Работа над словосочетанием и предложением. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Работа над словосочетанием и предложением.

2022-11-14 29
Работа над словосочетанием и предложением. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Работа над предложением, как и над словом, начинает­ся буквально с первого урока в школе: это выделение пред­ложения из речевого потока, чтение, ответы на вопросы. В период обучения грамоте решаются следующие основные задачи работы на синтаксическом уровне:

а) осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устной речи, их со­ставление, чтение по букварю;

б) переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений к полным, от­носительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого;

в) установление простейших связей между словами в предложении, а также в словосочетаниях.

Не следует спешить с введением в речь детей новых синтаксических конструкций, но появляющиеся в де­тской речи поддерживать и обеспечивать правильность. Следовательно, в работе над предложением значительное место принадлежит исправлению недочетов, самонаблюде­нию и самоконтролю.

Поскольку учащиеся еще не располагают теоретически­ми сведениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов. Образцами служат чита­емые тексты, вопросы, речь учителя.

В период обучения грамоте роль вопросов очень вели­ка: вопрос дает основу для составления предложения. В процессе работы над предложением учащиеся усваивают термины «полный ответ», «краткий ответ». Учить полному ответу следует при работе над предложением, но не всегда нужно его требовать. Полный ответ необходим в том случае, когда нужно точное формулирование мысли при пере­сказе, описании картинки. В живой беседе с детьми воз­можны и односложные ответы, естественные для диалоги­ческой речи, имеющей вопросно-ответную форму.

 

Работа над связной речью

 

Связная речь учащихся строится на основе вопросов учителя. Так, к картинке задается вопрос: «Что случилось с детьми в лесу?» Возможные ответы:

«Дети заблудились в лесу».

«Дети пошли в лес за грибами и заблудились».

«Мальчик и девочка собирали в лесу грибы и ягоды. Они не заметили, как наступил вечер. Дети заблудились, они не знают дороги домой». Так от предложения школьники переходят к связной речи.

Связная речь в период обучения грамоте — это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказы по наблюдениям, по воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихо­творений, загадывание и отгадывание загадок, чтение ско­роговорок, рассказывание сказок и их инсценирование. Все это варианты речи эмоциональной, образной.

В практике первоклассников появляются элементы связной научной или «деловой» речи: связные ответы по звуковому анализу, некоторые рассказы по наблюдениям. Эти виды речи лишь начинают развиваться и поэтому пред­ставляют для детей существенные трудности. Упражнения в связной речи имеют место на каждом уроке как обяза­тельное звено урока.

Начинать работу над связной речью удобнее всего с кар­тинок. Так в «Азбуке» помещены сюжетные кар­тинки, которые используются для составления рассказов. Вопросы учителя служат своеобразным планом рассказа:

Где были дети?

— Что делала девочка?

Что нашел мальчик? и т. д.

Постепенно учащиеся приучаются к связному изложению более крупных закон­ченных частей с помощью объединенных вопросов: «Ска­жите сначала, когда это было, куда пошли дети, а потом, что они делали и что увидели». Полезно, чтобы перед гла­зами детей был плакат с перечнем вопросов (таблички с вопросами), помогающих составлять связный рассказ. В этом случае читающие дети смогут им пользоваться с пер­вых уроков:

 

КОГДА? ГДЕ? КТО? ЧТО?

 

Для обучения связной речи следует использовать серии картинок, по содержанию доступных учащимся. Составляя по каждой картинке 1-2 предложения, дети получают по­следовательные рассказы. В ходе подготовительной бе­седы выбираются для рассказа самые лучшие, полные предложения, устраняются неизбежные в таких случаях повторы; для придания событиям большей реальности пер­сонажи получают имена, определяется время года, место события, могут быть добавлены предложения о погоде, на­строении персонажей и т.д. Рассказ озаглавливается — так дети начинают работу над темой.

В дальнейшем дети получают задания рассказать на те­му, например: «Расскажите о том, как провели канику­лы», «Расскажите о своей любимой игрушке», «Расскажи­те о белочке» и т.п.

Важным видом речевой работы является пересказ. Пе­ресказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность тек­ста, подражают синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержание и идейный смысл рас­сказа.

Составляемый рассказ или пересказ постоянно исправ­ляются, выбираются наиболее подходящие слова, объясня­ется их значение и целесообразность выбора в данной ситу­ации, идет работа над предложением, вводятся детали, под­робности, улучшается последовательность изложения со­бытий, вводятся простейшие причинные обоснования.

Огромную роль в развитии связной речи играет занима­тельный элемент: он является органичной, неотъемле­мой частью всякой творческой работы. И пересказывая, и рассказывая, ребенок входит в роль, сопереживает героям, увлеченно ждет событий, их развязки. Поэтому в системе упражнений по развитию речи должны быть представлены инсценировки, конкурсы на лучшего чтеца, импровизация и сочинительство и т.п.

Отгадывание загадок является хорошим средством раз­вития мышления и речи. В ходе работы над загадками обо­гащается словарь, раскрываются метафоры и перифразы, идет работа над словами-признаками, вырабатывает­ся чувство ритма. Полезно упражнять детей в придумы­вании загадок.

Если дети умеют читать, полезно проводить работу по восстановлению деформированного текста. Такая же рабо­та может проводиться и на слух, но тогда используются короткие тексты.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.