Медицинский взгляд на Анонимных Алкоголиков — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Медицинский взгляд на Анонимных Алкоголиков

2022-02-11 19
Медицинский взгляд на Анонимных Алкоголиков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возможно, Анонимные Алкоголики никогда не начали бы свое существование без друзей из числа врачей. Именно от врачей мы, алкоголики, узнали о физических и эмоциональных аспектах нашеı го заболевания. Сегодня тысячи врачей во всем мире работают в саı мом тесном сотрудничестве с нами.

В этой главе мы расскажем о двух наших друзьяхıврачах, котоı рые бесплатно оказали нам самую дружескую поддержку во время празднования XXıой годовщины, которое прошло в СентıЛуисе в июле 1955 г.

Ниже приводятся протоколы заседания медицинской комисı сия в период проведения съезда, посвященного празднованию ХХı ой годовщины АА. Первая речь была произнесена У.У. Бауэром из Американской медицинской ассоциации. Вслед за ним выступил дı р Гарри М. Тьебу, первый друг АА из числа профессиональных псиı хиатров. Оба врача поделились своим мнением об Анонимных Алı коголиках, рассказали о своем сотрудничестве с нами и о том, какое влияние оказали АА на их собственные взгляды и профессиональı ную деятельность. На этом заседании председательствовал член АА, дıр Кларенс П.

 

Председатель дıр Кларенс П.: Я немного волнуюсь, оказавшись в этой аудитории после маленького городка, где живут всего 9 тысяч человек. И находиться в присутствии большого количества талантлиı вых людей, собравшихся сегодня здесь, тоже немного волнительно.

Вы оказали мне большую честь, позволив председательствовать на этом собрании. Мы проведем его наподобие медицинского засеı дания. Опустим все формальности и перейдем к вопросу, которым занимаемся мы и Анонимные Алкоголики.

235


 


Воıпервых, сегодня среди нас присутствует самый великий из ныне живущих АА, который по своей скромности отказался от стеı пени доктора права. Мне кажется, что это было очень благородное решение. Я только поблагодарю Бога за то, что он так поступил и за то, что мы знакомы с ним. Нет слов, чтобы передать наши чувства к Биллу.

 

Билл: Я знаю, что все присутствующие отдают себе отчет в том, что они собрались на очень важную встречу по очень важному повоı ду, поскольку она посвящена нашим взаимоотношениям с миром медицины. АА можно сравнить с храмом, покоящимся на трех столı пах: один — это религия, второй — медицина, а третий — наш собı ственный опыт людей, пострадавших от алкоголизма. Медицина в широком смысле слова включает в себя науку о разуме и его воздейı ствии на тело, а также о влиянии физических болезней на разум человека. В лице двух наших замечательных гостей, дıра Бауэра и дı ра Тьебу, мы имеем здесь людей, которые являются настоящими экспертами в каждой из этих областей.

Если мы, Анонимные Алкоголики, когдаıнибудь начнем думать, что обладаем монополией на лечение пьяниц, это будет печальный для нас день. Я думаю, нам следует поддерживать все исследования в данной области, касаются ли они тела или разума. Отдельным члеı нам нашего сообщества часто приходится участвовать в подобного рода исследованиях.

Мы, алкоголики, являемся чемпионами по изобретению самоı оправданий и теоретизированию. Задача психиатра — внимательı но выслушать наши оправдания и обнаружить более глубокие приı чины нашего поведения. Хотя мы не изучали психиатрию, проведя некоторое время среди Анонимных Алкоголиков, мы можем понять, что наши мотивы на самом деле не таковы, как нам изначально казаı лось, и что мы находимся под воздействием неизвестных нам сил. Поэтому нам следует с величайшим уважением, интересом и пользой для себя относиться к достижениям психиатрии, помня о том, что до настоящего времени психиатры относились к нам гораздо более терпимо, чем мы к ним. Мы благодарим их за неизменную дружбу и поддержку, которую они почти поголовно оказывали нам. В качеı стве отдельных индивидуумов нам также следует использовать досı тижения врачей общей практики и биохимиков. Разумеется, будучи общественным движением, мы никогда не должны пытаться вторгı


нуться в область медицины. Лечение больных — это дело врачей; распространение официальной религии — дело церковнослужитеı лей. Поэтому давайте скромно заниматься своим делом и быть прочı ным связующим звеном, которого ранее недоставало. И давайте поблагодарим Бога за то, что существуют такие люди, как дıр Бауэр и дıр Тьебу.

 

Председатель: Я хочу переложить часть моих обязанностей по ведению сегодняшнего заседания. Мне посчастливилось познакоı миться с дıром Эрлом М. из СанıФранциско. Несмотря на то, что ранее мы не встречались, а знали друг друга только по переписке, у меня такое чувство, будто мы знакомы много лет. Я хочу попросить его выступить в качестве сопредседателя и объявить нашего следуюı щего докладчика. Позвольте представить вам дıра Эрла М.

 

Дıр Эрл М.: Дорогие друзья, члены товарищества Анонимных Алкоголиков и наши замечательные гости! Моя речь будет короткой. Нам действительно очень повезло иметь среди нас человека такого масштаба, которого вы сейчас услышите. Он занимает одну из рукоı водящих должностей в Американской медицинской ассоциации, и он принимает наши дела очень близко к сердцу. Мы не могли бы пожелать себе лучшего союзника, чем следующий докладчик, для подтверждения и укрепления развивающейся дружбы между АА и медицинскими работниками. Для меня большое удовольствие и огı ромная честь представить вам моего начальника и нашего общего друга, доктора У. У. Бауэра.

 

Дıр У.У. Бауэр: Благодарю Вас, доктор, за эти любезные слова. Хочу заверить вас, что я не являюсь ничьим начальником; я всего лишь один из наемных сотрудников Американской медицинской ассоциации. Пожалуй, меня можно назвать ее официальным рупоı ром. Мне кажется, мое положение в Ассоциации было однажды определено на ежегодном собрании в Атланте, когда ктоıто спросил меня, в какой гостинице я остановился. Я назвал свою гостиницу, и этот человек сказал: «О, вы не остановились там где «головы», вы жиı вете там, где «плечи».

В качестве официального рупора Ассоциации я выступал перед бесчисленными аудиториями. Недавно один из моих сотрудников сказал, что я произнес более тысячи речей, всегда отдавая должное


 


многострадальному американскому народу. Обычно я легко овладеı ваю аудиторией, но однажды, около года назад, когда встреча членов АМА проходила в СанıФранциско, меня пригласили выступить на открытом собрании АА в центральной части города, и я должен приı знаться, что никогда в жизни не испытывал такого волнения, как в ожидании этой встречи, потому что не мог найти никакого обосноı вания для своего присутствия и выступления перед Анонимными Алкоголиками.

Мне пришлось напомнить себе о молодом священнике епискоı пальной церкви, к которой я принадлежу. Он был посвящен в еписı копы, что, безусловно, является огромным событием в жизни молоı дого священнослужителя. После торжественного обряда посвящеı ния в сан состоялся банкет, а стол, за которым располагались ораторы, находился на возвышении, так что мы имели возможность хорошо рассмотреть нового епископа. Выступающие воздавали должное его достоинствам, а когда подошел его черед произнести ответное слово, он сказал: «Я чувствую себя как человек, который, будучи неı много во хмелю, яркой лунной ночью дошел до середины моста, посмотрел вниз на воду, увидел там отражение луны, потряс головой и спросил себя: — Как это я умудрился забраться так высоко?»

Сегодня я не испытываю таких опасений, как тогда, потому что аудитория АА оказалось такой же, как и любая другая аудитоı рия — они были очень добры и внимательны к выступающему, вежı ливо слушали, а в конце даже сказали, что им понравилось мое выı ступление. Однако причина того, что в этот раз я чувствую себя гораздо уверенней, заключается в моей жене, которая была со мной в тот раз. После собрания, когда мы стояли и разговаривали в комı пании его устроителей и других членов АА, а также приглашенных гостей, к нам подошел какойıто господин и после того, как его представили присутствующим, он посмотрел на мою жену и скаı зал: «Где вы пропадали все это время? Вы уже два года не ходите на наши встречи». Это было тем более забавно, что моя жена практиı чески никогда не пьет.

Мое знакомство с АА началось в те дни, когда я занимался поı становкой еженедельного радиошоу на Энıбиıси и имел удовольı ствие провести одну из передач под руководством члена вашего чиı кагского общества. С того момента я начал немного понимать, в чем состоит суть деятельности АА. Конечно, такому человеку, как я, неı возможно понять это до конца. Я ведь не психиатр, как доктор Тьеı


бу, а только терапевт с соответствующим практическим опытом. Я не член АА, поэтому у меня нет того опыта, которым располагаете вы, и поэтому я абсолютно серьезно заявляю, что робею перед лицом таı кой аудитории как ваша.

Я могу только попытаться выразить чувство, которое испытываı ет к вам профессиональная медицина. Это чувство постепенно укı реплялось на протяжении всего срока существования вашей органиı зации и теперь, мне кажется, оно полностью сформировалось: это чувство, что АА дают очень важную и значительную часть ответов на вопросы, которые мы ставим в связи с проблемой алкоголизма.

Конечно, мы знаем, что алкоголик — это больной человек. Это очень просто сказать. Это утверждение сегодня широко и повсеı местно распространено, однако все мы знаем, что еще совсем неı давно считалось, будто алкоголик — это отвратительный и несносı ный субъект, избалованный и никчемный, который может отдеı латься от этой привычки, если действительно захочет. Сегодня мы знаем, что это больной человек, и что это заболевание относится к эмоциональноıдушевной сфере, которая, пожалуй, наименее изуı чена в медицине.

В некоторой степени, мы сейчас находимся на тех же позициı ях по отношению к эмоциональноıдушевным расстройствам, как это было с туберкулезом полвека назад. Конечно, я сам не могу поı мнить события тех лет. Я закончил медицинский факультет 39 лет назад, но из истории медицины я знаю, что бытовало мнение, будто туберкулез, на самом деле являющийся инфекционным заболеваı нием, в появлении которого люди не виноваты — это позорная боı лезнь. Семьи часто скрывали наличие среди них туберкулезных больı ных, как сейчас скрывают наличие алкоголиков. Я хорошо помню, как и любой врач в этом зале, те времена, когда подобное отношение существовало в отношении рака. Рак считался напастью, позором, бросавшим тень на семью, и это необходимо было скрывать. Сегодı ня мы знаем, что рак — это несчастье, и начинаем осознавать, что к умственным и душевным расстройствам необходимо выработать такое же отношение, как к туберкулезу и раку, хотя на понимание этого потребовалось много времени и усилий. Душевное заболеваı ние — вещь не более постыдная, чем болезнь тела. Не надо опасатьı ся приема у психиатра больше, чем ортопеда, к которому вы идете, если у вас болит нога (за тем исключением, что в обществе пока суı ществует нехватка специалистовıпсихиатров).


 


Очень многое зависит от отношения. Кларе Бау, кинозвезде проı шлых лет, приписывают фразу о том, что когда он жаловалась на боль в ноге, все ей сочувствовали, но когда она говорила: «Мои ноги меня доконают!» — все смеялись. Весь вопрос в отношении, и нам надо научиться ходить на прием к психиатру так же, как мы ходим к другим специалистам — не испытывая стыда и позора. Существуı ют определенные сентенции, которые приходится произносить психиатрам — о том, что мы должны научиться понимать и приниı мать, и находить способы компенсации.

Нам, медикам, а также всему обществу в целом надо понять, что между людьми существуют огромные индивидуальные отличия. Например, различия в выносливости. Одни люди устают легче друı гих. Некоторые люди гораздо сильнее подвержены инфекционным заболеваниям изıза своих биохимических отличий. Как вы знаете, между людьми существует значительная разница в интеллекте, и точно так же нам следует научиться понимать, что люди характериı зуются различной эмоциональной устойчивостью. Есть такие, кто переносит неприятности легче остальных. Такое умение обычно счиı тается большим достоинством, и это так и есть; очень хорошо, если человек обладает подобным качеством. Мужество — это тоже хороı шее качество и, тем не менее, когда выдающихся военных и полкоı водцев спрашивают, было ли им когдаıнибудь страшно в бою, то если ответ честный, он обычно звучит так: «Конечно, мне всегда было страшно в бою. Только дураки не испытывают страха на поле боя. На поле боя всегда опасно».

Нам тоже следует понять, что для нас существуют ситуации, подобные боевым, когда нам обязательно будет страшно, и одним людям страшно больше, чем другим. В том, что я не испытываю тяги к алкоголю, нет моей личной большой заслуги. У меня есть свои исı кушения. Меня искушает табак, меня искушает еда, и когда я устуı паю этим искушениям, это такая же невоздержанность, как уступка искушению под названием «алкоголь», которому вы и многие друı гие люди были или остаетесь подвержены.

Мы, медики, очень ценим партнерство с вами. Нам взаимно необходимо это партнерство для решения проблемы алкоголизма. Следуя собственными путями, вы пришли к ряду тех же решений, что и врачи, занимающиеся лечением алкоголизма. Например, мы поняли, так же как и вы, ценность групповой терапии во многих ситуациях. Мне кажется, началом групповой терапии в медицине,


по крайней мере, в современной медицине, были курсы для береı менных, где собиралось вместе много молодых женщин, ожидаюı щих появления ребенка, которым рассказывали о происходящих с ними процессах и учили, что и почему им следует делать.

Затем эта идея получила распространение, и один очень смелый врач, которого дружно подняли на смех его коллеги, решил, что не существует причины, по которой мужчина не мог бы научиться гоı товить молочную смесь или менять пеленки. Так появились курсы молодых отцов. А затем мы обнаружили, что групповая терапия явı ляется очень эффективным средством в лечении умственных и дуı шевных расстройств. В некоторых психиатрических больницах исı пользуется такой прием, как ролевые игры, что позволяет людям выплеснуть скрытую враждебность если и не в конструктивное русı ло, то, по крайней мере, безобидно для окружающих.

Групповую терапию даже начали применять для борьбы с одı ним из наших самых величайших искушений, каким является еда, и сейчас вполне серьезно обсуждается идея создания «Анонимı ных Толстяков» или какойıнибудь подобной организации. Но мне бы не хотелось, чтобы название АА слишком часто перефразироı валось для решения не очень значительных проблем. Однако остаı ется фактом, что тучным людям проще соблюдать диету в группах, нежели поодиночке. В одном из ваших бюллетеней я прочитал чтоı то об одиночных членах АА, и я могу представить, насколько им тяжелее, чем людям в группах, потому что одиночные члены лишеı ны прямой поддержки и сочувствия товарищей, хорошо осведомı ленных в этой проблеме.

Медицина располагает обширными сведениями о физичесı ких методах лечения алкоголизма. Мы знаем о правильном питаı нии и значении сбалансированной диеты, витаминов и минераı лов. Мы не считаем эти средства лекарствами от алкоголизма, так как мы не верим, что причиной алкоголизма является нехватка витаминов — это было бы слишком просто. Но мы точно знаем, что эти вещи необходимы в процессе физического лечения и реı абилитации алкоголиков. Мы также знаем о неудачах в применеı нии различных курсовых методов лечения алкоголиков и других терапевтических средств. Сами по себе эти методы недостаточны. Необходимо чтоıто еще.

Мы также знаем о тщетности религиозных проповедей, когда они исходят от людей, не понимающих сути этой проблемы и упроı


 


щающих ее, для которых алкоголик подобен человеку, постоянно испытывающему жажду, непрерывную тягу к алкоголю; такие люди не знают, что многие алкоголики в минуты трезвости ненавидят алı коголь хуже любой отравы, потому что они знают, что алкоголь — это действительно отрава.

Мы знаем о тщетности долговременных зароков, которые так невероятно трудно соблюдать. Именно вы, больше чем какаяıлибо другая известная группа, помогли нам понять это. У меня очень много друзей среди АА. Подозреваю, их даже больше, чем мне изı вестно, так как не исключено, что некоторые мои друзья просто пока не признались мне, что являются членами АА. Я помню, что после некоторых наших радиопередач меня останавливали на улиı цах городка вблизи Чикаго, где я живу, люди, которых я знал в течение многих лет, и благодарили за эту передачу. Я был тогда изумı лен, но с годами мое изумление становилось все меньше и меньше по мере того, как я видел эффективность вашей работы. У меня есть близкий друг, человек огромного художественного дарования, почти гений — я не буду называть, в какой области, чтобы вы не смогли узнать его. Я видел, как алкоголь коварно разрушает его каı рьеру, его отношения с семьей и детьми, угрожает его положению в обществе. Я видел, как жена покрывала его, как часто объявляла его заболевшим, и со временем мы действительно поняли, что он был болен, но не той болезнью, в которой она пыталась нас увеı рить; я видел, как он был под угрозой потери работы, и как он потеı рял работу, и затем я увидел, что он сдался. Он буквально поднял руки и капитулировал, сказав: «Я не могу справиться с этим самоı стоятельно. Мне нужна помощь». Но с помощью АА и своего дуı ховника этот человек вернулся на передовые роли в своей сфере деятельности, и сейчас он так же трезв, с такими же ясными и блестящими глазами, как у любого в этой аудитории. Это только один из примеров, которые я наблюдал и которые наблюдали друı гие врачи.

Итак, мы все больше и больше начинаем понимать, что ваши принципы — признание собственной несостоятельности, смиреı ние, обращение к высшим силам за наставлением, постоянная ежедı невная трезвость и, в первую очередь, анонимность — это гарантия от приобретения известности в качестве лидера Анонимных Алкоı голиков. Эти принципы имеют жизненно важное значение. Вы, исı пытавшие разрушительное воздействие алкоголя на вашу жизнь,


работаете в группах коллективно и индивидуально, и вы оказываете гораздо большее воздействие на решение проблемы алкоголизма, нежели ктоıнибудь до вас. Нам необходимо такое воздействие в сеı годняшнем мире, где доминирует чувство страха.

Алкоголизм — это бегство, но от чего? От невыносимых ситуаı ций в вашей жизни, а в наши дни весь мир находится в невыносиı мой ситуации. Поэтому распространение алкоголизма неудивительı но. Помимо этого, ситуация в обществе такова, что искушения, свяı занные с алкоголем, подстерегают нас на каждом шагу. Я думаю, это единственный съезд, за исключением, пожалуй, чисто религиозных собраний, да и то не всегда, где действительно нет места алкоголю. Я не уверен, являетесь ли вы желанными гостями на обычных городı ских собраниях, потому что бары точно не имеют от вас никакой прибыли.

Когда я был ребенком, люди искоса смотрели на любого выпиı вающего, а сегодня они же предлагают коктейли всем своим гостям. Наши дети растут в окружении, насквозь пропитанном алкоголем. Свойства алкогольных напитков восхваляются на рекламных щиı тах, по радио, телевидению и в других видах рекламы. Сложите вмеı сте два этих фактора — мир, живущий под гнетом страха, и мир, наполненный алкоголем и предложениями алкоголя — и вы поймеı те, насколько важно, чтобы люди осознавали истинную сущность алкоголизма, который является глубоким душевным расстройством, которое следует лечить так же, как и другие психосоматические заı болевания. Психосоматика попросту объединяет в себе тело и душу. Мы много слышим о психосоматической медицине в наши дни, но позвольте мне заметить, что любой толковый врач с древнейших вреı мен и до наших дней всегда практиковал психосоматический подı ход к лечению болезней.

Сэр Уильям Ослер сказал: «Не так важно, что за болезнь у пациı ента, как личность пациента, страдающего этим заболеванием». Это один из принципов, который вы сумели осознать.

Поэтому я пришел сюда с чувством глубокой благодарности за это приглашение. Как я уже сказал, я пришел, чтобы смиренно встать перед вами и выразить восхищение вашими достижениями и скаı зать вам, что мы, врачи, уверены, что со временем эти достижения станут еще больше и значительней, потому что вы встали на путь, ведущий вверх, вы протянули и протягиваете руку помощи тем, кто нуждается в ней.


 


Я не психиатр, но я с уверенностью говорю вам, так же как я говорил это тысячам своих пациентов, что в сегодняшнем мире нам более всего необходимо спокойствие ума. Многие люди проповедуı ют эту идею. На эту тему написано несколько популярных книг. Некоторые называют это «силой позитивного мышления», некотоı рые — душевным спокойствием, некоторые — миром в душе, но я склонен согласиться с Билли Грэхэмом, который называет это «мир с Богом в душе». Вот что нам необходимо. В нашем безумном матеı риалистическом мире такие организации, как ваша, дают нам силы верить, что надежда еще существует, что существует идеализм, и что мы в состоянии преодолеть наши многочисленные проблемы, серьı езнейшей из которых является алкоголизм.

 

Председатель: Я мастер на все руки без ученых степеней. Я имею в виду, что я врач общей практики и член Американской академии общей практики, штабıквартира которой располагается здесь, в Сентı Луисе (Я должен был это упомянуть!)

На раннем этапе деятельности АА о них заботились три замеı чательных врача. Билл упомянул доктора Силкуорта; мы все знакомы с нашим другом доктором Гарри Тьебу, а сейчас я хотел бы сказать о докторе Г. Кирби Кольере из штата НьюıЙорк, который помог Билı лу У. наладить контакт с Американской психиатрической ассоциаı цией и сделал там свой замечательный доклад «Медицинский взгляд на Анонимных Алкоголиков», который является важной вехой в истории развития медицины. Поэтому сегодня я хотел бы воздать должное Г. Кирби Кольеру, который ушел от нас около года назад. Дı р Силкуорт, дıр Тьебу и дıр Кольер очень много сделали для АА в годы их становления, и вклад этих троих людей невозможно переı оценить.

Следующий докладчик является, по моему мнению, выдающимı ся врачом. Воıпервых, он доктор медицинских наук, специалист в такой области медицины как психиатрия. Он написал много статей, пробуждающих большие надежды. Хочу обратить ваше внимание на его последнюю работу, которая называется «Эгоıфакторы в борьı бе с алкоголизмом». Мы размножили эту статью и распространили ее среди членов нашей группы в Рочестере. Мы считаем, что это одна из лучших статей, написанных в последние годы. Конечно, все мы, алкоголики, наделены этим эго, которое столь правильно описывает дıр Тьебу.


Я с огромным удовольствием представляю вам давнего друга Билла, большого друга АА, отличного врача, ученого и исследователя, дıра Гарри Тьебу из Гринвича, штат Коннектикут.

 

Дıр Гарри М. Тьебу: При обычных обстоятельствах мне следоваı ло бы поблагодарить председательствующего за его чрезвычайно леı стный отзыв, если бы не тот факт, что в течение многих лет я пропоı ведую необходимость подавления эго, хотя теперь не уверен, что достаточно в этом преуспел.

Когда я получил приглашение выступить перед этой группой, я тут же сказал: «Да, я хочу поехать туда». Как вы все знаете, я связан с АА в течение многих лет, поэтому в моей голове промелькнули все воспоминания, собранные за эти годы, и так много можно было бы рассказать, что я даже не знал, с чего лучше начать. С вашего позволеı ния, я воспользуюсь своими записями, чтобы не пропустить основı ные моменты, о которых хотелось бы сказать.

Обычно на встречах АА выступающий объявляет себя алкогоı ликом, а затем рассказывает свою историю, расточая при этом мудı рость или юмор, или то и другое вместе. Я также расскажу свою историю, хотя не очень уверен, будет ли она такой же забавной или мудрой, как у членов АА.

Я познакомился с АА в 1939 г. через своего пациента, который стал членом ньюıйоркской группы. Я хорошо помню свой первый приход к ним. На встрече царило сильное возбуждение. АА собираı лись впервые выступить на радио. Один из членов группы, желавı ший реабилитировать свое доброе имя, поговорил с Гэбриэлем Хитı тером. Услышав его историю, Хиттер предложил этому анонимному алкоголику выступить в программе «Мы, народ». В тот вечер и должı на была состояться эта радиопередача, и обстановка была слишком особой и волнующей для обычной встречи. Само выступление всех несколько разочаровало. Выступавший в программе анонимный алı коголик коротко поведал о своем опыте, и это было все. Тем не менее, АА сделали шаг навстречу своей известности; на самом деле, это был небольшой шажок, но один из многих на пути, который в конечном итоге привел к их нынешнему положению на национальной и межı дународной арене.

Позднее я присутствовал на других встречах, проходивших боı лее традиционно, и по мере моего участия в них, у меня сформироı валось убеждение, что этой группе удалось найти метод, решающий


 


проблему неумеренного употребления алкоголя. В какомıто смысле, это был ответ на мои молитвы. После многих лет, в течение которых я безуспешно ломал голову над решением проблемы лечения алкогоı ликов, у меня появилась надежда.

В этом смысле первые дваıтри года моих взаимоотношений с АА были наиболее увлекательными за всю мою профессиональную жизнь. Для АА тогда наступило время чудес. Все происходящее каı залось необыкновенным и замечательным. Удавалось вытаскивать со дна жизни безнадежных пьяниц. Люди, которые ранее безусı пешно перепробовали все известные средства борьбы с алкоголем, откликались на этот новый подход. Находиться рядом с такой групı пой, хотя бы и в качестве наблюдателя, было очень волнующим пеı реживанием.

Кроме того, с профессиональной точки зрения открывался шиı рокий ряд новых возможностей для лечения алкоголизма. Ключ к трезвости надо было искать в опыте АА. Это был первый реальный ключ после многих лет безуспешных поисков. Впереди открывались захватывающие возможности. Я думал, что смогу изучить методы работы АА и коеıчто узнать о том, как люди перестают пить. Да, я разделял общее возбуждение, царившее в те годы. Я видел свет в конı це тоннеля.

В этом смысле мое будущее представлялось для меня ясным. Мне надо было попытаться понять, что придавало силы АА. Я бы недалеı ко продвинулся в поисках ответа на этот вопрос, если бы не Билл и другие ветераны АА. Некоторую помощь мне принесло изучение Двенадцати Шагов, но гораздо более важное значение имели интуı итивные догадки Билла и его товарищей относительно сути процесı сов, с помощью которых АА добивались таких результатов.

Я слышал о необходимости дойти до дна, о необходимости склоı ниться перед Высшей Силой, о настоятельной необходимости смиı рения. Эти идеи никогда не возникали на моем профессиональном горизонте и уж точно никогда не влияли на мои мысли или поведеı ние вне профессиональной сферы. Они были революционны, но каı зались здравыми, и я обнаружил, что ступил на путь многочисленı ных открытий.

Я стал более ясно понимать, что значит на самом деле дойти до дна, и начал пытаться распространять этот опыт, всегда при этом удивляясь, что же происходит внутри человека, когда он проходит через это критический процесс падения на самое дно.


Наконец, судьба еще раз улыбнулась мне, на этот раз в лице одı ной моей пациентки. В течение некоторого времени я практиковал на ней этот новый метод психотерапии, нацеленный на то, чтобы довести ее до самой критической черты, до дна. По совершенно неı понятным мне причинам, с ней произошла некоторая довольно тиı пичная трансформация, что привело ее к позитивному душевному состоянию. Она вдохновилась новыми для нее духовными идеями и начала посещать различные церкви в нашем городе. Однажды утром она вошла в мой кабинет со сверкающими глазами и с порога начала говорить: «Я знаю, что со мной произошло! Я вчера услышала об этом в церкви. Я сдалась». Благодаря этому слову «сдалась» я впервые наı чал поıнастоящему понимать, что происходит при падении на дно. Алкоголик всегда старается не признаваться себе в том, что он побежден, что он беспомощен перед алкоголем. После того, как он сдается, он прекращает эту борьбу, признается себе, что побежден и беспомощен перед алкоголем, и что ему нужна помощь. Если он не сдастся, он будет проходить через многочисленные кризисы, котоı рые не принесут ничего конструктивного. Необходимость добиться капитуляции личности стала новой врачебной задачей. Чудеса в АА сı тали понемногу проясняться, хотя причина все еще была не ясна: почему программа АА и членство в этой организации помогают прийти к капитуляции, что, в свою очередь, может привести к соı

блюдению трезвости?

Как можно было предположить, я переживал собственные волı нующие ощущения. Я принимал участие в происходящем, и это был замечательный опыт. Я все еще задавался неясными вопросами, но переменил направление своего лечебного воздействия. Теперь задаı ча состояла в том, чтобы добиться капитуляции. Но я столкнулся с многочисленными сопротивлениями этой идее. Предстояло исслеı довать совершенно новую область. По мере продолжения этих исı следований, я стал все более отчетливо понимать, что в душе каждого человека существует несгибаемое эго, которое яростно сопротивляı ется любой мысли о поражении. Нельзя ожидать от человека никаı кой капитуляции до тех пор, пока его эго не будет какıлибо подавлеı но или нейтрализовано. У меня ушло пять или шесть лет на то, чтобы перенести акцент с необходимости полного падения человека на подавление его эго для достижения капитуляции.

Я хорошо помню ту встречу с АА, когда я впервые выступал пеı ред ними на тему подавления эго. Это было еще в пору относительı


 


ного младенчества АА, когда они отмечали третью или четвертую годовщину создания одной из своих групп. Выступавший передо мной оратор подробно рассказывал о стараниях своей маленькой группы, состоявшей из двух человек, убедить его перестать пить и стать третьим членом их товарищества. После нескольких месяцев напрасных усилий с их стороны и постоянных срывов с его стороны произошло то, что выступающий обрисовал следующим образом:

«Наконец меня поставили на свое место, и с тех пор я не пью». Когда пришла моя очередь выступать, я воспользовался его выражением

«поставить когоıлибо на место», вокруг которого начал развивать свою мысль. Вскоре краем глаза я заметил на себе чейıто неотрывı ный взгляд. Это был предыдущий оратор. Посмотрев на него повниı мательнее, я обнаружил, что он не сводит с меня изумленного взгляı да. Было совершенно ясно, что он потрясен тем, что сказал нечто ценное с точки зрения психиатра. В течение всего моего выступлеı ния с его лица не сходило выражение недоверия. Этот случай имел для меня ценность, так как показал, что два человека — один с враı чебной точки зрения, а другой с помощью собственного интуитивı ного рассказа о пережитом им опыте — пришли к одному и тому же выводу о необходимости подавления эго.

В последнее десятилетие мои собственные усилия были преимуı щественно сосредоточены на этой проблеме подавления эго. Я до сих пор не вполне уверен, насколько далеко мне удалось продвиı нуться в этих исследованиях. Тем не менее, я добился некоторого прогресса, и в оставшееся отведенное мне время я постараюсь, воı первых, вкратце познакомить вас с некоторыми результатами моих исследований, а воıвторых, привязать их к опыту АА, как мне это видится.

Как я уже говорил, я довольно скоро осознал необходимость полного падения, чтобы добиться капитуляции, приводящей к поı давлению эго. Со временем стали очевидны еще два обстоятельства. Первое заключалось в том, что подавленное эго обладает исключиı тельной способностью к восстановлению. Второе — что капитуляı ция является важной дисциплинирующей функцией и необходиı мым опытом.

Первый факт хорошо известен вам всем. Общеизвестно, что возı вращение прежнего развитого эго может случиться в любое время. Долгие годы трезвости не являются гарантией от его воскрешения. Ни один анонимный алкоголик, независимо от его стажа в этом


качестве, не может ослабить свой контроль над поползновениями возрождающегося эго. Недавно один из АА в письме к своему товаı рищу выразил опасение, что страдает от недуга, который он назвал

«нимбоıтозией», имея в виду самодовольство и самоуспокоенность, которые так легко могут возникнуть в душе человека после долгих лет воздержания от алкоголя.

Существуют два повода для беспокойства. Один — это мысль о том, что у человека есть ответы на все вопросы, а второй, напротив, предполагает, что человеку не обязательно знать ответы, а достаточı но только следовать принципам АА. В обоих случаях явно отсутствуı ет широта кругозора. Возможно, самое распространенное проявлеı ние возврата эго можно наблюдать в человеке, спустившемся на земı лю с облаков — это состояние хорошо знакомо всем вам. Блаженное состояние эйфории — это логичное последствие признания собı ственного бессилия. Сопротивлявшееся этому эго усмиряется, и чеı ловек ощущает мир и покой внутри себя. В результате возникает огı ромное чувство облегчения, и человек возносится на вершину облаı ков и думает, что он обрел рай на земле. Всем известно, что рано или поздно он оттуда упадет. Но, возможно, не все при этом ясно пониı мают, что именно медленно поднимающее голову эго заставляет чеı ловека спуститься с облаков в гущу жизни, где с помощью АА он может научиться вести не ангельский, но нормальный трезвый обı раз жизни. Я мог бы привести еще много известных вам примеров, показывающих опасность мысли о том, что ваше эго мертво и похоı ронено навсегда. Его способность к воскрешению поистине удивиı тельна, и об этом никогда нельзя забывать.

Мое второе открытие относительно того, что капитуляция являı ется дисциплинирующим опытом, нуждается в пояснении. В своих последних статьях я показал, что эго почти всегда настойчиво проı бивает себе дорогу вследствие подсознательного противодействия подавлению эго. Эго считает, что имеет на это полное право. Оно не ожидает появления препятствий на своем пути и поэтому не умеет приспосабливаться к возможности их возникновения. Сущность дисциплинарного контроля состоит в том, чтобы поставить барьер на пути разрастания эго, сказав ему: «Нет, ты должно остановиться». Человек, который не в состоянии остановить свое эго, является, по существу, недисциплинированной личностью. Роль капитуляции в практике АА теперь совершенно понятна. Именно она останавлиı вает эго, когда человек говорит: «Я сдаюсь. Я перестаю упрямиться.


 


Я получил свой урок». Очень часто это первый случай во взрослой жизни данного человека, когда он сталкивается с необходимостью соблюдения определенной дисциплины, удерживающей его от дальı нейшего стремительного паления. И это становится возможным, если мы отказываемся от дальнейшей собственной борьбы и искренı не призовем на помощь Бога, сказав Ему: «Да будет воля Твоя, а не моя». Когда такое происходит, мы становимся послушными слугами Бога. В этот момент духовная сила становится реальностью, а мы становимся частью человечества.

Я осветил два вопроса, которые представлялись мне важными: первое — это то, что эго склонно к возрождению, и второе — что капитуляция является дисциплинирующим опытом. Теперь я хотел бы поговорить об их важности для АА, как мне это представляется. Воıпервых, они доказывают, что успехи АА — это не просто чудо. Сам по себе акт признания своего бессилия может прив


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.