Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2022-11-14 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Формирование навыков чтения и письма во многом зависит от чистоты и отчетливости звучания речи школьника. Поэтому составной частью работы по развитию речи является работа над дикцией. Это чрезвычайно важно и для обучения грамоте, и для выразительного чтения, и для орфоэпии, и для формирования орфографического навыка. Хорошая дикция зависит от гибкости артикуляционного аппарата, поэтому упражнения в развитии дикции направлены на развитие его гибкости.
Наиболее часто у первоклассников отмечаются такие недочеты произношения, как:
— вялость артикуляции;
— картавость (неправильное произношение звуков [р]и[л];
— шепелявость, сюсюканье, межзубное произношение звуков ([с], [ш], [з], [ж], [щ], [ц], [ч]).
Исправление недостатков речи иногда требует логопедической помощи и постоянной индивидуальной работы с каждым ребенком. Задача же учителя состоит в том, чтобы научить детей говорить умеренно громко, не торопясь, отчетливо произнося слова, т.е. добиться от каждого ясного произношения слов.
Приведем виды упражнений, помогающих развивать гибкость артикуляционного аппарата:
а) упражнения в громкости произношения: например, произносить слова сало — шило — сало — шило и т.д., то усиливая голос почти до крика, то ослабляя его до шепота;
б) упражнения в темпе произношения: те же слова сало
— шило произносить медленно, все убыстряя темп;
в) отработка произношения отдельных согласных звуков, особенно тех, в звучании которых есть у детей дефекты.
г) артикуляционная гимнастика;
д) упражнения на произношение трудных звукосочетаний; с этой целью используются скороговорки и чистоговорки, которые нужно проговаривать быстро, как можно быстрее, обычно по нескольку раз подряд.
|
Нужно научить детей правильному дыханию во время речи. Некоторые дети обнаруживают застенчивость, особенно в тех случаях, когда они не выговаривают чисто какие-либо звуки. В данном случае полезно хоровое произношение звуков, слов, хоровое чтение, проговаривание скороговорок хором.
В некоторых случаях дефекты речи может исправить только врач-логопед, но элементарными логопедическими умениями должен владеть также учитель, чтобы осуществлять элементы логопедической работы повседневно на уроках.
Искаженное и неясное произношение звуков речи нередко связано с нечетким их восприятием на слух, причем в этом случае могут быть еле заметные недочеты: глуховатое произнесение звонких согласных, невнятное произне-
сение близких по звучанию согласных с-ш, ж-з, ч-щ и т.п. Недочеты в различении звуков выявляются в процессе звукового анализа слов. Например, при выделении звука [ш ] из слов шуба, шапка, кошка предлагаются также слова с близкими звуками жук, жало, чай; или при выделении звука [с], кроме слов ус, сом, суп, сало даются слова зуб, замок, зонт. Если дети в дополнительных словах услышат те же звуки: [ш ] и [ с ], то это показывает, что они слабо различают Ш — Ж, С — 3, Щ — Ч и т.п.
Различение звуков речи у этих учащихся достигается в процессе упражнений (звуковой анализ, составление слов из разрезной азбуки), но для них нужно подбирать и такие слова, в которых они смогут сопоставлять смешиваемые ими звуки.
Дидактический материал.
Приемы работы в период обучения грамоте.
1. В азбучный период очень полезны такие наблюдения. Учитель произносит предложение: Шура ела кашу. — О ком говорится в предложении?
— Это девочка или мальчик?
— Как надо было бы сказать, если бы речь шла о мальчике?
2. Наблюдение над предложением: Девочка пошла в лес.
— О ком говорится в предложении?
— Что о ней говорится?
— Куда она пошла?
— А если девочка вышла, как изменится форма других слов?
|
3. Наблюдение за ролью в предложении интонации конца. Читается текст: На соревнования не явился бегун. Это грозило провалом всей команде. Вдруг протискивается к старту Быков, худой парнишка со впалой грудью.
— Куда тебе? —- спросил его один мальчик.
— Куда тебе! — сказал другой.
— Какой смысл вложен в слова первого мальчика? второго?
— С какой интонацией надо произнести слова каждого
из мальчиков?
Работа над предложением: У куста стоит аист.
— Каким по интонации является это предложение?
— Можно ли его сделать вопросительным?
— Как можно ответить на этот вопрос?
— Какая разница в вопросах:
— У куста стоит аист?
У куста стоит аист?
У куста стоит аист?
— Как ответите на каждый из этих вопросов?
4. Деление предложения на речевые такты. Можно предложить, например: Один робот умел говорить, но он не был обучен интонации и ударению. Мальчик рассыпал перья, и робот сказал:"Теперьяподнимитетоже".
— Что сказал робот?
5. Работа по восстановлению деформированных предложений.
— Составьте из слов купить, папа, Петя, пенал предложение.
— Измените порядок слов так, чтобы получить как можно больше предложений.
—Прочитайте предложения с разной интонацией так, чтобы получить как можно больше предложений.
По аналогии организуется работа с деформированным предложением, в составе которого предлагается использовать разные предлоги: сидеть, барсу, нора.
6. Задания по составлению предложений располагают очень высоким развивающим потенциалом, так как требуют сложных интеллектуальных действий и различных умений: актуализация представлений и ассоциаций ребенка; удержание в зрительной и смысловой памяти отдельных слов и предложений; установление в уме логико-смысловых и грамматических связей между словами и между предложениями. Кроме того, от ученика требуется владение на достаточно высоком уровне техникой чтения и навыками письма.
7. Наблюдения значения слова перерастают в наблюдения гнезд родственных слов:
вар ить
вар енье
по вар
по вар ешка
по вар енок
|
за вар ка
от вар
8. Развести понятия «родственные слова» и «формы слова» можно при наблюдении следующей группы слов:
стол стол
у стол а стол овая
за стол ом за стол ье
перед стол ом стол оваться
вокруг стол а стол ица
9. Наблюдение за разными формами слова в сочетаемости с одним каким-то словом:
Письменный стол
У письменного стола
За письменным столом
10. Наблюдение наименований, раскрывающих признаки предмета. В связи с этим используются загадки: Светит, а не греет. Что это такое? Ученики отвечают, что это луна, лампа, экран телевизора. Как правило, на каждый вариант отгадки учитель говорит: «Неверно!» А затем дает свой вариант: «Это — святлячок». После этого дается анализ каждого слова в загадке, сопоставление разных отгадок и делается вывод, что ответом может быть любое из предложенных слов.
Приемы,
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!