Мировая скорбь” в литературе романтизма — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Мировая скорбь” в литературе романтизма

2023-02-16 76
Мировая скорбь” в литературе романтизма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В конце XVIII - начале XIX века в европейской культуре сложилось новое литературное движение романтизм. Вообще говоря, это был тренд в культуре в целом, который проявил себя не только в литературе, но также в изобразительном искусстве и музыке. Однако обычно говорят о романтизме именно в литературе.

Вопрос о границах этого движения на самом деле является дискуссионным. Некоторые критики усматривают элементы романтизма уже в литературе Средних Веков и эпохи Возрождения. Находятся также критики, которые не соглашаются с тем, что романтизм исчерпал себя к середине XIX века и усматривают рецидивы романтизма в истории литературы последующего времени. В связи с этим можно упомянуть, в частности, феномен неоромантизма, разношерстного литературного течения, сложившегося на рубеже XIX и XX веков и представленного в числе прочих такими именами как Роберт Стивенсон, Артур Конин Дойл, Джек Лондон, Гнут Гамсун и ранний Максим Горький. Однако обычно романтизм все же ограничивают временными пределами обозначенными выше.

Рассказ о романтизме в контексте этого трактата может показаться совершенно излишним и скучным, и все же романтизм интересен для нас, поскольку именно в пределах этого литературного движения разрабатывалась среди прочего также философия пессимизма. В связи с этим часто говорят о теме “мировой скорби” в литературе романтизма. Замечу, что сам этот термин был введен в обиход именно тогда.

Что же касается термина “романтизм”, то его происхождение и содержание детально разбирается в книге Рубена Будагова “История слов в истории общества” (М., 1971, с. 224 - 239). Он пишет, что сам термин “роман” появился еще в Средние Века. Тогда он означал “повествование с выдумкой”. В конце XVII веке романтическим опять же называли все воображаемое и фантастичное. В XVIII веке под термином “романтичное” понимали все необычное, таинственное или же связанное со Средними Веками. В конце XVIII века немецкие романтики братья Август и Фридрих Шлегель уже употребляли термин “романтизм”, противопоставляя его классицизму предшествовавшей парадигме в литературе. В дальнейшем такое противопоставление стало стереотипным. В результате в Европе даже возникла литературная борьба между “классиками” и “романтиками”.

Романтизм был достаточно широким и разношерстным литературным движением, а потому его трудно свести к какому-то одному признаку. Скорее стоит говорить о целом наборе таких признаков, причем вовсе не обязательно обладать всеми ими, чтобы то или иное литературное произведение может быть причислено к парадигме романтизма. Что же это за признаки?

Романтизм можно в целом считать негативной реакцией на проект Просвещения, который исходил из примата разума, его огромных возможностей при решении самых различных проблем. Романтизм выдвинул вперед чувство как альтернативу разуму. Стоит, однако, заметить, что внимание к внутреннему миру человека, к его чувствам было характерно уже для литературной парадигмы сентиментализма, который вместе с классицизмом предшествовал романтизму, И если классицизм захватил также XVII век, то сентиментализм обычно ограничивают XVIII веком и первой половиной XIX века.

Сам термин “сентиментализм” обрел особое распространение благодаря роману английского писателя Лоренса Стерна “Сентиментальное путешествие” (1768). Писатели и поэты-сентименталисты проявляли особое внимание к трогательным чувствам человеческого сердца, а также к любованию красотами природы. Сентиментализм иногда вообще считают литературным направлением, которое вновь открыло человеку красоту природы. В этом смысле литературной вехой стала поэма английского поэта-сентименталиста Джеймса Томсона “Времена года” (1726 - 1730).

 

Сентиментализм представлял собой сложное литературное явление. Иногда высказывается мнение о том, что сентиментализм тоже стал реакцией на культ разума, на проект Просвещения. Однако приоритет чувства у многих сентименталистов не предполагал иррационализма. Так, английский писатель-сентименталист Лоренс Стерн в своем классическом романе “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена” (1759) назвал разум “божественным даром”. Между тем, многие романтики сомневались в возможностях разума и испытывали слабость к иррационализму.

Одно из различий между сентиментализмом и романтизмом состояло также в том, что в центре первого стояли чувства сердца, а в центре второго его страсть. И все же провести строгую границу между романтизмом и сентиментализмом во многих случаях оказывается трудным делом, а потому некоторые литературоведы ввели понятие “предромантизм” и причислили к этому феномену некоторых писателей и поэтов-сентименталистов.

Во Франции к предромантикам отнесли, в частности, философа и писателя Жан-Жака Руссо, автора сентиментального романа “Юлия, или Новая Элоиза” (1761). В Англии к предромантизму отнесли главным образом три феномена – “готический роман”, “кладбищенскую поэзию” и оссианизм. О первых двух вещах речь еще пойдет ниже. Что же касается оссианизма, то сам этот термин произошел от имени Оссиана – мифического кельтского барда III века. Поэт Джеймс Макферсон изготовил подложные поэмы, которые он приписал Оссиану. Но сам феномен был значительно шире и включал в себя интерес к Средним Векам, который от предромантиков унаследовал также романтизм.

 

С другой стороны некоторых романтиков можно в чем-то считать сентименталистами. Так, английские поэты-романтики “озерной школы” - Уильям Водстворт, Сэмюэль Кольридж и Роберт Саути противопоставляли городу жизнь на природе, поэтические красоты которой они воспевали. И это явным образом сближало их с сентименталистами.

Еще же вернуться к романтизму, то еще одной его особенностью был индивидуализм, культ личности человека, в том числе человека-творца. Романтики часто прославляли бунт человека против условностей общества и самих законов мироустройства. В этом смысле во Франции знаковой стала фигура Франсуа де Шатобриана, написавшего повесть “Рене” (1802), центральной для которой является alter ego самого Шатобриана, герой загадочный, демоничный, замкнутый в себе и разочарованный в жизни. Повесть оказалась популярной, а ее герой стал образцом для множества подражаний.

Автором романтической эстетики человека-творца, отвергнутого “светским обществом”, стал также прославленный английский поэт-романтик Джордж Байрон. Он был также продолжателем линии на героизацию богоборчества человека-творца. В этом смысле примером может служить поэма-мистерия “Каин”, которую Байрон рискнул посвятить другому английскому романтику Вальтеру Скотту. Эта поэма представляет собой определенный интерес в аспекте обоснования антинатализма, а потому краткий ее анализ присутствует ниже в одном из приложений.

 

Байронизм вообще стал своего рода модой в Европе, которая проникла также в Россию и обнаружила себя в образах “лишних людей”, то есть бездельников и отщепенцев, лиц, пресыщенных жизнью и бросающих свой вызов нелюбимому им “светскому обществу”. Это, в частности, Евгений Онегин, герой одноименной романа в стихах Александра Пушкина и Григорий Печорин, герой романа Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”.

Особенностью многих романтиков было также неприятие действительности и бегство от ее пошлости в мечту и фантазию. В этом смысле стоит обратить на полемику романтизма с предыдущей литературной парадигмой с классицизмом, существовавшем в XVII - XVIII веках. Будучи литературным проектом Просвещения, классицизм был рациональным направлением и требовал строгого порядка построения литературного произведения. Между тем, сторонники романтизма хотели большей свободы при выражении своих идей. По форме романтическая литература, повторюсь, нередко была фантастичной. Примером в данном случае может служить немецкий романтик, автор сказочных историй Эрнст Теодор Амадей Гофман.

Еще одним и, пожалуй, наиболее важным признаком романтизма было эмоциональное, идеалистическое противопоставление действительности, и в зависимости от того, какие вещи идеализировались, подвергались романтизации можно минимально классифицировать романтиков. Иногда романтизировался человек, противопоставивши себя обществу. И не случайно то, что личность Наполеона романтизировалась, скажем, таким английским поэтом-романтиком как Джордж Байрон.

Замечу также, что Великая Французская Революция, наследником которой явился Наполеон, вообще стала некоей лакмусовой бумажкой, позволившей разделить романтиков на категории. На первом этапе революция во Франции идеализировалась некоторыми ранними романтиками, например, такими как Новалис, Фридрих Шлегель и Фридрих Гельдерлин.

Сама революция была во многом результатом проекта Просвещения, а именно убежденности просветителей в том, что благодаря разуму удастся построить на земле счастливое общество. Однако итогом этих мечтаний стали якобинский террор, узурпация власти Наполеоном, а затем Венский конгресс, реставрация династии Бурбонов, торжество реакции, а также пошлость победившей в экономическом смысле буржуазии.

Пережив каждый на свой лад события Великой Французской Революции, романтики разделились “реакционные романтики” стали идеализировать дореволюционный христианский быт Средних Веков. Это, в частности, Франсуа де Шатобриан и уже упомянутые выше английские поэты “озерной школы”, которые в юности вообще-то были республиканцами. С другой стороны “революционные романтики” были готовы одобрить социальные эксперименты. С оговорками к этой категории можно отнести французских писателей Виктора Гюго и Жорж Санд, которых можно также причислить к категории стихийных социалистов.

 

Добавлю к этому еще и то, что романтизм стал реакцией на промышленную и научную революцию, которая была тесно связана с проектом Просвещения. Альтернативу прогрессу техники и науки многие романтики увидели в природе. В этом смысле особым примером могут служить уже упомянутые выше английские поэты-романтики “озерной школы” Уильям Водсворд, Сэмюэл Кольридж и Роберт Саути. Замечу также, что именно в период романтизма стал развиваться туризм, а также возникло такое специфичное явление как альпинизм.

В области религии романтизм тяготел к пантеизму, культу природы и личной религии, основанной на “мистическом опыте”. В этом смысле примером может служить книга Франсуа де Шатобриана “Гений христианства” (1802).

Вопреки презрению литераторов прежней эпохи к “отжившей” культуре прошлого романтики проявляли пристальный интерес к фольклору, мифу и народной сказке, и не случайно то, что романтиками были немецкие собиратели сказок братья Вильгельм и Якоб Гримм.

Романтизм создал в литературе целый мир. В связи с этим можно привести множество громких имен, романов и стихов. Я ограничусь лишь несколькими примерами.

Во Франции это:

“Прогулки одинокого мечтателя” Жан-Жака Руссо, повесть “Рене” и роман “Атала” Франсуа де Шатобриана, “Дельфина” Жермены де Сталь,


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.