Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-10-11 | 3043 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Реактивные двигатели – это двигатели внутреннего сгорания, в которых химическая энергия топлива преобразуется в кинетическую энергию газовой струи, вытекающей из двигателя, а получающаяся при этом сила реакции используется непосредственно как движущая сила – тяга.
Классификация существующих реактивных двигателей приведена на
рис. 2.2.
Рис. 2.2. Классификация реактивных двигателей
1. Ракетные двигатели – это реактивные двигатели, использующие только вещества и источники энергии, находящиеся на перемещающемся аппарате.
2. Воздушно-реактивные двигатели – это реактивные двигатели, в которых атмосферный воздух применяется как основное рабочее тело в термодинамическом цикле, а кислород, находящийся в воздухе, – как окислитель горючего.
Ракетные двигатели делятся на:
– жидкостные ракетные двигатели (ЖРД);
– ракетные двигатели твердого топлива (РДТТ);
– комбинированные двигательные установки (КДУ), включающие в себя как ЖРД, так и РДТТ.
Комбинированные двигатели имеют гибридные схемы, составленные из нескольких базовых схем реактивных двигателей, и делятся на:
– турбопрямоточные двигатели (ТПД);
– ракетно-прямоточные двигатели (РПД);
– ракетно-турбинные двигатели (РТД).
Воздушно-реактивные двигатели делятся на:
бескомпрессорные:
– прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД);
– пульсирующие воздушно-реактивные двигатели (ПуВРД).
компрессорные:
ВРД прямой реакции:
– турбореактивные двигатели (ТРД);
– турбореактивные двигатели с форсажной камерой (ТРДФ);
– турбореактивные двухконтурные двигатели (ТРДД);
– турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой (ТРДДФ);
|
ВРД непрямой реакции:
– турбовальные двигатели (ТВаД).
ВРД комбинированной реакции:
– турбовинтовые двигатели (ТВД);
Принцип работы турбореактивного
Двигателя (ТРД)
Преимущества ТРД перед поршневой СУ
ТРД является двигателем прямой реакции, то есть он сочетает в себе тепловую машину и движитель. Это обуславливает следующие преимущества ТРД перед поршневой СУ:
– меньшее снижение тяги с ростом скорости полета;
– меньшие габариты и вес при одинаковой развиваемой мощности;
– отсутствие необходимости в специальном движителе (ВВ);
– возможность отбрасывать (пропускать через себя) большие массы воздуха при небольших габаритах;
– процесс горения непрерывный, что снимает ударные нагрузки на элементы двигателя;
– отсутствие кривошипно-шатунного механизма (КШМ), что позволяет снизить механические потери;
– возможность точной балансировки ротора, позволяющая получать высокие частоты вращения ротора n, следовательно – большую тягу R
Принцип создания тяги ТРД
Принцип создания тяги ТРД основан на увеличении количества движения рабочего тела, проходящего по тракту двигателя. На входе в двигатель (сечение 0-0) (рис. 2.3) секундное количество движения рабочего тела – М в V, на выходе (сечение с-с) – М г с с где М в и М г – секундные массовые расходы воздуха и газа через входное (0-0) и выходное (с-с) сечения ТРД соответственно.
Рис. 2.3. Изменение параметров рабочего тела по тракту ТРД
М г = М в + М т – М в.отб, (2.3)
где М т – секундный массовый расход топлива поступающего в камеру сгорания; М в.отб – масса воздуха, отбираемого в секунду на охлаждение узлов двигателя и другие цели.
Так как М г ≈ М в, а с с > V, то М г с с > М в V, тогда тяга ТРД
R = М г с с – М в V = М в(с с – V). (2.4)
Величина R является тягой, определенной по внутренним параметрам ТРД. Часть этой тяги тратится на преодоление внешнего сопротивления ТРД с мотогондолой Х вн, оставшаяся часть R эф (эффективная тяга) расходуется на совершение полезной тяговой работы (увеличение скорости полета V)
|
R эф = R – Х вн (2.5)
Из формулы 2.4 видно, что при V = 0 тяга имеет максимальное значение М в с с. При увеличении скорости полета все большая часть кинетической энергии истекающей струи газа превращается в полезную тяговую работу по увеличению скорости полета и величина избыточной тяги R уменьшается . При достижении скорости полета V = с с вся превратится в полезную тяговую работу, и дальнейшее увеличение скорости полета станет невозможным (R = 0). Скорость V = с с называется скоростью «вырождения ТРД». Однако необходимо помнить, что на полезную тяговую работу тратится только полезная (эффективная) часть тяги R эф = R – Х вн. Из этого следует, что скорость полета всегда меньше скорости истечения газа из сопла и скорость «вырождения ТРД» достижима только теоретически при полном отсутствии силы аэродинамического сопротивления Х.
2.3.3. Энергетические превращения и изменение параметров
рабочего тела по тракту ТРД
ТРД состоит из следующих основных узлов (см. рис.2.3):
– воздухозаборник (ВЗ);
– осевой (центробежного, комбинированного) компрессор (ОК);
– камера сгорания (КС);
– газовая турбина (ГТ);
– реактивное сопло (РС).
ОК + КС + ГТ составляют газогенератор, формирующий сжатый и нагретый газ, способный совершить полезную работу при расширении.
Характерные сечения ТРД между узлами ТРД принято обозначать как:
н-н – сечение невозмущенного потока;
0-0 – сечение на входе в воздухозаборник;
вх-вх – сечение на входе в компрессор (собственно на входе в ТРД);
к-к – сечение на выходе из компрессора и входе в камеру сгорания;
г-г – сечение на выходе из камеры сгорания и входе в газовую турбину;
т-т – сечение на выходе из газовой турбины и входе в реактивное сопло;
с-с – сечение на выходе из реактивного сопла (выходе из двигателя).
До сечения н-н (см. рис. 2.2) воздушный поток является невозмущенным, то есть температура Т н и давление р н воздуха – атмосферные.
От сечения н-н до сечения вх-вх поток воздуха первоначально тормозится в свободно расширяющейся струе газа перед входом в ВЗ от скорости набегающего потока, равной скорости полета V до скорости на входе в ВЗ с 0, определяемой прокачивающей способностью ТРД и зависящей от режима его работы. Затем, торможение продолжается в диффузоре (расширяющемся канале) ВЗ. Скорость потока с уменьшается, следовательно, уменьшается его кинетическая энергия c 2/2. Так как на этом отрезке пути к воздуху не подводится и от него не отводится энергия, то, в соответствии с законом сохранения энергии, уменьшение кинетической энергии c 2/2 приводит к пропорциональному возрастанию энтальпии (потенциальной энергии) i потока. Увеличение энтальпии сопровождается ростом давления и температуры рабочего тела (воздуха).
|
От сечения вх-вх до сечения к-к к потоку воздуха подводится механическая энергия от вращающихся рабочих лопаток ОК, которая превращается в потенциальную энергию воздуха. Рост энтальпии влечет за собой возрастание давления и температуры воздуха. Энтальпия растет в основном за счет подводимой механической работы и лишь частично за счет кинетической энергии самого потока, поэтому скорость потока с уменьшается незначительно. Необходимость некоторого снижения скорости потока в ОК объясняется следующими соображениями. Так как расход воздуха через все сечения ОК постоянный (М в = const), а его объем при движении вдоль тракта компрессора уменьшается за счет существенного увеличения плотности ρ при сжатии, то для сохранения неразрывности потока (постоянства расхода) необходимо пропорционально уменьшать площадь проходного сечения ОК F . В компрессоре с большой степенью повышения давления, площадь в выходном сечении F к, а следовательно, высота рабочих лопаток h к становится очень маленькой, что усложняет технологию изготовление таких лопаток и приводит к росту потерь энергии. Для замедления темпа падения величины площади F, а следовательно, темпа уменьшения h к, рост плотности ρ частично компенсируют снижением скорости с .
От сечения к-к до сечения г-г к рабочему телу, сжатому в ОК, подводится теплота Q КС, выделяющаяся при сжигании в КС топливно-воздушной смеси (ТВС), состоящей из смеси воздуха и авиационного керосина. Рабочий процесс в КС организован таким образом, что статическое давление остается постоянным, вследствие роста скорости потока при увеличении объема газа из-за его нагрева (роста температуры). Энтальпия резко возрастает за счет подведенной извне энергии (теплоты).
|
От сечения г-г до сечения т-т рабочее тело (сжатый и нагретый воздух и газообразные продукты сгорания топлива) расширяется в ГТ, совершая полезную внешнюю работу. То есть часть энтальпии превращается в крутящий момент, называемый располагаемым моментом М расп, на валу ГТ, который необходим для привода ОК (благодаря ОК ТРД может создавать тягу при
V = 0) и дополнительных агрегатов (топливных, масляных и гидравлических насосов, электрогенераторов и т.п.). При этом уменьшается давление и температура газа и несколько возрастает скорость потока . Необходимость некоторого роста скорости потока в ГТ объясняется следующими соображениями. Так как расход газа через все сечения ГТ постоянный (М г = const), а его объем при движении вдоль тракта турбины уменьшается за счет существенного снижения плотности ρ при расширении, то для сохранения неразрывности потока (постоянства расхода) необходимо пропорционально увеличивать площадь проходного сечения ГТ F . Площадь в выходном сечении F т, а следовательно, высота рабочих лопаток последних ступеней ГТ h т становится очень большой, что снижает их прочность. Для замедления темпа роста величины площади F, а следовательно, темпа увеличения h т, падение плотности ρ частично компенсируют увеличением скорости с .
Так как ОК сжимает атмосферный (холодный) воздух, а в ГТ расширяется горячий газ, то работа, совершаемая расширяющимся газом в ступени ГТ, значительно выше, чем потребная работа сжатия воздуха в ступени ОК. Это позволяет одной ступени ГТ вращать несколько ступеней компрессора.
От сечения т-т до сечения с-с происходит расширение рабочего тела (газа) в РС. Так как в РС отсутствует подвод энергии извне и практически отсутствует отвод энергии в окружающую среду, то при расширении газ совершает внешнюю механическую работу по разгону потока, то есть полная энергия рабочего тела не изменяется, но часть энтальпии превращается в кинетическую энергию истекающей струи газа (создание реактивной тяги R). При этом уменьшается давление и температура газа и значительно возрастает скорость потока .
2.3.4. Вывод формулы для определения тяги ТРД
Тяга ТРД – это результирующая газодинамических сил, действующих на внутренние поверхности двигателя R д во время его работы – динамическая составляющая тяги), и сил воздействия невозмущенной окружающей среды на внешние поверхности двигателя R ст – статическая составляющая тяги.
Примем допущения:
– движение рабочего тела внутри двигателя установившееся;
– массовые силы отсутствуют;
|
– газ невязкий;
– течение газа – осевое;
– силы внешнего аэродинамического сопротивления не учитываются.
Тогда в соответствии с определением
R = R д + R ст. (2.6)
А. Статическая составляющая тяги
R ст = (р с – р н) F c. (2.7)
Рис. 2.4. Распределение внешних сил
Из рис. 2.4. видно, что силы от давления окружающей среды р н, действующие по внешним границам контура ТРД, в общем случае взаимно уравновешивают друг друга, за исключением среза сопла. Это объясняется тем, что при нерасчетных режимах работы РС давление на срезе р с может быть как больше, так меньше атмосферного давления р н.
Сила, равная произведению разности давления на срезе сопла и давления окружающей среды (р с – р н) на площадь среза сопла F c будет действовать в направлении полета, если р с > р н (режим недорасширения) и против направления полета, если р с < р н (режим перерасширения).
В случае расчетного режима работы сопла (р с = р н) статическая составляющая тяги будет равна нулю.
Б. Динамическая составляющая тяги
Для ее определения воспользуемся теоремой импульсов (уравнение Эйлера о количестве движения).
Уравнение Эйлера является следствием второго закона Ньютона:
R д = ma = m (c c – V)/Δτ R д Δτ = m г с с – m в V. (2.8)
Изменение количества движения тела массой m за некоторое время Δτ равно импульсу равнодействующей всех сил, действующих на тело за то же время.
Преобразуем выражение (2.8)
(2.9)
При допущении, что М г = М в
R д = М в(c c – V). (2.10)
В. Тяга ТРД
R = М г с с – М в V + F c(р с – р н). (2.11)
При расчетном режиме работы РС (р с = р н) величина тяги, определяемая как R = R д = М г с с – М в V, максимальна.
На режиме недорасширения (р с > р н) статическая составляющая тяги
R ст = (р с – р н) F c больше нуля, однако снижение R д из-за «недоразгона» потока превышает величину R ст. Следовательно, тяга ТРД уменьшается вследствие более энергичного снижения R д .
Основные параметры ТРД
– тяга R = (М г с с – М в V) + F c(р с – р н);
– удельная тяга (тяга, создаваемая одним килограммом газа в секунду) .
При расчетном режиме работы РС (р с = р н), R уд = с с – V.
При V = 0, R уд = с с.
С помощью R уд оценивают эффективность ТРД как тепловой машины, то есть долю подведенной к воздуху в КС теплоты превращеной в тягу ТРД;
– удельный расход топлива (масса топлива в килограммах, расходуемая в ТРД для создания тяги в один Ньютон в течение одного часа) cR = М т/ R, где М т – часовой расход топлива в ТРД.
С помощью cR оценивают экономичность ТРД;
– удельная масса двигателя («сухая» масса двигателя, приходящаяся на единицу создаваемой им тяги) m дв = М дв/ R.
С помощью m дв оценивают конструктивное совершенство ТРД;
– тяговооруженность ТРД μдв = 1/ m дв = R / М дв;
– удельная лобовая тяга R F = R / F дв, где F дв – сечение миделя.
R F характеризует поперечные размеры двигателя и, следовательно, величину внешнего сопротивления его мотогондолы, а при размещении внутри фюзеляжа – внешнее сопротивление ЛА;
– удельный объем двигателя (характеризует совершенство объемной компоновки двигателя) ;
– удельная объемная тяга .
RV и особенно важно учитывать при проектировании подъемных двигателей для самолетов с вертикальным взлетом и посадкой.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!