Де да Барт Ф. Шатобриан и поэтика “мировой скорби” во Франции в конце XVIII и в начале XIX века (Киев, 1905), — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Де да Барт Ф. Шатобриан и поэтика “мировой скорби” во Франции в конце XVIII и в начале XIX века (Киев, 1905),

2023-02-16 56
Де да Барт Ф. Шатобриан и поэтика “мировой скорби” во Франции в конце XVIII и в начале XIX века (Киев, 1905), 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вершинин И.В. Предромантизм в Англии (Самара, 2002),

Вершинин И.В., Луков В.А. Предромантизм и романтизм (Самара, 2011),

Луков В.А. Предромантизм (М., 2006),

Соловьева Н.А. Английский предромантизм и формирование романтического метода (М., 1984),

Соловьева Н.А. История зарубежной литературы. Предромантизм (М., 2005),

Тураев С.В. От Просвещения к романтизму (М., 1983).

Пессимизм в философии Артура Шопенгауэра, Эдуарда Гартмана и Филиппа Майнлендера

Немецкая классическая философия в целом была “позитивным” явлением. Вместе тем именно в немецкой философии позднее сложилась устойчивая и влиятельная традиция пессимизма, которая ведет начало от философа Артура Шопенгауэра (1788 – 1860).

 

Трудно понять то, почему Шопенгуэр стал философом-пссимммитом. В его жизни не было каких-либо запредельно трагичних событий. Однако проблемы в семье все же были. Шопнгауэр родился в обеспечной семье, однако атмосферу в ней едва можно было считать благополучной. Родители будущего философа были, судя по всмму, были несчастливы в браке. Матриалы из С ети утверждают, что детство философа прошло в обстановке глубокого конфликта между жизнерадостной, но холодной матерью и расчётливым, но склонным к депрессиям отцом. Однако как можно соч е таать жизнрадотность с холодностью мн е понять трудно.

Отец философа, Генрих Шопенгауэр, был коммеерантом. При этом он был.также образованным человеком, ценителем артефактов европейской культуры. Он часто ездил по торговым делам в Англию и Францию. Его любимым писателем был Вольтер . Мать Артура, Иоганна , была моложе своего мужа на 20 лет. Она была писательницей и хозяйкой литературного салона, где юный Шопенгауэр познакомился с Иоганном Гете.

В конц е концов, отец Артура разошелся с его матрью , а спустя два года, в 1805 году умер при загадочных обсстоятельствах. Некоторые в связи этим утверждют, что он покончил жизнь самоубийством. Так или иначе, но юный Артур тяжело переживл его смерть. В конц е концов, Шопенгауэр поссорился с матерью и прервал отношения с ней.

Непонимание и холодность со стороны матери, неудачи на службе и в личной жизни породили в нем недоверие к миру людей. Но люди легко переносили и более тяжелые события. Похоже, пессимизм Шопнгауэра был природным феноменом. В 1830-х годах, спасаясь от эпидемии холеры в Берлине, Шопенгауэр пишет в своем дневнике следующее:
 

“Когда мне было семнадцать лет, и у меня еще не было какого-либо надлежащего обучения, меня поразило страдание и убожество жизни, как Будду, когда в юности он увидел болезнь, старость, боль и смерть... Итогом для меня стало то, что этот мир не мог быть работой всеобщего и бесконечно хорошего существа, а скорее демона, который призвал к существованию множество творений, чтобы злорадствовать над видом их мук и агонии” ( Школьников В. Космический пессимизм// https://proza.ru/2018/06/01/1770 /).

В январе 1805 года Шопенгауэр начал работать в конторе торговой компании в Гамбурге , но вско р е бросил это дело и в том же году поступил в Г е ттингенский университет на медицинский факультет, а затем перешёл на философский. В Г е ттингене Шопенгауэр прожил с 1809 по 1811 год, а затем переехал в Берлин , где посещал лекции Иоганна Фихте и Фриидриха Шлейермахера . Затем он защитил диссертацию: “О четверояком корне закона достаточного основания”, а в 1819 году опубликовал свой основной труд “Мир как воля и представление”. В 1820 году получил звание доцента и начал преподавать в Берлинском университете .

Однко Шопенгауэр относится к той категории философов, которым не очень повезло в жизни и которых стали особо цениить лишь, скор ее, после смерти . Большая часть тиража основного произведения Шопенгауэра “Мир как воля и представление”, которое он написал в тридцать один год, оказалась не раскупленной. Она была отправлена издателем Фридрихом Брокгаузом в макулатуру.

Преподавательская деятельность Шопенгауэра в Берлинском университете тоже не задалась – он самонадеянно назначил свои лекции на одно и то же время с лекциями прославленного философа Георга Гегеля. В результате, на его лекции почти никто не явился. Однако Шопенгауэра ждала слава в будущем, и она очевидным образом контрастирует с судьбой системы Гегеля, которая просто перестала быть модной и по сути потерпела крах. Сам Гегель, утверждавший, что “все действительное разумно, а разумное действительным”, вопреки своему оптимистичному девизу не очень красиво умер от холеры.

В 1831 году из-за эпидемии холеры покидает Берлин и поселяется во Франкфурте-на-Майне , где стал вести одинокую, затворническую жизнь. При этом Шопенгауэр всю жизнь оставался убежденным холостяком, мотивируя это тем, что женщины неизбежно покушаются на свободу мужчин. Привожу ниж е также одно высказывани философа о женщинах:

“Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный половым побуждением рассудок мужчины. С большим основанием его можно было бы назвать неэстетичным, или неизящным полом. И действительно, женщины не имеют ни восприимчивости, ни истинной склонности к музыке, ни к поэзии, ни к образовательным искусствам; и если они предаются им и носятся с ними, то это не более как простое обезьянство для целей кокетства и желания нравиться”

( https://quote-citation.com/woman/7127 ).

Причиной такой воинственной феминошобии были мучительные отношееня с матерью, а также немногочисленные иеудачныет любовные похождения Шопенгауэра. В юности он переживает, в частности, тревожный роман с юной актрисой Каролиной Рихтер, но, как и отец, бесконечно мучается от ревности, что в итоге приводит к разрыву отношений.

Переехав в Италию, философ знакомится с богатой, знатной и прекрасной женщиной по имени Тереза (ее личность не была установлена биографами). Философ даже стал подумывать о мирной семейной жизни, но отказался от своих намерений, когда Тереза однажды на его глазах упала в обморок, увидев Байрона. Шопенгауэр позже смущенно записал: “Я боялся, что мне наставят рога”. В результате, философ решил навсегда оставить в стороне все попытки обрести семейное счастье и в свойственной себе язвительной манере утешился мыслью, что “жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить обязанности”.

Спутником жизни Шопнегауэра стал большой белый пудель по имени Атман, которого соседские мальчишки издевательски называли “миссис Шопенгауэр”. Викип е дия сообща е т о философ е слдующ ее:

“Он пренебрегал элементарными жизненными благами, здоровье ставил на первое место, отличался резкостью суждений. Был крайне честолюбив и мнителен. Отличался недоверием к людям и крайней подозрительностью. Временами его охватывал по разным поводам страх: то он бежит из Неаполя из страха перед оспой; то покидает Верону из опасения, что ему подсунули отравленный нюхательный табак; то спит с оружием в руках и прячет в потайные углы ценные вещи из страха перед грабителями.

Помимо своего родного языка свободно владел латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками. Больше всего времени проводил в кабинете своей двухкомнатной квартиры, где его окружали бюст Канта , портреты Гете, Декарта и Шекспра, бронзовая  позолоченная тибетская статуя Будды , шестнадцать гравюр на стенах с изображением собак ”.

Известность к философу стала приходить гораздо позже, в частности, после того, как в 1839 году получил премию Королевского норвежского научного общества за конкурсную философскую работу “О свободе человеческой воли”. В 1840-х годах Шопенгауэр стал одним из пионеров появлявшихся тогда в Германи первых зоозащитных организаций . В 1843 году Шопенгауэр переиздал трактат “Мир как воля и представление” и добавил к нему второй том.

Однако настоящая известность приходит к Шопенгауэру лишь после революционных событий 1848 - 1849 годов, под влиянием которых сильно меняется мировоззрение европейцев, а практичный и рассудочно-циничный взгляд на мир входит в моду. Этим не преминул воспользоваться немецкий философ. Он решает издать свой опус “Афоризмы жит ейской мудрости ”, сборник кратких афористических выражений и советов, которые пришлись по душе молодым людям второй половины XIX века.

Лишь в самом конце своей жизни Шопенгауэр был окружен долгожданным почетом и всеобщей славой. В его дом совершались целые паломничества, а в университетах читались лекции, посвященные его философии. В 1854 году Рихард Вагнер посылает ему свою знаменитую тетралогию “Кольцо Нибелунгов” с автографом и теплой дарственной надписью. Есть мнение, что к концу жизни философия Шопенгауэра перестала быть столь пессимистичной. А далее Шопенгауэр внезапно заболевает пневмонией и умирает 21 сентября 1860 года. Такова краткая история его жизни, а дал ее я хотел бы более подробно остановиться на собственно философии Шопенггауэра.

 

В главном труд е философа присутствует два термина – “воля” и “представлениие”. Согласно нашему философу мир - это в том числ е представление, образ, создаваемый сознанием человека. Мы познаем не мир, как он есть сам по себе, а его явление нашим орггаанм чувств. Однако помимо "мира как представления" существует другой мир, - "мир как воля". И зд есь можно обнаружить влияние философии Имманула Канта. Его “в е щи в себе” соответствует “мир как воля”, а “вещи для нас” – “мир какпредставление”. Мн е, однако, осталось нпонятным то, почму воля не проявляет себя также “представлении”? Ведь по ид ее она должн проникать даже туда.

Согласно онтологии сист емы Шопенгауэра все события в мире являются результатом активности не Бога, а Мировой Воли. Шопенгауэр в своих текстах нигде не дает точного и внятного определения тому, что такое есть эта самая Мировая Воля. Воля в человеческом понимании, то есть влечение, драйв – это лишь одна из ее форм. В связи с этим, вероятно, наиболее адекватным пониманием Мировой Воли у Шопенгауэра будет отождествление ее с силой и влечением к бытию. В лице живых существ Мироввя Воля становится Волй к Жизни.

По мнению нашего философа, Мировая Воля лишена смысла и предвидения. Ошибочно также приписывать ей какой-либо интеллект. Она абсурдна и порождает из себя разнообразные, часто противоречащие друг другу вещи. Так, наряду с импульсом творчества Мировая Воля несет в себе также стихию разрушения.

Мировая Воля прояляет, объктивирует себя в различных сло е в бытия, образующих и ерархию. Это царства минералов, раст е ний, животных и человека. Человек является высшим проявлением Мировой Воли и то же время он ничтожен. Он ввсго лишь вид плесени, обладающей разумом и возомнившей себя центром мироздания. Однако достаточно лишь небольшого дуновения космических ветров, и ч еловек исчезнет, не оставив после себя никаких следов. Согласно Шопнгауэру Вселенная устроена наихудшим образом:

"Наш мир устроен именно так, как его надо было устроить для того, чтобы он мог еле-еле держаться; если бы он был еще несколько хуже, он бы совсем уже не мог существовать. Мир так дурен, как только он может быть дурен, коль скоро ему следует вообще быть” ( https://otvet.mail.ru/question/51797924 ).   

При этом человек оказыаается существом парадоксальным, до которого странным образом дошло то обстоятельство, что породившая его Мировая Воля является злом. Жизнь человека согласно Шопенгауэру наполнена лишениями, горем, мукой и всегда заканчивается смертью. Повторюсь, она эфемерна и уязвима.

Шопенгауэр полагал, что страдание это более сильное переживание, чем любое наслаждение. И чем выше организация существа, тем интенсивнее его страдания. Тысяча фактов наслаждения согласно Шопенгауэру не искупает одного факта страдания. Философ сообщил по этому поводу, в частности, следующее:

“…Мы обыкновенно находим радости далеко ниже, а страдания –   далеко выше наших ожиданий… Кто хочет вкратце поверить утверждению, что наслаждение превышает страдание или по крайней мере равнозначно с ним, – пусть сравнит ощущения двух животных, пожирающего и пожираемого” (Шопенгауэр А. Мысли. СПб., 2014, с. 39-40).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.