Элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте.

2022-11-14 23
Элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Орфография это система правил, обеспечивающая единообразие письменной передачи речи. Всякое наруше­ние орфографической нормы может привести к искажению мысли. Поэтому борьба за орфографическую грамотность учащихся — это борьба за точность языка, за правильность выражения мысли, за безошибочность в общении между людьми.

В школе у детей формируется орфографический навык, основа этого навыка закладывается в период обучения гра­моте одновременно с формированием графического навы­ка. Однако число правил, которыми руководствуются пер-

воклассники, еще невелико.

 В период обучения грамоте школьники учатся:

а) соотносить букву и звук — сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем в простейших случаях несовпадения буквы со звуком (слабые позиции гласных и согласных);

б) раздельно писать слова, то есть средствами письма выделять слова как языковые единицы, носители значе­ний; t

в) переносить слова со строки на другую строку — на основе слогоделения, однако с учетом некоторых огра­ничений (например, не переносить и не оставлять на строке одну букву);

г) употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах людей и в кличках животных. В этот период дети работают по орфографии главным образом на фонетической (соотнесение звуков и букв, пе­ренос слов по слогам) и на семантической основе (раздель­ное написание слов, заглавные буквы).

В связи с тем, что в орфографической работе главное место принадлежит фонетическим и смысловым факто­рам, учителем отбираются методические приемы, соответ­ствующие им:

— звуко-буквенный анализ и синтез;

— составление слов на наборном полотне;

— отчетливое проговаривание слов;

— смысловой анализ слов и предложений.

Обучение приемам письма.

  Обучая написанию букв, со­единений слогов, на уроках обучения письму следует учить различным приемам работы, необходимым учащимся и на других уроках: списыванию, письму под диктовку и т.д.

Списывание основной вид письменных упражнений. Списывать можно с письменного и печатного текста. Важно с первых уроков научить послоговому списыванию. Для этого после прочтения слога и объяснения его написания детям предлагается написать слог не глядя на образец. А при списывании слова после его прочтения и разделения на слоги учитель закрывает все слоги, кроме того, который списывается детьми в данный момент.

Списыванию может предшествовать звуко-буквенный анализ, который предупредит ошибки при письме. Но та­кой анализ можно провести и после списывания, тогда это — проверка написанного. При списывании с печатного тек­ста особое внимание уделяется анализу форм букв и объяс­няются необходимые приемы соединений. Списывание можно проводить полное или выборочное.

Письмо под диктовку более трудный вид работы. Ему всегда должны предшествовать звуко-буквенный ана­лиз, объяснение написаний и соединений, а вслед за дик­товкой проводится проверка написанного.

Подготовкой к письму на слух будет письмо по памяти или зрительный диктант. В первом случае дети запоминают слог или слово, объясняют написания и соединения, а затем сами себе диктуют. Во втором случае диктует учитель. Но вслед за письмом должна следовать проверка.

Иногда в помощь диктовке используются схемы слов, рисунки, опорные буквы или слоги, разрезная азбука.

Проговаривание это прием работы, предупреждаю­щий пропуск и замену букв, сопровождать может и списы­вание и диктовку.

Проговаривание — это произнесение (прочтение) букв в том порядке, в котором они написаны. В этот момент допускаются отступления от орфоэпических норм.

Проговорить слог или слово можно до письма, но можно проговаривать и параллельно с письмом. В этом случае ребенок тянет каждый звук до тех пор, пока не закончит писать букву: у-у-м-м-н-н-а-а Необходимо проговаривать учителю, отдельному ученику или хором. Но в результате следует добиться, чтобы каждый ребенок проговаривал во время письма для себя тихо ("жужжание").

Разнообразие в уроки письма внесут творческие уп­ражнения. К ним мы относим те, которые содержат эле­мент выдумки, сочинительства, экспромта. Можно предло­жить детям дописать слог к имеющемуся, чтобы получить слово. Или один слог заменить другим, чтобы получить новое слово. Можно поменять слоги местами, придумать слог или слово, соответствующее заданной схеме, написать название предмета, изображенного на рисунке или заданного в форме загадки. Иногда предлагают списать предложение, одно из слов в котором зашифровано схемой, точка­ми, рисунком.

В любом случае необходимо провести предупреждаю­щую ошибки работу, а затем проверить написанное.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.