Российский народ как субъект этнополитики — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Российский народ как субъект этнополитики

2022-11-24 25
Российский народ как субъект этнополитики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Российский народ, будучи национальной и многонациональной общностью людей, является субъектом национальных и межнациональных отношений, эту роль народ выполняет как на уровне целого – страны, так и части – национально-государственных и национально-территориальных образований.

В 90-е годы национальные субъекты России в лице их элит и, в значительной степени, народа проявляли необычайную активность в направлении сепаратизма и суверенизации. Федеральный договор от 31 марта 1992 года подписали все субъекты РФ, кроме Татарстана и Чечни, после чего он был включен в Конституцию РСФСР (РФ)1978 г. (с изменениями и дополнениями).

Одним из проявлений народа России как субъекта межнациональных отношений стало принятие Конституций республик и РФ (России), одобренных большинством народа. Но восемнадцать субъектов РФ не приняли Конституцию РФ, что снижает ее легитимную прочность и значимость(Россия: надежды и прогнозы(Интервью акад. Г.В. Осипова)/Социально-политический журнал, 1994. №3-6. С).

Негативное отношение к Конституции России (1993г.) проявилось в республиках намного сильнее, чем в областях. Из числа проголосовавших в республиках, лишь 47,9% высказались за нее, в то время как в областях не менее 60%. Только в 9 из 21 республик пришло к избирательным урнам более 50% общего числа избирателей и свыше 50% высказались в поддержку Конституции. (Аклаев А. Ф. Этнополитические конфликты в Российской Федерации и проблемы легитимности власти. Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995. С. 23.)

Этническое самосознание весьма значимо проявило себя в этих документах. В Конституциях всех республик, за исключением Ингушетии, Калмыкии и Северной Осетии, записано, что они являются суверенными государствами (на 1995 г.).

Конституция РФ признает за республиками статус государства и, следовательно, суверенитет. Однако, границы, объем суверенитета Российской Федерации и республик разный.

Но в ряде республик под суверенитетом понимают полную самостоятельность, вплоть до сецессии (отделения). Так, в Конституции республики Тыва было записано право выхода из состава Российской Федерации, в других – подразумевается. В Конституциях республик Бурятия, Дагестан, Карелия и Тыва, уставах Иркутской и Амурской областей закрепляется право на изменение своего государственно-правового статуса на основе волеизъявления народа.

Республиканские конституции подчеркивают национальный характер государственности. В Конституции некоторых республик введены нормы, закрепляющие особую роль коренных, титульных национальностей.

В конституциях ряда республик (Башкирии, Бурятии, Коми, Удмуртии) записано, что источником государственности и правом на самоопределение обладает коренной народ этих республик. В конституции Чечни не было упоминания российского гражданства, а в других - указано двойное гражданство.

В Конституции РФ ничего не сказано об этнической (национальной) основе 22 субъектов России – республиках, автономных округах и автономной области. В то же время, в какой мере можно считать суверенным национальные образование, если большинство республик, автономных округов и области (25 из 31) являются стабильно дотационными.

Л.М. Дробижева отмечает, что «раскрытие потенциала народа возможно лишь в собственном национальном государстве».(Дробижева Л.М. и др./Демократия и образы национализма в Российской Федерации.М.,1996.С.49.) Конечно, это привлекательный вариант, но настолько он реален.

1. В России сегодня 176 народов, государств (республик) – 21. Претензии на государственность народов, численностью в сотни и тысячи человек, вообще не имеют основания. Растаскивания страны на суверенные государства вряд ли будут укреплять единство страны.

2. Собственными «национальные» государства в РФ можно назвать лишь условно, поскольку доля коренного населения в них низкая.

3. В Конституции РФ отсутствует понятие «национальное государство».

4. Мировая тенденция развития национальных отношений - интеграция и интернационализация. В мире более 3 тысяч народов и чуть более 200 государств (190 – члены ООН).

Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали отмечал, что если каждая этническая, религиозная или языковая группа будет притязать на государственность, то не будет предела дроблению, а всеобщий мир, безопасность, экономическое благополучие окажутся под угрозой.

Процессы суверенизации в массе своей к середине 90-х годов поддерживали народы республик, округов, области – Е.АО. Ведущую же роль играла национальная (преимущественно, гуманитарная) интеллигенция. 12 июня 1991 г. состоялись выборы Президента России, но в Татарстане выбирали своего президента и не выбирали Российского. В 1991 г. за Шаймиева проголосовали 91% избирателей, в 1996г. – 97%. Выборы в Госсовет Татарстана в марте 1995 г. также показали высокое доверие избирателей к своим властям.

Р.Г. Абдулатипов считает, что суверенную независимость от Москвы получила узкая этнополитическая группировка для беспардонной духовной и экономической эксплуатации своих же народов.(Абдулатипов Р. Г. Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив. М., 1998. С.11.) В1992 году увеличена доля региональных бюджетов РФ – с 28% в 1991 г. до 40% в 1993 году и несколько расширены права всех регионов во внешнеэкономической деятельности. (Панин Э. Сепаратизм и федерализм в современной России.-Куда идет Россия?/Альтернативы общественного развития. М., 1994.С.338.).

Россия ныне есть федерация, основанная на смешанной национально-территориальной основе, представляя собой единство 89 субъектов. Но единство, как видимо, далеко не прочное. Многие понимают необходимость снижения этнического фактора на общественное развитие. По мнению, В.И. Козлова, путь – этническая деполитизация страны, постепенный переход от национально-территориальных автономий с растущим стремлением их титульных национальностей,- к суверенизации, к дореволюционному равностатному делению на губернии, внутри которых могут существовать учреждения национально-культурной автономии.(Козлов В. И. Этнос. Нация. Национализм. М.,1999. С.338.). Для российской Федерации, - пишет Н.Н. Моисеев, - было бы большим благом преобразование ее в федерацию штатов. Идея изолированной, самостоятельной национальной республики – это опасная утопия... мина замедленного действия, поскольку мононациональных территорий не существует.(Мотсеев Н. Н. Размышления о национализме./Социально-политический журнал.1994.,37-8. С.31.).

 

 

                                                                                                      В.С. ЕРГИН                                                                                               

Архангельский государственный

                                                     технический университет

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.