств и их представители в коллекции зоомузея. Роль в природе и практическое значение для человека. Адаптации к различным способам движения, питания.
51. Приматы, их классификация, характерные особенности и важнейшие представители из коллекции Зоомузея.
52. Происхождение млекопитающих. Примитивные черты в строении однопроходных млекопитающих.
53. Перечислите предков одомашненных видов млекопитающих, используя фонды Зоомузея.
Палеонтологический музей
Адрес: город Москва, улица Профсоюзная, дом 123
Цель практики заключается в изучении истории возникновения и развития жизни на Земле от древнейших геологических эпох почти до современности и знакомство с различными группами вымерших организмов.
Задачи практики:
1. Знакомство студентов с геологическими периодами Земли и основными, населяющими их видами животных.
2. Изучение отдельных представителей фауны Палеозойской эры.
3. Изучение фауны Мезозойской эры — доминирующие таксоны.
4. Изучение фауны Кайнозоя — становление современных таксономических групп млекопитающих и птиц.
При изучении экспозиции Палеонтологического музея, необходимо описать происхождение и направление эволюции группы животных, обозначенной в задании, а также обратить внимание на причины морфофизиологических преобразований, возникающих у современных форм в сравнении с предковыми или вымершими.
Примерный перечень заданий по Палеонтологическому музею
1. Простейшие в системе животного мира, связь с другими т
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!