История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2023-02-16 | 46 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Те, кто живет, тот всегда подвергается бедствиям разным;
Тот же, кто умер, нашел верное средство от бед”
(http://2planeta.ru/news/antichnyj_pessimizm/2017-04-17-46747).
Эту мысль повторяет также один персонаж трагедии Еврипида “Кресфонт”, который рекомендовал оплакивать новорожденного и хоронить умершего с радостью.
Пессимизм присутствует также в классической книге древнегреческого поэта Гесиода “Труды и дни”. Сама эта поэма находится в тисках мифологического мышления, а именно веры в богов-олимпийцев. В смысле пессимизма эта поэма представляет интерес благодаря тому, что там излагает картина постепенного вырождения человечества.
Согласно Гесиоду сначала был “золотой век”. При этом люди “умирали, как будто объятые сном”, а “недостаток был им ни в чем не известен”, “они же, сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства”. Потом наступил “серебряный век”. Люди, которые жили в этот период, отличались “дикой гордостью” и не хотели приносить жертвы богам. Затем настал “медный век”. Его люди были “ могучи и страшны”, они любили войну. Что же касается нашего “железного века”, то он оказался самым скверным (Гесиод. Труды и дни//http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1425407002).
Почему же пессимистические воззрения были столь распространены в Древней Греции, а позднее и в Древнем Риме? Философы и культурологи часто связывают античный пессимизм с концепцией Судьбы, которая по каким-то причинам доминировала в античном мышлении. Анализу концепции Судьбы в античном мире посвящена фундаментальная монография Василия Горана “Древнегреческая мифологема судьбы” (Новосибирск, 1990). В своей книге Горан связывает идею Судьбы с категорией закономерности. Но выявить какие-то значимые взаимосвязи с мифологией других цивилизаций за исключением микенской культуры ему все же не удалось.
|
Между тем, сам универсальный феномен мантики — искусства гадания — свидетельствует о том, что представление о Судьбе было широко распространено в древнем мире. Позднее эта идея обнаруживала себя, в частности, в идее Предопределения ислама, а также в учении о Предопределении христианина-протестанта Жана Кальвина. Однако идею Судьбы можно обрядить также в строгие научные мантии. В связи с этим упомяну идею французского физика Пьера-Симона Лапласа. Он полагал, что если бы знали расположение всех атомов во Вселенной и силы, которыми они связаны, тогда мы смогли бы, имея соответствующий математический аппарат, рассчитать все события будущего наперед.
Если же теперь вернуться в античность, замечу, что богини Судьбы – Мойры — господствовала даже над богами Олимпа, в том числе над самим Зевсом. Если же углубиться в истоки, то идею Судьбы можно обнаружить уже у Гомера в “Илиаде”, где Гектор говорит Андромахе:
“Против судьбы человек не пошлет меня к Айдесу
Но судьбы, как я мню, не избег ни один земнородный” (http://www.magister.msk.ru/library/babilon/greek/homer/homerr06.htm).
А еще в “Одиссеи” душа Ахилла сообщает душе Агамемнона:
“Но и тебе повстречать предначертано было
Страшную Мойру, которой никто не избег из рожденных” (http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%93/gomer/odisseya-per-va-zhukovskogo/24).
Идея Судьбы неоднократно высказывалась античными философами, поэтами и драматургами. Так, Эсхил в трагедии “Просительницы” сообщает:
“Что назначено судьбою, да свершится:
Обойти никто не может
Сокровенной воли Зевса”
(http://lib.ru/POEEAST/ESHIL/eshil_prosi.txt).
Греки воспринимали Судьбу как непостижимое и враждебное человеку начало. Понять то, почему Судьба непостижима еще можно, но почему она обязательно враждебна, ведь судьба человека может быть и счастливой? Думается связано это с тем, что жизнь человека неотделима от страданий, а еще она неизбежно приближается к старости и всегда заканчивается смертью. Кроме того, идея предопределенности всех событий жизни придавала ей ощущение обреченности и тесноты. Судьба очевидным образом противоречила такой человеческой ценности как свобода воля.
|
Человек, вероятно, чувствовал себя совершенно бессильным перед могущественными силами Судьбы, и, может быть, именно потому великий античный поэт Пнндар назвал человека “лишь дуновением и тенью” (Арсеньев Н.С. Пессимизм и мистика в Древней Греции // Путь, № 4// http://www.odinblago.ru/path/4/5/).
Вообще говоря, идея Судьбы лишала человека моральной ответственности, и это обстоятельство было одним из пунктов, в котором античными философами обсуждалась сама идея Судьбы. Скажем, стоики призывали людей вести предельно добродетельный образ жизни и, тем не менее, они свято верили в Судьбу. Но были также античные философы, которые с идеей Судьбы спорили. Так, Цицерон отвергал идею Судьбы, отталкиваясь именно от того, что она лишает человека моральной ответственности. Но даже он не отказался от идеи Судьбы полностью — он разработал “мягкий” вариант этой концепции.
Можно было бы подумать, что идея Судьбы — это всего лишь некий специфичный элемент античной культуры, который был актуален именно для нее и потому не очень интересен для нас. Но это не совсем так. Дело в том, что человек появляется в этом мире, где природные и социальные силы намного превосходят скромные возможности этого самого отдельного человека. Он, таким образом, оказывается бессильной пешкой в нечестной игре, и это еще один повод для пессимизма.
Если же теперь вернуться в мир античности, замечу, что там высказывались также иные соображения в духе пессимизма, которые также актуальны для нас. В частности, Эсхил в пьесе “ Агамемнон ” утверждал, что для оптимизма нет никаких оснований, потому что счастье эфемерно и легко ускользает от человека. Эсхил написал там следующее: “Увы, как жалко существование смертных! Когда они счастливы, одна тень может все опрокинуть” . К этому можно добавить суждение другого античного трагика — Еврипида: “Счастье непродолжительно, его хватает только на один день” (Селли Дж. Пессимизм: История и критика. СПб., 1893, с. 12).
Стоик Сенека полагал, что жизнь человека вообще жалка и ничтожна. Новые несчастья обступают человека толпой прежде, чем он покончит счеты со старыми. В связи с этим Сенека прославлял смерть как силу, которая избавляет человека от бед (Там же, с. 13). Ему также принадлежит следующее суждение: “в общем человеческая жизнь жалка” ( https://www.felbi.ru/filosofiya-pessimizma/ ).
|
Стоик Марк Аврелий в своем произведении “К самому себе” также писал о ничтожестве человеческих дел, а Плиний Старший в “Естественной истории” сообщил, что нет ни одного счастливого человека — когда все благополучно, неизменно является страх перед Судьбой (Там же, с. 14).
А еще причиной власти пессимизма в период античности была идея посмертного состояния души, господствовавшая тогда. В ее существовании в Аиде не было ничего романтичного. Д уши умерших людей были там подобны теням- призракам. Так, в “Одиссее” т ень Ахилла, вздыхая, говорит Одиссею:
“Лучше б хотел я живой, как поденщик, работая в поле,
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!