Последствия первородного греха, совершенного человеком — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Последствия первородного греха, совершенного человеком

2021-06-30 22
Последствия первородного греха, совершенного человеком 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В Декрете Тридентского Собора раскрывается учение Церкви о первородном грехе.

В предыдущем катехизическом наставлении мы рассмотрели вероучение Тридентского Собора о личном грехе прародителей, а сегодня нам предстоит обсудить, как Собор определяет те последствия, которые принес этот грех всему человеческому роду.

В Декрете Тридентского Собора на эту тему сказано следующее.

2. Грех Адама перешел на всех его потомков, то есть на всех людей, поскольку они произошли от прародителей и от них унаследовали человеческую природу, которая была лишена близости с Богом.

Декрет Тридентского Собора (ср.: DS 1512) четко определяет: грех Адама причинил ущерб не только первому человеку, но и всему его потомству; Адам лишился первоначальной святости и праведности, проистекающих из освящающей благодати, не только для себя, но и «для нас» (nobis etiam). Итак, он навлек на весь род человеческий не только смерть плоти и другие наказания (последствия греха), но и сам грех как смерть души (peccatum, quod mors est animae).

3. В этом фрагменте Декрет Тридентского Собора ссылается на слова св. апостола Павла из его Послания к Римлянам. К этим же словам апостола обращался и Карфагенский Синод, излагая изначальное учение Церкви.

Эти слова в современном переводе звучат следующим образом: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим 5, 12). В греческом оригинале было: «εφ'ω παντεζ ημαρτον», что затем было переведено в латинском тексте Вульгаты как in quo omnes peccaverunt, «в котором (одном человеке) все согрешили», хотя носители греческого языка с самого начала ясно понимали то, что в Вульгате было переведено in quo как «потому что» или «так как», - то есть так, как этот оборот переводится в наше время. Однако такое понимание и такой перевод греческого выражения εφ'ω не меняет того убеждения, какое мы находим в тексте св. апостола Павла, что грех Адама (то есть грех прародителей) имеет свои последствия для всех людей. В той же главе Послания к Римлянам апостол пишет: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение» (Рим 5, 18). Следовательно, св. апостол Павел связывает греховность всего человечества с виной Адама.

4. Приведенные слова св. апостола Павла, па которые обращает наше внимание Учительство Церкви, проясняют нашу веру в том, что касается последствий, к которым привел весь род человеческий грех Адама. Именно на это вероучение будут опираться католические экзегеты и теологи, мудростью веры оценивая гипотезы о происхождении человечества, выдвигаемые наукой.

Особенно важными, побуждающими к дальнейшим поискам в этом направлении являются слова папы Павла VI, с которым он обратился к участникам симпозиума теологов и ученых: «Вполне понятно, что, на ваш взгляд, никак нельзя согласовать с подлинной католической доктриной объяснения первородного греха, предлагаемые некоторыми современными авторами, которые, опираясь на лишенную доводов концепцию полигенизма, отрицают - более или менее определенно - положение, что грех, принесший так много зла человечеству, был прежде всего совершен на заре истории и выразился в непослушании Адама - первого человека, являющегося прообразом человека будущего» (AAS 58, 1966, 654).

5. Декрет Тридентского Собора кроме того утверждает, что грех Адама переходит на всех его потомков в силу их происхождения, а не только в результате следования дурному примеру. Декрет гласит: «Об этом грехе Адамовом, который изначально был его личным грехом и который путем рождения, а не подражания, переходит на всех, то есть становится личным грехом каждого отдельно взятого человека» (DS 1513).

Итак, первородный грех наследуется по рождению, на что указывает практика крещения младенцев, на которую также ссылается Декрет Собора. Вскоре после рождения младенцы, хотя они и неспособны совершать личные грехи, однако, согласно извечной традиции Церкви, получают крещение для оставления грехов. В Декрете говорится, что они «получают истинное крещение для оставления грехов, дабы, возрождаясь, они очистились от того, что тяготеет над ними от рождения» (DS 1514).

В таком контексте понятно, почему первородный грех ни в одном из потомков Адама не имеет характера личной вины. Он заключается только в отсутствии освящающей благодати в природе человека, которая по вине прародителей отклонилась от пути к надприродной цели. Это «грех природы», который только по аналогии можно отнести к «греху лица». В состоянии первоначальной праведности, до совершения греха, освящающая благодать в виде дара надприродным образом «оснащала» человеческую природу. В силу внутренней «логики» греха как отрицания воли Бога - Подателя этого дара - человек лишается благодати. Освящающая благодать перестала быть надприродным обогащением человеческой природы, которую прародители передают всем своим потомкам в таком состоянии, в каком она находилась, когда они положили начало поколениям людей. Поэтому зачатие и рождение человека происходит вне освящающей благодати. Именно это «начальное состояние» человека, связанное с его происхождением, является главной сутью первородного греха как наследия (peccatum originate originatum - как это обычно определяют).

6. Мы не можем закончить эту беседу, не повторив того, о чем говорилось в самом начале этого цикла, а именно: первородный грех необходимо истолковывать в постоянном соотнесении с тайной Искупления, совершенного Иисусом Христом, Сыном Божиим, Который «ради нас, людей, и ради нашего спасения стал человеком». Этот фрагмент Символа Веры, говорящий о спасительной цели Воплощения, главным образом и прежде всего относится к первородному греху. Декрет Тридентского Собора полностью построен на подобном соотнесении, потому что такой характер носит вся совокупность Предания Церкви, отправная точка которого - Священное Писание, и в первую очередь - Протоевангелие, то есть обетование победы над диаволом и освобождения человека. Такое обетование мы находим в Книге Бытие (Быт 3, 15), а затем и в других текстах Священного Писания, вплоть до наиболее полного выражения истины Откровения, данного в Послании к Римлянам. По словам апостола, Адам «есть образ будущего» (Рим 5, 14). «Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих» (Рим 5, 15).

«Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим 5, 19). «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим 5, 18).

Тридентский Собор особое внимание обращает на слова св. апостола Павла из Послания к Римлянам (5, 12) и ставит их в центр своего учения, поскольку в них утверждается не только всеобщность греха, но и всеобщность Искупления. С обор обращается также к практике крещения младенцев, что обусловлено тесной взаимосвязью между первородным грехом как всеобщим наследием, полученным от прародителей вместе с человеческой природой, и истиной о всеобщем Искуплении в Иисусе Христе.

(1. 10. 1986)

7. СОСТОЯНИЕ ПАДШЕГО ЧЕЛОВЕКА

1. Символ Веры, преподанный папой Павлом VI в конце 1968 года, объявленного Годом Веры, заключает в себе вероучение Священного Писания и Священного Предания о первородном грехе. Мы читаем в нем: «Веруем, что все мы являемся падшими в Адаме; поэтому человеческая природа, присущая всем людям, пришла, по причине первородного греха, совершенного Адамом, в состояние, ставшее причиной многих бед. Нынешняя природа человеческая уже не та, какую имели наши прародители, сотворенные в святости и праведности, не подверженные злу и смерти. Итак, падшая природа человека лишилась дара благодати, прежде украшавшего ее. Человеческой природе был нанесен урон в ее природных силах, она стала подвержена власти смерти, ставшей уделом всех людей. И потому каждый человек рождается в состоянии греха. Мы повторяем вслед за Тридентским Собором, что первородный грех вместе с человеческой природой передается «путем рождения, а не подражания» и является личным грехом «каждого человека».

2. «Веруем, что Господь наш Иисус Христос искупил нас силою Своей Крестной Жертвы от первородного греха и от всех личных грехов, совершенных каждым из нас, так что сбываются слова апостола: 'Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать'» (Рим 5, 20).

В дальнейшем Символ Веры, называемый также Credo Populi Dei, обращается, точно так же как и Декрет Тридентского Собора, к святому крещению, и прежде всего - к крещению младенцев: «дабы, лишенные при рождении надприродной благодати, они возрождались от воды и Духа Святого к Божественной жизни в Иисусе Христе».

Как видим, также и текст папы Павла VI подтверждает, что все учение о грехе, данное в Откровении, и прежде всего учение о первородном грехе, тесно связано с тайной Искупления. Поэтому и мы стараемся представить эту взаимосвязь в настоящих катехизических наставлениях, поскольку реальность греха в истории человека невозможно понимать иначе. Особым образом об этом свидетельствует Послание св. апостола Павла к Римлянам, на которое в основном и ссылается Тридентский Собор в Декрете о первородном грехе.

В Credo Populi Dei Павел VI включил все элементы учения о первородном грехе, содержащиеся в Декрете Тридентского Собора.

3. В Символе Веры папы Павла VI - Credo Populi Dei - в связи с грехом прародителей говорится о «падшей человеческой природе». Чтобы понять смысл данного выражения, следует представить себе первый эпизод этого падения, воспроизведенный в тексте Книги Бытие (Быт 3). С присущим этой Книге антропоморфическим пониманием вмешательства Бога, в эпизоде изображается наказание, наложенное Господом на Адама и Еву.

Итак, Бог обращается к женщине после совершенного ею греха: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт 3, 16).

«Адаму же [Бог] сказал: За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал тебе, сказав: 'не ешь от него', проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт 3, 17-19).

4. Приведенные выше слова относятся к ситуации человека в мире, это слова сильные и суровые. Библейский автор, не колеблясь, приписывает Богу слова приговора. Приговор этот заключает в себе «проклятие земли»: весь видимый тварный мир стал для человека чуждым и непокорным. Св. апостол Павел сказал об этом так: «тварь покорилась суете», имея в виду грех человека. Поэтому «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне», пока не будет освобождена «от рабства тлению» (ср.: Рим 8, 19-22). Это «тление» твари определяет судьбу человека в видимом мире. Труд, посредством которого человек добывает себе средства к существованию, совершается им «в поте лица», то есть связан с тяжелыми усилиями. Вся жизнь человека наполнена испытаниями и страданиями, начиная с рождения, когда испытывает боли женщина, а ребенок, хотя и неосознанно, кричит и плачет.

5. И наконец, вся жизнь человека на земле проходит под знаком грядущей смерти, которая, согласно Откровению, неразрывно связана с первородным грехом. Сам грех является синонимом духовной смерти, ибо из-за него человек лишился освящающей благодати - источника надприродной жизни. В свою очередь знамением и следствием первородного греха является тленность плоти, ставшая с тех пор уделом всех людей. Человек был создан Богом для бессмертия: смерть, которая предстает как трагический переход в черную бездну небытия, является следствием греха, предопределяемым в какой-то степени его внутренней логикой, но прежде всего смерть - это Божия кара. Таково учение Откровения и таково вероучение Церкви: если бы не было греха, конец человеческой жизни не был бы столь драматичен.

Человек был создан Богом также и для блаженства. А оно в пределах земного бытия должно было означать для человека освобождение от страданий, по крайней мере насколько это возможно: posse поп pati, подобно тому, как и освобождение от смерти в значении posse поп mori. Как следует из слов Самого Бога, приведенных в Книге Бытие (Быт 3, 16-19), из других текстов библии и из Священного Предания, вместе с первородным грехом эта свобода перестала быть участью человека. Жизнь человека на земле была обречена на страдания и неизбежность смерти.

6. В Символе Веры - Credo Populi Dei - говорится, что человеческая природа после первородного греха была уже «иной, чем та, которой были наделены прародители». Она стала «падшей» (lapsa), потому что лишилась освящающей благодати и других даров, которые в состоянии первоначальной праведности и позволяли говорить о совершенстве (integritas) человеческой природы. Речь идет не только о бессмертии и блаженстве, утраченных из-за греха. Здесь важно и внутреннее состояние разума и воли, то есть обычные силы разума и воли. Вследствие первородного греха весь человек, и духовно, и телесно - secundum animan et corpus, как было уточнено на Синоде в Оранже (529), а затем повторено в Декрете Тридентского Собора, - стал подвержен «тлению»: in deterius commutatum fuisse.

7. В духовной сфере человека это «тление» проявляется как помрачение разума, ослабление его способности познавать истину, ослабление свободной воли, которая стала более податливой в чувственном плане и менее стойкой перед воздействием ложных представлений о добре, выдвигаемых разумом, находящимся в плену у страстей. Однако, согласно учению Церкви, все эти проявления «тления» не носят безусловный характер, они не являются сутью человеческих способностей. Поэтому падший человек способен познавать разумом главные истины естественного права, религиозные истины и нравственные принципы. Он может также творить добро. Поэтому вернее было бы говорить о помрачении разума, об ослаблении воли, о «повреждении» духовных способностей человека, например в сфере чувств, нежели о полной утрате их основополагающих возможностей, также в плане познания Бога и любви в Нему.

Декрет Тридентского Собора подчеркивает эту истину об изначальной праведности человеческой природы и тем самым выступает против возражений Лютера, подхваченных позднее янсенистами. В Декрете сказано, что человек, вследствие Адамова греха, не лишился свободной воли (Кап. 5: liberum arbitrium... поп amissum et extinctum). И поэтому он способен совершать поступки - добрые, несущие в себе подлинную нравственную ценность, или злые, - что свидетельствует о свободе человеческой воли. Однако человек, пребывающий в состоянии греховности, не может сам, без помощи Христа, обратиться к надприродному благу, в котором заключены вся полнота его становления как личности и его подлинное спасение.

8. Если говорить о большей предрасположенности воли человека ко злу, чем к добру, то это связано с тем, что в падшей человеческой природе остались «ростки греха» (fomes peccati), от которых прежде человек, пребывающий в состоянии первоначального совершенства (integritas), был свободен. Эти «ростки греха» Тридентский Собор определил также как «вожделение» (concupiscentia), добавив при этом, что они остаются и в оправданном Христом человеке, а значит - и после принятия крещения. Декрет Тридентского Собора вполне определенно подчеркивает, что «вожделение» само по себе не является грехом, но ех peccato est ad peccatum inclinat (ср.: DS 1515, Кап. 5). Таким образом, вожделение как следствие первородного греха оказывается причиной предрасположенности человека к личным грехам, совершаемым им в результате ошибочного применения своих способностей (эти грехи называют актуальными, в отличие от первородного греха). Подобная предрасположенность остается в человеке и после принятия крещения. В этом смысле каждый из нас носит в себе «ростки греха».

9. Так католическое вероучение определяет и характеризует состояние падшей человеческой природы (natura lapsa). Состояние это было представлено здесь на основании Священного Писания и Предания Церкви. Наиболее выразительно вероучение Церкви передают Декрет Тридентского Собора и Символ Веры папы Павла VI - Credo Populi Dei. Напомним еще раз, что, согласно этому учению, основанному на Откровении, человеческая природа не только является «падшей», она «искуплена» в Иисусе Христе: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5, 20). Именно в таком свете следует рассматривать первородный грех и все его последствия.

(8. 10. 1986)


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.