Работа над произношением и восприятием звуков речи — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Работа над произношением и восприятием звуков речи

2022-11-14 28
Работа над произношением и восприятием звуков речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Формирование навыков чтения и письма во многом за­висит от чистоты и отчетливости звучания речи школьни­ка. Поэтому составной частью работы по развитию речи является работа над дикцией. Это чрезвычайно важно и для обучения грамоте, и для выразительного чтения, и для орфоэпии, и для формирования орфографического навыка. Хорошая дикция зависит от гибкости артикуляционного аппарата, поэтому упражнения в развитии дикции на­правлены на развитие его гибкости.

Наиболее часто у первоклассников отмечаются такие недочеты произношения, как:

— вялость артикуляции;

— картавость (неправильное произношение звуков [р]и[л];

— шепелявость, сюсюканье, межзубное произношение звуков ([с], [ш], [з], [ж], [щ], [ц], [ч]).

Исправление недостатков речи иногда требует логопе­дической помощи и постоянной индивидуальной работы с каждым ребенком. Задача же учителя состоит в том, чтобы научить детей говорить умеренно громко, не торопясь, от­четливо произнося слова, т.е. добиться от каждого ясного произношения слов.

Приведем виды упражнений, помогающих развивать гибкость артикуляционного аппарата:

а) упражнения в громкости произношения: например, произносить слова сало — шило — сало — шило и т.д., то усиливая голос почти до крика, то ослабляя его до шепота;

б) упражнения в темпе произношения: те же слова сало

шило произносить медленно, все убыстряя темп;

в) отработка произношения отдельных согласных звуков, особенно тех, в звучании которых есть у детей дефекты.

г) артикуляционная гимнастика;

д) упражнения на произношение трудных звукосочетаний; с этой целью используются скороговорки и чистоговорки, которые нужно проговаривать быстро, как можно быстрее, обычно по нескольку раз подряд.

Нужно научить детей правильному дыханию во время речи. Некоторые дети обнаруживают застенчивость, осо­бенно в тех случаях, когда они не выговаривают чисто ка­кие-либо звуки. В данном случае полезно хоровое произно­шение звуков, слов, хоровое чтение, проговаривание ско­роговорок хором.

В некоторых случаях дефекты речи может исправить только врач-логопед, но элементарными логопедическими умениями должен владеть также учитель, чтобы осуществлять элементы логопедической работы повседневно на уроках.

Искаженное и неясное произношение звуков речи не­редко связано с нечетким их восприятием на слух, причем в этом случае могут быть еле заметные недочеты: глухова­тое произнесение звонких согласных, невнятное произне-

сение близких по звучанию согласных с-ш, ж-з, ч-щ и т.п. Недочеты в различении звуков выявляются в процессе зву­кового анализа слов. Например, при выделении звука ] из слов шуба, шапка, кошка предлагаются также слова с близкими звуками жук, жало, чай; или при выделении зву­ка [с], кроме слов ус, сом, суп, сало даются слова зуб, замок, зонт. Если дети в дополнительных словах услышат те же звуки: ] и [ с ], то это показывает, что они слабо различают Ш — Ж, С — 3, Щ — Ч и т.п.

Различение звуков речи у этих учащихся достигает­ся в процессе упражнений (звуковой анализ, составле­ние слов из разрезной азбуки), но для них нужно подби­рать и такие слова, в которых они смогут сопоставлять смешиваемые ими звуки.

 

       

Дидактический материал.

Приемы работы в период обучения грамоте.

1. В азбучный период очень полезны такие наблюде­ния. Учитель произносит предложение: Шура ела кашу. — О ком говорится в предложении?

— Это девочка или мальчик?

— Как надо было бы сказать, если бы речь шла о мальчике?

2. Наблюдение над предложением: Девочка пошла в лес.

О ком говорится в предложении?

— Что о ней говорится?

— Куда она пошла?

— А если девочка вышла, как изменится форма других слов?

3. Наблюдение за ролью в предложении интонации кон­ца. Читается текст: На соревнования не явился бегун. Это грозило провалом всей команде. Вдруг протискивается к старту Быков, худой парнишка со впалой грудью.

Куда тебе? —- спросил его один мальчик.

— Куда тебе! — сказал другой.

— Какой смысл вложен в слова первого мальчика? второго?

— С какой интонацией надо произнести слова каждого

из мальчиков?

Работа над предложением: У куста стоит аист.

— Каким по интонации является это предложение?

— Можно ли его сделать вопросительным?

— Как можно ответить на этот вопрос?

— Какая разница в вопросах:

— У куста стоит аист?

У куста стоит аист?

У куста стоит аист?

— Как ответите на каждый из этих вопросов?

4. Деление предложения на речевые такты. Можно предложить, например: Один робот умел говорить, но он не был обучен интонации и ударению. Мальчик рассыпал перья, и робот сказал:"Теперьяподнимитетоже".

Что сказал робот?

5. Работа по восстановлению деформированных предложений.

— Составьте из слов купить, папа, Петя, пенал предложение.

— Измените порядок слов так, чтобы получить как можно больше предложений.

—Прочитайте предложения с разной интонацией так, чтобы получить как можно больше предложений.

По аналогии организуется работа с деформированным предложением, в составе которого предлагается использо­вать разные предлоги: сидеть, барсу, нора.

6. Задания по составлению предложений располагают очень высоким развивающим потенциалом, так как требуют сложных интеллектуальных действий и различных умений: актуализация представлений и ассоциаций ребенка; удержа­ние в зрительной и смысловой памяти отдельных слов и пред­ложений; установление в уме логико-смысловых и граммати­ческих связей между словами и между предложениями. Кро­ме того, от ученика требуется владение на достаточно высо­ком уровне техникой чтения и навыками письма.

7. Наблюдения значения слова перерастают в наблюде­ния гнезд родственных слов:

                                          вар ить

                                          вар енье

                                      по вар

                                      по вар ешка

                                      по вар енок

                                       за вар ка

                                       от вар

8. Развести понятия «родственные слова» и «формы сло­ва» можно при наблюдении следующей группы слов:

                      стол                                                    стол

                   у стол а                                              стол овая

                  за стол ом                                        за стол ье

            перед стол ом                                            стол оваться

           вокруг стол а                                             стол ица

9. Наблюдение за разными формами слова в сочетаемо­сти с одним каким-то словом:

Письменный стол

У письменного стола

За письменным столом

10. Наблюдение наименований, раскрывающих призна­ки предмета. В связи с этим используются загадки: Све­тит, а не греет. Что это такое? Ученики отвечают, что это луна, лампа, экран телевизора. Как правило, на каж­дый вариант отгадки учитель говорит: «Неверно!» А затем дает свой вариант: «Этосвятлячок». После этого дается анализ каждого слова в загадке, сопоставление разных от­гадок и делается вывод, что ответом может быть любое из предложенных слов.

Приемы,


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.