Пессимизм как атрибут буддизма — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Пессимизм как атрибут буддизма

2023-02-16 50
Пессимизм как атрибут буддизма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что же касается религий Востока, то этот мир обширен, и его невозможно свести его к одной доминирующей идее. Индуизм, религия-философия даосизма, идущая от поучений Лао Цзы, гражданская религия Конфуция, буддизм во всех его проявлениях все это Восток.

 

Китайские мыслители вообще предпочитали не замечать дисгармонии в мире и пытались утвердить во Вселенной и социуме гармонию. Сторонники индуизма видели духовную основу феноменов этого мира в безличном духовном начале Абсолюте Брахмане, с которым можно слиться. И это опять же оптимизм, только под несколько иным соусом. Однако на Востоке существовал также вполне пессимистичные религии. Примером может служить такая великая нигилистическая традиция как буддизм, основанная царевичем Сиддхартхой Гаутамой.

Сиддхартха, прозванный позднее Буддой, что на санскрите означает “Пробужденный”, или “Просветленный” жил, скорее всего, в V - VI веках до нашей эры в одном из мелких княжеств Древней Индии, созданных племенем шакьев. Именно поэтому его иногда именуют также ником “Шакьямуни”, что означает “отшельник из племени шакьев”. То как он допер до своего учения представляет собой колоссальный интерес. Однако история не оставила нам достойный доверия, конкретный исторический манускрипт, описывающий то, как именно Сиддхартха достиг просветления. До нас дошла лишь легенда-лубок. За неимением ничего лучшего я перескажу ее в общих чертах ниже.

Согласно этой истории некий святой предсказал царю племени шакьев Шуддходане, то, что он родит или великого царя, или великого аскета. Однако отец не хотел расставаться с сыном, а поэтому он всячески оберегал Сиддхартху от соприкосновения с неприглядными, темными сторонами жизни. Но однажды Сиддхартха совершил вместе со своим слугой тайную поездку, в ходе которой столкнулся со всем злом, от которого неотделима наша жизнь. В связи с этим буддисты обычно говорят о “четырех встречах” в ходе своей поездки будущий Будда увидел больного человека, старика, мертвеца и аскета, медитирующего в позе лотоса. Эти четыре встречи согласно легенде полностью перевернули безмятежное мировоззрение Сиддхартхи. В результате, он решил покинуть родной дом и встать на путь искания причин человеческого страдания, который в конце концов привел его к просветлению.

В чем же суть доктрины Будды? Основа его религиозного учения состоит вовсе не в идее reincarnation переселении душ. Базисом буддизма на самом деле является набор тезисов, которые буддисты несколько высокопарно именуют “четырьмя благородными истинами”.

Согласно первой благородной истине жизнь является страданием рождение есть страдание, болезнь есть страдание, старость есть страдание, смерть есть страдание. Разлучение с приятным есть страдание. Соединение с неприятным есть страдание. Словом жизнь человека, который фатально привязан благодаря пяти органам чувств к миру, пронизана скорее страданием, чем радостью.

Замечу также, что для обозначения страдания в буддизме используется санскритский термин “духкха” . Этот термин не выдуман буддистами. На самом деле он восходит к Упанишадам, и, вообще говоря, его смысл не сводится к страданию в его чистом виде. Он также означает “болезненность”, “непостоянство”, “беспокойство”, “неудовлетворенность”, “неприятность”. При этом проблема может состоять в том, что человек пребывает в состоянии “духкха”, но это до него просто не доходит. На самом деле по большому счету человеку плохо даже в том случае, когда ему упорно кажется то, что все идет хорошо.

Буддийская истина о страдания не сразу уясняется как самоочевидный факт. Человек упрямо и злонамеренно цепляется за веру в то, что в этом мире можно достичь счастья. Человек также обычно полагает, что в жизни все же больше хорошего, чем плохого, а бытие в своей основе есть добро. Можно, скажем, забить в Яндексе соответствующий запрос, и вы наткнетесь на обсуждения этой проблемы на различных форумах. В связи с этим приведу “нарезку” характерных высказываний с одного из них:

“Несмотря ни на что я уверена добра больше.. . и не только у меня.. .
ведь добро понятие растяжимое.. . есть много приятных мелочей, на которые многие люди не обращают внимания”.

“У меня лично в жизни добра намного больше. Его надо увидеть.
Знаешь, добро просто обязано всегда побеждать зло”.

“Все поровну. Добро и зло. "Инь Янь" символизирует это. невозможно такое чтобы одно из них перевесило”.

“Зла не вижу!”

“В каждом событии, в каждом человека 50% хорошего и 50% плохого…Это, знаешь, видеть стакан наполовину полным или наполовину пустым… ты решаешь как смотреть на ту или иную ситуацию.. . заплакать или засмеяться, взгрустнуть или улыбнуться”.

“Я думаю, что количество и того, и другого, зависит не от окружающего мира, а от отношения к жизни. Я отношусь к жизни, как к опасному существу, которое может причинить вред, но так же может оказаться полезным и даже очень. Так что, скорее всего, зла и добра действительно поровну” ( https :// otvet . mail . ru / question /12463664).

 

В Рунете можно обнаружить также результаты голосования по вопросу о том, чего в жизни больше. Один из них можно найти по адресу http://ruforum.mt5.com/threads/33365-chego-v-mire-bolshe-dobra-ili-zla. В итоге получилось следующее за вариант того, что добра больше зла, проголосовало чуть больше половины 57,14%, тех, кто полагал, что зла больше, было чуть меньше 42,86%. Проблема этого опроса, однако, состоит в том, что объем выборки был явно невелик, тем не менее его результаты все же отражают некую тенденцию. Так, в фундаментальной книге Евгения Ильина “Философия надежды: Оптимизм и пессимизм” (СПб., 2015 ) присутствуют результаты некоторых статистических исследований, которые говорят именно о том, что оптимистов больше, чем пессимистов (http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1043082/Ilin_-_Psihologiya_nadezhdy._Optimizm_i_pessimizm.html).

Итак, люди часто полагают, что добра и зла в жизни примерно поровну, а, может быть, добра даже больше, чем зла. Крайних пессимистов в духе Бенатара на форумах присутствует очень мало. Однако означает ли это то, что хорошего в жизни в самом деле больше, чем плохого? Если ознакомиться с новостной лентой, легко увидеть, что “негатива” в жизни гораздо больше, чем событий положительных. Каждая сводка новостей впрыскивает в нас очередную порцию жути.

В связи с этим симптоматичная история, произошедшая не так давно в Литве. Там группа депутатов попыталась протолкнуть в парламенте законопроект, обязывающий средства массовой информации размещать на своих ресурсах новости таким образом, чтобы по меньшей мере половину составляли именно положительные события. В засилии негатива в средствах массовой информации депутаты усмотрели опасность для авторитета властей.

Нежелание человека признать факт господства в этом мире страдания и смерти проявляет себя также в сотнях эвфемизмов, которые он придумал для обозначения неприятных вещей. Так, об умершем человеке нередко говорят, что он “почил”, “соединился с Господом”, “отправился в лучший мир”. Аналогичные эвфемизмы используются людьми для обозначения других неприглядных явлений — болезней, пищеварительного процесса, актов выделения и секса.

Согласно буддизму только совершенный святой архат в состоянии до конца понять первую благородную истину, говорящую о господстве в мире страдания. В связи с этим Будда однажды высказался так:

“Трудно с большого расстояния выпускать стрелу за стрелой через узкое отверстие и ни разу не промахнуться. Гораздо труднее расщепить волосок на сотню частичек и охватить ими кусочек другого расщепленного волоска. Еще труднее понять тот факт, что “все есть страдание”” (Конзе Э. Буддизм: Сущность и развитие. СПб., 2003, с. 66).

Вторая благородная истина буддизма состоит в том, что есть причина страдания, а именно привязанность к этому миру, жажда жизни, жажда бытия. При этом каждая привязанностью к миру рано или поздно оборачивается для человека страданием.    

Третья благородная истина состоит в том, что существует возможность освободиться от привязанностей к этому миру. Искоренение в себе привязанности к миру приводит человека к блаженному состоянию нирваны.

Четвертой благородной истиной является концепция восьмеричного пути спасения, приводящего к нирване. Это правильное усилие, правильное сосредоточение, правильное действие, ну, и так далее, и тому подобное. Выделение здесь именно восьми принципов не является самым важным в буддизме их могло быть пять, двенадцать или двадцать четыре. Однако Будда выдвинул учение о восьмеричном пути к спасению, а потому оно стало каноничным. При этом различные толки в буддизме различным образом учат о том, что такое правильное сосредоточение и правильное действие.

Буддизм, повторюсь, является великой нигилистической религией, которая предлагает ликвидировать всякую привязанность человека к этому миру. Буддизм стал просачиваться на Запад лишь в начале XIX века. В этом смысле стоит особенно упомянуть философскую систему немецкого философа Артура Шопенгауэра, которого иногда называли “западным Буддой”. В его кабинете наряду с бюстом Иммануила Канта стояла также статуэтка Будды. В настоящее время буддизм является заметным явлением в Европе и в Америке.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.