Уроки чтения и письма и их типы. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Уроки чтения и письма и их типы.

2022-11-14 32
Уроки чтения и письма и их типы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок, являясь основной формой обучения, вбирает в себя все богатство методических средств и приемов. Разно­образие уроков в период обучения грамоте велико.

В период обучения грамоте уроки различаются по сле­дующим признакам:

а) по основному предмету обучения — уроки чтения и уроки письма;

б) по времени, по периодам обучения — уроки подго­товительного (доазбучного) периода и основного (азбучного, послеазбучного) периода;

в) по наличию или отсутствию новой темы на данном уроке

— уроки изучения нового звука и буквы или обучения письму буквы и уроки закрепления, на которых новая буква не вводится; особый тип урока

—  урок повторения и обобщения; обязательным яв­ляется также еженедельный урок чтения, на котором до 20 минут отводится на внеклассное чтение.

Таким образом, основные типы уроков — это уроки чте­ния и письма, на которых есть новая буква, новый звук, и уроки чтения и письма, на которых нового звука и новой буквы нет.

Специальных уроков проверочного типа в период обу­чения грамоте не проводится. Выявление знаний, их про­верка осуществляется в процессе всей работы на уроке. Развитие речи также органически вплетается в уроки чте­ния и письма.

В структуре урока предусматриваются смены видов ум­ственной деятельности, а также паузы: физкультминутки (2-3), «распевки», минутки юмора и загадок и т.п.

 

Особенности уроков чтения, развивающих читательскую самостоятельность при работе с книгой.

 

Работать с книгой ребенок учится с первого школьного дня на всех уроках. По азбуке дети обучаются грамоте. Читая тексты учебных книг, овладевают умением понимать прочитанное. Параллельно с обучением грамоте на уроках чтения проводятся занятия внеклассного чтения, развивающие читательскую самостоятельность при работе с книгой. Внеклассное чтение с первой учебной недели сра­зу же вводит первоклассников в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает сво­бодно ориентироваться в них и формирует опыт самостоя­тельного чтения.

Процесс формирования умений и навыков самостоятель­ной читательской деятельности организуется поэтапно:

I класс, 1 полугодие — подготовительный этап,

I класс, 2 полугодие — начальный этап,

II-I1I классы — основной этап.

Период обучения грамоте совпадает с подготови­тельным этапом формирования навыков читательской самостоятельности.

Основной задачей занятий вне­классным чтением в период обучения грамоте является пробуждение и формирование у школьников интереса к детским книгам.

Особенности занятий внеклассным чтением в первом полугодии I класса (на подготовительном этапе):

1) стабильность структуры занятий;

2) определенное место и время занятий;

3) изучение на занятии только одной книги;

4) знакомство с книгой начинается с чтения, а заканчи­вается рассматриванием книги.

Структура занятия внеклассным чтением в период обучения грамоте такова:

1. Беседа, предшествующая чтению вслух, позволяю­щая восстановить в памяти первоклассников или сфор­мулировать у них реальные представления, составляю­щие основу ведущих художественных образов произве­дения, которые детям предстоит слушать (2-3 мин.).

2. Выразительное чтение (и перечитывание) учителем из­бранного художественного произведения вслух (3-7 мин.).

3. Коллективное воссоздание прослушанного, размыш­ления о прослушанном (4-6 мин.).

4. Рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, с целью его отыскания в книге (3-4 мин.).

5. Рекомендации, касающиеся возможной самостоятель­ной деятельности учащихся с детскими книгами, которые есть в классе или дома, во внеурочное время (1 мин.). В целом занятие внеклассным чтением на подготови­тельном этапе рассчитано на 20-25 минут. Это время один раз в неделю выделяется на уроке чтения.

 Занятие внеклас­сным чтением всегда завершает урок обучения грамоте, что дает возможность закрепить возникшие у детей эмоции в свободном общении друг с другом и с книгой.

Особенности структуры занятия внеклассным чтением на подготовительном этапе определяются основной зада­чей. Пробудить и сформировать интерес к книгам можно только в том случае, если каждый ребенок привыкнет в процессе занятий самостоятельно думать над книгой, еще не умея прочесть текст помещенных в ней произведений.

Поскольку дети еще не умеют читать, занятие начина­ется с того, что, объяснив цель занятия, учитель читает вслух небольшое художественное произведение (сказку, загадку, рассказ, стихотворение), а дети учатся слушать и представлять прочитанное. Затем, проверив, как дети по­няли и запомнили прослушанное произведение, учитель показывает им книгу, в которой произведение помещено. С этого момента и начинается приобщение учащихся к само­стоятельной читательской деятельности, которая в данном случае выражается в способности думать над книгой, восп­ринимая ее в единстве формы и содержания.

Учащиеся осваивают простейшую связь между содержа­нием книги и ее внешними приметами, которая выражается через иллюстрации, заглавие книги и фамилию автора.

Рассматривание иллюстраций под руководством учителя дает возможность учащимся размышлять о прочитан­ном, опираясь на зрительные образы, перепроверяя этими образами свои представления, полученные при слушании текста. В процессе сопоставления текста и иллюстраций дети легко запоминают прочитанные произведения и книги в единстве формы и содержания, заинтересовываются со­держанием книг, охотно рассматривают их в свободное вре­мя, пробуют читать. Следовательно, рекомендация, кото­рой завершается любое занятие в первом полугодии, — продолжить деятельность с книгой (рассматривание книги, воспроизведение текста по иллюстрациям и т.п.) во вне­урочное время, — вполне естественна и закономерна. При этом книга, которую читали рассматривали на занятии, выставляется учителем в уголке чтения.

Если дети не услышат произведения в чтении учителя и учитель не проверит, усвоили ли они содержание прочи­танного, он не может дать им задание, требующее осозна­ния связи содержания книги с ее внешними приметами. Следовательно, вывод может быть только один: менять структуру занятия внеклассным чтением, переставлять его компоненты без ущерба для про­цесса обучения на первом полугодии нельзя.

Книги во внеклассном чтении — это учебный материал.

Основные требования к книгам для чтения-рассматрива­ния на занятиях в первом полугодии таковы:

1. Разнообразие от занятия к занятию по тематике, жанру, эмоциональной направленности, чтобы нравственный опыт учащихся путем чтения расширялся разносто­ронне и относительно равномерно и чтобы к концу этапа обучения дети представляли доступный круг чтения в полном объеме:

о Родине,

о подвигах,

о детях,

о животных и растениях,

сказки,

стихи.

2. Объем книги — от 8 до 30 страниц (желательны книги большеформатные).

3. Это может быть книга, содержащая одно произведение одного автора (книга-произведение) или несколько, произведений одного автора (авторский сборник). Реже — сборник произведений ряда авторов, но при условии, что фамилии авторов даны под произведениями, а не на обложке, или сборник народных сказок.

4. Оформление обложки типовое, т.е. все основные над­писи (фамилия автора и заглавие) расположены на привычных местах, выполнены легко читаемым шрифтом; смысл заглавия соответствует содержанию иллюстрации на обложке.

5. Произведения для чтения вслух — художественные, относительно новые, но доступные первоклассникам по содержанию; объем текста — одна-две печатные страницы. Самому учителю эти произведения должны безусловно нравиться.

 

Знакомя первоклассников с детской книгой, надо со­блюдать определенные правила:

1. Читать избранное произведение вслух просто, спо­койно, приближаясь по интонации к естественному расска­зыванию. В тексте произведения и в книге ориентироваться легко. Повторы, песенки, присказки знать наизусть. Хо­дить по классу во время чтения нельзя.

2. В процессе чтения вслух иллюстрации уча­щимся не показываются, обложка также специально не демонстрируется.

3.При коллективном рассматривании книги после прочтения учитель держит ее на уровне груди. Сам стоит на одном месте, лучше всего — в центре, у доски. При каждой возможности он привлекает детей к прочитыванию надписей (отдельных слов, слогов, словосочетаний). Над­писи, которые прочитываются (им или детьми), сразу же показываются в книге (на обложке или в тексте).

Любой ответ с места, если он непосредственно связан с книгой, завершается тем, что ребенок по вызову учителя выходит к доске и показывает в книге ту деталь (в иллюстрации, в тексте), на которую ссылается.

 

Начинающего читателя-первоклассника надо приучать рассматривать книгу с обложки. Прежде всего, на первой странице обложки выделяются ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитывают­ся. Осознается их смысл (возбуждаются все возможные ас­социации, например: знаком автор или нет; если знаком, какие книги его помнишь, и т.п.). Рассматривается иллю­страция. Содержание надписи и иллюстрации сопоставля­ется, ассоциации расширяются и уточняются и предполо­жительно решается вопрос, может ли быть в этой книге знакомое или нужное произведение. Для подтверждения предположения книга перелистывается и рассматривается постранично. На страницах выделяются иллюстрации и крупные надписи заглавия, если они есть. Устанавливается — одно в этой книге произведение или несколько. Отыски­вается произведение знакомое, нужное. Иллюстрации к этому произведению рассматриваются детально.

Эффективность занятия внеклассным чтением, как и любого другого занятия, определяется по тем результатам, которые свидетельствуют, что оно ощутимо продвинуло учащихся к цели и они усвоили предусмотренный програм­мой комплекс знаний, умений и навыков.

 

К 4-й неделе обучения (конец сентября) учащиеся на­чинают проявлять интерес к детским книгам, которые учи­тель приносит в класс: они самостоятельно и охотно обра­щаются к этим книгам, листают их и рассматривают в сво­бодное время — группами и в одиночку.

 

К концу первой — началу второй четверти они узнают одно и то же произведение в разных изданиях.

 

К 12-й неделе могут выделить из группы книг книги, написанные одним автором.

 

К 14-15-й неделе осознают понятие «название книги» (фамилия автора и заглавие). Учащиеся могут определить на слух, правильно ли отвечающий ученик называет книгу, и даже установить, какой части в названии книги не доста­ет.

Чтобы достичь этих результатов, к каждому занятию внеклассным чтением надо предъявлять такие требова­ния:

1) отбирать книги для чтения-рассматривания в строгом соответствии с данными выше рекомендациями;

2) организовать активную учебную деятельность уча­щихся по изучению детских книг, то есть учить детей думать над книгой, осознанно ориентироваться в ней, привлекая при этом все имеющиеся у них знания по чтению.

4) следить за тем, запомнили ли дети новую книгу и прослушанное произведение, заинтересовались ли им.

 


Дидактический материал.

1. Конспект урока чтения по теме «Звук [й], буква Й.» по программе 1-4

(Азбука, стр. 126-127)???

1. В беседе по сюжетной картинке (с. 126-127) учитель уточняет, что знают дети о правилах дорожного дви­жения. По предметным картинкам учащиеся выпол­няют словарно-логическое упражнение «Транспорт» (заранее готовятся картинки с изображением автобуса, троллейбуса, трамвая, грузовика, самолета, велоси­педа и т.п.)

2. С помощью схемы, помещенной на доске, анализируется слово трамвай. Дети выделяют на конце слова звук [й]. Учитель напоминает детям, что с этим звуком они уже встречались в некоторых словах: в начале слова и после гласных звук [й ] обозначается вместе с после­дующим гласным не двумя, а одной буквой. Это буквы Е, Я, Ё.

3. Учитель ставит цель — научиться распознавать звук [й ] в словах вне слияния — на конце слогов и слов. В названных учителем словах (сарай,хоккей, играй, сильный, шайба, линейка ) дети определяют место этого звука.

4. Дети знакомятся с буквой Й, отмечают, что она бывает в русских словах только строчной.

5. Из буквенных и слоговых карточек дети индивиду­ально составляют слово трамвай, которое затем пре­образуют в слово трамвайный.

6. На общеклассном наборном полотне учащиеся со­ставляют и преобразуют слова: мой — моё — моя, твой — твоё — твоя. Делается вывод: буква Йобозначает согласный звук [й ], не входящий в слияние; звук [й ] слога не образует.

7. Дети читают текст на стр. 127, по вопросам осмысли­вают его содержание, подбирают к тексту заголовок. Затем учащиеся читают заготовленное на доске пред­ложение. Не играй на мостовой!  к оторое может быть заголовком к разобранному тексту.

8. Подведение итогов урока.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.