Как уже сообщалось выше, Шопенгауэр в пику Готфриду Лейбницу называл наш мир “наихудшим из возможных миров”. Более того, именно Шопенгауэр сделал термин “пессимизм” широко распространнным. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Как уже сообщалось выше, Шопенгауэр в пику Готфриду Лейбницу называл наш мир “наихудшим из возможных миров”. Более того, именно Шопенгауэр сделал термин “пессимизм” широко распространнным.

2023-02-16 49
Как уже сообщалось выше, Шопенгауэр в пику Готфриду Лейбницу называл наш мир “наихудшим из возможных миров”. Более того, именно Шопенгауэр сделал термин “пессимизм” широко распространнным. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Афористичный стиль письма оказали влияние на многих известных мыслителей, включая Фридриха Ницше , Рихарда Вагнера , Людвига Витгенштейна , Эрвина Шрёдингера , Альберта Эйнштейна , Зигмунда Фрйда, Карла Юнга , Льва Толстого , Хорхе Луиса Борхеса и многих других . В заключние прив еду несколько афоризмов философа:

“Кто не любит одиночества — тот не любит свободы”.

“Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты”.

“Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья”.

“Самостоятельность суждений — привилегия немногих: остальными руководят авторитет и пример”.

“К какому выводу в конце концов пришли Вольтер, Юм и Кант? — К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимых”.

“Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой”.

“Всякий замкнут в своём сознании, как в своей коже, и только в нем живет непосредственно”.

“Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг”.

“Каждый ребенок в какой-то мере гений, и каждый гений в какой-то мере ребенок”.

“Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством”.

“Смерть — вдохновляющая муза философии: без нее философия вряд ли бы даже существовала”

“Кто придает большое значение мнению людей, делает им слишком много чести”.

“Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя”. “Здоровый нищий счастливее больного короля”,

“То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей”

“Каждый принимает конец своего кругозора за конец света”.

( https://cameralabs.org/10487-artur-shopengauer-velikij-pessimist-s-chuvstvom-yumora-tsitaty ; https://vctn.ru/kto-vvel-ponyatie-pessimizm-filosofiya-pessimizma/ ).

Ученик Шопнгауэра, немецкий философ-пессимист Эдуард фон Гартман (1842-1906) был сыном генерала и начал делать карьеру военного. Он поступил в артиллерийское училище и в 1860-1865 годах пребывал на военной службе, которую оставил из-за болезни. В результате Гартман решил быврать карьеру философа. В 1867 году он получил степень доктора в Ростокском университете . В 1869 году Гартман опубликовал свою глвнуюю работу – “ Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного”.

Хотя во многом философия Гартмна явля е тся повтор е ни е м и развити ем философии Шоп енгауэра, между ними были некоторые принципильные различия, в частности, понимнии соотношния “воли” и “представления”, но я не хотел бы углубляться в философские дебри, в которых я явно запутаюсь.

 

Гартман, как и Шоп е нгауэр, полагал, что Вселенная в конце концов исчезнет благодаря тому, что человечество осознает ее жестокость и бессмысленность. Как уже говорилось выше, в некотором виде эту мысль можно найти уже у Шопенгауэра, однако Гартманн развил ее более подробно. Он полагал, что та часть Мировой Воли, которая будет освоена человечеством, каким-то загадочным образом сможет навязать свое решение всей остальной Мировой Воле. Результатом станет опять же “космоцид”, аннигиляция Вселенной.

Эту идею Гартман обосновывал в двенадцатой главе указанной выше книги. Там Гартман прежде задается следующим вопросом, на который его философия не дает внятного ответа, – как можно представить “переход всяческого воления в абсолютное неволение?” В самом деле, как такое вообще оказывается возможным? Определенного ответа на этот вопрос в книге Гартмана я не обнаружил.

 

Далее Гартман пытается сформулировать условия “космоцида” ликвидации Вселенной. Первым условием он считает то, что ко времени, когда человечество прозреет, большая часть Мировой Воли окажется сконцентрированной главным образом именно в этом самом

человечестве. Но какие основания так полагать? Ведь человечество это всего лишь пылинка на теле дряхлеющей Вселенной. Маловероятно также и то, что человечество в конце концов созреет для последовательного пессимизма. На самом деле порабощенность иллюзиями может длиться вечно.

Вообще говоря, читать Шопенгауэра и Гартмана не очень просто по причине обилия в их книгах слов и тяжеловесных немецких философских конструкций, и это существенным образом отличает немецкую философию от прозрачности и лаконичности англо-саксонской философской мысли. Но дело не только в словах. Философии Шопенгауэра-Гартмана можно предъявить ряд чисто философских претензий. Ну, скажем, почему основой мира нужно считать Мировую Волю, а не что-то иное? Почему при всех оговорках нужно переносить в мир неорганической природы такой элемент ментальной жизни человека как “воля”?

Что каса ется философии Шопенгауэра, то я так и н понял до конца, какова природа Мироой Воли – она являтся духоным или материальным началом? Гартман, однпко, считал волю началом духоным. Но тогда стновится не понятно то, как Мировая Воля может проявляться в физических, явно материальных силах?

Кроме того, без внятного анализа, и это несмотря на обилие слов, оставлен вопрос о том, как из бессознательного бытия появляется сознание? Непонятен также другой уже поставленный выше вопрос как человек оказался способным допереть до идеи отрицания Мировой Воли? Почему она вдруг начинает отрицать самое себя? Вместе с тем, сочинения этих двух философов, конечно, очень важны для обоснования философии пессимизма.

7.Пессимизм и оптимизм в России во второй половине XIX и в начале ХХ века

Философия Артура Шопенгауэра и Эдуарда фон Гартмана активно обсуждалась в России во второй половине XIX – начале ХХ века. В этот период вышли переводы книг этих двух философов-пессимистов. Пример – перевод основной книги Артура Шопенгауэра “Мир как воля и представление” (СПб., 1878), сделанный известным русским поэтом и любителем Шопенгауэра Афанасием Фетом. В России была переведена также книга Эдуарда Гартмана “Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного” (М., 1873).

А еще появились целые монографии, посвященные философии пессимизма двух этих философов. Пример – две книги Дмитрия Цертелева - “Философия Шопенгауэра” (СПб., 1880) и “Современный пессимизм в Германии” (М., 1885). Вышел также ряд других книг отечественных авторов, посвященных теме оптимизма/пессимизма. В частности, в Ленинке я обнаружил следующие книги:


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.