Порядок обучения целостному восприятию предметов — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Порядок обучения целостному восприятию предметов

2022-09-01 32
Порядок обучения целостному восприятию предметов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

От знакомых предметов к новым. Сначала ребенку предлагают для более целенаправленного и осознанного восприятия уже знако- мые предметы и игрушки, а затем новые.

От простых предметов к сложным. Сначала в играх и на за- нятиях используются простые предметы и игрушки — узнаваемой формы, цельные или с небольшим количеством частей, неслож- ные в использовании. Затем становится возможным предлагать более сложные предметы и игрушки — сложной формы, состоя- щие из большего количества частей и деталей, с более сложными функциями.

От целого предмета к его частям. В начале работы по форми- рованию целостного образа предметов изучаются простые цельные предметы и игрушки (например, мяч, неваляшка, подушка, тарел- ка), а затем сборно-разборные игрушки (например, разнообразные пирамидки), предметы, состоящие из нескольких частей (напри- мер, книга состоит из обложки и страниц, стул из сиденья, спинки и ножек, шкатулка из коробки и крышки). Следует учитывать, что продемонстрировать каждую часть предмета отдельно зачастую нельзя (например, отдельно дом, отдельно окна и двери), представ- ление о частях предметов можно формировать у детей с использова- нием разнообразных конструкторов и сборно-разборных игрушек. При этом сначала изучается целый предмет, а потом его части.

От одного предмета к разнообразным предметам. Многие пред- меты можно отнести к группе похожих по внешнему виду и функ- ции предметов. Например, стул, кресло, скамья, трон являются сиденьями; панамка, шляпа, шапка, кепка, фуражка, шлем — головные уборы; стакан, чашка, кружка, пиала, фужер — посуда для напитков и т.д. Ребенку стоит предлагать все разнообразие предметного мира не сразу, а постепенно. Так, ребенка сначала знакомят с наиболее близкими его повседневному опыту предмета-

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


ми, а затем добавляют похожие, уточняя, чем именно они похожи, а чем отличаются. Таким образом, удается сформировать более точные представления о предметах.

От вида спереди к другим ракурсам. В начале ребенку предлага- ют предмет для восприятия в наиболее естественном положении — вид спереди (для некоторых предметов — это вид сбоку). Затем можно менять положение предмета, предлагая посмотреть на него не только спереди, но и сзади, слева, справа, сверху, снизу.

От предмета к его изображению. Вначале изучаются непо- средственно предметы, и только затем их изображения. Очень важно научить детей правильно, достаточно четко и дифференци- рованно воспринимать предмет, и только в этом случае он сумеет правильно воспринимать его изображение. А поскольку занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи и др. проводят- ся с использованием картинок, очень важно, чтобы восприятие картинок было четким, правильным. В противном случае могут сформироваться неправильные представления, недостаточно точ- но отнесенные к слову.

 

Занятие 1. Найди свою игрушку!

Цель занятия. Формирование целостного образа предмета; обу- чение узнаванию знакомых предметов среди других; развитие вни- мания и памяти.

Оборудование. Разнообразные игрушки.

Ход занятия. Взрослый раздает каждому ребенку по игрушке и предлагает поиграть с ней (меняться игрушками в этой игре нель- зя). Затем просит детей принести игрушки к нему на стол, добав- ляет к ним несколько дополнительных игрушек и перемешивает, накрывает игрушки салфеткой. Через минуту педагог открывает игрушки и предлагает детям найти среди них свои: кто найдет свою игрушку, получит ее обратно и может поиграть с ней, чужую игрушку брать нельзя. Дети по одному подходят к столу и берут свои игрушки. При необходимости педагог помогает ребенку вспом- нить, с какой игрушкой он играл, задавая наводящие вопросы.

 

Развитие зрительного восприятия (изучение целостного образа предмета)                                      227


Взрослы й. Все игрушки перемешались… Но игры не доигра- ны и игрушки хотят найти своих хозяев, чтобы можно было по- играть еще немного! Найдите игрушки, с которыми вы начали играли, среди других. Будьте внимательны: не ошибайтесь и не отвлекайтесь на другие игрушки.

Чтобы детям было интересно играть в эту игру, необходимо по- добрать новые интересные игрушки. Кроме этого, можно прервать игры, чтобы малышам хотелось снова заполучить свои игрушки и доиграть начатое.

Подобным образом можно предлагать детям найти свои игруш- ки в куче других на полу, среди расставленных на стеллаже игру- шек, в шкафу, в большой коробке. Развивая память, можно отсро- чивать поиск своей игрушки — через 10 мин., через полчаса, через 1 час, на следующий день.

 

Занятие 2. Мы с Тамарой ходим парой!

Цель занятия. Формирование целостного образа предмета; обу- чение подбору одинаковых (парных) предметов по образцу; разви- тие внимания.

Оборудование. Парные игрушки небольшие по величине.

Ход занятия. Перед началом занятия подберите пары одинако- вых игрушек по количеству игроков — два мишки, две куклы, две матрешки, два зайца и др. Раздайте игрокам по одной игрушке из пары, остальные игрушки положите в другом конце комнаты. По- просите детей подобрать для каждой игрушки пару. Когда все пары подобраны, результат обыгрывается: дети прогуливаются по ком- нате, держа одинаковые игрушки в руках.

Взрослы й. Ва м  нравятся  ваши  игрушки?  Покажите,  как вы с ними играете! У ваших игрушек есть пара. Посмотрите вни-

мательно и найдите братика или сестричку-близнеца для своей игрушки. Покажите две одинаковые игрушки — поднимите их вверх. Вот какие близнецы!

Эту игру можно проводить по-другому: каждый из детей получа- ет по одной игрушке. По сигналу педагога дети вместе с игрушка-

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


ми разбегаются по комнате. Затем педагог отдает команду, и дети ищут себе пару — ребенка с такой же игрушкой.

Подобным образом можно предложить подобрать пары похожих игрушек. Например, куклы в разных платьях, мишки разного размера, зайцы разного цвета и т.п. После того, как пары похо- жих игрушек будут подобраны, взрослый предлагает внимательно рассмотреть игрушки, и обращает внимание малышей на то, чем игрушки похожи, а чем различаются.

 

Занятие 3. Предмету по портрету!

Цель занятия. Формирование целостного образа предмета; обу- чение узнаванию знакомых предметов в рисунках; развитие вни- мания.

Оборудование. Игрушки и карточки с их изображением.

Ход занятия. Взрослый расставляет игрушки на столе, а малы- шам раздает карточки с их изображениями. Затем просит каждого ребенка подобрать карточку с изображением к соответствующему предмету — дети по очереди выбирают игрушку и подкладывают к ней карточку-картинку. Затем вместе с педагогом дети проверя- ют результат игры.

Взрослы й. Посмотрите, на столе лежат разные игрушки. А у меня есть картинки — это изображения игрушек, которые

нарисовал художник (фотографии, которые сделал фотограф). Каждая игрушка хочет поскорее увидеть свой портрет. Возьмите картинки и подарите их игрушкам — каждой игрушке свое изо- бражение!

В эту игру можно играть по-другому: взрослый расставляет игрушки на столе, затем приглашает детей по одному, показыва- ет карточку с изображением одной из игрушек и просит ребенка выбрать и показать такую же игрушку, как на картинке, не на- зывая ее. Затем дети проверяют правильность выбора игрушки, сверяя ее с карточкой. Подобным образом можно подбирать кар- точки с изображениями не только игрушек, но и других пред- метов.

 

Развитие зрительного восприятия (изучение целостного образа предмета)                                      229


Рассмотри игрушки — подбери картинки!


Рассмотри картинки — найди предметы!


Занятие 4. Парные картинки

Цель занятия. Формирование целостного образа предмета; обу- чение подбору одинаковых изображений; развитие внимания.

Оборудование. Парные карточ- ки с изображениями знакомых де- тям игрушек или предметов (можно использовать карточки из лото).

Ход занятия. Игра проводится индивидуально. Взрослый раскла- дывает на столе перед ребенком в ряд один набор картинок. Затем предла- гает ребенку одну карточку из друго- го комплекта и просит подобрать картинке пару. В случае затрудне- ния взрослый показывает, как мож- но подбирать картинку, подклады- вая ее поочередно к каждой из карти- нок в ряду и сравнивая изображения. Правильно подобранные картинки


Подбери пары одинаковых картинок!


кладут рядом. Затем взрослый пред- лагает найти пару другой картинке.


 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


Взрослы й. Н а стол е лежа т картинки. У мен я ест ь такие же картинки. Вот тебе карточка — посмотри внимательно и найди такую же картинку на столе. Вот мяч, и вот мяч. Мо- лодец! Теперь найдем парочки для других картинок.

При повторении игры взрослый перемешивает между собой пар- ные картинки и просит ребенка подобрать пары картинок само- стоятельно — сложить их в ряд по две одинаковые картинки. Ко- личество картинок в комплектах можно постепенно увеличивать от 2–3 до 5–8. При игре в группе детей, каждому ребенку выдают свою карточку и он подбирает ей пару в ряду картинок на столе, либо ищет себе пару — ребенка с такой же картинкой.

 

Занятие 5. Похожие картинки

Цель занятия. Формирование целостного образа предмета; обучение подбору похожих изображений; развитие внимания. Оборудование. Парные карточки с изображениями предметов,

различающихся по одному призна- ку — величине, цвету, форме или количеству (можно использовать карточки из лото).

Ход занятия. Игра проводится аналогично игре «Парные картин- ки» — взрослый предлагает ребенку подобрать пары похожих картинок. После того, как пары картинок подо- браны, взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривают их, взрослый выделяет, чем картинки похожи, а чем различаются.

Взрослы й.   Во т  какие  краси- вые  есть  у  меня  картинки.  Давай

подберем картинкам пары — похо-


жие картинки! Вот тебе карточ- ка — посмотри внимательно на


Подбери пары похожих картинок!


Развитие зрительного восприятия (изучение целостного образа предмета)                                      231


картинку, найди похожую и положи рядом. Правильно: это мишка, и это мишка. Это одинаковые картинки. Нет. Посмотри повнима- тельнее и постарайся ответить (сказать или показать), чем кар- тинки отличаются. Этот мишка большой, а этот — маленький. Аналогичным образом можно провести игры с похожими изо- бражениями, различающимися только цветом (например, крас- ный и синий домики, черный и рыжий кот, желтый и зеленый ша- рики), только формой (например, листья разных деревьев, чашки разной формы, машины разной формы — красный грузовик и ав- томобиль), только количеством (одна мышка и много мышек, одна рыбка и много рыбок, один грибок и много грибов). Кстати, такие

простые карточки можно без труда подготовить самостоятельно.

 

Занятие 6. Собери целое!

Цель занятия. Формирование целостного образа предмета; обу- чение сбору целого предмета из отдельных частей и деталей; уточ- нение представлений о предметах; развитие мышления.

Оборудование. Сборно-разборные игрушки и их изображения. Ход занятия. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены части сборно-разборной игрушки и ее изображение. Взрослый предлагает рассмотреть изображение игрушки, назвать ее, найти на картинке и показать части игрушки. Затем вместе со взрослым малыши находят эти части среди деталей на столе и собирают их

в целую игрушку, которая обязательно обыгрывается.

Взрослы й. Ой! Машинк а сломалась … Чт о ж е делать? У нас есть картинка. Давайте посмотрим, какая должна быть машинка и соберем ее! Ура! Машинка снова целая — можно ехать! Би-би!

Подобрав несколько сборно-разборных игрушек, можно предло- жить детям разобрать, а затем снова собрать каждому свою игрушку. В случае затруднения, взрослый в разном темпе (медленно или бы- стро) разбирает или собирает игрушку на глазах у ребенка, а затем предлагает ему сделать то же самое. При подготовке к этой игре, об- ратите внимание, что для детей раннего возраста следует подбирать самые простые игрушки, состоящие из небольшого количества частей и с простым и доступным способом сборки, без мелких деталей.

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


Занятие 7. Сделай игрушку!

Цель занятия. Формирование целостного образа предмета; обу- чение сбору целого предмета из отдельных частей и деталей; уточ- нение представлений о предметах; развитие мышления. Оборудова- ние. Объемные и плоскостные игрушки — деревянные, поролоно- вые, тканевые, состоящие из нескольких деталей с различными способами соединения — липучки, пуговицы, шнурки, кнопки.

Ход занятия. Перед началом занятия необходимо подготовить игрушки, состоящие из нескольких частей и/или деталей, которые соединяются разными способами. Такие игрушки, направленные на развитие мелкой моторики детей и обучение пользоваться различ- ными видами застежек, можно приобрести в магазине, либо изгото- вить самостоятельно. Вот несколько примеров таких игрушек: поезд (паровоз, несколько вагонов, колеса), машина (кузов, кабина, коле- са), дом (несколько этажей с окнами, крыша), человечек (туловище с головой, руки и ноги), бабочка (туловище, голова, крылья), и др.

Взрослый предлагает детям детали игрушек и просит собрать из них целые игрушки, помогает им в соединении между собой от- дельных частей. Обычно маленькие дети испытывают затруднения во время сбора таких игрушек, поэтому взрослый оказывает раз- ные виды помощи: называет будущую игрушку, которая должна получиться из деталей, показывает ее изображение, помогает при- стегнуть деталь, дает поэтапную словесную инструкцию и др.

     
 

Собери семицветик!                           Собери и угадай кто это!

Развитие зрительного восприятия (изучение целостного образа предмета)                                      233


Занятие 8. Картинки-вкладки

Цель занятия. Формирование целостного образа предмета; обучение правильному расположению в пространстве отдельных деталей целого изображения, их соотношению с другими частями целого; развитие внимания и мышления.

Оборудование. Предметные и сюжетные изображения разной степени сложности (на основе из дерева или плотного картона), имеющие углубления с вынимающимися деталями изображения (от 2 до 6–8 деталей).

Ход занятия. Игра проводится индивидуально. Взрослый по- казывает ребенку собранную картинку и предлагает рассмотреть ее, просит назвать и показать предмет, предметы, описать ситуацию на картинке. Затем взрослый вынимает 2–3 вкладки, перемешивает их, и просит ребенка вставить их на свои места.

Взрослы й. Во т кака я интересна я картинк а у мен я есть. Оп! Несколько кусочков выпали и картинка сломалась… Помо- ги собрать картинку — вставь выпавшие картинки в окошки. Теперь картинка снова целая и красивая. Молодец!

В дальнейшем предлагаемое задание можно усложнять в следую- щих направлениях: простые предметные изображения постепенно можно заменять на более сложные, сюжетные, а количество выпав- ших деталей картинки постепенно увеличивается от 2 до 6–8.

 

Занятие 9. Картинки-половинки

Цель занятия. Обучение целостному зрительному восприятию графического образа предмета; развитие внимания; развитие мел- кой моторики.

Оборудование. Два набора цветных картонных фигурок (вы- резанные по контуру изображения) — целые картинки-образцы и разрезанные пополам по вертикали или по горизонтали фигур- ки (изображения симметричные — половинки должны быть оди- наковыми).

Ход занятия. Перед началом занятия подготовьте картинки. Это должны быть симметричные изображения — цветок, шапка,

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


мишка и др. Такие картинки можно нарисовать самостоятельно или найти в интернете, распечатать, наклеить на картон и выре- зать. При этом из двух одинаковых картинок одна остается целой — это образец, а другая разрезается пополам по вертикали или гори- зонтали. Взрослый показывает малышу целую фигурную картинку, затем дает разрезанную картинку и предлагает сложить ее.

Взрослы й. Во т  какая  красивая  большая  ромашка  у  меня есть! У тебя тоже есть ромашка, но она сломалась… Надо сло-

жить ромашку так, чтобы цветок снова стал целым. Молодец, у тебя получилось! З-з-з! Это пчелка летит к твоему цветку.

Собирать картинки из симметричных половинок хорошо полу- чается у детей второго года жизни. Однако, обратите внимание, что уровень сложности задания можно менять в зависимости от того, каким образом предлагать картинки-половинки для сборки.

     
 

Собери ромашку!                          Собери божью коровку!

Занятие 10. Картинки из цветных частей

Цель занятия. Обучение целостному зрительному восприятию графического образа предмета, не отвлекаясь на признак цвета; развитие внимания; развитие мелкой моторики.

Оборудование. Специальные обучающие игрушки из дерева — основа с углублением, в которое вставляется изображение, разде- ленное на несколько цветных частей (4–5 деталей).

Ход занятия. Для этой игры понадобится специальная игруш- ка. Играть можно индивидуально или в небольшой группе. Снача-

 

Развитие зрительного восприятия (изучение целостного образа предмета)                                      235


ла покажите малышам собранную игрушку, затем у них на глазах разберите ее на отдельные детали. Покажите, как можно собрать игрушку, чтобы она снова стала целой. Затем раздайте малышам по одной детали и предложите снова собрать картинку, при необ- ходимости помогите.

Взрослы й. Посмотрите,  какая  волшебная  картинка!  Оп! Не стало картинки — остались только цветные кляксы… Да-

вайте попробуем снова сложить картинку из этих цветных пятнышек!

В дальнейшем дети могут играть самостоятельно. Во время про- ведения игры следует учесть, что легче собирать изображение на основе с углублением, затем можно попробовать сложить картинку просто на столе. После того, как малыши научатся хорошо склады- вать отдельные картинки, можно усложнить задание: перемешать между собой детали двух (в дальнейшем 3–4) картинок и предло- жить детям сложить из них целые изображения.

При подготовке к игре обратите внимание, что такие игрушки мо- гут быть разной степени сложности — от 4–5 деталей до 20 и более. Конечно, для малышей следует подбирать самые простые изображе- ния, а повышать уровень сложности заданий надо постепенно.

 

Занятие 11. Разрезные картинки

Цель занятия. Обучение целостному зрительному восприятию графического образа предмета; развитие внимания.

Оборудование. Разрезные картинки (деревянные или картон- ные) — целые картинки-образцы и разрезанные картинки с раз- ным количеством деталей и конфигурацией разрезов.

Ход занятия. Перед началом занятия подготовьте разрезные картинки — это могут быть как игрушки из дерева (с рамкой или без нее), или прямоугольные картонные карточки, которые можно подготовить самостоятельно, используя подходящие иллюстрации из журналов, специально подготовленные рисунки или плоды ху- дожественного творчества малыша, готовые картинки из интерне- та. При изготовлении разрезных картинок следует соблюдать ряд

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


правил: сначала используются предметные изображения (один объект), позже можно разрезать на части сюжетные картинки; сначала рисунки достаточно простые, в последующем можно уве- личивать количество цветов и деталей в рисунке; величина карти- нок достаточно крупная — размер картинок для разрезания мини- мум 10´10 см.; рисунок должен быть яркий, четкий, желательно с черным контуром; конфигурации разрезов могут быть разного уровня сложности и уровень сложности разрезных картинок из картона можно постепенно увеличивать, разрезая некоторые дета- ли еще раз; для облегчения занятий с разрезными картинками, можно использовать рамки для картинок.

Помимо уровня сложности самой картинки и конфигурации ее раз- реза, можно варьировать уровень сложности предлагаемых заданий. 1-й уровень — «Собери картинку по образцу»: детям раздают по целой предметной (в дальнейшем сюжетной) картинке и разрезан- ные части такой же картинки, и просят собрать из частей такую же целую картинку (собирая картинку из частей, можно накладывать

детали поверх целого изображения).

2- й уровень — «Собери картинку»: детям раздают части раз- резанных предметных (в дальнейшем сюжетных) картинок (каж- дому ребенку по одной разрезной картинке), и просят собрать из них целые картинки, после того, как картинки собраны, результат сравнивается с образцом.

3- й уровень — «Собери картинки»: детям раздают части 2–4 раз- резанных предметных (в дальнейшем сюжетных) картинок, переме- шанные между собой, и просят собрать из них целые картинки. После того, как картинки собраны, результат сравнивается с образцом.

 

Занятие 12. Путаница

Цель занятия. Закрепление умения воспринимать изображе- ние предмета целостно, реализованное в практической деятельно- сти; развитие внимания и мышления.

Оборудование. Настольно-печатная игра «Ералаш» — разрез- ные картинки в виде прямоугольных карточек, разрезанных на

 

Развитие зрительного восприятия (изучение целостного образа предмета)                                      237


три части по горизонтали с изображением животных или людей разных профессий и т.п.

Ход занятия. Взрослый выкладывает на глазах у малышей одно изображение и называет его, обращает внимание на характерные детали. Затем взрослый перемешивает картинки и предлагает одному из детей самостоятельно попробовать собрать изображение, в случае необходимости помогает. После этого взрослый раздает каждому из детей свой набор разрезных картинок и просит сло- жить целое изображение и назвать его.

Взрослы й. Надо  «починить»  сломанные  картинки  —  сло- жите из отдельных кусочков целое изображение. Назовите по

очереди кто у вас получился.

После того, как дети научились складывать изображение из кусочков, взрослый предлагает игру в путаницу: складывает изо- бражения, намеренно путая в них одну деталь — получаются нео- бычные несуществующие животные или люди в странной одежде. Затем взрослый предлагает детям рассмотреть изображения, найти в них ошибки и исправить их.

Взрослы й. А  теперь  кусочки  картинок  перепутались.  По- смотрите внимательно на картинки и найдите, что не так.

Надо исправить все ошибки, чтобы не было путаницы. Для этого надо найти нужные детали и поменять их местами.

В дальнейшем можно устроить полную путаницу, перепутав все детали — в каждой картинке все три детали от разных изображе- ний.

 

Занятие 13. Картинки из деталей

Цель занятия. Закрепление способности воспринимать изобра- жение целостно; развитие внимания и мышления.

Оборудование. Специальные игрушки — изображения из плот- ного картона, дерева или вспененного полимера, состоящие из не- скольких цветных деталей (2–7 деталей).

Ход занятия. Перед началом занятия подготовьте подходящие изображения, которые можно изготовить самостоятельно из цвет- ного картона (либо разрезав на части подходящую картонную фи-

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


гурку), а также образцы целых фигур (по возможности). Напри- мер, автомобиль, состоящий из корпуса и колес; цветок, состоящий из стебля, серединки и лепестков; рыбка, состоящая из туловища, хвоста и плавников; мишка, состоящий из туловища, головы (уши могут быть отдельно), 4 лап; и т.д. Взрослый предлагает малышу детали одной картинки без образца и предлагает собрать ее, чтобы получилось что-то интересное. Ребенок должен сам догадаться, что это такое. Если не получается, можно предложить подсказку: на- водящие вопросы; название картинки; графический образец.

Взрослы й. Посмотри на эти детали и постарайся угадать, какой предмет сломался. Правильно, это машинка. Как ты дога-

дался? По колесам? А теперь давай чинить машинку, чтобы она снова стала целая — собери фигурку машины из деталей!

Сначала такую игру лучше проводить индивидуально, оптимально подбирая уровень сложности картинки (количество деталей). После того, как ребенок научится быстро собирать одну простую картинку, можно предлагать собрать одновременно 2–3 разных картинки, де- тали которых перемешаны на столе. В этом случае ребенок должен самостоятельно рассортировать детали разных изображений, а затем собрать их. Вначале можно предлагать собирать уже знакомые по предыдущим играм картинки, затем новые. Если ребенок испыты- вает затруднения, ему предлагают разные виды помощи.

 

Занятие 14. Узнай картинку по детали!

Цель занятия. Закрепление способности воспринимать изобра- жение целостно; обучение умению восстанавливать по одной дета- ли целостный образ; развитие внимания и мышления.

Оборудование. Фигурки (одного или разных цветов), состоящие из нескольких деталей (2–7 деталей), а также их изображения.

Ход занятия. В этой игре, также как и в предыдущей, исполь- зуются фигурки из картона, вспененного полимера или дерева, состоящие не из абстрактных, а характерных деталей. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть одну характерную деталь картин- ки, догадаться что это за картинка и назвать или показать ее, вы- брав среди других картинок-образцов.

 

Развитие зрительного восприятия (изучение целостного образа предмета)                                      239


Взрослы й. Я нашла в комнате картонную деталь. Как ты думаешь, от какой картинки эта деталь. Правильно, это деталь от дома, ведь это треугольная крыша. Собери дом, чтобы он стал целый. А эта деталь от какой картинки. Нет, это не корона — это гребешок петушка. Давай соберем петушка!

Если ребенок испытывает затруднения, можно предложить ему разные виды помощи: взрослый задает наводящие вопросы, за- гадывает загадку об этом предмете; взрослый предлагает выбрать подходящую картинку из нескольких (2–5) предложенных.

 

Занятие 15. «Осколки» картинок

Цель занятия. Закрепление способности воспринимать изобра- жение целостно; обучение восстанавливать по одной детали целост- ный образ; развитие внимания и мышления.

Оборудование. Картонные фигурки посуды (тарелка, чашка, чайник и др.) — целые и состоящие из нескольких деталей (раз- резанные на 2–7 частей).

Ход занятия. В этой игре используются картонные фигурки раз- личных предметов посуды — чайников, чашек, тарелок. Необходи- мо подготовить пары одинаковых фигурок, в дальнейшем одна фи- гурка разрезается на части по прямым и/или кривым линиям, а дру- гая остается в качестве образца. Конфигурации разрезов могут быть самые разные, количество «осколков» от 2 до 6 (и более — для стар- ших детей). Взрослый объясняет детям, что посуда разбилась и надо

«склеить осколки». Затем раздает каждому из детей «осколки» одной посудины, из которой ребенок собирает целое изображение.

Взрослы й. Две  куклы  мыли  посуду.  Ловкая  кукла  помыла посуду и поставила ее на поднос — вот она. А другая неуклюжая

кукла уронила свой поднос с посудой… Ба-бах! Вся посуда разби- лась… Что же делать? Давайте соберем осколки от каждого пред- мета и «склеим» их — сложим из них целую картинку. А теперь сравним склеенную посуду с целой с другого подноса.

В качестве усложнения задания можно предлагать более слож- ные разрезы и большее количество деталей. При подготовке ма-

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


териалов для этого занятия обратите внимание, что если посуда будет одного цвета, то малышам трудно будет рассортировать пере- мешанные осколки. Поэтому лучше подготовить разную посуду разного цвета. Например, тарелка — синяя, чайник — красный, кувшин — зеленый и т.д.

 

Занятие 16. Собери пазлы!

Цель занятия. Закрепление способности воспринимать изобра- жение предмета целостно; развитие внимания.

Оборудование. Наборы крупных пазлов для малышей — дере- вянных,, картонных, из вспененного полимера — с простыми изо- бражениями, состоящими из разного количества деталей.

Ход занятия. Для этой игры понадобятся крупные пазлы, спе- циально разработанные для малышей, состоящие из небольшого количества деталей — сначала 2–4, а затем 6–8. В противном слу- чае, если изображение раздробленно на большое число маленьких фрагментов, по которым нельзя восстановить даже часть изобра- жения, речь идет не о формировании целостного образа предмета, а о развитии внимания и терпения.

Дайте ребенку набор пазлов и предложите собрать из них целую картинку. В случае необходимости покажите, каким образом сле- дует подбирать и соединять детали.

     
 

 


(2 детали)


 

Собери лягушку!


(8 деталей)


Развитие зрительного восприятия (изучение целостного образа предмета)                                      241


Занятие 17. Собери картинку из кубиков!

Цель занятия. Закрепление способности воспринимать целост- но изображение предмета, восстанавливать по одной детали це- лостный образ; развитие внимания.

Оборудование. Наборы кубиков разной степени сложности (от 4 до 6 и более кубиков в наборе), поворачивая грани которых можно складывать различные предметные изображения; картинки- образцы.

Ход занятия. Перед началом занятия необходимо подготовить наборы  кубиков, подбирая уровень сложности в соответствии с возрастом и способностями детей. При первом знакомстве с та- кой игрой, независимо от возраста ребенка, лучше предлагать про- стые задания — складывание предметных картинок из четырех кубиков.

Взрослы й. У меня есть волшебные кубики: если правильно повернуть их и сложить, получается картинка! Давай соберем

картинки из кубиков!

Обратите внимание, что часто в таких наборах кубиков фон кар- тинки служит подсказкой (у каждой картинки свой фон, и, со- ответственно, на каждой грани кубика свой цвет фона), а также есть листы с образцами картинок. Если ребенок не может сложить картинку самостоятельно, можно предложить следующие виды помощи: показать образец картинки и предложить собрать такую же картинку из кубиков; подсказать ребенку, что сначала нужно каждый кубик повернуть нужной гранью вверх, ориентируясь на цвет изображения и фона, а также на характерные детали картин- ки, а затем уже складывать из них картинку; предложить класть кубики поочередно поверх картинки-образца, пока не получится целая картинка.

Со временем детям можно предлагать собирать более сложные картинки, складывая их из большего числа кубиков. Можно пои- грать с кубиками и по-другому: дайте ребенку один кубик из уже знакомой игры и предложите, поворачивая грани, отгадать и на- звать картинки по фрагментам.

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


Занятие 18. Повернись, покажись!

Цель занятия. Обучение восприятию предмета как целого с раз- ных сторон  — спереди, сзади, сбоку; уточнение  представлений о предметах; развитие внимания и мышления.

Оборудование. Объемные предметы, имеющие резко различ- ный вид спереди и сзади, или спереди и сбоку.

Ход занятия. Игрушки подбираются таким образом, чтобы с раз- ных сторон был разный вид, например, дом, кукла, матрешка, миш- ка, зайчик, лошадка и другие. Взрослый берет одну из игрушек и вместе с детьми рассматривает ее в разных положениях: сначала спереди, потом сзади; спереди, потом сбоку; спереди, сзади и сбоку.

Взрослы й. К нам в гости пришла кукла. Давайте поиграем с ней в игру «Повернись, покажись!» Вот кукла повернулась к нам

лицом. А теперь отвернулась — мы видим ее сзади. Передумала кукла на нас обижаться и повернулась к нам боком — теперь мы видим ее с одной стороны.

Во время игры взрослый называет положение игрушки, объяс- няет, что как ни меняй положение предмета, это тот же самый пред- мет, сам предмет как целое не меняется. Затем просит кого-нибудь из детей поставить игрушку в определенное положение по команде: спереди, сзади, сбоку. При этом сначала используется игрушка, ко- торую перед этим поворачивал взрослый, а затем новые игрушки.

 

       


Здравствуй, кукла!

(вид спереди)


До свидания, кукла!

(вид сзади)


Не обижайся, кукла!

(вид сбоку)


Развитие зрительного восприятия (изучение целостного образа предмета)                                      243


Занятие 19. Подбери картинки!

Цель занятия. Обучение восприятию предмета как целого с раз- ных сторон — спереди, сзади, сбоку (в дальнейшем — сверху, снизу); обучение  восприятию изображений предметов, представленных с разных ракурсов; развитие внимания и мышления.

Оборудование. Предметы, имеющие резко различный вид спе- реди и сзади, или спереди и сбоку; изображения этих же предметов с разных сторон.

Ход занятия. В игре используются предметы и картинки, на которых изображаются эти предметы с разных сторон — по 2–3 изо- бражения каждого предмета (можно использовать фотографии). Сначала взрослый показывает детям один из предметов, обращая внимание, как по-разному предмет может выглядеть в разных по- ложениях. Потом взрослый предлагает детям рассмотреть картин- ки, на которых изображен этот предмет в разных ракурсах, при этом поворачивая его в соответствии с картинкой.

Взрослы й.   Во т  домик  —  рассмотрите  его  внимательно. У меня есть картинки с изображением этого домика. Вот домик

спереди, видите окошко. И на картинке тоже есть окошко. А вот дом сзади, тут стена без окошка. И на картинке нет окошка.

После этого взрослый перемешивает пары картинок с изображе- ниями других предметов на столе (предварительно дети играют с со- ответствующими предметами, если они есть в наличии), затем раз- дает детям по одной картинке, и предлагает найти вторую картинку, на которой тот же самый предмет изображен в другом положении.

Взрослы й. Давайте поиграем с картинками. Я вам раздам по одной картинке, а вы найдите среди других вторую картинку

с этим же предметом. Картинки похожи, но не одинаковые — на них предметы нарисованы спереди и сзади.

В дальнейшем можно будет подбирать не 2, а 3–4 картинки (вид спереди, сзади, сбоку, а также вид сверху и снизу). В этой игре можно предложить одному ребенку разобрать все перемешанные <


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.