Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2021-06-30 | 22 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. В Декрете Тридентского Собора раскрывается учение Церкви о первородном грехе.
В предыдущем катехизическом наставлении мы рассмотрели вероучение Тридентского Собора о личном грехе прародителей, а сегодня нам предстоит обсудить, как Собор определяет те последствия, которые принес этот грех всему человеческому роду.
В Декрете Тридентского Собора на эту тему сказано следующее.
2. Грех Адама перешел на всех его потомков, то есть на всех людей, поскольку они произошли от прародителей и от них унаследовали человеческую природу, которая была лишена близости с Богом.
Декрет Тридентского Собора (ср.: DS 1512) четко определяет: грех Адама причинил ущерб не только первому человеку, но и всему его потомству; Адам лишился первоначальной святости и праведности, проистекающих из освящающей благодати, не только для себя, но и «для нас» (nobis etiam). Итак, он навлек на весь род человеческий не только смерть плоти и другие наказания (последствия греха), но и сам грех как смерть души (peccatum, quod mors est animae).
3. В этом фрагменте Декрет Тридентского Собора ссылается на слова св. апостола Павла из его Послания к Римлянам. К этим же словам апостола обращался и Карфагенский Синод, излагая изначальное учение Церкви.
Эти слова в современном переводе звучат следующим образом: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим 5, 12). В греческом оригинале было: «εφ'ω παντεζ ημαρτον», что затем было переведено в латинском тексте Вульгаты как in quo omnes peccaverunt, «в котором (одном человеке) все согрешили», хотя носители греческого языка с самого начала ясно понимали то, что в Вульгате было переведено in quo как «потому что» или «так как», - то есть так, как этот оборот переводится в наше время. Однако такое понимание и такой перевод греческого выражения εφ'ω не меняет того убеждения, какое мы находим в тексте св. апостола Павла, что грех Адама (то есть грех прародителей) имеет свои последствия для всех людей. В той же главе Послания к Римлянам апостол пишет: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение» (Рим 5, 18). Следовательно, св. апостол Павел связывает греховность всего человечества с виной Адама.
|
4. Приведенные слова св. апостола Павла, па которые обращает наше внимание Учительство Церкви, проясняют нашу веру в том, что касается последствий, к которым привел весь род человеческий грех Адама. Именно на это вероучение будут опираться католические экзегеты и теологи, мудростью веры оценивая гипотезы о происхождении человечества, выдвигаемые наукой.
Особенно важными, побуждающими к дальнейшим поискам в этом направлении являются слова папы Павла VI, с которым он обратился к участникам симпозиума теологов и ученых: «Вполне понятно, что, на ваш взгляд, никак нельзя согласовать с подлинной католической доктриной объяснения первородного греха, предлагаемые некоторыми современными авторами, которые, опираясь на лишенную доводов концепцию полигенизма, отрицают - более или менее определенно - положение, что грех, принесший так много зла человечеству, был прежде всего совершен на заре истории и выразился в непослушании Адама - первого человека, являющегося прообразом человека будущего» (AAS 58, 1966, 654).
5. Декрет Тридентского Собора кроме того утверждает, что грех Адама переходит на всех его потомков в силу их происхождения, а не только в результате следования дурному примеру. Декрет гласит: «Об этом грехе Адамовом, который изначально был его личным грехом и который путем рождения, а не подражания, переходит на всех, то есть становится личным грехом каждого отдельно взятого человека» (DS 1513).
|
Итак, первородный грех наследуется по рождению, на что указывает практика крещения младенцев, на которую также ссылается Декрет Собора. Вскоре после рождения младенцы, хотя они и неспособны совершать личные грехи, однако, согласно извечной традиции Церкви, получают крещение для оставления грехов. В Декрете говорится, что они «получают истинное крещение для оставления грехов, дабы, возрождаясь, они очистились от того, что тяготеет над ними от рождения» (DS 1514).
В таком контексте понятно, почему первородный грех ни в одном из потомков Адама не имеет характера личной вины. Он заключается только в отсутствии освящающей благодати в природе человека, которая по вине прародителей отклонилась от пути к надприродной цели. Это «грех природы», который только по аналогии можно отнести к «греху лица». В состоянии первоначальной праведности, до совершения греха, освящающая благодать в виде дара надприродным образом «оснащала» человеческую природу. В силу внутренней «логики» греха как отрицания воли Бога - Подателя этого дара - человек лишается благодати. Освящающая благодать перестала быть надприродным обогащением человеческой природы, которую прародители передают всем своим потомкам в таком состоянии, в каком она находилась, когда они положили начало поколениям людей. Поэтому зачатие и рождение человека происходит вне освящающей благодати. Именно это «начальное состояние» человека, связанное с его происхождением, является главной сутью первородного греха как наследия (peccatum originate originatum - как это обычно определяют).
6. Мы не можем закончить эту беседу, не повторив того, о чем говорилось в самом начале этого цикла, а именно: первородный грех необходимо истолковывать в постоянном соотнесении с тайной Искупления, совершенного Иисусом Христом, Сыном Божиим, Который «ради нас, людей, и ради нашего спасения стал человеком». Этот фрагмент Символа Веры, говорящий о спасительной цели Воплощения, главным образом и прежде всего относится к первородному греху. Декрет Тридентского Собора полностью построен на подобном соотнесении, потому что такой характер носит вся совокупность Предания Церкви, отправная точка которого - Священное Писание, и в первую очередь - Протоевангелие, то есть обетование победы над диаволом и освобождения человека. Такое обетование мы находим в Книге Бытие (Быт 3, 15), а затем и в других текстах Священного Писания, вплоть до наиболее полного выражения истины Откровения, данного в Послании к Римлянам. По словам апостола, Адам «есть образ будущего» (Рим 5, 14). «Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих» (Рим 5, 15).
|
«Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим 5, 19). «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим 5, 18).
Тридентский Собор особое внимание обращает на слова св. апостола Павла из Послания к Римлянам (5, 12) и ставит их в центр своего учения, поскольку в них утверждается не только всеобщность греха, но и всеобщность Искупления. С обор обращается также к практике крещения младенцев, что обусловлено тесной взаимосвязью между первородным грехом как всеобщим наследием, полученным от прародителей вместе с человеческой природой, и истиной о всеобщем Искуплении в Иисусе Христе.
(1. 10. 1986)
7. СОСТОЯНИЕ ПАДШЕГО ЧЕЛОВЕКА
1. Символ Веры, преподанный папой Павлом VI в конце 1968 года, объявленного Годом Веры, заключает в себе вероучение Священного Писания и Священного Предания о первородном грехе. Мы читаем в нем: «Веруем, что все мы являемся падшими в Адаме; поэтому человеческая природа, присущая всем людям, пришла, по причине первородного греха, совершенного Адамом, в состояние, ставшее причиной многих бед. Нынешняя природа человеческая уже не та, какую имели наши прародители, сотворенные в святости и праведности, не подверженные злу и смерти. Итак, падшая природа человека лишилась дара благодати, прежде украшавшего ее. Человеческой природе был нанесен урон в ее природных силах, она стала подвержена власти смерти, ставшей уделом всех людей. И потому каждый человек рождается в состоянии греха. Мы повторяем вслед за Тридентским Собором, что первородный грех вместе с человеческой природой передается «путем рождения, а не подражания» и является личным грехом «каждого человека».
|
2. «Веруем, что Господь наш Иисус Христос искупил нас силою Своей Крестной Жертвы от первородного греха и от всех личных грехов, совершенных каждым из нас, так что сбываются слова апостола: 'Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать'» (Рим 5, 20).
В дальнейшем Символ Веры, называемый также Credo Populi Dei, обращается, точно так же как и Декрет Тридентского Собора, к святому крещению, и прежде всего - к крещению младенцев: «дабы, лишенные при рождении надприродной благодати, они возрождались от воды и Духа Святого к Божественной жизни в Иисусе Христе».
Как видим, также и текст папы Павла VI подтверждает, что все учение о грехе, данное в Откровении, и прежде всего учение о первородном грехе, тесно связано с тайной Искупления. Поэтому и мы стараемся представить эту взаимосвязь в настоящих катехизических наставлениях, поскольку реальность греха в истории человека невозможно понимать иначе. Особым образом об этом свидетельствует Послание св. апостола Павла к Римлянам, на которое в основном и ссылается Тридентский Собор в Декрете о первородном грехе.
В Credo Populi Dei Павел VI включил все элементы учения о первородном грехе, содержащиеся в Декрете Тридентского Собора.
3. В Символе Веры папы Павла VI - Credo Populi Dei - в связи с грехом прародителей говорится о «падшей человеческой природе». Чтобы понять смысл данного выражения, следует представить себе первый эпизод этого падения, воспроизведенный в тексте Книги Бытие (Быт 3). С присущим этой Книге антропоморфическим пониманием вмешательства Бога, в эпизоде изображается наказание, наложенное Господом на Адама и Еву.
Итак, Бог обращается к женщине после совершенного ею греха: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт 3, 16).
«Адаму же [Бог] сказал: За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал тебе, сказав: 'не ешь от него', проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт 3, 17-19).
4. Приведенные выше слова относятся к ситуации человека в мире, это слова сильные и суровые. Библейский автор, не колеблясь, приписывает Богу слова приговора. Приговор этот заключает в себе «проклятие земли»: весь видимый тварный мир стал для человека чуждым и непокорным. Св. апостол Павел сказал об этом так: «тварь покорилась суете», имея в виду грех человека. Поэтому «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне», пока не будет освобождена «от рабства тлению» (ср.: Рим 8, 19-22). Это «тление» твари определяет судьбу человека в видимом мире. Труд, посредством которого человек добывает себе средства к существованию, совершается им «в поте лица», то есть связан с тяжелыми усилиями. Вся жизнь человека наполнена испытаниями и страданиями, начиная с рождения, когда испытывает боли женщина, а ребенок, хотя и неосознанно, кричит и плачет.
|
5. И наконец, вся жизнь человека на земле проходит под знаком грядущей смерти, которая, согласно Откровению, неразрывно связана с первородным грехом. Сам грех является синонимом духовной смерти, ибо из-за него человек лишился освящающей благодати - источника надприродной жизни. В свою очередь знамением и следствием первородного греха является тленность плоти, ставшая с тех пор уделом всех людей. Человек был создан Богом для бессмертия: смерть, которая предстает как трагический переход в черную бездну небытия, является следствием греха, предопределяемым в какой-то степени его внутренней логикой, но прежде всего смерть - это Божия кара. Таково учение Откровения и таково вероучение Церкви: если бы не было греха, конец человеческой жизни не был бы столь драматичен.
Человек был создан Богом также и для блаженства. А оно в пределах земного бытия должно было означать для человека освобождение от страданий, по крайней мере насколько это возможно: posse поп pati, подобно тому, как и освобождение от смерти в значении posse поп mori. Как следует из слов Самого Бога, приведенных в Книге Бытие (Быт 3, 16-19), из других текстов библии и из Священного Предания, вместе с первородным грехом эта свобода перестала быть участью человека. Жизнь человека на земле была обречена на страдания и неизбежность смерти.
6. В Символе Веры - Credo Populi Dei - говорится, что человеческая природа после первородного греха была уже «иной, чем та, которой были наделены прародители». Она стала «падшей» (lapsa), потому что лишилась освящающей благодати и других даров, которые в состоянии первоначальной праведности и позволяли говорить о совершенстве (integritas) человеческой природы. Речь идет не только о бессмертии и блаженстве, утраченных из-за греха. Здесь важно и внутреннее состояние разума и воли, то есть обычные силы разума и воли. Вследствие первородного греха весь человек, и духовно, и телесно - secundum animan et corpus, как было уточнено на Синоде в Оранже (529), а затем повторено в Декрете Тридентского Собора, - стал подвержен «тлению»: in deterius commutatum fuisse.
7. В духовной сфере человека это «тление» проявляется как помрачение разума, ослабление его способности познавать истину, ослабление свободной воли, которая стала более податливой в чувственном плане и менее стойкой перед воздействием ложных представлений о добре, выдвигаемых разумом, находящимся в плену у страстей. Однако, согласно учению Церкви, все эти проявления «тления» не носят безусловный характер, они не являются сутью человеческих способностей. Поэтому падший человек способен познавать разумом главные истины естественного права, религиозные истины и нравственные принципы. Он может также творить добро. Поэтому вернее было бы говорить о помрачении разума, об ослаблении воли, о «повреждении» духовных способностей человека, например в сфере чувств, нежели о полной утрате их основополагающих возможностей, также в плане познания Бога и любви в Нему.
Декрет Тридентского Собора подчеркивает эту истину об изначальной праведности человеческой природы и тем самым выступает против возражений Лютера, подхваченных позднее янсенистами. В Декрете сказано, что человек, вследствие Адамова греха, не лишился свободной воли (Кап. 5: liberum arbitrium... поп amissum et extinctum). И поэтому он способен совершать поступки - добрые, несущие в себе подлинную нравственную ценность, или злые, - что свидетельствует о свободе человеческой воли. Однако человек, пребывающий в состоянии греховности, не может сам, без помощи Христа, обратиться к надприродному благу, в котором заключены вся полнота его становления как личности и его подлинное спасение.
8. Если говорить о большей предрасположенности воли человека ко злу, чем к добру, то это связано с тем, что в падшей человеческой природе остались «ростки греха» (fomes peccati), от которых прежде человек, пребывающий в состоянии первоначального совершенства (integritas), был свободен. Эти «ростки греха» Тридентский Собор определил также как «вожделение» (concupiscentia), добавив при этом, что они остаются и в оправданном Христом человеке, а значит - и после принятия крещения. Декрет Тридентского Собора вполне определенно подчеркивает, что «вожделение» само по себе не является грехом, но ех peccato est ad peccatum inclinat (ср.: DS 1515, Кап. 5). Таким образом, вожделение как следствие первородного греха оказывается причиной предрасположенности человека к личным грехам, совершаемым им в результате ошибочного применения своих способностей (эти грехи называют актуальными, в отличие от первородного греха). Подобная предрасположенность остается в человеке и после принятия крещения. В этом смысле каждый из нас носит в себе «ростки греха».
9. Так католическое вероучение определяет и характеризует состояние падшей человеческой природы (natura lapsa). Состояние это было представлено здесь на основании Священного Писания и Предания Церкви. Наиболее выразительно вероучение Церкви передают Декрет Тридентского Собора и Символ Веры папы Павла VI - Credo Populi Dei. Напомним еще раз, что, согласно этому учению, основанному на Откровении, человеческая природа не только является «падшей», она «искуплена» в Иисусе Христе: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5, 20). Именно в таком свете следует рассматривать первородный грех и все его последствия.
(8. 10. 1986)
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!