В данном трактате я пользовался этим текстом, когда давал крупные цитаты из книги Бенатара. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

В данном трактате я пользовался этим текстом, когда давал крупные цитаты из книги Бенатара.

2023-02-16 63
В данном трактате я пользовался этим текстом, когда давал крупные цитаты из книги Бенатара. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По поводу книги Бенатара замечу прежде всего то, что она была выпущена не какой-нибудь маргинальной фирмой, а издательством Оксфордского университета, что является неким сертификатом качества книги как философского текста Любопытно также посвящение к книге, которое он выбрал:

“Моим родителям, несмотря на то, что они начали мое существование, и моим братьям, чье рождение, будучи вредом для каждого из них самих, является великим благом для всех других из нас”.

Теме обоснования антинатализма посвящено также эссе Бенатара “Оптимизм как иллюзия” (“ Optimism as Illusion ”), написанный, очевидно, в пику к книге британского ультрадарвиниста Ричарда Докинза “Бог как иллюзия” (“ The God Delusion ”, 2006). Это эссе Бенатара можно обнаружить в Сети, например, по следующему адресу: https://jackplantain.livejournal.com/4137.html. Оно также будет анализироваться в данном трактате.

Бенатар уже сегодня обладает некоторым влиянием в современной культуре андеграунда. Среди тех, кто интересуется его философией, присутствует, например, Томас Лиготти, известный американский писатель, работающий в жанре horror – литературы, разрабатывающей тему ужаса. Лиготти ссылается на Бенатара, в частности, в своей книге “Заговор против человеческой расы” (“ The Conspiracy against the Human Race ”, 2010) . А еще имеет смысл упомянуть здесь также Ника Пиццолатто, человека, написавшего сценарий к популярному на Западе телесериалу “Настоящий детектив” (“Честный детектив”). Главный герой этого сериала – сыщик Раст Коул – исповедует философию антинатализма Бенатара. Привду в связи с этим одно высказывание этого персонажа:

“Я себя считаю реалистом, но в философских понятиях я, что называется, пессимист. Я не компанейский человек. Я считаю, что человеческое сознание, это трагическая ошибка эволюции. Мы зря обрели самосознание, природа создала этим некую структуру, отдельную от себя самой... Самое достойное, что мы как особи можем сделать – это отвергнуть эту установку. Перестать размножаться и взявшись за руки пойти навстречу вырождению. Всем вместе по-братски сказать – нет этому вселенскому обману ( https :// vk . com / anatalism ? w = wall -60449041_436).

 

Но прежде чем изложить содержание книги Бенатара “Лучше никогда не быть” (“ Better Never to Have Been ”, 2006) мне хотелось бы сказать несколько слов относительно самой ее структуры.

В первой главе книги присутствует сама постановка проблемы. Вторая и третья главы составляют основу аргументации Бенатара. Во второй главе обосновывается мысль о том, что любое рождение ребенка является злом. В третьей главе Бенатар обосновывает мысль о том, что даже лучшие варианты жизни намного хуже, чем люди о них думают. В четвертой главе Бенатар утверждает, что люди не обязаны рождать детей, напротив, они обязаны воздержаться от деторождения. В пятой главе анализируется проблема абортов. Шестая глава рассматривает проблему депопуляции человечества, то есть его постепенного исчезновения с лица земли. Итак, начнем.

РИСК РОЖДЕНИЯ: УЖАСЫ ЖИЗНИ

В своей книге “Лучше никогда не быть” (“ Better Never to Have Been ”, 2006) Бенатар задается следующим вопросом: “Сколько должно быть людей на земле?”, и дает на него свой радикальный ответ: “Ноль”. При этом Бенатар прежде всего исходит из того обстоятельства, что жизнь людей на этой земле наполнена страданиями и всегда заканчивается смертью.

Приведу в связи с этим старт-пост к обсуждению темы антинатализма на одном из форумов: “Жизнь ведет к смерти. Зачатие ведет к жизни. Родители ответственны за зачатие. Следовательно, родители – убийцы своих биологических детей” (http :// ateistru . com / viewtopic . php ? f =7& t =2273). Это, конечно, банально. Дело, однако, состоит в том, что истина вообще часто бывает банальной.

“Филантропический аргумент антинатализма” исходит из того, что человек, рождаясь в этот мир, тяжело страдает. Однако возможен также “мизантропический аргумент антинатализма”. Он основывается на понимании того, что человек – это опасное, деструктивное существо, систематически приносящее зло другим людям и животным. И отсюда легко протянуть смысловую нить также к “экологическому аргументу антинатализма”, который состоит в том, что существование человечества опасно для природы. Этот аргумент находится в основе Движения За Добровольное Исчезновение Человечества – VHEMT ( Voluntary Human Extinction Movement ). Что же касается Бенатара, то он прибегает главным образом к “филантропичскому аргументу антинатализма”, а потому ниже в данном трактате и приложениях к нему я остановлюсь главным образом именно на нем.

Однако до человека этот аргумент доходит плохо, поскольку большинство людей однозначно оценивает жизнь, как безусловно позитивную вещь. При этом бытие обычно ассоциируется со здоровьем, с “нормой”, несмотря на то, что смерть и страдания включены в саму структуру жизни. Увы, но жизнь есть вещь вообще очень сомнительная. Сомнительным бытием жизнь человека, а также жизнь других существ является потому, что она все время пребывает в состоянии неустойчивого равновесия или, как заметил советский биолог венгерского происхождения Эрвин Бауэр, “устойчивого неравновесия”.

В книге “Теоретическая биология” (М.-Л., 1938), говоря об “устойчивом неравновесии” живых систем, Бауэр пишет о том, что они принципиальным образом отличаются от машин и иных механических устройств. Жизнь согласно нашему биологу-теоретику является не столько шариком, катающимся в лунке, сколько шариком, постоянно пытающимся удержаться на вершине горки.

Жизнь оказывается результатом напряженной борьбы между анаболизмом – синтезом веществ, необходимых для жизни, и катаболизмом – разрушением этих веществ, и в конце концов силы катаболизма побеждают, что приводит к старению и к смерти организма, то есть к скатыванию шарика с горки вниз. В связи с этим обстоятельством вполне справедливым является определение жизни человека, которое дал немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер – она всегда есть “бытие-к-смерти”.

Обращу внимание также на оценку жизни, которую дал немецко-английский буддолог Эдвард Конзе. Он заметил, что англичане так упорно следуют своему “доброму” обычаю казнить преступников через повешение, наверное, потому, что эта форма казни напоминает им жизнь в целом. Как и при повешении, в момент зачатия у нас как бы выбивают из-под ног доску, и далее мы мучительно болтаемся в петле. При этом мы неизбежно будем удушены. Раньше или позже – это лишь вопрос времени (Конзе Э. Буддизм: Сущность и развитие. СПб., 2003, с. 38).

Жизнь чревата не только смертью, но также страданиями. И это с особенной очевидностью обнаруживает себя к концу жизни, когда человек начинает обрастать болезнями. И чем более высокоорганизованным является существо, тем сильнее его страдания. А поскольку жизнь человека неотделима от страдания и всегда заканчивается смертью, совершенно законным становится известный вопрос принца Гамлета быть или не быть? А далее можно задать следующий, не менее законный вопрос – рождать ребенка в такой мир или нет? В самом деле, можно ли рождать ребенка, если он все равно будет страдать, стареть, а в конце концов умрет и сгниет в могиле?

Люди, отвечая на эти вопросы, склонны соотносить между собой плюсы и минусы жизни. Большинство существующих опросов, проведенных в различных странах в различное время, свидетельствует о том, что люди в целом настроены позитивно. Пессимистов в духе Бенатара откровенно мало. Однако сравнивать плюсы и минусы жизни – это сомнительная дорожка. Сомнительной она является потому, что такой подход напоминает попытку измерить среднюю температуру по больнице. Между тем, есть индивидуумы, которым в этой жизни сильно не везет. И если вам хорошо, это означает только одно – кому-то другому очень плохо.

 

На самом деле лишь меньшинству людей удается хорошо прожить жизнь и умереть сравнительно легко и скоропостижно – от обширного инфаркта или инсульта. Пример – мультимиллиардер Дэвид Рокфеллер, который недавно умер на 102-м году жизни во время сна от инфаркта. Сильно повезло человеку во всех отношениях. Но многим не везет так сильно – им приходится жить в страданиях и умирать в страданиях. Инсульт вообще может на многие годы превратить человека в овощ, и тут мало что зависит от того, какую жизнь человек вел до этого – разгульную или нет.

Дело вообще состоит не в том, чего в среднем в жизни людей больше минусов или плюсов. Если нестерпимое страдание выпадает на долю хотя бы одного человека, это уже ставит жирный крест на Вселенной в целом. Многочисленные трагические истории, которые не трудно насобирать, означают то, что, рождая ребенка, вы неизбежно подвергаете его чудовищному риску, а это по своей сути аморально. Вы можете рисковать лишь своей судьбой, а не судьбой другого человека даже в том случае, если этот человек является вашим собственным ребенком.

Ситуация усугубляется еще и тем, что в этом мире страдают триллионы других живых существ помимо человека, а именно животные. Многие из них рождаются на этот свет просто благодаря лишенным какого-либо смысла биологическим законам. Человек в принципе способен придать своим страданием некий смысл. Животные лишены даже этого. Что же касается одомашненных животных, то многие из них рождаются на свет лишь для того, чтобы с ними плохо обращались, а потом забили и употребили их в качестве пищи. Однако нам ближе все же проблема страдания и смерти человека. В связи с этим Бенатар прежде всего сообщает следующее:

“Фактически, плохое постоянно происходит со всеми нами. Никакая жизнь не свободна от неприятностей. Можно легко вспомнить о миллионах, которые прозябают в бедности или о тех, кто живет большую часть жизни в качестве калек. Некоторые из нас достаточно удачливы, чтобы избежать таких судеб, но абсолютно все сталкиваются с ухудшением здоровья на завершающей стадии своих жизней. Особенно мучительные страдания приходятся на последние дни, а многие осуждены на долгие годы слепоты, неподвижности, адских болей. Все мы непрерывно находимся перед лицом смерти. Любого новорожденного ребенка ожидают боль, разочарования, беспокойство, горе и смерть. Для любого конкретного ребенка мы не можем предсказать, какой именно вред причинит ему жизнь в каждый период его существования, но то, что тот или иной вред произойдет – неизбежно. При этом ни одно из страданий не способно затронуть несуществующих. Лишь существующие корчатся в муках”.

 

Далее в своей книге Бенатар рисует конкретную и тягостную картину человеческих бед. Этой теме посвящен специальный параграф под названием “Царство страдания” из третьей главы книги Бенатара. В этом параграфе Бенатар прибегает к стереотипному приему перечисления бед, с которыми сталкивается человек в процессе жизни. При этом начинает Бенатар со стихийных бедствий:

“Более пятнадцати миллионов человек погибли в таких бедствиях только за последнюю сотню лет. Одни только наводнения, например, убивают приблизительно 200 000 человек ежегодно и лишают жилья до миллиона. Так, в конце декабря 2004, несколько сотен тысяч человек погибли в цунами”.

Далее Бенатар обращает внимание на проблему голода:


“Приблизительно 20 000 человек умирают ежедневно от голода. При этом 840 миллионов постоянно страдают от голода и недоедания, не умирая от этого”.

А еще люди страдают от болезней:


“Болезни калечат и убивают миллионы людей ежегодно. Возьмем, к примеру, чуму. Между 541 и 1912 годами, эта болезнь убила более чем 102 миллиона людей. Эпидемия гриппа 1918 года убила 50 миллионов человек. Учитывая размер сегодняшнего мирового народонаселения, увеличение скорости и масштабов глобальных путешествий, становится очевидно, что новая пандемия гриппа сможет вызвать намного большие количества смертельных случаев. ВИЧ в настоящее время убивает почти 3 миллиона человек ежегодно. Если мы добавим сюда все другие инфекционные заболевания, набирается в общей сложности почти 11 миллионов смертельных случаев ежегодно, при этом смертям предшествуют самые изощренные страдания.

Злокачественные опухоли забирают более 7 миллионов жизней каждый год и также обычно после значительных и часто длительных мучений. Добавьте сюда приблизительно 3.5 миллиона ежегодных смертей от несчастных случаев (включая более чем миллион смертельных эпизодов дорожных происшествий в год). Если прибавить все прочие смерти, получается колоссальный итог – приблизительно 565 миллионов человек умерли в 2001 года”.

Но дело не только в болезнях и стихийных бедствиях. Существует также зло, источником которого являются сами люди. Бенатар по этому поводу сообщает следующее:

“Добавим к приведенной фатальной статистике страдания и смерти, преднамеренно причиняемые людьми друг другу. К началу ХХ века в войнах и массовых убийствах погибло более 133 миллионов человек. А в течение одного лишь двадцатого века – более 109 миллионов. Прогресс, как говорится, налицо. Люди застрелены, избиты, замучены, зарезаны, сожжены, заморены голодом, заморожены, искалечены до смерти, погибли от непосильного принудительного труда, похоронены заживо, утоплены, повешены, умерли от мин и бомб и убиты с использованием несметного числа других способов, придуманных людьми с целью уничтожения себе подобных”.

Можно было бы подумать, что люди от столетия к столетию становятся гуманнее и гуманнее, однако реальная статистика опровергает это широко распространенное заблуждение:


“Согласно всемирному "Отчету о насилии", в шестнадцатом столетии произошло 1.6 миллионов смертельных случаев, связанных с войнами и конфликтами, в семнадцатом веке – 6.1 миллионов , 7 миллионов в восемнадцатом, 19.4 миллионов в девятнадцатом, и 109.7 миллионов в этом самом кровавом из столетий – двадцатом. Согласно оценкам Всемирной организации здравоохранения в 2000 году в войнах и от связанных с войнами ранений погибло 310 000 человек.
 

Однако страдания на этом не заканчивается. Добавьте сюда еще и людей, изнасилованных, подвергшихся нападениям, искалеченных или убитых частными лицами. Приблизительно 40 миллионов детей подвергаются ежегодно плохому обращению. Более 100 миллионов живущих в настоящее время женщин и девочек были изнасилованы. В этом же списке порабощение, несправедливое лишение свободы, предательства, оскорбления, и иные притеснения в их бесчисленных формах... Для сотен тысяч людей страдания являются настолько непереносимыми, что они совершают самоубийства. Например, 815 000 человек совершили самоубийства в 2000 году”.

Думаю, однако, что многие из пересказанных Бенатаром ужасов кому-то из читателей покажутся “бумажными тиграми”. Стихийные бедствия и голод вроде бы так далеки от нас, в том числе и чисто географически. Еще более отделены от нас события далекого прошлого. Ну, в самом деле, что нам до того, что в Средневековье чуть ли не половина Европы вымерла от Черной Смерти – эпидемии чумы? И все же сам факт такого жуткого мора, сопровождавшего человечество в прошлом, является неким звоночком для нас. Ведь ничто не препятствует тому, чтобы появилась некая новая смертоносная чума, а средства массовой информации время от времени вбрасывают в эфир репортажи о каком-нибудь страшном штамме микроорганизмов – мексиканском гриппе, атипичной пнвмонии, лихорадке эбола или о чем-нибудь еще.

 

Что касается писателей-фантастов, то они периодически “радуют” своих читателей произведениями, описывающими будущую глобальную эпидемию. Примеры – давняя повесть Джека Лондона “Алая чума” и относительно недавний роман “короля ужасов” Стивена Кинга “Противостояние”, в котором рассказывается о гибели большей части человечества от “супергриппа”. И не факт, что все это лишь отвлеченные фантазии. В одной из передач на TV академик Геннадий Онищенко, прошлом главный санитарный врач России, сообщил, что достаточно нескольких мутация, чтобы появился смертоносный штамм гриппа. И этот прогноз осуществился вплне. Я имею в виду пандемию уханьского корона-вируса, охватившую земной шар.

Если же вернуться к теме насилия, то именно ХХ век стал самым кровавым в истории человечества. Освенцим, ГУЛАГ и Хиросима признаки этого. Замечу еще и то, что все это произошло в наиболее цивилизованном секторе планеты. В 1914 году многие разделяли прекраснодушные мечты о прогрессе, который якобы решит все проблемы. Они и не подозревали того, что вскоре разразится Первая Мировая Война, которая все эти мечтания сметет. А затем разразилась еще более чудовищная Вторая Мировая Война. Все это заставляет вообще со скепсисом относиться к самой идее прогресса. На самом деле в будущем возможно все что угодно, в том числе самое чудовищное и страшное.

- -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Отступление:

Существует целая дисциплина под названием “футурология”, которая пытается заниматься прогнозированием будущего. У современной футурологии есть множество предшественников. Один из них – Томас Мальтус, автор известного трактата “Опыт о законе народонаселения” (1798). В нем Мальтус исходил из того, что люди размножаются экспоненциально, то есть в геометрической прогрессии, а ресурсы цивилизации растут лишь в прогрессии арифметической. В результате цивилизация рано или поздно попадает в “мальтузианскую ловушку”, в ходе которой “излишки” населения уничтожатся в войнах, эпидемиях и в голоде.

Хотя трактат Мальтуса был написан две сотни лет назад, его подход к моделированию будущего вовсе не устарел и до сих пор используется некоторыми футурологами. Ключевым событием в этом смысле стало возникновение Римского клуба. Эта неправительственная организация была создана в 1968 году итальянским бизнесменом Аурелио Печчеи и объединила ученых, политиков и бизнесменов, обеспокоенных приближением глобального экологического спазма.

В 1972 году был представлен первый доклад Римскому клубу под названием “Пределы роста”. Доклад был разработан группой исследователей во главе с Деннисом Медоузом и представлял собой математическую, компьютерную модель возможного развития цивилизации вплоть до 2100 года. Так как ресурсы планеты ограничены, авторы поставили своей целью определить пределы экономического и демографического роста человеческой цивилизации в условиях постепенно истощающихся природных ресурсов.

Доклад ”Пределы роста” включал в себя двенадцать сценариев развития. При этом базовой была модель “Если не предпринимать ничего”. Этот сценарий предполагал увеличение населения планеты до 10 – 12 миллиардов человек с последующим катастрофическим обвалом популяции до 1 – 3 миллиардов при резком снижении уровня жизни. Замечу, однако, что ни один из сценариев не предполагал полной гибели цивилизации. Даже самый пессимистичный сценарий показывал рост материального уровня жизни вплоть до 2015 года. По расчётам Медоуза снижение среднего уровня жизни может начаться лишь с 2020-х годов.

Доклады Римскому клубу вызвали в обществе ожесточенную дискуссию. При этом одни ее участники заняли позиции “экопессимизма”. Это были, в частности, Джей Форрестер и Деннис Медоуз. Другие диспутанты тяготели к позиции “технооптимизма” и пытались обосновать возможность избежать катастрофы, опираясь на науку и новые технологии. Среди технооптимистов присутствовали такие известные футурологи как Элвин Тоффлер, Михайло Месарович, Эрнст Пестель и Эрвин Ласло. Спор между этими двумя партиями составил основное содержание истории футурологии последней четверти XX века и продолжается сегодня.

Замечу также, что последняя обновленная версия доклада Медоуза была опубликована в виде книги в 2004 году под названием “Пределы роста: 30 лет спустя”. В этом докладе сообщается, что по мнению группы Медоуза с 1990-х годов человечество уже превысило пределы самоподдержания экосистем Земли, а благоприятные сценарии модели 1972 года стали недостижимы. Численность населения мира в 2000 году достигла 6 миллиардов человек, а потребление природных ресурсов и разрушение окружающей среды соответствовали наиболее неблагоприятному, базовому сценарию “Если не предпринимать ничего”. Время на реализацию благоприятных сценариев оказалось упущенным.

В своей книге Медоуз с коллегами приходит к выводу о том, что если в ближайшее время не произвести серьезную коррекцию потребления человечеством природных ресурсов, то глобальный экологический спазм будет неизбежен и наступит он ещё при жизни нынешнего поколения.

Но можем ли мы реально предсказать будущее развития цивилизации? И чем является футурология – наукой или сомнительной попыткой предсказания наподобие гадания на картах Таро и кофйной гуще? Некоторые прогнозы футурологов уже были подвергнуты процедуре верификации. При этом оказалось, что прогнозы, сделанные более чем на десять лет вперед крайне сомнительны. Так, футурологи и даже научные фантасты не смогли предсказать возникновения Интернета. Футурологи, когда они пытаются предсказать далекое будущее, оказались ничем не лучше научных фантастов.

Проблема, таким образом, состоит в том, что мы на самом деле находимся в неведении относительно будущего, поскольку развитие цивилизации вообще носит нелинейный характер. В связи с этим футуролог и автор популярной футурулогической книги “Будущее” Ричард Уотсон высказался так:

“Что же произойдет вместе с изменение климата? Ответ – никому не ведомо… Мы не представляем, насколько быстро поднимется уровень Мирового океана, как климатические изменения повлияют на те или иные регионы планеты, насколько заметным может оказаться понижение температуры, насколько станет жарче и как сильно вырастет содержание парниковых газов в воздухе. Самое главное мы понятия не имеем, обратит ли мир или отдельные его области внимание на климатические изменения или же сосредоточится на поиске полезных ископаемых и решения собственных корыстных задач. Тем не менее, вероятно, мы сделаем слишком мало или слишком поздно, и в итоге произойдет что-нибудь наименее ожидаемое ” (Уотсон Р. Будущее. М., 2014, с. 25).

Можно, конечно, надеяться, что произойдет некий прорыв в технологиях. Например, можно ожидать, что физики наконец-то овладеют процессом термоядерного синтеза и смогут дать нам практически неограниченные источники энергии, что позволит решить среди прочих и экологические проблемы. Однако в будущем возможно также самое страшное. В связи с этим сошлюсь на пару романов британского писателя-фантаста Джона Кристофера. В его романе “Смерть травы” (1956) описывается гибель растительности от некого смертельного вируса. В результате продовольственная база человечества оказалась радикальным образом сокращена. Но что было сделать с “излишками” населения? Некий креативный политик нашел “спасительный” выход – сбросить на все крупные города по атомной бомбе.

Другой роман Кристофера – “Долгая зима” (1962) – также рисует грядущую глобальную катастрофу. В этом романе в результате снижения активности Солнца планета оказалась замороженной за исключением экваториальной Африки. Есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемы, так решили политики погруженных в зиму стран и опять же занялись уничтожением “излишков” населения. Они стали в числе прочего отправлять людей на плотах в открытый океан. А еще ситуация в этих цивилизованных в прошлом странах дошла до людоедства.

Подобные фантазии опять же покажутся многим “бумажными тиграми”? Но это как посмотреть. Ведь если потепление климата продолжится, окажется возможным еще и не такое. Если поднимется уровень мирового океана, “цивилизованным” странам Европы и Северной Америки нужно будет что-то делать, а именно захватить, несмотря на весь свой гуманизм, часть территории у других стран, которые слабее, например, где-нибудь в Африке. Повторюсь, в будущем возможно самое страшное, и похоже, что нас ждут невеселые времена, а потому опять же имеет смысл задаться законным вопросом – стоит ли продолжать “прогресс” и процесс деторождения, который этот самый “прогресс” обеспечивает?

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Однако ужасы могут иметь место не только в отдаленном будущем. Увы, но жизнь устроена так, что она порождает из себя боль и смерть ежедневно и ежечасно. Дети, умирающие от лейкоза, бомжи, образ жизни которых хуже всякой смерти, мирные люди, убитые и искалеченные в локальных войнах, жертвы нелепых природных катастроф и так далее, и так далее, и так далее.

Все это опять же может показаться многим чем-то абстрактным и далеким от реальной жизни, то есть все теми же “бумажными тиграми”. А еще согласно одной циничной поговорке болезнь и мучительная смерть одного человека – это трагедия, а гибель многих людей – это уже статистика, и она в силу непомерного объема страданий часто вообще не оказывает на читателей никакого ощутимого впечатления.

И все же в рассуждениях Бенатара есть вещи, которые трудно назвать “бумажными тиграми”. Это, в частности, угроза заболеть раком. И чем старше человек, тем реальнее эта опасность. И думаю, у каждого из нас есть знакомые или знакомые знакомых, которые заболели и умерли от этой болезни. В связи с этим замечу, что в Соединенных Штатах около четверти людей умирают именно от рака. Но ведь фактически это каждый четвертый умерший. И это очень реально. Вам не страшно за себя и за своих детей? Надеетесь, что вас минует чаша сия? Ну, дай-то Бог.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Личная история:

 

Хочу в связи с этим рассказать одну очень конкретную историю, которая лично меня в свое время проняла куда больше всяких статистических выкладок, приводимых Бенатаром. У меня была знакомая учительница математики из физико-математической школы новосибирского Академгородка. Не встречал в своей жизни более доброго и порядочного человека. Но с ней случилась беда – у нее нашли рак прямой кишки. Она перенесла две тяжелейшие операции и в конце концов по причине безнадежности ее отправили умирать домой. При этом врачи согласно российско-советской традиции не сказали ей о том, что у нее рак. Об этом сообщили только ее родственникам.

Умирала она долго и мучительно. Ко всему прочему это была еще и предельно унизительная форма рака, когда, извините за натурализм, даже на унитаз без боли не сядешь. Препараты, которые по сути являются наркотиками, лишь притупляли физическую боль. В результате она вообще стала наркоманкой и с нетерпением ожидала очередной инъекции трамала. Родственники тем временем за ее спиной шушукались относительно того, где будут ее хоронить. Лишь за несколько дней до смерти она поняла, что умирает. Она обзвонила своих друзей и попрощалась с ними.

Когда она умерла, я вместе со своим другом, выпускником физико-математической школы, человеком без нервов пришел к ней попрощаться. Ее изнурение от болезни было таково, что от нее остались только кожа и скелет.

И хотя с момента ее смерти прошло более двадцати лет, я часто вспоминаю об этом случае, и неизменно в голове складывается законный вопрос – Господи, за что? Оно конечно понятно – пути Господни неисповедимы, тем не менее хочется иметь какой-нибудь внятный ответ на вопрос – почему? А если его в принципе нет, оправданной стратегией становится радикальный нигилизм, доходящий до убежденности в том, что мир в принципе устроен абсурдно и не заслуживает того, чтобы существовать. И если бы была кнопка, нажатием на которую можно было бы аннигилировать эту Вселенную, я бы на такую кнопку после некоторых колебаний все же нажал бы.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Замечу также то, что душевная боль может быть не менее жуткой, чем боль физическая. Поройтесь в Сети, и вы найдете там немало описаний трагических происшествий. Есть специальные форумы, на которых люди длятся друг с другом своими трагическими историями. Примером может служить сайт “Палата № 6”, где присутствует форум, посвященный вопросам смерти и страдания (http://www.palata6.net/forum/index.php?act=idx). Там среди прочих присутствуют краткие сообщения тех, кто оказался в состоянии нестерпимого страдания, на краю жизни. Хочу также привести ниже один пост, который я обнаружил на форуме “Помним, скорбим”:

“Умер единственный девятнадцатилетний сын. Для меня погасло мое солнце, моя самая яркая звезда. С ним я похоронила и свою жизнь, и веру и надежду. Не знаю для чего надо дальше жить. И уже три месяца я живу без него. Иду ан работу, прихожу с работы. Я не хочу жить, но смерть не идет ко мне. Моего сына, который до последней секунды думал о завтрашнем дне, бог забрал. А я живу. Мне все хотят объяснить, что на все воля божья, что для него так лучше. Но он хотел жить. Был такой сильный, умный, добрый, красивый. Как это может быть для него лучше умереть?... Но как мне жить? Да и зачем? (http://www.pomnim-skorbim.ru/forum/viewtopic.php?t=122).

Таких конкретных, индивидуальных свидетельств, говорящих об абсурдности и жестокости жизни в Сети много. В связи с этим оптимистам хочу порекомендовать прочитать некоторые тексты писателя Эдуарда Лимонова. Одним из примеров в этом смысле является жутковатый рассказ “Смерть рабочего” из сборника Лимонова “Великая мать любви” (СПб,, 2002). Рассказ описывает некрасивую историю смерти сорокачетырехлетнего слесаря Толика, которому был поставлен страшный диагноз рак желудка, и врачи согласно старой советской традиции скрыли от человека его диагноз. В результате после неудачной операции он медленно и мучительно умирал на своей койке в убогой, обшарпанной комнатушке в коммуналке, а в соседней комнате Эдичка оскорбительно шумно занимался сексом с чужой женой Еленой.

Но этот сюжет не является основным для упомянутого выше сборника рассказов. Гораздо больший интерес представляют другие книги Лимонова, в частности, “Книга мертвых” (СПб., 2001) и особенно ее продолжение – “Некрологи. Книга мертвых-2” (СПб., 2010). Эти две книги являются собраниями воспоминаний о людях, которых к моменту написания книги Лимонова умерли и с которыми ему пришлось столкнуться в этой жизни. Во второй книге предельно натуралистично и отвратительно изображено то, как умирали от старости его мать и отец. В предисловии Лимонов сообщает, что цель его книги состоит в том, чтобы показать всем “горькую участь человеков”. Он пишет там следующее:

“Красавицы вянут и превращаются в уродливых старух, могучие молодцы умирают в дерьме и вонючих постелях. Мой отец, увиденный ребенком Эдиком как витязь в сияющих доспехах в книге “У нас была великая эпоха”, доживает слабый и жалкий, со сморщенным, как орех, черепом, не имея сил добраться до туалета”.

Лимонов пишет, что его отец умер по большому счету не от какой-либо конкретной болезни, просто с некоторого момента он перестал хотеть жить и отказался подниматься с постели. Рассказ Лимонова о смерти матери еще более натуралистичен и жесток. В нем описывается медленное умирание престарелой женщины, которая при этом от возраста еще и постепенно сходила с ума. Это было умирание человека, не способного встать с постели, умирание с застарелыми пролежнями, обнажавшими кости позвоночника, с вонью от гниющего мяса и нечистот.

Наш мир – вовсе не санаторий, в нем возможны самые разнообразные ужасы. Об этом свидетельствует также текст отца Георгия Чистякова “Нисхождение во ад”. Это личное и предельно честное свидетельство православного священника, который вел свое служение в одной из больниц и наблюдал в числе прочего смерть детей, умирающих от рака. Приведу в связи с этим обширный фрагмент из текста отца Георгия:

“За последний месяц я похоронил шесть детей из больницы, где каждую субботу служу литургию. Пять мальчиков: Женю, Антона, Сашу, Алешу и Игоря. И одну девочку – Женю Жмырко, семнадцатилетнюю красавицу, от которой осталась в иконостасе больничного храма икона святого великомученика Пантелеймона. Умерла она от лейкоза. Умирала долго и мучительно, не помогало ничто. И этот месяц не какой-то особенный. Пять детских гробов в месяц это статистика. Неумолимая и убийственная, но статистика. И в каждом гробу родной, горячо любимый, чистый, светлый, чудесный. Максимка, Ксюша, Настя, Наташа, Сережа…

 

За последний день я навестил трех больных: Клару (Марию), Андрюшу и Валентину. Все трое погибают – тяжело и мучительно. Клара уже почти бабушка, крестилась недавно, но можно подумать, что всю жизнь прожила в Церкви – так светла, мудра и прозрачна. Андрюше – двадцать пять лет, а сыну его всего лишь год. За него молятся десятки, даже, наверное, сотни людей, достают лекарства, возят на машине в больницу и домой, собирают деньги на лечение а метастазы повсюду. И этот день не какой-то особенный, так каждый день.

 

Прошло полдня. Умерла Клара. Умерла Валентина. В Чечне погибло шесть российских солдат – а сколько чеченцев, не сообщают… Умерла Катя (из отделения онкологии) – девочка с огромными голубыми глазами. Об этом мне сказали прямо во время службы.

Легко верить в Бога, когда идешь летом через поле. Сияет солнце, и цветы благоухают, и воздух дрожит, напоенный их ароматом. “И в небесах я вижу Бога” – как у Лермонтова. А тут? Бог? Где Он? Если Он благ, всеведущ и всемогущ, то почему молчит? Если же Он так наказывает их за их грехи или за грехи их пап и мам, как считают многие, то Он уж никак не “долготерпелив и многомилостив”, тогда Он безжалостен.

Бог попускает зло для нашей же пользы либо когда учит нас, либо когда хочет, чтобы с нами не случилось чего-либо еще худшего – так учили еще со времен средневековья и Византии богословы прошлого, и мы так утверждаем следом за ними. Мертвые дети – школа Бога? Или попущение меньшего зла, чтобы избежать большего?

Если Бог все это устроил, хотя бы для нашего вразумления, то это не Бог, это злой демон, зачем ему поклоняться, его надо просто изгнать из жизни. Если Богу, для того чтобы мы образумились, надо было умертвить Антошу, Сашу, Женю, Алешу, Катю и так далее, я не хочу верить в такого Бога. Напоминаю, что слово “верить” не значит “признавать, что Он есть”. “Верить” – это “доверять, вверяться, вверять или отдавать себя”. Тогда выходит, что были правы те, кто в 30-е годы разрушал храмы и жег на кострах иконы, те, кто храмы превращал в дворцы культуры. Грустно. Хуже, чем грустно. Страшно” ( Отец Георгий Чистяков. Нисхождение воад//http://tapirr.narod.ru/ekklesia/chistyakov/razm_sevang/nishozhdenie.htm).

Отец Георгий, будучи религиозным человеком, все же в конечном счете приходит к Богу. Он истолковывает все эти истории в духе веры в Него. Однако на многих других людей подобные истории, происходящие в жизни, производят деморализующее впчатлние.

 

Все перечисленные ужасы жизни опять же ставят под сомнение сам акт деторождения. Повторюсь – вы можете рисковать только своей судьбой, но не судьбами других людей, даже если эти люди ваши собственные дети. Ведь с ними могут произойти в числе прочего и все перечисленные выше ужасы. Норвежский философ-антинаталист и писатель Петер Цапффе в связи с этим заметил следующее:

“В соответствии с моим пониманием жизни, я решил не рождать детей. Даже монета тщательно рассматривается, прежде чем отдать ее нищему, а ребенок выбрасывается в космическую жестокость без колебаний” (https://vk.com/topic-7304527_28737342).

Все это заставляет еще раз задуматься над смыслом рождения детей. В самом деле, ведь нет никаких априорных оснований полагать, что ваш ребенок будет здоров и счастлив. Жизнь любого человека в той или иной ст


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.