Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2022-11-14 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Урок, являясь основной формой обучения, вбирает в себя все богатство методических средств и приемов. Разнообразие уроков в период обучения грамоте велико.
В период обучения грамоте уроки различаются по следующим признакам:
а) по основному предмету обучения — уроки чтения и уроки письма;
б) по времени, по периодам обучения — уроки подготовительного (доазбучного) периода и основного (азбучного, послеазбучного) периода;
в) по наличию или отсутствию новой темы на данном уроке
— уроки изучения нового звука и буквы или обучения письму буквы и уроки закрепления, на которых новая буква не вводится; особый тип урока
— урок повторения и обобщения; обязательным является также еженедельный урок чтения, на котором до 20 минут отводится на внеклассное чтение.
Таким образом, основные типы уроков — это уроки чтения и письма, на которых есть новая буква, новый звук, и уроки чтения и письма, на которых нового звука и новой буквы нет.
Специальных уроков проверочного типа в период обучения грамоте не проводится. Выявление знаний, их проверка осуществляется в процессе всей работы на уроке. Развитие речи также органически вплетается в уроки чтения и письма.
В структуре урока предусматриваются смены видов умственной деятельности, а также паузы: физкультминутки (2-3), «распевки», минутки юмора и загадок и т.п.
Особенности уроков чтения, развивающих читательскую самостоятельность при работе с книгой.
Работать с книгой ребенок учится с первого школьного дня на всех уроках. По азбуке дети обучаются грамоте. Читая тексты учебных книг, овладевают умением понимать прочитанное. Параллельно с обучением грамоте на уроках чтения проводятся занятия внеклассного чтения, развивающие читательскую самостоятельность при работе с книгой. Внеклассное чтение с первой учебной недели сразу же вводит первоклассников в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и формирует опыт самостоятельного чтения.
|
Процесс формирования умений и навыков самостоятельной читательской деятельности организуется поэтапно:
I класс, 1 полугодие — подготовительный этап,
I класс, 2 полугодие — начальный этап,
II-I1I классы — основной этап.
Период обучения грамоте совпадает с подготовительным этапом формирования навыков читательской самостоятельности.
Основной задачей занятий внеклассным чтением в период обучения грамоте является пробуждение и формирование у школьников интереса к детским книгам.
Особенности занятий внеклассным чтением в первом полугодии I класса (на подготовительном этапе):
1) стабильность структуры занятий;
2) определенное место и время занятий;
3) изучение на занятии только одной книги;
4) знакомство с книгой начинается с чтения, а заканчивается рассматриванием книги.
Структура занятия внеклассным чтением в период обучения грамоте такова:
1. Беседа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти первоклассников или сформулировать у них реальные представления, составляющие основу ведущих художественных образов произведения, которые детям предстоит слушать (2-3 мин.).
2. Выразительное чтение (и перечитывание) учителем избранного художественного произведения вслух (3-7 мин.).
3. Коллективное воссоздание прослушанного, размышления о прослушанном (4-6 мин.).
4. Рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, с целью его отыскания в книге (3-4 мин.).
5. Рекомендации, касающиеся возможной самостоятельной деятельности учащихся с детскими книгами, которые есть в классе или дома, во внеурочное время (1 мин.). В целом занятие внеклассным чтением на подготовительном этапе рассчитано на 20-25 минут. Это время один раз в неделю выделяется на уроке чтения.
|
Занятие внеклассным чтением всегда завершает урок обучения грамоте, что дает возможность закрепить возникшие у детей эмоции в свободном общении друг с другом и с книгой.
Особенности структуры занятия внеклассным чтением на подготовительном этапе определяются основной задачей. Пробудить и сформировать интерес к книгам можно только в том случае, если каждый ребенок привыкнет в процессе занятий самостоятельно думать над книгой, еще не умея прочесть текст помещенных в ней произведений.
Поскольку дети еще не умеют читать, занятие начинается с того, что, объяснив цель занятия, учитель читает вслух небольшое художественное произведение (сказку, загадку, рассказ, стихотворение), а дети учатся слушать и представлять прочитанное. Затем, проверив, как дети поняли и запомнили прослушанное произведение, учитель показывает им книгу, в которой произведение помещено. С этого момента и начинается приобщение учащихся к самостоятельной читательской деятельности, которая в данном случае выражается в способности думать над книгой, воспринимая ее в единстве формы и содержания.
Учащиеся осваивают простейшую связь между содержанием книги и ее внешними приметами, которая выражается через иллюстрации, заглавие книги и фамилию автора.
Рассматривание иллюстраций под руководством учителя дает возможность учащимся размышлять о прочитанном, опираясь на зрительные образы, перепроверяя этими образами свои представления, полученные при слушании текста. В процессе сопоставления текста и иллюстраций дети легко запоминают прочитанные произведения и книги в единстве формы и содержания, заинтересовываются содержанием книг, охотно рассматривают их в свободное время, пробуют читать. Следовательно, рекомендация, которой завершается любое занятие в первом полугодии, — продолжить деятельность с книгой (рассматривание книги, воспроизведение текста по иллюстрациям и т.п.) во внеурочное время, — вполне естественна и закономерна. При этом книга, которую читали рассматривали на занятии, выставляется учителем в уголке чтения.
Если дети не услышат произведения в чтении учителя и учитель не проверит, усвоили ли они содержание прочитанного, он не может дать им задание, требующее осознания связи содержания книги с ее внешними приметами. Следовательно, вывод может быть только один: менять структуру занятия внеклассным чтением, переставлять его компоненты без ущерба для процесса обучения на первом полугодии нельзя.
|
Книги во внеклассном чтении — это учебный материал.
Основные требования к книгам для чтения-рассматривания на занятиях в первом полугодии таковы:
1. Разнообразие от занятия к занятию по тематике, жанру, эмоциональной направленности, чтобы нравственный опыт учащихся путем чтения расширялся разносторонне и относительно равномерно и чтобы к концу этапа обучения дети представляли доступный круг чтения в полном объеме:
о Родине,
о подвигах,
о детях,
о животных и растениях,
сказки,
стихи.
2. Объем книги — от 8 до 30 страниц (желательны книги большеформатные).
3. Это может быть книга, содержащая одно произведение одного автора (книга-произведение) или несколько, произведений одного автора (авторский сборник). Реже — сборник произведений ряда авторов, но при условии, что фамилии авторов даны под произведениями, а не на обложке, или сборник народных сказок.
4. Оформление обложки типовое, т.е. все основные надписи (фамилия автора и заглавие) расположены на привычных местах, выполнены легко читаемым шрифтом; смысл заглавия соответствует содержанию иллюстрации на обложке.
5. Произведения для чтения вслух — художественные, относительно новые, но доступные первоклассникам по содержанию; объем текста — одна-две печатные страницы. Самому учителю эти произведения должны безусловно нравиться.
Знакомя первоклассников с детской книгой, надо соблюдать определенные правила:
1. Читать избранное произведение вслух просто, спокойно, приближаясь по интонации к естественному рассказыванию. В тексте произведения и в книге ориентироваться легко. Повторы, песенки, присказки знать наизусть. Ходить по классу во время чтения нельзя.
2. В процессе чтения вслух иллюстрации учащимся не показываются, обложка также специально не демонстрируется.
|
3.При коллективном рассматривании книги после прочтения учитель держит ее на уровне груди. Сам стоит на одном месте, лучше всего — в центре, у доски. При каждой возможности он привлекает детей к прочитыванию надписей (отдельных слов, слогов, словосочетаний). Надписи, которые прочитываются (им или детьми), сразу же показываются в книге (на обложке или в тексте).
Любой ответ с места, если он непосредственно связан с книгой, завершается тем, что ребенок по вызову учителя выходит к доске и показывает в книге ту деталь (в иллюстрации, в тексте), на которую ссылается.
Начинающего читателя-первоклассника надо приучать рассматривать книгу с обложки. Прежде всего, на первой странице обложки выделяются ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Осознается их смысл (возбуждаются все возможные ассоциации, например: знаком автор или нет; если знаком, какие книги его помнишь, и т.п.). Рассматривается иллюстрация. Содержание надписи и иллюстрации сопоставляется, ассоциации расширяются и уточняются и предположительно решается вопрос, может ли быть в этой книге знакомое или нужное произведение. Для подтверждения предположения книга перелистывается и рассматривается постранично. На страницах выделяются иллюстрации и крупные надписи заглавия, если они есть. Устанавливается — одно в этой книге произведение или несколько. Отыскивается произведение знакомое, нужное. Иллюстрации к этому произведению рассматриваются детально.
Эффективность занятия внеклассным чтением, как и любого другого занятия, определяется по тем результатам, которые свидетельствуют, что оно ощутимо продвинуло учащихся к цели и они усвоили предусмотренный программой комплекс знаний, умений и навыков.
К 4-й неделе обучения (конец сентября) учащиеся начинают проявлять интерес к детским книгам, которые учитель приносит в класс: они самостоятельно и охотно обращаются к этим книгам, листают их и рассматривают в свободное время — группами и в одиночку.
К концу первой — началу второй четверти они узнают одно и то же произведение в разных изданиях.
К 12-й неделе могут выделить из группы книг книги, написанные одним автором.
К 14-15-й неделе осознают понятие «название книги» (фамилия автора и заглавие). Учащиеся могут определить на слух, правильно ли отвечающий ученик называет книгу, и даже установить, какой части в названии книги не достает.
Чтобы достичь этих результатов, к каждому занятию внеклассным чтением надо предъявлять такие требования:
1) отбирать книги для чтения-рассматривания в строгом соответствии с данными выше рекомендациями;
2) организовать активную учебную деятельность учащихся по изучению детских книг, то есть учить детей думать над книгой, осознанно ориентироваться в ней, привлекая при этом все имеющиеся у них знания по чтению.
|
4) следить за тем, запомнили ли дети новую книгу и прослушанное произведение, заинтересовались ли им.
Дидактический материал.
1. Конспект урока чтения по теме «Звук [й], буква Й.» по программе 1-4
(Азбука, стр. 126-127)???
1. В беседе по сюжетной картинке (с. 126-127) учитель уточняет, что знают дети о правилах дорожного движения. По предметным картинкам учащиеся выполняют словарно-логическое упражнение «Транспорт» (заранее готовятся картинки с изображением автобуса, троллейбуса, трамвая, грузовика, самолета, велосипеда и т.п.)
2. С помощью схемы, помещенной на доске, анализируется слово трамвай. Дети выделяют на конце слова звук [й]. Учитель напоминает детям, что с этим звуком они уже встречались в некоторых словах: в начале слова и после гласных звук [й ] обозначается вместе с последующим гласным не двумя, а одной буквой. Это буквы Е, Я, Ё.
3. Учитель ставит цель — научиться распознавать звук [й ] в словах вне слияния — на конце слогов и слов. В названных учителем словах (сарай,хоккей, играй, сильный, шайба, линейка ) дети определяют место этого звука.
4. Дети знакомятся с буквой Й, отмечают, что она бывает в русских словах только строчной.
5. Из буквенных и слоговых карточек дети индивидуально составляют слово трамвай, которое затем преобразуют в слово трамвайный.
6. На общеклассном наборном полотне учащиеся составляют и преобразуют слова: мой — моё — моя, твой — твоё — твоя. Делается вывод: буква Йобозначает согласный звук [й ], не входящий в слияние; звук [й ] слога не образует.
7. Дети читают текст на стр. 127, по вопросам осмысливают его содержание, подбирают к тексту заголовок. Затем учащиеся читают заготовленное на доске предложение. Не играй на мостовой! к оторое может быть заголовком к разобранному тексту.
8. Подведение итогов урока.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!