Этапы формирования навыка чтения. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Этапы формирования навыка чтения.

2022-11-14 47
Этапы формирования навыка чтения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В качестве основной единицы чтения выступает слог. С самых первых шагов учащиеся получают установку на чте­ние слов слогами. Дети учатся читать слова, опознавая слоги следующих типов:

— слог, образованный одним гласным (Г) — о-кунь;

слог-слияние (С) — о-са\

слоги, образованные слиянием с примыкающими согласными (СГС, ССГС, СГСС) — кот, стул куст;

закрытые слоги (ГС) — он и т.д.

На начальных ступенях овладения механизмом слого­вого чтения внимание детей фиксируется на слоговом и звуко-буквенном составе читаемых слов посредством раз­личных графических обозначений. Принципиально важно с первых шагов формирования на­чального навыка чтения вооружить учеников правильным набором зрительно воспринимаемых ориентиров;

В качест­ве важнейших ориентиров выступают такие графические средства письменной речи, как гласные и согласные буквы, различные их сочетания, мягкий и твердый знаки, пробелы между словами, знак ударения и знаки препинания.

Обучение чтению с самого начала на словах, имеющих различную слоговую структуру, способствует практиче­скому усвоению детьми позиционного принципа чтения, слоговой принцип русской графики можно охарактеризо­вать как позиционный принцип письма и чтения: при письме и чтении учитывается позиция букв в слове по их отношению к соседним буквам, в том числе и к пробелу».

Гласные буквы являются ориентирами в изолированной позиции, в начале слова и в начале слога, например: У Нины ноты. Окуни. Маяк. Для прочтения в этом случае достаточно опознать гласную букву.

Для прочтения согласных букв ориентирами являются последующие буквы или пробел между словами:

— если после согласной буквы идет пробел, то произно­сится соответствующий твердый согласный звук;

— если после согласной буквы следует буква Ь, то про­износится соответствующий мягкий согласный звук;

— если после согласной буквы находится гласная, то, не произнося согласного звука, необходимо по гласной букве определить, является он твердым или мягким (И, Е, Е, Ю, Я — показатели мягкости предшествующих согласных), и произнести оба звука слитно, сразу.

— если после согласной буквы согласная, то необходи­мы дальнейшая ориентировка на последующие буквы (как гласные так и согласные) и воспроизведение зву­ков, обозначенных ими, в одном произносительном комплексе.

При всем многообразии графических ориентиров особое место среди них занимает СГ. Поэтому особое значение в обучении грамоте имеет овладение детьми навыком без­ошибочного чтения слога-слияния: при его прочтении в наибольшей мере вырабатывается у детей умение отличать одну букву от другой, быстро соотносить звук и букву и, наоборот, букву и звук, четко разграничивать буквы, обоз­начающие согласные и гласные звуки

 

  На первом этапе чтение должно быть слоговым. Овладение слоговым чтением основывается на слого-звуковом анализе и синтезе.

Второй этап формирования навыка чтения связан с чтением слов. Учащиеся читают слова сначала по слогам затем с ударением. На этом этапе дети переходят к чтению целыми словами на основе фонетического ударения. Разъ­ясняются правила орфоэпического чтения.

Следующий этап формирования навыка чтения характеризуется чтением предложений. При этом ученик нередко теряет строчку, ему приходится возвращаться, перечитывать слова и слоги. Но эта трудность исчезает по мере того, как расширяется «поле чтения» ребенка.

 

На любом этапе формирования навыка чтения следует уделять внимание сознательности и выразительности чтения. Понимание прочитанного проверяется с помощью воп­росов. Этой же цели служат беседы — как подготовительные, проводимые до чтения, так и по прочитанному тексту.

 

На первых ступенях аналитического чтения выразитель­ность невозможна, так как дети не могут в достаточной степени выделить ударные слоги, передать интонацию за­конченности, вопроса и т.п. Поэтому на этапе аналитиче­ского чтения рекомендуется повторное, целостное и орфо­эпическое чтение, которое приучает к правильным интона­циям, к выразительности, способствует сознательности чтения.

 

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

 

К концу основного периода школьники должны владеть;

следующими важнейшими умениями:

1) свободно и правильно произносить все звуки как вне слова, так и в слове в сильных и слабых позициях;

2) определять звуковой состав слов, последовательность звуков в слове, разделять слово на слоги, указывать ударный слог;

3) составлять слова из букв разрезной азбуки, а также записывать слова, если в них нет существенных расхож­дений звукового и буквенного состава;

4) различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие; называть пары звонких и глухих согласных;

5) знать все буквы; соотносить их со звуками (уметь читать в разных позициях);

6) читать слогами, то есть владеть слоговым чтением всех основных типов слогов в двусложных, трехслож­ных, четырехсложных словах, доступных для понима­ния;

7) соблюдать основные орфоэпические нормы при по­вторном прочтении слов и текстов, делать паузы и логи­ческие ударения в простейших случаях, соблюдать про­стейшие интонации;

8) понимать прочитанное — как отдельные слова, так и предложения и текст; отвечать на вопросы по прочитан­ному ', пересказывать прочитанное, выполнять логиче­ские операции сравнения, группировки, обобщения и некоторые другие;

9) читать наизусть небольшие стихотворения.

 

Дидактический материал.

        1. Урок на тему «Буквы Е, е» (Азбука, стр. 74-75) ???

1. Повторение всех изученных гласных букв.

2. Изучение новой буквы.

Учитель сообщает детям, что на уроке они узнают особую гласную букву, хитрую. Предлагается назвать деревья, изображенные на предметной картинке (с. 74). Затем проводится слого-звуковой анализ слова ели:

 _ Произнесите слово по слогам,

--Сколько слышите слогов?

--Скажите только первый слог. Произнесите его протяжно, чтобы услышать, сколько звуков в первом слоге ( Одновременно учитель открывает схему слова доске).

--Смотрите на первую часть схемы, она поможет вам ответить, сколько звуков в первом слоге.

Выясняется, что первый слог состоит из двух звуков, образовавших слияние [йэ]. Учитель сообщает, что такой слог принято обозначать не двумя буквами, а одной,и показывает букву Е.

--Почему же букву Е можно назвать хитрой?

3 .Работа с разрезной азбукой.

а) --Сейчас мы прочитаем и составим слово ели (одновременно на наборном полотне выставляет букву Е).Детям пре длагается посмотреть на схему слова ели и сказать, какой слог надо добавить к имеющейся уже букве Е, чтобы получилось полное слово. Вызванный ученик подставляет слоговую карточку ЛИ. Дети читают получившееся слово.

б)Дети читают слова высоки и красивы, заранее составленные учителем на наборном полотне. Затем предлагается добавить справа по букве Е. Выясняется, какие слова получились. Дети прочитывают их.

 в) Проводится работа по составлению предложения: в слове ели маленькая буква заменяется заглавной, меж­ду словами высокие и красивые вставляется маленькое слово и, а в конце предложения ставится точка. Дети читают получившееся предложение : Ели высокие и кра­сивые.

4. Упражнение в чтении слов.

В «Азбуке» дети читают столбики слов с вспомогатель­ными пометами (с. 74). Проводится работа над значени­ем слов еловые, воет, роет. Со словом роет составляет­ся предложение.

Делается вывод: чтобы прочитать букву Е, ее надо просто назвать, произнеся сочетание двух звуков [ йэ ].

5. Работа над текстом и иллюстрацией.

Дети читают текст и соотносят его с картинкой (с. 75). Предлагается рассмотреть левую часть картинки и от­ветить на вопросы: Что делали дети?Что делала девоч­ка? Что делал мальчик?

Затем предлагается прочитать слова на с. 75, вверху. Проводится работа над омонимичными формами слов: ель — ели, есть — ели.

6. Обобщение.

2. Урок чтения в 1 классе (программа 1-4) на тему, «Буква Ю — показатель мягкости предшествующего, согласного в слоге-слиянии».

1. Учитель сообщает, что на уроке дети узнают новое о букве Ю. С опорой на схему устанавливается слого­вой состав слова клюшка, внимание детей привлека­ется к слиянию согласного с гласным [л'у ] в первом слоге. Учитель сообщает: «Для обозначения звука [у ] и мягкости предшествующего согласного используется буква Ю».

2. На наборном полотне учитель выставляет несколько слоговых карточек — слогов-слияний с гласной буквой Ю: ЛЮ, НЮ, РЮ, ДЮ, ТЮ. Учащиеся читают их и договаривают до целых слов.

3. Из разрезной азбуки составляется слово клюшка, Особое внимание привлекается к тому, почему после буквы Л надо поставить букву Ю, а не У: надо обозначить мягкость согласного звука [л' ].

4. Чтение рассказа о хоккее (стр. 136). Смысловой анализ текста.

5. Составление рассказа о зимних играх и занятиях спортом по аналогии с прочитанным. Выбор заголовка к рассказу.

6. Чтение стихотворения на стр. 137.

7. Работа по «ленте букв»: повторение гласных.

 

 


МЕТОДИКА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ.

 

Чистописание входило в цикл предметов искусств. Учи­теля чистописания одновременно были учителями рисова­ния и черчения. Важно было писать красиво и скоро..

Вплоть до начала 70-х годов нашего столетия в русской начальной школе были приняты шрифты, сохранявшие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма: волосные и нажимные линии, большие и малые пламевидные линии, различного рода загибы с точками и другие сложные фигуры, которые отнимали у учащихся много времени и сил, а затем забывались, так как современ­ные авто- и шариковые ручки не пригодны для тонкостей старой каллиграфии.

В результате длительных обсуж­дении были одобрены шрифты, которые используются в современных учебных книгах.

Современные шрифты рассчитаны на безнажимное письмо, что способствует различению букв при чтении и письме. Новые шрифты основываются на ритми­ческих движениях руки при письме.

Очень важное свойство современного письма — его безотрывностъ. Этому способствует:

— почти полное отсутствие надстрочных знаков;

— такое начертание большинства букв, которое не тре­бует отрыва руки от бумаги;

— шрифты, разработанные в расчете на безотрывное, единое написание слогов и слов.

Методы обучения письму.

 

В системе обучения письму получили распространение методы: копировальный,

Линейный,

Генетический,

ритми­ческий,

Метод Карстера.

Копировальный метод заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом. Но об­ведение готовых образцов не ведет овладению почерком, оно построено на механическом, притуп­ляющем ум упражнении.

В основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обучению — точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины, буквы и ее частей. Это давало возможность писать буквы и слова, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма, наклон, расстояние между элементами

Генетический метод заключается в том, что буквы изу­чаются в порядке от графически простой по форме к графи­чески более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.

Ритмический (тактический) метод — это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. При ограниченном применении ритмический метод повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скоро­сти письма. Он удобен для работы со всем классом, но при длительном и постоянном применении такого способа дети быстро утомляются.

МетодКарстера заключается в прописывании специ­альных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Упражнения расчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, простран­ством листа и развития свободы и легкости движения руки,многие расчерки сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения ус­пешно используются и для обучения детей.

В практике широкого обучения ни один из рассмотрен­ных методов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумно­го сочетания этих способов на определенных этапах обуче­ния письму.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.