Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2023-02-16 | 78 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Аль-Маарри избегал религиозных обрядов и редко посещал мечеть во время традиционной для мусульмн пятничной молитвы. К мусульманской схоластике аль-Маарри вообще проявлял отвращение. Аль-Маарри также полагал, что ислам подавляет человека, навязывая ему чувство греховности. Однако, учитывая возможность репрессий со стороны властей и просто фанатиков, аль-Маарри был осторожен в своих высказываниях и проявлял внешние признаки лояльности по отношению к исламу (Фильштинский И. Замечательный поэт и мыслитель средневекового Востока//Абу-ль-Аля аль-Маарри. Стихотворения. М., 1979, с. 8).
У Аль-Маарри были вполне принципиальные претензии к исламу. Его беспокоила, в частности, проблема теодицеи – оправдания Бога перед лицом зла, присутствующего в созданном Им мире. Не устраивали его также некоторые чисто исламские догматы. Пример – исламская идея Предопределения. В самом деле, чего интересного в тупой покорности Судьбе? Нельзя, однако, сказать, что идея Предопределения была всеобщей в исламском мире. Она обсуждалась исламскими теологами, тем не менее эта идея была широко распространена, что нашло отражение, в частности, в некоторых рубаи персидского поэта Омара Хайяма, о котором речь еще пойдет ниже.
Что же касается аль-Маарри, то он недоумевал – если все события предопределены Аллахом, зачем тогда наказывать людей за их проступки? Эта мысль выражена, в частности, в его стихотворении “Если воли свободно…” , первые две строки которого звучат так:
“Если воли свободной преступник лишен,
То его не по праву карает закон”.
Тяжесть доктрины Предопредления выражена также в одном двустишии из стихотворения поэта "В Египте — мор...":
|
“Своей спиной, как пленные рабы,
Мы чувствуем следящий взор судьбы”.
Исламские ортодоксы неоднократно обвиняли аль-Маарри в ереси и безбожии. Однако его слава, осторожность, а также пребывание в захолустном городке защитили его от конкретных гонений. Но вряд ли аль-Маарри был атеистом. В то время вера в Бога была почти всеобщей. Более того, она казалась разумной. В самом деле, ведь должен был быть какой-то первотолчек, который привел к возникновению Вселенной.
Думается, что аль-Маарри понимал ислам как некий универсальный этический принцип, как учение доброты и скромности, искаженное порочными людьми, для которых религия – это средство наживы и обретения власти над людьми. Аль-Маарри призывал творить добро вне всякой оглядки на воздаяние со стороны Бога. Об этом свидетельствует само название одного из его стихотворений: “Твори добро без пользы для себя…”
Аль-Маарри был одним из самых известных поэтов своего времени. Однако большая часть стихов аль-Маарри, к сожалению, утрачена. Сохранились лишь два сборника стихов – “Искры огнива” и “Лузумийят”. Кроме того, сохранились несколько комментариев к стихам других поэтов в прозе, а также философский трактат “Послание о царстве прощения”.
Русскому читателю стихи аль-Маарри известны прежде благодаря переводам с арабского прославленного отечественного поэта Арсения Тарковского. У нас переводы стихов аль-Маарри присутствуют в двух сборниках – Абу-ль-Аля аль-Маарри “Стихотворения” (М., 1979), где представлены только стихи в переводе Арсния Тарковского, а также в сборнике “Избранное” (М., 1990). В нем присутствуют переводы не только А.Тарковского, но также Д.Самойлова, Н.Горского и В.Микушевича.
Переводы стихов аль-Маарри, сделанные Арснием Тарковвским, в Сети можно почитать по адресу http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000059/st041.shtml . В том случае, когда я не делаю конкретных ссылок, они почерпнуты именно из этого источника. При этом я обычно даю стихотворения в сокращенном виде, о чем свидетельствуют многоточия.
|
Аль-Маарри был не упертым и сомневающимся человеком, а потому в его стихах можно обнаружить противоречия — с одной стороны - мизантропию и бичевание людских пороков, а с другой стороны – искреннюю любовь к человеку. С одной стороны он прославлял разум, а с другой стороны сомневался в его возможностях. Аль-Маарри по праву считают поэтом-философом. В своих стихах он затрагивает множество тем. Ниже я попытаюсь очень кратко и очень поверхностно описать некоторые, представляющие интерес в рамках этого трактата темы его поэзии.
Аль-Маарри был известен прежде всего как желчный критик нравов общества. Во многих своих стихотворениях он явно увлекается обличениями, что на самом деле не есть хорошо. Он писал о том, что люди подобны стаду баранов, которые не размышляют, а тупо следуют традициям. Правители жестоки и озабочены главным образом тем, чтобы удержать свою власть. Духовные лица заботятся лишь о своей выгоде, а само общество верующих распалось на множество враждующих сект. Приговоры судей несправедливы. Купцы постоянно обманывают и в этом смысле не лучше разбойников, нападающим на их караваны.
У поэта не вызывали большого уважения также люди интеллектуального труда – богословы, юристы, грамматики и поэты. По мнению аль-Маарри ни один из ученых не отвечает на основополагающие вопросы жизни. По большей части они занимаются некими мелочами. Их работа не в состоянии ничем улучшить общество, а поэты избрали своим ремеслом сочинение ложных слов. Сам Аль-Маарри не писал панегирики светским владыкам, и этим отличался от многих других арабских поэтов, которые были готовы прогнуться под власть.
Еще хуже по мнению аль-Маарри лекари и астрологи, которые делают вид, что знают тайны, хотя при этом не владеют даже элементарными знаниями ( Шидфар Б.Я. Абу-ль-Аля аль-Маарри. М., 1985, с. 127, 135).
Особую иронию у аль-Маарри вызывали богословы. По его мнению обман гадалок и астрологов меркнет по сравнению с их измышлениями. Казалось бы религия должна объединять людей, однако на деле она распалась на множество враждующих толков и лишь разъединяет граждан. И то, что запрещают одни богословы, разрешают другие. Каждый из них при этом считает лишь свои убеждения истинными и по возможности преследует “отступников” от единственно верной религии. Реально же религия лишь укрепляют власть правителей, а также увеличивают кошельки проповедников. В ответ на обвинения в безбожии аль-Маарри утверждал, что настоящими безбожниками являются распространители нелепых суеверий, а также религиозные лицемеры (Там же, с. 149, 155, 186).
|
Некоторые арабские философы были утопистами и мечтали об идеальном обществе. Пример – Ибн Сина. Однако аль-Маарри был лишен утопических иллюзий (Там же, с. 125). Он полагал, что обилие зла в мире невозможно ограничить и тем более искоренить. Человек может рассчитывать только на то, что сможет обуздать зло в себе самом. Для этого нужно развивать в себе доброту и сострадательность, подавить в себе зависть и ненависть и не лицемерить, а еще жить, так сказать, не по лжи и не попадать под власть денег. А еще человеку стоит избегать общества, которое лежит во зле (Там же, с. 141).
Свою мизантропию, неприязнь к людям аль-Маарри выразил, в частности, в стихотворении "Когда присмотришься к живущим...", из которого я привожу первые четыре двустишия:
“Когда присмотришься к живущим на земле —
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!