Религиозный взгляд на Анонимных Алкоголиков — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Религиозный взгляд на Анонимных Алкоголиков

2022-02-11 26
Религиозный взгляд на Анонимных Алкоголиков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сообщество Анонимных Алкоголиков строится вокруг опредеı ленных духовных и моральных ценностей. Почти каждый член АА пı риходит к вере и осознанию своей зависимости от Высшей силы, которую большинство из нас именуют Богом. Эта вера имеет первоı степенное значение для АА, и без нее почти никогда не происходит полного излечения от алкоголизма. Бог, как мы его понимаем, являı ется тем фундаментом, на котором зиждется наше товарищество.

Здесь приведены приветственные речи, произнесенные в Сентı Луисе двумя старейшими и преданнейшими друзьями АА из числа религиозных деятелей — отцом Эдвардом Даулингом из ордена иезуı итов, чей личный пример и авторитет имел огромное значение для тысяч наших товарищей и для АА в целом, и дıром Сэмюэлем Шуı мейкером, представителем епископальной церкви, который на заре нашей деятельности разъяснял некоторым нашим ветеранам те дуı ховные принципы, которые сегодня запечатлены в Двенадцати Шагах Анонимных Алкоголиков.

 

Билл: С большой радостью представляю вам отца Эдда Даулинı га, живущего здесь в СентıЛуисе в Братстве иезуитов. Отец Эд точно знает, откуда он черпает свои силы, и не любит восхвалений в свой адрес. Тем не менее, я думаю, что некоторые факты относительно него должны быть занесены в нашу историю, чтобы о них могли узнать новые поколения АА.

Отец Эд помог становлению первой группы АА в этом городе; он был первым священнослужителем в этой конфессии, который заметил удивительное сходство между «Духовными упражненияı ми» Игнатия Лойолы (основателя ордена иезуитов) и «Двенадцаı тью Шагами Анонимных Алкоголиков». В результате уже в 1940 г. он не замедлил написать для АА первую рекомендацию от лица каı толической церкви.

 

253


 


С тех пор его труд для нас был настоящим образцом верного служения. Его рекомендации были услышаны во всем мире, а сам он лично работал в АА и, в частности, вел миссионерскую деятельность, принимал участие в собраниях, помогал добрыми и мудрыми совеı тами. Его деятельность измеряется тысячами миль и тысячами часов. Среди всех моих знакомых отец Эд — единственный человек,

от которого я никогда не слышал никакой критики и никаких слов возмущения. Он всегда был мне другом, советчиком, великим приı мером и источником вдохновения.

Отец Эд сделан из того же теста, что и преподобные святые. Вот он перед вами.

Отец Даулинг: Я забыл свою искусственную челюсть, поэтому если не будете меня понимать, помашите платком, и я постараюсь говорить поотчетливее. Я попросил своего старинного друга доктоı ра Шумейкера благословить нас с вами на этот разговор, и он сказал:

«Господь с вами». Я думаю, вы понимаете, что он имел в виду, и это вселяет надежду. Я надеюсь, что, действуя в духе 11ıго Шага, с помоı щью молитв и благочестивых размышлений, мы сможем установить более тесный и осознанный контакт с Господом.

Позвольте мне высказать некоторые мысли по поводу значения трех слов, содержащихся в определении нашего предназначения:

«Господь», «мы» и «понимать». Если вы будет слушать меня не столько ушами, сколько сердцем, как вы и делали на протяжении этого соı брания, то я думаю, Господь благословит нас.

В своих попытках понять Бога я вспоминаю одно определение из области психиатрии, услышанное мной пару дней назад. Оно звучит так: «исследование подсознания с помощью бессознательного». «Подı сознание» — это средоточие высшей власти или «Бог». «Исследование» может означать «понимание». А «бессознательное» — это «мы».

Прежде всего, давайте взглянем на самих себя. Мне кажется, что нас можно охарактеризовать тремя определениями: алкоголиı ки, Анонимные Алкоголики и агностики.

Для меня слово «алкоголик» означает, что мы чрезвычайно подı вержены страху, который ведет нас к постижению мудрости. Мы чрезвычайно подвержены чувству стыда, который является ближайı шим спутником невинности. Один из старейших членов наших ирı ландских групп любит цитировать автора, имени которого я не поı мню, но который сказал так: «Алкоголь помогает человеку найти кратı чайший путь к Богу быстрее, чем это может сделать Милтон».


Теперь об Анонимных Алкоголиках — не просто алкоголиках, но Анонимных Алкоголиках. Вчера вечером Билл говорил о внешнем противнике Анонимных Алкоголиков — собственно о Джоне Ячı менное зерно. Но мне всегда казалось, что существует еще внутренı ний противник, который является более жестоким — это коллекı тивное презрение к притворщикам, а кто из нас не является приı творщиком? Я думаю, в каждой группе есть проблемы от людей, зорко следящих за приверженностью добродетелям.

Третье качество заключается в том, что, по моему мнению, мы все являемся агностиками. Мне кажется, с точки зрения качественı ных различий, среди АА существуют несколько групп. Есть набожı ные люди, которые не в состоянии на практике соблюдать традициı онные религиозные правила. Они являются агностиками в плане практического применения религиозных истин. Эти люди напомиı нают мне священника, который, в отличие от доброго самаритяниı на, оставил путника лежать в канаве. Один мой друг, очень хороший священник, говорит: «Я убежден, что когда мы попадем на Небеса, мы первым делом должны сказать: — Господи, все это правда!» Я поı лагаю, все мы порой страдаем консерватизмом в том, что касается воплощения наших верований в реальной жизни. Кроме того, есть подлинные стопроцентные агностики, перед которыми действительı но стоят труднопреодолимые духовные барьеры.

Следующее понятие — это «понимать». Мне кажется, что по мере того, как наше смутное и путаное представление о Боге превращается в более ясную и отчетливую идею, мы должны понимать, что наше предı ставление о Боге всегда будет недостаточным и до некоторой степени, неудовлетворительным. Ибо уразуметь и понять Бога может только Он сам. Но при этом степень нашего понимания будет возрастать. Я увеı рен, что мы можем говорить о гораздо бoльшем постижении Бога приı менительно к Биллу, сидящему в этом зале, и доктору Бобу, чья душа сегодня тоже, возможно, присутствует здесь. Существует старинная немецкая поговорка, которую уместно привести здесь: «Очень немноı гие знают, как много надо узнать, чтобы знать, как мало мы знаем». Я уверен, что доктор Боб и Билл могли бы подтвердить это.

Агностицизм проповедует негативный подход. Таков был подı ход апостола Петра: «Господи, к кому нам идти?» Я сомневаюсь, что ктоıто в этом зале когдаıнибудь действительно хотел стать трезвенı ником. Я думаю, мы старались избавиться от пьянства. Мне кажетı ся, что если я когдаıнибудь окажусь на Небесах, это произойдет блаı годаря тому, что я отшатнулся от Ада. В этом смысле Небеса так же


 


скучны, какой представляется алкоголику трезвость незадолго то того, как он бросит пить.

Однако существуют и позитивные подходы, и Двенадцатый Шаг называет один из них — это обретение опыта. (Я не престаю сожаı леть о том, что ветераны этого движения поменяли выражение «обı ретение опыта» на «пробуждение»). Обретение опыта — это одна из возможных дорог. Об этом говорится в Двенадцатом Шаге, а такı же во Втором Шаге, хотя и несколько другими словами. Опыт бываı ет двух видов. Один — это внезапное, пришедшее свыше озарение, как это было с Биллом и как описано в «АА Грейпвайн» в истории, которая случилась в Чикаго в канун Рождества. Эти случаи сродни внезапному озарению свыше, которое произошло с Савлом, когда он был сражен и упал с лошади на пути в Дамаск. Есть и другие виды обретения опыта и, возможно, они более угодны Богу, так как не связаны с чудесами, но проистекают из повседневного соблюдения правил («Я сегодня трезв»). Сегодняшняя встреча и нынешний съезд были порождены страданием, которое малоıпомалу переплавилось в опыт. Вчера вечером Бернард Смит, председатель Попечительского совета АА (я путаюсь в их званиях), сказал фразу, которая мне наı столько понравилась, что я решил ее записать. Он сказал: «Трагедия нашей жизни состоит в том, что нам надо испытать глубокие страı дания, прежде чем мы усвоим простые истины, по которым надо жить».

Незадолго до того, как Уиттакер Чемберс стал известным перı сонажем, он написал для журнала «Лайф» статью под названием

«Дьявол». Говоря о Сатане, Уиттакер Чемберс утверждает следуюı щее: «И все же именно в этот момент человек, этот ничтожный карı лик, все еще имеет преимущество над Дьяволом. Он страдает. Ни один человек, каким бы низким и гнусным он не был, не утрачивает до конца способности к страданию, что является свидетельством его божественного предназначения».

Упоминание о втором подходе к постижению истины содерı жится во Втором Шаге: «Пришли к убеждению...» На этом Шаге некоторые из моих друзейıкатоликов говорили: «Я и так верую, поı этому мне не надо ничего делать». И в порыве человеколюбия они продолжали пить, чтобы дать возможность протестантам сравнятьı ся с ними!

Вера — это возможность воспользоваться опытом других. Блаı женны ленивые, ибо найдут кратчайший путь! Теперь мир может


воспользоваться двадцатилетним опытом АА. Ньюман говорит, что сущность веры состоит в том, чтобы посмотреть вокруг себя. Доктор Тьебу, поıвидимому, считает, что с точки зрения психиатрии сущеı ствует большая проблема с переносом нашей любви с себя на окруı жающих. Верить — тяжело, так же тяжело и так же просто, как и сохранять трезвость, и веру называют величайшей из наших неразı витых возможностей.

Какой опыт нам следует искать? Какие верования следует приı нимать в поисках Бога? Бог — это третье, о чем нам следует поговоı рить. Довольно давно Билл написал письмо (я его сохранил), в коı тором сказал: «Насколько далеко должен зайти алкоголик в своей зависимости от Бога — это совершенно не касается АА. Будет ли он для этого ходить в церковь или не будет, в ту церковь или эту — это совершенно не касается АА». По сути дела, он имел в виду слеı дующее: «Не думаю, что это является предметом заботы когоıлибо из членов АА. Это предмет заботы Господа». А то, что на самом деле является предметом заботы АА, отражено в Одиннадцатом Шаге:

«Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосı новение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого».

Мне хочется поделиться с вами своими открытиями, которые мне представляются волей Господа. Мне кажется, что в процессе обретения веры и убеждений у меня были те же проблемы, что и у половины сидящих в этом зале в процессе обретения трезвости. С чеı го начинать? Я думаю, надо коеıчто сказать об отправной точке при ближайшем проявлении Бога. В каком месте мы ближе всего нахоı димся к Богу? Ответ на этот вопрос дал Фрэнсис Томпсон в своем стихотворении «Ни в какой иной земле».

Надо ли рыбе взмывать в небеса, чтоб обрести океан? Надо ль орлу погружаться в моря, чтоб отыскать облака? Что ж мы взываем к далеким мирам,

Не они ли скрывают Тебя?

И вовсе вдалеке от тел небесных мрачных, Что манят наши мысли и мечты,

Услышать можем шелест крыл священных — То в души наши постучишься Ты.


 


Нам известны Двенадцать Шагов человека на пути к Богу, сфорı мулированные АА. Позвольте мне, исходя из христианского вероуı чения, сделать предположение о Двенадцати Шагах Бога навстречу человеку.

Первый шаг был описан Св. Иоанном. Инкарнация. Слово было Бог, и слово стало плотью и поселилось среди нас. Он обратил Свою жизнь и Свою волю во благо человека, как Он понимал его. Второй шаг был девятью месяцами позже, он ближе нам по обстоятельı ствам произошедшего — это рождение, Рождение Христа. Третий шаг в течение последующих тридцати лет — это безымянная и скрытı ная жизнь. Это нам еще ближе, так как похоже на нашу собственı ную жизнь. Четвертый шаг — это три года публичного существоваı ния на виду у людей.

Пятый шаг — Его учение, Его пример, Молитва Господня. Шесı той шаг — телесное страдание на Голгофе, включая жажду.

Следующий шаг — это душевное страдание в Гефсиманском саду, он еще ближе к нашим переживаниям. Унижение, страх, одиı ночество, уныние и тщетность попыток — как хорошо это знают алкоголики, и как хорошо знал Он. И, наконец, смерть — еще один шаг, приближающий его к нам; мне кажется, что эпизод, когда умиı рающий Бог покоится на коленях человеческой матери, это максиı мальное приближение Бога и, вероятно, наивысшая вершина, котоı рой может достигнуть человечество.

Через века Он приближается к нам как глава сообщества, котоı рое я бы назвал Анонимными Христианами — мистическое товариı щество, объединенное Его учением. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». «Я могу восполнить со своей стороны то, чего недостает скорбям Христовым». «Я был в тюрьме — и вы пришли ко мне». «Я был болен, и я был голоден — и вы накормили меня».

Следующий шаг — это христианская церковь, которая сегодня и есть Христос. Многие искренние люди говорят: «Я люблю христиı анство, но я не люблю церковничество». Я могу это понять. Я пониı маю это даже лучше, чем вы, так как связан с церковничеством, и меня это тоже беспокоит! Но на самом деле, мне кажется, это неı много напоминает следующее утверждение: «Я люблю чистую пиı тьевую воду, но ненавижу водопровод». Скажите мне, кто на самом деле любит водопровод? Существуют также люди, которым нравитı ся трезвость, но они против АА.


Одиннадцатый шаг подобен нескольким веткам гигантского трубопровода — это таинства причащения к Божьей благодати.

А двенадцатый шаг, представляющийся мне самой главной лиı нией трубопровода — это таинство причастия. Слово, которое было Бог, превратилось в плоть и становится нашей пищей, столь же близı кой нам, как фруктовый сок, тост и кофе на завтрак.

Все мы знаем историю, когда алкоголик и бежит от Бога, и стреı мится к нему: «Господи, даруй мне трезвость, но только не сейчас.»

«Господи, верую! Избавь меня от неверия.» Я думаю, в этом зале нет ни одного анонимного алкоголика, у которого не было бы проблем с исполнением этих шагов. «Господи, помоги мне сделать этот шаг, но не сейчас!» Картина поисков Бога анонимным алкоголиком и осоı бенно картина преследования анонимного алкоголика любящим Богом великолепно запечатлены в одном из величайших поэтичесı ких произведений, когдаıлибо написанных на английском языке. Его автор был наркоманом, а алкоголь — это тоже наркотик. Это ода Фрэнсиса Томпсона «Гончая небес». В завершение моего выступлеı ния позвольте мне прочитать несколько строк из нее.

 

Я исчезал в ночи и свете дня, Скрывался от Него в аркаде лет, Бежал по лабиринтам без огня Путями памяти, где слез остался след. Я прятался и под бегущий смех Спешил к вершинам упований, Бросался прочь, ступив за грани,

В ущелья тьмы, в глубокий страшный бред От тех ступней, что гонят дальше всех.

И вот как он описывает явление Бога: Но медленной погоней,

Шагами все спокойней,

С размеренностью ритма настойчиво звеня, Они чеканили, и голос повторял,

Скорей, чем шаг об этом сообщал:

«Все в мире предает того, кто смел предать Меня».

Здесь я немного пропущу и перейду к следующим строкам:


 


«И нет приюта тем, кто смел предать Меня».

И далее:

«Здесь нет любви к тому, кто не любил Меня». Но наконец проснулся — времени столпы

Я опрокинул, жизнь свою кляня. Лежали побежденные, мертвы, Мечты мои, бесчестием клеймя Растраченных напрасно лет огонь, Что дымом стал, растаял словно сон, Как солнечные блики на реке

Погас.

И вот долгая погоня подходит к концу:

«Как моря выплеск голос раздавался: Вот что этот голос сказал ему:

«Не ты ли губишь землю и дробишь На части целое, не ты ли все бежишь

Творца всех милостей, не ты ли все боялся Любви моей, ты — жалкий и пустой!

И следует ли мне того любить,

Кто был из праха сотворен для бытия (сказал Он).

В любви нуждаешься ты больше, чем твоя Душа понять способна. Я — начало

Твое и твой конец; жизнь без Меня Не может мною созданный принять, Кто еще мог тебе бы все простить,

И так любить ничтожество твое, Спасать дано и миловать мне все, Что смертные когдаıто потеряли.

И вот в чем я вижу утешение:

«Не причинят тебе потери зла, Утраченное ты вернешь, склоняясь


К руке моей, ведь ничего не отняла

Моя любовь, в моем дому все, как в твоей груди, Вставай же и, приняв мой дар, входи».

И вот что говорит человек, неважно, является он алкоголиком, или нет:

«Был рядом Он, и ночь в моей душе Светлела, и я знал, была теперь

Его рука простерта, мой покой храня.

И вот последние слова Бога:

«О слабый и слепой, Я тот,

Кого твой дух измученный зовет!

Любовь, что неустанно вдаль вела тебя, исходит от Меня».

Благодарю вас за внимание.

Билл: Рядом с отцом Эдом сидит другой человек, на которого все мы хотели бы походить. Я иногда задаю себе вопрос, сколько времени некоторые из присутствующих в этом зале, включая и меня, потратиı ли на критику религиозных деятелей. Но все же именно благодаря им мы знаем о духовных вещах. Большинство духовных принципов АА поı явились благодаря Сэму Шумейкеру. Он всегда был связующим звеı ном: то, что Эбби узнал от Сэма, он рассказал мне, и таким образом достигается связь между Сэмом, который является религиозным деяı телем, и нами. Я очень хорошо помню день, когда я впервые увидел его. Это была воскресная служба в его церкви. Я тогда еще был довольı но пуглив и сторонился церкви. Я до сих пор вижу его стоящим перед аналоем. Меня глубоко потрясли его абсолютная честность и необыкı новенная прямота. Я никогда не забуду этого. Я хочу представить вам Сэма, который является одним из важнейших и авторитетнейших источников воздействия в товариществе АА. Вот он перед вами.

Дıр Сэмюэл Шумейкер: Да благословит вас Господь.

Всякий раз, когда Билл дает мне возможность выступить перед вами, Анонимными Алкоголиками, он говорит вам обо мне такие вещи, что если бы я в вашем присутствии сказал о нем нечто подобı ное, он бы сказал, что это очень вредно для него. От самомнения


 


страдают все люди, а не только алкоголики, и я боюсь, что чрезмерı ные похвалы одинаково плохо действуют на всех нас.

Вчера я уже получил свою порцию похвалы. Когда я впервые пришел сюда, одна девушка, с которой я раньше не был знаком, спросила меня: «Вы алкоголик?» Я ответил, что нет, а она сказала:

«А говорите, как алкоголик!»

Ради восстановления истины хочу сказать: я всегда считал, что Билл приписывает мне гораздо бoльшие заслуги в становлении этого замечательного сообщества, нежели я в действительности заслужиı ваю. Но в целом, суждения Билла очень глубоки, и как мы могли заметить на многих собраниях, где он выступал, его воспоминания очень точны. Поэтому я охотно принимаю эти его утверждения, потому что именно сотрудничеству с АА я обязан одними из самых радостных событий в моей полной радости жизни. И я глубоко блаı годарен за честь быть с вами сегодня здесь по такому замечательноı му поводу.

Прошлой осенью, на обеде в честь 20ıой годовщины АА я вперı вые услышал рассказ Билла об отдельных нитях, из которых свит прочный канат этого товарищества. Теперь мы все знаем, что перı вым шагом, который он сделал в стремлении дать какуюıто реальı ную надежду алкоголикам, были беседы с людьми, обладавшими зачатками настоящего религиозного опыта. Один из этих людей сеı годня присутствует здесь. Сперва они стали вести поиск этого духовı ного начала в рядах старых оксфордских групп, которые, по моему мнению, тогда переживали свои лучшие дни. Значительная часть их деятельности была сосредоточена в моем старом приходе Кэлвари, в районе Грэмерсиıпарка в НьюıЙорке.

Поıмоему, уже на самом раннем этапе существования АА стало ясно, что помимо утверждения дıра Юнга о том, что у науки нет ответа, помимо неоценимой помощи дıра Силкуорта с позиций медицины, а также мудрости Уильяма Джеймса, запечатленной в его работе «Многообразие религиозного опыта», существовала неı обходимость привнесения духовного фактора, который обеспечил бы синтез всех этих элементов и придал процессу позитивную диı намику. Проблема заключалась в следующем: как описать религиозı ный опыт общеупотребительными словами, и при этом не свести его только лишь к общим фразам и идеалам. Итак, сразу вслед за Первым Шагом, где констатируется неспособность управлять своей жизнью, был сформулирован Второй Шаг: «Мы пришли к убеждеı


нию, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие». Это утверждение базировалось не на теоретиı ческом рассуждении, а на очевидной истине. Перед нашими глазаı ми были примеры людей, которые начинали претерпевать духовı ную трансформацию. Можно подвергать сомнению интерпретацию опыта, но нельзя подвергать сомнению сам опыт.

В 3ıей и 4ıой главах деяний апостолов есть история исцеления хромого Петром и Иоанном. И многие священнослужители захотели узнать, как это произошло. И апостолы ответили им, что этот человек был исцелен именем Христа. «И видя стоящего с ними исцеленного человека, они ничего не могли возразить». Вы может спорить с теорией, касающейся опыта, но вы не можете не признать самого опыта.

Поıмоему, АА поступили чрезвычайно мудро, подчеркивая реı альность опыта и признавая, что он исходит от Высшей силы, и не слишком углубляясь в дальнейшие интерпретации. Было бы легко углубиться в теологическую сторону вопроса и такое искушение, наверняка, существовало. Вот перед нами проявление духовной Силы — давайте искать определение этой Силы. Но на этом пути могло возникнуть несколько препятствий. Если бы АА сказали больı ше по этому поводу, нашлись бы люди, которые захотели услышать еще больше и получить определение Бога в приемлемой и подхоı дящей для себя форме. В таком случае хватило бы двухıтрех групп, придерживающихся различных религиозных убеждений, чтобы погубить все дело. Более того, существовали люди с печальным реı лигиозным опытом по причине заброшенной церкви или нудного священника, или люди, которые посещали церковь по выходным, но их повседневные занятия не согласовывались с их воскресными верованиями. Это создало бы еще одно препятствие в дополнение ко многим остальным, которые предстояло преодолеть. Существуı ют также агностики и атеисты, которые говорят, что им ничего не известно о первичной реальности, или же что они вообще не верят в Бога.

Я хотел бы напомнить тем, кто до сих пор полагает себя неверуı ющими, прекрасные слова испанского католического философа Унаı муноıиıХуго, который сказал: «Отрицающие Бога отрицают Его от отчаяния, потому что им не удалось обрести Его». Мне кажется, догı матизм был бы фатален для такого сообщества, как АА. Поэтому они проповедуют неотвратимость определенного опыта и советуют люı дям препоручить свои жизни и свою волю заботам Бога как они Его



понимают. Как только что сказал нам отец Эд, это позволяет остаı вить вопросы теории и теологии тем конфессиям, к которым приı надлежат те или иные люди. Если они не принадлежат ни к одной из церквей и не придерживаются никакой последовательной теории, они могли препоручить себя заботам Бога, следуя примерам, котоı рые они видели вокруг себя. Это неплохой способ запустить мехаı низм обретения духовного опыта. Возможно, мы все именно так и поступаем в тот момент, когда религия перестает быть для нас проı сто традицией и становится живительной силой.

Я верю в психологическую обоснованность всего вышесказанı ного. Не думайте, что это относится только к алкоголикам. Мне каı жется, это имеет отношение ко всем, кто находится в поисках подı линного духовного опыта и веры. Когда человек дошел до предела своих возможностей в плане умственных размышлений, настает время принять решение и действовать. Такое решение может быть относительно простым, например, полностью погрузиться в экспеı римент. Такой подход представляется мне не столько философским, сколько научным. Мы не столько пытаемся продумать его до конца путем абстрактной логики, сколько выбираем одну из гипотез. Мы действуем так, как будто она верна, и смотрим, будет ли она рабоı тать. Если нет — мы отказываемся от нее, а если да — мы вправе объявить наш эксперимент успешным.

Вы можете обдумывать какуюıлибо идею в безвоздушном проı странстве — в тиши своего кабинета, в академическом классе или на церковной кафедре, и вы можете бесконечно спорить о справедлиı вости этой теории, и ни к чему хорошему это, возможно, не привеı дет. Но когда вы приводите истину в действие, когда вы посвящаете свою жизнь отстаиванию подлинности своей концепции, тогда чтоı то начинает на самом деле происходить. Если это подлинная истина, тогда она начнет материализовываться в реальной жизни. Если Бог таков, как сказал Христос, то он желает нам помочь больше, чем мы того заслуживаем. Он не покушается на свободу человека, и мы моı жем отвергать Его, отрицать Его и игнорировать Его сколько нам угодно. Но когда мы приоткроем дверь в наших духовных поисках и направим на них всю свою жизнь, мы поймем, что Он всегда готов принять наши самые слабые попытки и наши самые эгоистичные и ребяческие молитвы, и нашу абсолютно недостойную сущность. Он всегда готов снизойти до наших дел. Экспериментальный подход представляется мне наиболее существенным в наших стремлениях


обрести помощь высшей Силы. Сначала мы полагаемся на опыт друı гого человека, который, как нам кажется, получил ответ, а потом поı лагаемся на высшую Силу, которая стоит за ним.

Уильям Джеймс в своем знаменитом отрывке из «Многообраı зия религиозного опыта» сказал следующее: «Переломный момент в подчинении чужой воле состоит в том, чтобы отдать собственную сознательную сущность в распоряжение сил, которые, каковыми бы они ни были, являются более идеальными, чем в действительности являемся мы, и помогают нам избавиться от грехов. Подчинение чужой воле всегда рассматривалось и должно рассматриваться как важнейший поворотный момент в религиозной жизни». Это утверı ждение практически было поворотным моментом в моих собственı ных размышлениях. Далее он продолжает: «Можно сказать, что все развитие христианства, в сущности, заключалось в постепенном приı дании все большего значения переломному моменту перехода в подı чинение посторонней воле». Это, безусловно, является центральным моментом любой подлинной религии. Многие из нас приходят к Богу, в первую очередь, по необходимости. Если вы скажете так, это выглядит эгоистично. Но я хотел бы подчеркнуть, что прежде чем мы можем стать полезными комуıто еще, мы должны сами получить какиеıто начальные ответы, поэтому такой эгоизм может являться необходимым шагом на пути продвижения вперед.

В наши дни некоторые люди издают много возгласов возмущеı ния и тревоги по поводу тех, кто ищет у Бога милостей для себя. Хотел бы я знать, куда, как не к Богу, податься растерянному и сломı ленному человеку за крайне необходимой ему помощью. Конечно, он озабочен своими проблемами — с этим ничего не поделаешь, так и должно быть. Он должен быть таким, если хочет когдаıнибудь окаı заться полезным другим людям. Но впоследствии он должен также повзрослеть и перестать просто использовать Бога, и начать просить Бога, чтобы Он использовал его. Перестать просить Бога о том, что он хочет, и попытаться уяснить, чего хочет Бог. Многие люди говорят, что они разуверились. Они молились, желая получить чтоıлибо, и это не было им дано, и, следовательно, либо Бога не существует, либо Он равнодушен к ним. Какая ребяческая чепуха! Как мы можем ожиı дать, что Господь согласится исполнить необдуманные просьбы, с которыми многие из нас обращаются к Нему! Если бы это было так, то через пять минут мир погрузился бы в гораздо больший хаос, нежели существует сейчас.


 


Истинная молитва состоит не в том, чтобы сказать Богу, чего хотим мы. Она в том, чтобы отдать себя в Его распоряжение, чтобы Он указал нам, чего Он хочет. Нельзя молиться о том, чтобы Бог изı менил Свою волю, надо стараться понять Его волю, чтобы присоедиı ниться к Его цели в отношении мира и нас, или воссоединиться с этой целью. Вот почему, когда мы молимся, важно не только говоı рить, но и слушать. Вот почему так полезно начинать эти собрания в молчании. Нередко мы приходим на них возбужденными и своенı равными, и нам необходимо сначала успокоиться, прежде чем Госı подь сможет чтоıлибо сделать для нас. Когда наши голоса звучат треı бовательно и настойчиво, мы не в состоянии услышать голос Бога. Вот что опьяняет большинство из тех нас, кто не является алкоголиı ком — наше своеволие, желание устроить жизнь поıсвоему, и это явный и несомненный признак невроза. Любой человек, далекий от Бога и стремящийся добиться своего, не считаясь с Богом, является полусумасшедшим. До тех пор, пока не стихнут наши требовательı ные и настойчивые голоса, мы не услышим голоса Бога. Когда мы избавимся от своеволия, Господь может сообщить нам Свою волю, чтобы мы знали, куда двигаться. Данте сказал: «Наше спокойствие — в подчинении Его воле».

Некоторым людям не нравится слабость, которая ассоциируетı

ся со словом «подчинение». Я очень благодарен доктору Тьебу за то, что он употребил это слово. Людям нравится думать, что они обладаı ют сильными характерами и могут сами позаботиться о своей судьı бе. Такие представления всегда являются ложными. Каждый в этом мире так или иначе слаб, а если ктоıто думает иначе, то его слабостью является его гордость, а это величайшая слабость.

Люди могут думать, что они уже преодолели свои явные тяжкие грехи, или что они никогда не были обуреваемы ими, но кто из нас избавился от эгоизма, эгоцентризма, гордыни, любви к лести и слаı ве? Я считаю счастливыми тех людей, чьи проблемы по своей прироı де приводят их к реальным неприятностям, и они вынужден чтоıто делать с этим. Гневливость и гордыня, леность и презрительность, раздражительность, равнодушие к людским бедам и безобразная мелочность — наихудшее качество в большинстве из нас — вот греı хи, которые создают проблемы нам, неалкоголикам, и они так же ужасны, как и те, что создали проблемы для вас, алкоголиков. Никто не является достаточно сильным, и люди, считающие себя сильныı ми, просто ошибаются на свой счет.


Мы ведем себя так, как будто наш моральный облик и относиı тельно хорошее поведение являются конечной целью существоваı ния. Но подлинные вопросы жизни, которые стоят за проблемами поведения, безусловно, имеют религиозную природу. И ответ на них может дать только религия, только Бог. Откуда я пришел, с какой целью, куда я попаду после смерти? Если у нас нет ответов на эти вопросы, мы остаемся блуждать без ориентиров, без корней, без ценı ностей. Наука не дает ответов на эти вопросы, а философия дает ответы лишь на уровне человеческих догадок. Религиозная вера — это единственная свеча, способная рассеять загадочный сумрак чеı ловеческого существования. Раз Христос сошел с Небес как олицетı ворение Бога, чтобы говорить от Его имени, значит, у нас есть ответ. Согласно предположению отца Эдда, откровения провидцев и проı роков имеют ту же природу, хотя и не обладают таким же авторитеı том, но все по настоящему мудрые люди начинали свой путь с приı знания своей ограниченности, темноты, потребности в руководстве. Когда нам удается достучаться до Бога, каким бы именем мы Его не называли, или, вернее, когда мы позволяем Ему достучаться до нас, тогда мы начинаем видеть свет и получать ответы.

Я думаю, наше время больше всего нуждается во всеобщем, всеı мирном духовном пробуждении. Многие признаки указывают на его приближение. Люди западной культуры постепенно начинают осознавать, что благо свободы, которое является величайшим из неı обходимых человеку благ, даровано им благодаря Богу и религии.

Когда в конце 18ıго столетия Бенджамин Франклин был в Паı риже, в один из дней он поехал повидать Вольтера и взял с собой сына. Когда они уходили, он попросил Вольтера благословить мальı чика. Мне кажется, Вольтер — не лучший человек, у которого можно было попросить благословения, но тем не менее. Вольтер положил свои старческие костлявые руки на голову мальчика и сказал: «Бог и свобода, мой мальчик. Запомни эти слова». Эти слова взаимосвязаı ны. Между ними существует неразрывная связь. Я думаю, что постеı пенное осознание этого факта, а также нашей личной незащищенı ности, лежит в основе резко возросшего интереса к религии, харакı терного для нашего времени.

Я считаю, что подлинное духовное пробуждение связано с чеı тырьмя универсальными факторами: обращением в веру, молитваı ми, приобщением к Церкви и свидетельствами. Под обращением в веру я понимаю тот момент, когда человек обращается к Богу. Когда


 


он захочет покончить с заблуждением относительно себя, обративı шись к вере. Я не имею в виду самоусовершенствование, я имею в виду поиск путей к усовершенствованию и начало продвижения к нему. Каждый может ступить на этот путь.

Но это только начало. Вы знаете, каковы многие религиозные люди? Они подобны людям, сидящим на железнодорожном вокзаı ле и воображающим, что они едут в поезде. Все говорят о поездке, произносят названия станций, у них уже есть билеты, вокруг царит запах багажа и суета, и если вы просидите там достаточно долго, вам начинает казаться, что вы уже в поезде. Но это не так. Вы только начинаете готовиться к тому моменту, когда сядете в поезд и отъедеı те от станции. И потом поезд действительно увозит вас с этой станı ции, а не то чтобы вы сами ушли с нее.

Молитва — индивидуальная, коллективная или публичная — это момент, когда мы вступаем в контакт с Богом и с Божественı ной силой. Божественная сила всегда присутствует вокруг нас, так же как в проводе, включенном в розетку, питаемую электрическим генератором, всегда потенциально присутствует электричество. Но вы не увидите его, пока не щелкнете выключателем и не замкнете цепь. Молитва, которая действует теоретически непостижимыми для меня путями, которые на самом деле всегда открыты для нас, поворачивает выключатель и замыкает цепь, высвобождая энерı гию. Мы не столько получаем то, что нам хочется, но узнаем, что нам следует делать. Духовное пробуждение, независимо от того, происходит ли оно с отдельными людьми, группами людей или целыми народами, всегда связано с пониманием силы, которую содержит в себе молитва.

Почемуıто нам никогда не удается сделать это в одиночку. С саı мого начала Христос собрал вокруг Себя группу учеников. Чтобы соı единиться с Ним, вам надо примкнуть к этой компании. Церковь всегда представляла собой разношерстную компания грешников. Это не самые лучшие представители общества, собравшиеся вместе, чтоı бы поздравить друг друга; это люди, знающие, что они находятся в крайней нужде, которые собрались вместе, чтобы найти необходиı мый им ответ через поклонение Богу и в совместном товариществе. Церковь — это не музей, а больница. Вот почему мы все можем и должны принадлежать церкви.

Два старых атеиста однажды пришли в епископальную церковь и услышали, как священник говорит: «Мы не сделали того, что следоı


вало сделать, и делали то, чего не следовало делать, и нет в нас здороı вья», и сказали себе: «Мы пришли в нужное место!»

Перестаньте думать, что если вы ходите в церковь, то с вами все в порядке. Вы ходите в церковь в поисках контакта с Богом, чтобы Бог избавил вас от грехов, и иногда вы становитесь лучше, благодаря милости Божьей, а вовсе не вашим собственным усилиям.

Затем идут свидетельства, в виде жизненных примеров и в слоı весной форме. Мне кажется, в мире есть много самодовольных люı дей, которые думают, что оказывают на окружающих очень хороı шее влияние, но они точно такие же, как и остальны


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.