Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов, различной методической направленности — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов, различной методической направленности

2022-11-14 28
Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов, различной методической направленности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основным учебным пособием по обучению грамоте яв­ляется «Азбука», Опираясь на его содержа­ние, учитель организует деятельность учащихся, исполь­зуя различные приемы и виды упражнений.

Таблицы слогов-слияний помогают учащемуся осоз­нать роль новой буквы, ее место, звуковое соответствие в составе слогов СГ, чтобы уметь читать их слитно, воспри­нимая слияние как «цельный графический элемент». Пла­нируя работу с таблицей, можно пользоваться азбукой или выписывать ее на доске. Используя таблицу слогов-слияний, можно предложить:

1) Прочитать слоги сверху вниз и наоборот;

2) Прочитать слоги с твердыми или мягкими согласными, объяснив причину различного прочтения;

3) Прочитать слоги с глухим или звонким согласным;

4) Прочитать слог и договорить его до полного слова;

5) Прочитать последовательно 2-3 слога так, чтобы получилось слово;

6) Показать и прочитать слог (слоги), которые услышали

в произнесенных словах и др.

Столбики слов служат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и буквой. Своеобразие слов в столбиках в том, что в них дано членение слов на части-ориентиры, например:

COC /НЫ КУ/С/Т СА/НИ/ТА/Р

Иногда даются примеры словоизменения и словообразова­ния, например:

СТОЛ — СТУЛ, СТОЛ — СТОЛЫ, СТОЛ — СТОЛИК, РОС —ВЫРОС.

 

Используя столбики слов, можно провести различные упражнения в чтении:

1) Чтение слов с предварительным их анализом по гра­фическим пометам:

Сколько слогов в слове?

— Прочитать слияния.

— Прочитать первый слог, затем второй (третий).

— Прочитать слово целиком.

2) Чтение слов и объяснение их лексического значения.

3) Чтение слов в прямом и обратном порядке.

4) Выборочное чтение слов:

имена людей;

— клички животных;

— название профессий (деревьев, инструментов и т.п.);

— слова, обозначающие один или много предметов;

— пары слов противоположных по значению и т.д.

5) Прочитать слова, отличающиеся одной буквой, од­ним слогом.

6) Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов.

7) Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет в лесу?», «Кто живет в зоопарке?» и т.п.

Использование различных приемов чтения слов помога­ет избежать заучивания их наизусть и механического по­вторения, то есть обеспечивает сознательность прочтения.

Связные тексты, помещенные в азбуке, необходимо прочитывать несколько раз так, чтобы каждый из них был прочитан по слогам, целыми словами и по предложениям. Текст служит как для смыслового анализа прочитанного, так и для его структурного анализа (установление количества предложений в тексте, количества слов в отдельных предложениях, отыскивание слов с изученной новой бук­вой.) Текст с первого раза читается самими детьми. В   связис повторным чтением и анализом текстов могут проводиться различного рода упражнения и работы творческого характера:

1) Чтение по предложениям «цепочкой»;

2) Выборочное чтение предложений в качестве ответов на вопросы, подписей к картинкам;

3) Пересказ прочитанного объемного текста;

4) Придумывание названия рассказу;

5) Рассказывание по аналогии;

6) Чтение текста и работа над выразительностью;

7) Ответы на вопросы по содержанию в целях проверки сознательности чтения;

8) Чтение текста после беседы по сюжетной картинке. Составление продолжения текста.

9) Чтение текста и лексическая работа.

Сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста, организации работы по развитию связ­ной речи детей.

 Используя сюжетные картинки, можно провести различные упражнения:

1) Ответы на вопросы (беседа);

2) Составление предложений;

3) Составление связных текстов.

Серии сюжетных картинок используют для состав­ления предложений по каждой из них, а затем объединение всех предложений в связный рассказ.

Предметные картинки имеют разное назначение, но всегда связаны с тематикой текстового материала. Одни из них предназначены для звуковой работы. Тогда их исполь­зуют так:

— называют изображенный предмет и анализируют звуковой состав слова;

— называют предметы и сравнивают звучание слов, определяя наличие изученного звука (звуков).

Другие предметные картинки несут в себе возможности для лексической работы. В этих случаях:

-называют предмет и объясняют его назначение;

-называют предмет и раскрывают его понятие;

-наблюдают явления многозначности слов;

-сравнивают слова, являющиеся названиями предметов или признаков, и наблюдают за синонимами или антонимами.

Группы предметных картинок служат для словарно-логических упражнений:

— различие родо-видовых понятий (Каким одним сло­вом можно назвать все предметы?);

упражнения в классификации (Какой предмет лиш­ний и почему?)

— сопоставление слова со звуковой схемой;, — обобщение (Чьи это вещи? Где растут эти деревья?).

Схемы-модели, встречающиеся на первых же страни­цах используются для аналитико-синтетической работы:

— звуковой анализ слов с опорой на данную схему;

— звуковой анализ слов и составление схемы;

— сопоставление звукового состава слова с несколькими схемами и выбор соответствующей;

— анализ структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы;

— чтение предложений, часть которых обозначена схе­мой, т.е. «дочитывание» предложений;

— составление предложений по схемам.

 

Во второй части азбуки количество схем-моделей зна­чительно уменьшается, но работа с ними должна продол­жаться, при этом используются таблицы или подвижные модели.

Методика работы по отгадыванию ребусов зависит от характера:

— перестановка букв в соответствии с цифрами, прочте­ние и сравнивание звукового состава слов;

— прибавление к слову, или исключение из него буквы (слога), прочтение и сравнение, объяснение лексиче­ского значения слов;

— замена буквы (слога) в слове, прочтение и объясне­ние значения слов;

— составление слов из «рассыпных» букв или слогов;

— составление и чтение «цепочки» слов, где последний слог предыдущего слова является первым следующе­го слова.

Лента букв, помещенная на многих страницах буква­ря, может быть выполнена в увеличенном масштабе для организации фронтальной работы с классом. Это пособиеможет использоваться на этапе закрепления нового звука и буквы, при этом задания могут быть различными:

— назови все буквы;

— назови гласные (согласные);

— назови гласные, обозначающие мягкость согласного звука;

— назови согласные, которые всегда твердые (мягкие, звонкие, глухие);

— назови парные согласные;

— назови буквы, которые не обозначают звука;

— назови звуки, которые могут быть обозначены данной буквой.

Разнообразие существующих приемов и видов упраж­нений позволяет отобрать на урок те из них, которые в большей степени отвечают теме и характеру изучаемого материала, а также уровню подготовленности класса.

 

 

Требования к урокам обучения грамоте.

 

Разнообразие уроков в период обучения грамоте очень велико, однако могут быть выделены общие основные тре­бования ко всем урокам чтения или письма и их отдельные типы.

Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специаль­ные.

  Общедидактические требования:

а) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока; какие нравственные качества будут развиваться на данном уроке;

б) ясность учебной цели урока: что нового дети узнают, чему научатся, какие навыки и умения будут разви­вать, какова стадия развития этих умений и навыков, какова будет степень самостоятельности детей на уро­ке, каков будет уровень их познавательной активно­сти, их мыслительного развития, какова будет степень завершенности темы и т.п.;

в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы;

г) разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов работы, вариативность работы надматериалом, зависимость выбора методических средств от характера материала и задач обучения, доступность методики — ее занимательный и игровой характер;

д) организация всех учащихся на работу в соответствии с их возможностями,.на достаточно высоком уровне их знаний, умений и их мыслительного развития; диффе­ренцированный и индивидуализированный подход к учащимся в процессе урока; наличие обратной связи (от учащихся — к учителю) на всех этапах урока;

е) обучение учащихся приемам умственного труда («учить учащихся учиться»), тем умениям, которые являются необходимым условием успешного обучения в школе;

ж) обязательны также некоторые другие дидактические требования: научность, доступность материала, сис­тематичность и последовательность обучения и т.д.

 Специфика предмета «русский язык» на уроках выражается в следующих конкретно-методических требованиях:

а) неотъемлемым условием урока русского языка является забота учителя о речевой среде: на уроке правильная с литературной точки зрения, выразительная, образная, точная, логичная речь, то есть произведения писателей — мастеров художественного слова, звукозаписи из фонотеки; на уроке царит атмосфера культуры речи. Все, что вывешивается в классе на стенах, на досках, безусловно грамотно, образцово и по содержанию, и по оформлению; каждый урок воспитывает «языковое чутье», любовь к родному языку, к живому, яркому, выразительному слову;

б) на каждом уроке как чтения, так и письма обязательно должна иметь место работа по развитию речи учащихся: обогащение, уточнение и активизация словаря, со­ставление и анализ предложений, работа над словосо­четанием, устное рассказывание, пересказ, чтение на­изусть, драматизация и т.п.; чаще всего эти виды работы тесно переплетены с другими — со звуковым анализом и синтезом, с чтением, письмом и т.д.;

в) на каждом уроке чтения и письма необходимыми эле­ментами являются также разнообразные приемы зву­кового и буквенного анализа и синтеза — подготовка к чтению или, особенно, письму, а также самостоятельные упражнения;

г) непосредственная работа по формированию умений и навыков чтения иписьма должна занимать на уроках преобладающее место — примерно 2/3 урока по времени; это значит, что на уроках чтения нужно, в основном, читать, на уроках письма — писать (в объем понятия «читать» входит подготовительная работа перед чтением, а также анализ содержания прочитанного, то есть работа над сознательностью чтения; это же можно сказать и о понятии «писать»);

д) на каждом уроке чтения и письма используется образ­цовый языковой материал — наряду с текстами «Азбуки», составленными, как правило, искусственно (из тех слов, которые первоклассники в состоянии прочесть), для устной работы берутся тексты К.Чуковского, С.Маршака, А. Барто,

Е. Чарушина и других детских писателей; так осуществляется связь классного чтения с внеклассным, чтения со слушанием;

е ) уроки чтения и письма преемственно связаны и пред­ставляют собой неразрывное единство: урок чтения подготавливает школьников к уроку письма, а урок письма служит продолжением предшествующего урока чтения (в расписании уроков соблюдается такая после­довательность).

Таковы общие основные требования к урокам.

Дидактический материал.

Виды словарно-логических упражнений с предметными картинками..

Упражнения с группой предметных картинок классифицируются по основным признакам:

— по характеру языкового материала (фонетика, лек­сикология, грамматика и т.п.),

— по характеру умственной деятельности (анализ, син­тез, классификация, группировка, сравнение, сопоставле­ние и т.п.).

Задания:

1. Сформулируйте задания или вопросы различного типа, используя группу предметных картинок, подобранную вами.


ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.