Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2022-11-14 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основным учебным пособием по обучению грамоте является «Азбука», Опираясь на его содержание, учитель организует деятельность учащихся, используя различные приемы и виды упражнений.
Таблицы слогов-слияний помогают учащемуся осознать роль новой буквы, ее место, звуковое соответствие в составе слогов СГ, чтобы уметь читать их слитно, воспринимая слияние как «цельный графический элемент». Планируя работу с таблицей, можно пользоваться азбукой или выписывать ее на доске. Используя таблицу слогов-слияний, можно предложить:
1) Прочитать слоги сверху вниз и наоборот;
2) Прочитать слоги с твердыми или мягкими согласными, объяснив причину различного прочтения;
3) Прочитать слоги с глухим или звонким согласным;
4) Прочитать слог и договорить его до полного слова;
5) Прочитать последовательно 2-3 слога так, чтобы получилось слово;
6) Показать и прочитать слог (слоги), которые услышали
в произнесенных словах и др.
Столбики слов служат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и буквой. Своеобразие слов в столбиках в том, что в них дано членение слов на части-ориентиры, например:
COC /НЫ КУ/С/Т СА/НИ/ТА/Р
Иногда даются примеры словоизменения и словообразования, например:
СТОЛ — СТУЛ, СТОЛ — СТОЛЫ, СТОЛ — СТОЛИК, РОС —ВЫРОС.
Используя столбики слов, можно провести различные упражнения в чтении:
1) Чтение слов с предварительным их анализом по графическим пометам:
— Сколько слогов в слове?
— Прочитать слияния.
— Прочитать первый слог, затем второй (третий).
— Прочитать слово целиком.
2) Чтение слов и объяснение их лексического значения.
3) Чтение слов в прямом и обратном порядке.
4) Выборочное чтение слов:
|
— имена людей;
— клички животных;
— название профессий (деревьев, инструментов и т.п.);
— слова, обозначающие один или много предметов;
— пары слов противоположных по значению и т.д.
5) Прочитать слова, отличающиеся одной буквой, одним слогом.
6) Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов.
7) Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет в лесу?», «Кто живет в зоопарке?» и т.п.
Использование различных приемов чтения слов помогает избежать заучивания их наизусть и механического повторения, то есть обеспечивает сознательность прочтения.
Связные тексты, помещенные в азбуке, необходимо прочитывать несколько раз так, чтобы каждый из них был прочитан по слогам, целыми словами и по предложениям. Текст служит как для смыслового анализа прочитанного, так и для его структурного анализа (установление количества предложений в тексте, количества слов в отдельных предложениях, отыскивание слов с изученной новой буквой.) Текст с первого раза читается самими детьми. В связис повторным чтением и анализом текстов могут проводиться различного рода упражнения и работы творческого характера:
1) Чтение по предложениям «цепочкой»;
2) Выборочное чтение предложений в качестве ответов на вопросы, подписей к картинкам;
3) Пересказ прочитанного объемного текста;
4) Придумывание названия рассказу;
5) Рассказывание по аналогии;
6) Чтение текста и работа над выразительностью;
7) Ответы на вопросы по содержанию в целях проверки сознательности чтения;
8) Чтение текста после беседы по сюжетной картинке. Составление продолжения текста.
9) Чтение текста и лексическая работа.
Сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста, организации работы по развитию связной речи детей.
Используя сюжетные картинки, можно провести различные упражнения:
1) Ответы на вопросы (беседа);
2) Составление предложений;
3) Составление связных текстов.
Серии сюжетных картинок используют для составления предложений по каждой из них, а затем объединение всех предложений в связный рассказ.
|
Предметные картинки имеют разное назначение, но всегда связаны с тематикой текстового материала. Одни из них предназначены для звуковой работы. Тогда их используют так:
— называют изображенный предмет и анализируют звуковой состав слова;
— называют предметы и сравнивают звучание слов, определяя наличие изученного звука (звуков).
Другие предметные картинки несут в себе возможности для лексической работы. В этих случаях:
-называют предмет и объясняют его назначение;
-называют предмет и раскрывают его понятие;
-наблюдают явления многозначности слов;
-сравнивают слова, являющиеся названиями предметов или признаков, и наблюдают за синонимами или антонимами.
Группы предметных картинок служат для словарно-логических упражнений:
— различие родо-видовых понятий (Каким одним словом можно назвать все предметы?);
— упражнения в классификации (Какой предмет лишний и почему?)
— сопоставление слова со звуковой схемой;, — обобщение (Чьи это вещи? Где растут эти деревья?).
Схемы-модели, встречающиеся на первых же страницах используются для аналитико-синтетической работы:
— звуковой анализ слов с опорой на данную схему;
— звуковой анализ слов и составление схемы;
— сопоставление звукового состава слова с несколькими схемами и выбор соответствующей;
— анализ структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы;
— чтение предложений, часть которых обозначена схемой, т.е. «дочитывание» предложений;
— составление предложений по схемам.
Во второй части азбуки количество схем-моделей значительно уменьшается, но работа с ними должна продолжаться, при этом используются таблицы или подвижные модели.
Методика работы по отгадыванию ребусов зависит от характера:
— перестановка букв в соответствии с цифрами, прочтение и сравнивание звукового состава слов;
— прибавление к слову, или исключение из него буквы (слога), прочтение и сравнение, объяснение лексического значения слов;
— замена буквы (слога) в слове, прочтение и объяснение значения слов;
— составление слов из «рассыпных» букв или слогов;
— составление и чтение «цепочки» слов, где последний слог предыдущего слова является первым следующего слова.
|
Лента букв, помещенная на многих страницах букваря, может быть выполнена в увеличенном масштабе для организации фронтальной работы с классом. Это пособиеможет использоваться на этапе закрепления нового звука и буквы, при этом задания могут быть различными:
— назови все буквы;
— назови гласные (согласные);
— назови гласные, обозначающие мягкость согласного звука;
— назови согласные, которые всегда твердые (мягкие, звонкие, глухие);
— назови парные согласные;
— назови буквы, которые не обозначают звука;
— назови звуки, которые могут быть обозначены данной буквой.
Разнообразие существующих приемов и видов упражнений позволяет отобрать на урок те из них, которые в большей степени отвечают теме и характеру изучаемого материала, а также уровню подготовленности класса.
Требования к урокам обучения грамоте.
Разнообразие уроков в период обучения грамоте очень велико, однако могут быть выделены общие основные требования ко всем урокам чтения или письма и их отдельные типы.
Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специальные.
Общедидактические требования:
а) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока; какие нравственные качества будут развиваться на данном уроке;
б) ясность учебной цели урока: что нового дети узнают, чему научатся, какие навыки и умения будут развивать, какова стадия развития этих умений и навыков, какова будет степень самостоятельности детей на уроке, каков будет уровень их познавательной активности, их мыслительного развития, какова будет степень завершенности темы и т.п.;
в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы;
г) разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов работы, вариативность работы надматериалом, зависимость выбора методических средств от характера материала и задач обучения, доступность методики — ее занимательный и игровой характер;
д) организация всех учащихся на работу в соответствии с их возможностями,.на достаточно высоком уровне их знаний, умений и их мыслительного развития; дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся в процессе урока; наличие обратной связи (от учащихся — к учителю) на всех этапах урока;
|
е) обучение учащихся приемам умственного труда («учить учащихся учиться»), тем умениям, которые являются необходимым условием успешного обучения в школе;
ж) обязательны также некоторые другие дидактические требования: научность, доступность материала, систематичность и последовательность обучения и т.д.
Специфика предмета «русский язык» на уроках выражается в следующих конкретно-методических требованиях:
а) неотъемлемым условием урока русского языка является забота учителя о речевой среде: на уроке правильная с литературной точки зрения, выразительная, образная, точная, логичная речь, то есть произведения писателей — мастеров художественного слова, звукозаписи из фонотеки; на уроке царит атмосфера культуры речи. Все, что вывешивается в классе на стенах, на досках, безусловно грамотно, образцово и по содержанию, и по оформлению; каждый урок воспитывает «языковое чутье», любовь к родному языку, к живому, яркому, выразительному слову;
б) на каждом уроке как чтения, так и письма обязательно должна иметь место работа по развитию речи учащихся: обогащение, уточнение и активизация словаря, составление и анализ предложений, работа над словосочетанием, устное рассказывание, пересказ, чтение наизусть, драматизация и т.п.; чаще всего эти виды работы тесно переплетены с другими — со звуковым анализом и синтезом, с чтением, письмом и т.д.;
в) на каждом уроке чтения и письма необходимыми элементами являются также разнообразные приемы звукового и буквенного анализа и синтеза — подготовка к чтению или, особенно, письму, а также самостоятельные упражнения;
г) непосредственная работа по формированию умений и навыков чтения иписьма должна занимать на уроках преобладающее место — примерно 2/3 урока по времени; это значит, что на уроках чтения нужно, в основном, читать, на уроках письма — писать (в объем понятия «читать» входит подготовительная работа перед чтением, а также анализ содержания прочитанного, то есть работа над сознательностью чтения; это же можно сказать и о понятии «писать»);
д) на каждом уроке чтения и письма используется образцовый языковой материал — наряду с текстами «Азбуки», составленными, как правило, искусственно (из тех слов, которые первоклассники в состоянии прочесть), для устной работы берутся тексты К.Чуковского, С.Маршака, А. Барто,
Е. Чарушина и других детских писателей; так осуществляется связь классного чтения с внеклассным, чтения со слушанием;
|
е ) уроки чтения и письма преемственно связаны и представляют собой неразрывное единство: урок чтения подготавливает школьников к уроку письма, а урок письма служит продолжением предшествующего урока чтения (в расписании уроков соблюдается такая последовательность).
Таковы общие основные требования к урокам.
Дидактический материал.
Виды словарно-логических упражнений с предметными картинками..
Упражнения с группой предметных картинок классифицируются по основным признакам:
— по характеру языкового материала (фонетика, лексикология, грамматика и т.п.),
— по характеру умственной деятельности (анализ, синтез, классификация, группировка, сравнение, сопоставление и т.п.).
Задания:
1. Сформулируйте задания или вопросы различного типа, используя группу предметных картинок, подобранную вами.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!