Условия развития речи в период обучения грамоте. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Условия развития речи в период обучения грамоте.

2022-11-14 31
Условия развития речи в период обучения грамоте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ребенок приходит в школу со значительным навыком речи. Объем его словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов, он использует в своей устной речевой практике предложения — как простые, так и сложные, большинство детей умеют рассказывать связно, то есть владеют простейшим моноло­гом. Основной характерной чертой речи дошкольника яв­ляется ее ситуативность, что определяется основным видом деятельности дошкольника — игровой деятельностью.

С приходом в школу в речевом развитии ребенка проис­ходят существенные изменения:

1. Возрастает волевой фактор; ребенок говорит не потому, что его к этому побуждают окружающие об­стоятельства, так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс. Мотивация речи резко изменяется: если в ситуативной речи главный мотив — общение, то на ответ на уроке, пересказ, рас­сказ вызываются не живыми потребностями общения, а необходимостью выполнить требование учителя, об­наружить знание материала.Поэтому ча­сто дети, свободно говорившие дома до школы, в классе теряются, смущаются, говорят бессвязно.

Создавая на уроке непринужденную обстановку беседы, учитель смягчает резкость перехода, но речь в учебном процессе теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую. В роли ее мотивов выступают учеб­ные задачи, поскольку основной, ведущей деятельно­стью ребенка становится учебная деятельность.

2. В жизни ребенка появляется письменная речь. Тексты, с которыми сталкивается ребенок, еще очень просты и мало чем отличаются от разговорно-бытовой речи до­школьника. Но происходит постепенное включение элементов письменно-книжной речи в обиход перво­классника. Такие элементы содержит речь учителя (литературная речь, подчиненная норме). Школьное требование отвечать полным ответом приводит к тому, что исчезают элементы разговорно-бытовой речи. Бе­седа по вопросам учителя нередко требует построения сложно-подчиненных предложений. Тексты азбуки нередко содержат типичные «книжные» конст­рукции.

С первых дней обучения начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в шко­ле, на уроке; начинают понимать, что не любое выра­жение мысли будет правильным, что мысль следует выражать четко, ясно, понятно для других; приучают­ся к самоконтролю и наблюдениям над речью других детей, учатся исправлять недочеты чужой речи.

3. В речевой деятельности ребенка все большее место начинает занимать монологическая речь, то есть тот вид речи, который в дошкольном возрасте либо вовсе не развивался, либо не занимал господствующего поло­жения. Монолог в период обучения грамоте — это пе­ресказ прочитанного, рассказ по наблюдению, расска­зывание по памяти, по воображению, по картинкам. Фонетическая работа также создает условия для моно­логической речи.

4. В школе речь становится объектом изучения. До по­ступления в школу ребенок пользовался речью, не задумываясь над ее структурой и закономерностями. В школе он узнает, что речь состоит из предложений, складывается из слов, что слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами и т.д. Развитие речи в школьной практике осуществляется по трем направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксиче­ский уровень), работа над связной речью (уровень текста).

Работа над словом.

 

Школьная жизнь, учебная деятельность детей требует усвоения десятков новых слов. Новые слова встречаются в читаемых текстах, в рассказе учителя, новыми являются слова, обозначающие названия учебных принадлежностей, пособий, действий, множество новых слов и значений усва­ивается в ходе наблюдений, а также по картинкам в буква­ре и других пособиях.

Работа над речью учащихся связывается с содержание текстов и иллюстраций азбуки.

В связи с основной темой страницы азбуки привлекается материал экскурсий, наблюдений, предметных заня­тий. Словарь азбучных текстов, включая столбики слов очень богат: он охватывает разные области жизни детей взрослых, природные явления, массу окружающих ребенка вещей, растительный и животный мир. Тематика tеkctoв предполагает воспитывающее влияние на учащихся (отношения детей и взрослых, детей между собой, забота о природе, гигиенические навыки и т.д.).

Целесообразно выделять в связи с основной темой каждой страницы словарь, работа над которым развивает,систематизирует представления учащихся об окружающем их мире.

Первоклассники, особенно шестилетки, нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения новых слов:

— путем показа картинки или предмета, называния этого предмета;

— в словарных играх — с помощью словесного лото, кубиков, скороговорок, считалок, потешек, юморесок;

— в беседах, рассказах, декламациях стихотворений скандировании слов и пр.

Новые слова включаются в предложения, читаются, подвергаются звуковому анализу, составляются из букв разрезной азбуки. Слова включаются в систему лексиче­ских и логических упражнений.

Наибольшее значение для развития речи в период обу­чения грамоте имеет семантическая работа: наблюдения над значениями слов, уточнение значений и их оттенков. С первых дней следует приучать детей к внимательному от­ношению к слову, к поиску наиболее выразительных слов.



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.