Звук. Выделение звука из слова. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Звук. Выделение звука из слова.

2022-11-14 31
Звук. Выделение звука из слова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Анализ слова с предметной картинки, составление его схемы (повторение изученного):

Кто нарисован на картинке? (Аист).

— Повторите слово хором и определите, сколько в нем слогов?

— Начертим схему этого слова.

— Произнесите слово ("спойте") и узнайте ударный слог.

— Отметим это на схеме.

2. Выделение звука из слова:

Произнесите первый слог.

— Сколько звуков слышите в этом слоге? (Один.)

Произнесите второй слог.

Сколько звуков слышите в нем? (Несколько, три)

— В первом слоге один звук, во втором — три. Сколько звуков в полном слове? (Четыре.)

3. Знакомство со схемой.

Учитель объясняет, что звуки в схеме обозначаются клеточками:

— Это схема слова АИСТ.

Что можно сказать об этом слове? (Два слога, первый слог ударный, в первом слоге один звук, во втором — три).

 

Звуки гласные и согласные.

1. Анализ и составление схемы слова (отгадки или на­звание картинки) утка (повторение изученного):

2. Сравнение звуков:

назовите первый слог. (УТ-)

Сколько в нем звуков? (Два).

Произнесите первый звук. Второй.

— Чем отличается звук [У] от звука [Т]?

3. Ознакомление с понятиями «гласный» и «согласный»звук.

Учитель обобщает высказывания детей:

Звук [У] произносится с голосом, а звук [Т] — без голоса. При произнесении звука [У] выдыхаемый воз­дух во рту не встречает никаких преград, а при произ­несении звука [Т] преграда есть — язык смыкается с зубами.

— Те звуки, которые произносятся с голосом, а воздух при этом не встречает преград, называются гласными звуками.

— Те звуки, при произнесении которых воздух во рту встречает преграды, называются согласными звуками.

4. Обозначение гласных и согласных на схемах. Учитель объясняет, что в схемах гласные обозначаются красным цветном, а согласные пока будут оставаться белыми.

5. Понятие о слогообразующей функции гласных. Ана­лиз слов оса, ива, усы. Составление схем.

 

 

Назовите первый слог в каждом слове. (О-, И-, У-)

Сколько звуков в этих слогах?

— Какие это звуки? (Гласные).

— Почему вы так решили? Сообщение учителя:

Гласные звуки составляют слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

— Сколько слогов в первом слове? (Два.)

— Сколько значит в нем слогов? (Два.)

— Почему?

__ Один гласный мы в этом слове нашли.. Давайте найдем и второй. Какой гласный в слоге -СА?

  6. Упражнения для закрепления понятий:

а) Поднимите руку, если слово, произносимое мной, начинается с гласного звука. (Называется ряд слов.)

б) Поднимите руку, если в слове последним слышится согласный звук.

в) «Звукоподражание». Какой слышите звук?

Как рычит собака?

— Какой звук издает пчела?

— А вот ползет змея.

— Как гудит электричка?

г) Договаривание слов (с использованием предметных картинок).

Какой звук надо договорить, чтобы получилось сло­во: ЛУ... МА..., МЯ...,ЛЕ... и т.п.?

д) Сравнение слов на слух:

Чем отличается произношение слов в парах: МАЛ— МЫЛ, САША — МАША, РАНА — РАМА и т.п.

  е) Придумать и назвать слова, которые начинаются (или оканчивается) с гласного звука (или с согласного).

Слог-слияние.

1. Анализ и составление схемы слова ШАРЫ.

2. Ознакомление с понятием «слог-слияние»:

Повторите первый слог (ША-)

— Сколько в нем звуков?

Какой гласный?

— Какой согласный?

3. Сообщение учителя:

Обратите внимание, как произносится слог ША (произносит). Согласный звук и гласный тесно связа­ны, произносятся неразрывно, слитно. Такой слог на­зывается «слиянием».

4. Обозначение слияния на схеме. Учитель заменяет в схеме

 

                      первый слог моделью

5. Анализ второго слога РЫ и составление схемы всего слова:

 

 

6. Анализ различных слияний, составление схем.

7. Анализ слова шар, составление схемы:

 

 

8. Подбор слов, структура которых соответствует предлагаемым схемам:

Буква.

1. Сообщение учителя о том, что звуки на письме обоз­начаются буквами. Буквы бывают заглавными и ма­ленькими, печатными и письменными (показываются образцы букв).

2. Упражнения в узнавании букв:

а) Найти нужную букву в разрезной азбуке.

б) Найти и обвести определенную букву в тексте:

«И» —А Н И Л У О И Н И Р Ы И Г Л Б Д И

«Н» — Нина накладывает в банку малиновое варенье.

— «О» — Зайку бросила хозяйка.

            Под дождем остался зайка.

            Со скамейки слезть не смог,

            Весь до ниточки промок.

  3. Упражнения в запоминании букв:

а) Заучивание названий букв алфавита.

б) Называние букв ряда: П О Г А Н И Р Л Т М С Ы –

Пэ

Пэ О

Пэ, О, Гэ,

Пэ, О, Гэ, А и т.д.

4. Упражнения для закрепления знания названий букв и их графического образа:

а) Назови буквы-"перевертыши".

б) «Буквы спрятались».

в) Соединить одинаковые буквы линиями (дается ряд печатных и письменных букв).

Дидактический материал

Примерные варианты уроков чтения в подготовитель­ный период обучения грамоте.

Урок на тему «Звуки [о], [а], буквы О,о; А,а» (закрепление)

("Азбука", стр. 32-33,???)

1. Повторение изученных букв.

Проводится игра «Кто больше подберет слов». Учитель выставляет на наборном полотне четыре буквы: о, О; а, А. Надо вспомнить слова, начинающиеся со звуков, обозначаемых этими буквами (примерные ответы- осы, ослик, обруч, окунь, Оля, акула, Алеша, Антон и т.п.).

2. Упражнение в соотнесении букв О и А со звуками [о] и [а ].

 Сначала детям предлагается задание: на инди­видуальном наборном полотне выставить по несколько гласных букв О и А. Затем дети находят буквы О и А в классной кассе букв и слогов. По картинкам и схемам (с. 32, внизу) дети включаются в игру с буквами, которой заняты Буратино и Незнайка. Ученики рас­сматривают картинки с соответствующими им схемами (осы, арбузы и др.) и подставляют к ним буквы А и О, объясняя, какой звук слышится в том или другом слове.

3. Рассказывание сказки.

По серии картинок (на с. 33) ученики вспоминают со­держание сказки «Маша и медведь». Выясняется, к какой части сказки художник не нарисовал картинок (к началу сказки). Дети сами словесно рисуют недо­стающие картинки:

1) Девочка идет в лес.

2) Она заблудилась.

3) Девочка в медвежьей избушке. И т.д. Сказка пересказывается целиком.

4. Работа по «ленте букв».

 (На с. 33) дети находят «ленту», где изображены изученные буквы.

Какие это буквы?

— Какие звуки ими обозначаются?

— Какие звуки называются гласными?

5. Обобщение.

Дети перечисляют то, чем занимались, что узнали нового.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.