Виды работы в основной период обучения грамоте — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Виды работы в основной период обучения грамоте

2022-11-14 22
Виды работы в основной период обучения грамоте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основой обучения грамоте является звук, на уроках проводится звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.

Анализ:

1) Выделение слов из речевого потока: речь —> предло­жение —> слово.

2) Деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, выделение ударного слога (произношение слова с усиленным ударением).

3) Выделение нового звука, то есть предназначенного для изучения на данном уроке, одним из приемов.

4) Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове, опреде­ление характера связи между ними, слогового состава, например: Слава — Сла-ваС-л-а-в-а — 5 звуков, 5 букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный Сла-, слияния ла' ва, '

5) Артикулирование звука, анализ его образования.

6) Сопоставление и сравнение слов и слогов по звуча­нию (особенно при знакомстве с парами мягких и твер­дых, звонких и глухих).

7) Составление таблиц гласных и согласных звуков букв

Синтез:

1) Произношение слога или слова, предварительно под­вергнутого звуковому анализу, и последующее состав­ление его из разрезной азбуки: чтение слога или слова.

2) Образование слоговых таблиц на основе гласного или на основе согласного; чтение таблиц из разрезной азбу­ки.

3) Чтение слов по подобию: сыр — сор, сом — сам и т. п.

4) Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова: мал мала, мел — смел и т.п.

5) Добавление звука в середине слова: плот — пилот.

6) Перестановка звуков: пила —липа.

7) Перестановка слогов: сосна — насос.

8) Отбрасывание звука или слога: сухари — сухарь, ма­шина — маши.

9) Добавление слога: наша — Наташа.

 

В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впе­реди синтеза, но в целом они неразрывны; анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует навык чтения. Не может быть ни чистого анализа, ни чистого синтеза: речь может идти лишь о ведущей роли того или иного вида мыслительной деятельности. Анализируя слово, ребенок осознает его как единое целое, обладающее лексическим значением, — — это синтез. Синтезируя слово, ребенок не может отвлечься от его звукового состава, — это анализ.

Важное место в системе звуковой аналитико-синтетической работы отводится артикуляционный анализ, наблюдению над положением и движениями органов речевого аппарата в момент произ­ношения звука (анализ) и приведению в нужное положе­ние собственных органов речи с целью произнесения звука или сочетания звуков, обозначенных буквами (синтез).

Но не все звуки поддаются артикулированию в I классе: -щ, ц, ч, и, г, к, х.

Артикуляционный анализ и синтез может проводиться без словесных объяснений, путем показа и подражания. Первокласснику предлагается присмотреться, как нужный звук артикулирует учитель или кто-либо из учащихся, и произнести вслед за ними.

В период обучения грамоте важно добиться усвоения детьми всех букв. С этой целью проводятся упражнения по ознакомлению, запоминанию и узнаванию буквы.

Ознакомление с новой буквой происходит вслед за вы­делением и называнием нового звука. Учитель показывает букву и дает ее название. В этот момент полезно использо­вать таблицы картинной азбуки. Учащимся предлагается рассмотреть новую букву и сказать, на что она похожа. Затем можно прочитать стихи С.Я. Маршака или других авторов, которые описывают букву.

Запоминанию образа и названия буквы способствуют такие упражнения:

— печатанье буквы и называние ее;

— обвод буквы по контуру и называние ее;

— штриховка буквы большого размера и называние ее;

— лепка буквы из пластилина или конструирование с помощью цепочки;

— раскрашивание фигур с помощью многоразового на­писания буквы. Важно, чтобы учащиеся научились бы­стро узнавать букву.

Узнаванию помогут упражнения:

— найти букву среди множества других (из разрезной азбуки);

— закрасить требуемую букву в тексте;

— называние букв, записанных в алфавитном или ином по­рядке; при этом дети должны называть первую букву, затем первую и вторую, затем первую, вторую и третью и т.д. Н М Л К С Т — н — нм — нмл — нмлк и т.д.

— узнавание букв, напечатанных непривычным шрифтом;

— узнавание букв, напечатанных частично;

— узнавание букв, поставленных неправильно: боком, «вниз головой» и т.д.



Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.