Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2023-02-16 | 71 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Героиней романа является одиннадцатилетняя девочка Поллианна Уиттнер, оптимизм которой носит абсолютный характер. Мать ее давно умерла. После смерти своего отца, бедного пастора она приезжает к своей тетушке Полли Харригтон. Тетушка педантична, строга и принимает Поллианну в свой дом исключительно из соображений долга. Поллианне она выделяет комнату на чердаке, без зеркала, с голыми стенами и практически без мебели, поскольку ей хотелось отделиться от общества девочки, а заодно уберечь мебель. При этом Поллианна является полной противоположностью своей тете — она жизнерадостна, говорлива и учит всех окружающих “игре в радость”, в которую она когда-то играла со своим отцом.
Суть этой игры заключается в том, чтобы находить в любой ситуации положительный аспект. И когда тетушка Полли оставляет ее без ужина, велев закусить хлебом с молоком на кухне вместе со служанкой Нэнси, Поллианна ничуть этим не обескуражена — после “ужина” она сообщает тете следующее: “Что вы, тетя, я очень рада. Я люблю хлеб с молоком, и Нэнси мне очень нравится. Мы так хорошо поужинали вместе”. Все нравоучения и наказания тетушки Полли ее племянница воспринимает с восторгом и благодарностью, чем приводит тетушку в полное замешательство. Словом, перед нами очевидный персонаж грубой русской поговорки: “Поссы ей в глаза, скажет божья роса”. Поллианнизм — это и есть “позитивное мышление”. По поводу такого отношения к жизни Бенатар в своей книге сообщает следующее:
“Воздействие поллианнаизма таково, что любые формы пессимизма часто отклоняются, как малодушная жалость к самому себе, как хныканье экзистенциальных слабаков. Оптимисты предпринимают отважные попытки нарисовать розовую картину жизни, добавляя не дающий видеть реальный трагизм бытия положительный блеск в любое человеческое затруднительное положение. Или, по крайней мере, стремятся сохранить в любых ситуациях храброе выражение физиономий. Пессимисты же считают такое мировоззрение в чем-то родственным непристойным шуткам, произносимым на похоронах. К примеру, Артур Шопенгауэр, говорил, что оптимизм представляется ему не только нелепым, но и поистине бессовестным воззрением, горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человечества”.
|
Рассматривая вопрос о том, что выбрать – оптимизм или пессимизм, дело состоит также в дилемме, а именно в том, что вы предпочитаете — культивировать в себе полезные иллюзии, позволяющие сделать карьеру и подольше пожить в этом поганом мире или познать истину?
В романе Курта Воннегута “Колыбель для кошки” описывается экзотический культ, сфабрикованный на вымышленном карибском острове Сан-Лоренцо одним мудрым негром — Бокононом. Он изобрел для нищих жителей острова утешительную религию-иллюзию. Другого способа облегчить им существование он придумать не смог. При этом для своей религии он придумал множество новых слов.
Эпиграфом к роману Воннегута стал вымышленный фрагмент из Книг Боконона (1:5), посвященный фоме (ударение на первый слог). Этим термином в системе Боконона называлась безобидная ложь. “От нее ты станешь добрым и храбрым, здоровым, счастливым”, — сообщил Боконон. Так вот – оптимизм это безусловная фома, только вот не так уж эта ложь безобидна, поскольку она является причиной того, что люди все же заводят детей, обркая их на страдания и смерть.
Оптимизм исходит из приятия бытия, однако, как справедливо заметил английский философ Джон Милль, лучше быть недовольным человеком, чем довольной свиньей. В этом смысле на меня произвела удручающее впечатление книги психолога-оптимиста Мартина Селигмана. Как уже говорилось выше, это настоящий психолог академического склада, а не автор книжек с яркими обложками, лежащих на книжных лотках. В 1998 году он был даже выбран председателем Американской Ассоциации Психологов.
|
Что же меня так покоробило в его книгах? Прежде всего, то, что автор учит читателя как сделать из себя оптимиста, совершенно не задумываясь о том, насколько это соответствует соображениям о смысле жизни. В своих книгах он практически не касается таких тягостных проблем жизни как страдание, старость и неизбежная смерть. Но что если жизнь просто лишена смысла и лучше вообще не жить в этом мире или, по крайней мере, не плодить новых людей-жертв?
Почувствовать то, как Селигман относится к жизни, позволяет его программная книга “Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни” (М., 2006). Уже на первых страницах этой книги можно найти следующее супероптмистичное суждение: “Итак, позитивная психология считает, что выход есть всегда — даже когда жизнь словно остановилась или кажется беспросветной” (Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М., 2006, с. 12).
Когда от инсульта умирал в больнице мой отец, я наблюдал больных в соответствующем отделении. Один из них был парализован после инсульта, превратился в обощ и был в состоянии лишь все время твердить словесную формулу: “два-два-два, два-два-два, два-два-два”. Хотелось бы спросить Селигмана — из такого состояния кроме освободительной смерти тоже есть какой-либо выход? И как вообще совместить с оптимизмом такую вещь как смерть, которая всех нас ожидает впереди? При этом нельзя сказать того, что Селигман ничего не знает о трагических судьбах многих людей. Его подход к жизни становится ясным с первых страниц книги “Как научиться оптимизму” (М., 2013). В самом ее начале описывается трагическая смерть его отца.
Это был спокойный, состоявшийся, уверенный в себе человек. Но однажды, когда они ехали к другу Мартина, отец свернул на обочину и затормозил. Какое-то время все они просто сидели молча, а затем отец сказал, что он на какое-то время утратил чувствительность левой части тела. В его словах ощущался страх, и Мартин испугался тоже. На следующее утро Мартин почувствовал, что ему нужно немедленно попасть домой. И когда он добрался до дома, то увидел, как по лестнице спускали носилки с его отцом. Он старался выглядеть мужественно, но тяжело дышал и не мог двигаться. Он перенес три инсульта и оказался парализованным. Именно в таком состоянии он умер. Мать Мартина пыталась говорить с ним о Боге, о том, что будет “потом”, но отец сказал ей, что не верит в Бога, а верит лишь в нее и в своих детей (Селигман М. Как научиться оптимизму? М., 2013, с. 29).
|
Казалось бы столь трагическая история должна была повергнуть Селигмана в шок и заставить его задуматься о смысле страдания и смерти. Но не в коня корм. С него как с гуся вода. История, которая произошла с его отцом, в известном смысле даже послужила отправной точкой для его научных изысканий, в частности, для обнаружения феномена, который он обозначил термином “выученная беспомощность”. Суть этого феномена состоит в следующем — если собак во всех случаях наказывать током, они перестают пытаться что-либо делать и только тихо скулят.
Мне как биологу это “открытие” кажется банальным. При помощи кнута и пряника организм можно обучить много чему, в том числе бздействию. Тем не менее “открытие” Селигмана было почему-то болезненно оценено господствующей в американской психологии парадигмой бихевиоризма. Эта научно-исследовательская программа в зоопсихологии и психологии человека исходила из того, что животное и человека при помощи подкрепления и наказания, кнута и пряника можно научить самым различным вещам. Но бихевиористам почему-то трудно было представить то, что собак можно научить не действию, а именно бездеятельности. В результате Селигман был вынужден долго и утомительно воевать за признание своего “открытия” в академической среде.
Но я хотел бы здесь обратить внимание на другое — бихевиоризм объективно был оптимистичной доктриной, поскольку предполагал, что подопытных животных и человека можно обучить конструктивным стратегиям поведения. Эта программа была явно утопичной, поскольку игнорировала детерминированность поведения человека и животных генами. В связи с этим замечу, что самый известный бихевиорист всех времен и народов — Беррес Скиннер — написал в свое время роман-утопию “Второй Уолден” (“Walden Two”, 1948) , названную в пику известной книге американского писателя-романтика XIX века Генри Торо “Уолден, или Жизнь в лесу”.
|
В своем романе Скиннер описывает в некотором смысле идеальное общество, существующее на берегу знаменитого благодаря Торо озера Уолден. В романе Скиннера это общество было организовано учеными, умело манипулирующими подопытными людьми посредством механизма подкрепления и знания об условных рефлексах.
И хотя Селигман много спорил с бихевиористами, научно-исследовательская программа, к которой он примкнул, — когнитивная психология — унаследовала оптимизм бихевиористов. Селигман также подчеркивает, что он стал в известном смысле новатором. Он пишет о том, что ранее психология проявляла пристальный интерес к патологическим состояниям психики и пыталась найти пути для лечения многочисленных неврозов, которым подвержен человек. На взгляд Селигмана настала пора для разработки психологии, которая занималась бы психическим здоровьем и учила бы людей тому, как быть счастливым. Именно потому он назвал свою программную книгу так — “Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни” (М., 2006).
Селигман уверен, что оптимизму можно научиться. В связи с этим он разработал ряд психотехник обретения оптимизма. При этом он скептично оценил аффирмации, метод, который культивирует “позитивная психология” и который сводится к мысленному повторению позитивных утверждений. Взамен он разработал некую методику, позволяющую подвергать сомнению пессимистические мысли и тем самым избавляться от них. Многие философы-пессимисты полагали, что счастье является мимолетным, легко распадающимся феноменом. Селигман считает такое суждение ошибочным и полагает, что счастью можно научиться и сделать его стабильным состоянием по меньшей мере для некоторых людей.
Особо замечу, что, обосновывая философию оптимизма, Селигман не имеет в виду того, что нужно предаваться гедонизму и гоняться за сиюминутными удовольствиями. Такого рода гедонистическая стратегия, по мнению Селигмана, не создает устойчивого удовлетворения. Между тем, качества и занятия, которые можно назвать духовными, дают его. В связи с этим в книге “В поисках счастья” (М., 2011) Селигмен пишет о шести универсальных добродетелях, которые выражаются в двадцати четырех достоинствах. Это, в частности, такие вещи как любознательность, изобретательность, способность любить и общаться, доброта, справедливость, способность быть благодарным и прощать, способность ценить прекрасное, юмор и религиозность.
Любопытным здесь является то, что Селигман, будучи атеистом, признает важность для счастья веры в Бога, а также наличия добродетелей, которые принято считать чисто христианскими. Это в числе прочих способность любить ближнего, прощать и испытывать благодарность (Селигман М. Как научиться оптимизму. М., 2013, с. 246).
|
Как утверждает Селигман, счастье на самом деле мало зависит от того, сколько человек зарабатывает денег. Вернее так, деньги — это, конечно, важная вещь, но с момента удовлетворения базовых потребностей, благосостояние перестает ощутимым образом влиять на чувство удовлетворенности жизнью. И, как оказалось, в благополучной Японии уровень счастья был даже ниже, чем в таких странах как Китай, Индия и Нигерия. Счастье также мало зависело от возраста и образования, но значимо определялось тем, состоит ли человек в браке, имеет ли он интересную работу, а также уровнем религиозности человека (Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М., 2006, с. 74, 79).
В книге Селигмана “Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и мысд жизни” (М., 2006) есть целая глава под названием “Зачем стремиться к счастью?” Можно было бы подумать, что именно в ней Селигмаан растолкует читателю, в чем смысл жизни и зачем вообще нужно счастье? Увы, но в этой главе нет даже намека на ответ.
При этом конечные, экзистенциальные вопросы, связанные с феноменами страдания и смерти, Селигмана почти не волнуют. Свои соображения относительно смысла жизни он поместил в своей книге в последнюю, очень короткую главу, которая называется “Смысл и цель”. В ней он признается, что долгое время был атеистом, и религиозные проблемы его вообще не волновали. Лишь на склоне лет, когда ему было уже за восемьдесят, он стал проявлять некоторый интерес к “духовности”. И когда его пригласили на конференцию, проводимую фондом Джона Темплтона, специализирующимся на финансировании исследований на стыке теологии и науки, он подумал и все же согласился.
Селигман имел на этой конференции ряд интересных бесед, и, как следует из последней главы, его, в частности, волновал вопрос о том, как совместить бытие Бога, обладающего атрибутами всезнания, всемогущества и милосердия, с тем обилием зла, который присутствует в созданном Им мире? Таким образом, перед нами традиционная проблема теодицеи, то есть в переводе с латыни проблема “оправдания” Бога перед фактами зла.
Селигман не претендует на то, что в состоянии дать ответ на столь трудный теологический вопрос. Однако в тексте указанной выше главы он проявляет некоторый интерес к модернистской “теологии процесса”, согласно которой Бог отказался от всемогущества и всеведения и дает Вселенной возможность развиваться самостоятельно методом проб и ошибок, а этот процесс неотделим от страданий и смерти.
На самом деле излагает Селигман содержание “теологии процесса” несколько искаженно. Но не в этом суть. Просто все эти его беспомощные квази-теологические построения не сильно убедительны. Понятное дело, под конец жизни Селигман попытался подвести под свой стихийный, атеистический оптимизм некую метафизическую и даже теологическую платформу. Но выходит у него это очень плохо. Если же говорить об его психологической доктрине, то в ней явным образом ощущается дисбаланс между вниманием к позитивным и темным сторонам жизни человека. В книге “Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни” (М., 2006) я вообще не обнаружил интереса Селигмана к анализу феноменов страдания, старости и смерти.
Согласно Селигману человек может обучиться оптимизму. Дело, однако, состоит также в том, что сам выбор между оптимизмом и пессимизмом может достаточно жестко детерминироваться биологией человека. В частности, известно, что в мозге оптимистов выше концентрация дофамина — гормона счастья. Из-за этого оптимисты быстрее начинают испытывать удовлетворение от своей деятельности и гораздо легче переносят неудачи. Есть также сведения о том, что в мозге оптимистов больше серотонина — еще одного вещества, ответственного за состояние счастья.
Сошлюсь также на исследование американских ученых из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которые показали, что уровень оптимизма зависит от того, каким вариантом гена окситоцинового рецептора наградила человека природа. Ген этого рецептора существует в двух версиях — в определенном участке последовательности ДНК может стоять либо аденин (А-версия), либо гуанин (G-версия). И здесь оказалось, что присутствие аденина способствовует депрессивному складу характера, а присутствие гуанина — оптимистичному. В другом исследовании было показано, что в коре головного мозга оптимизм был связан с активностью левой нижней извилины, а пессимизм — с правой .
Селигман полагает, что помимо врожденной предрасположенности для того, чтобы стать оптимистом или пессимистом, важно также воспитание в первые годы жизни человека. Вместе с тем, по мнению Селигмана, существует также некая территория свободы, где человек может выбирать и учиться, в том числе учиться оптимизму.
Понятно, что человек на девяносто девять процентов является биороботом, стереотипы поведения которого определяются генами и обучением в первые годы жизни. И все же на один процент мы — свободные существа. При этом мы не обязаны слепо верить убогой философии оптимизма Селигмана, и мы вполне в состоянии принять решение не рождать детей в этот неблагополучный мир.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!