Творец ангелов - свободных существ — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Творец ангелов - свободных существ

2021-06-30 28
Творец ангелов - свободных существ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Сегодня мы продолжим нашу катехизическую беседу об ангелах, существование которых как проявление вечной любви Бога мы исповедуем словами Никео-Константинопольского Символа Веры: «Верую в Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого».

В совершенстве своей духовной природы ангелы с самого начала призваны - в силу присущего им разума - к познанию истины и любви к добру, известных им более полно и совершенно, чем может знать о них человек.Эта любовь является проявлением свободной воли, ибо для ангелов свобода также означает возможность сделать выбор между действиями на пользу известного им Добра, то есть Бога, или же против Него. Здесь необходимо повторить то, что было сказано прежде в связи с человеком: создавая свободные существа, Бог желал, чтобы в мире существовала истинная любовь, которая возможна только на основе свободы. Поэтому Он хотел, чтобы творение, наделенное Его образом и подобием, могло наиболее полным образом стать похожим на Него, на Бога, который «есть Любовь» (1,Ин 4, 8. 16). Создавая чистых духов как свободные существа, Бог Своим Провидением не мог не предвидеть также возможности грехопадения ангелов. А так как Провидение есть извечная любящая Премудрость, Бог Сам знает, каким образом из этого грехопадения, неизмеримо более радикального, поскольку это грех чистого духа, извлечь конечное благо для всей сотворенной вселенной.

2. Откровение ясно говорит нам о том, что мир чистых духов разделился на добрых и злых. Это разделение не было следствием созидательного дела Бога, но оно стало возможным благодаря той свободе, которая присуща духовной природе каждого из них. Оно осуществилось посредством выбора, который у чисто духовных существ носит гораздо более радикальный характер, чем у человека, и становится необратимым в силу того, что их разум в гораздо большей степени способен ощущать и постигать добро. В этом смысле можно сказать, что и чистые духи были подвергнуты нравственному испытанию. Это был решающий выбор, относящийся прежде всего к самому Богу - Богу, Которого они знали ближе и непосредственнее, чем это возможно человеку; Богу, Который одарил их - раньше, чем человека, - правом быть сопричастниками Его Божественной природы.

3. Для чистых духов этот решающий выбор касался прежде всего Самого Бога - первого и наивысшего Блага, принимаемого или отвергаемого гораздо более решительным и непосредственным образом, чем это возможно в пределах свободной воли человека. Чистые духи познают Бога неизмеримо полнее, нежели человек, поскольку благодаря познавательным возможностям своего разума, не обусловленного и не ограниченного пределами чувственного познания, они лицезреют всю полноту величия бесконечного Бытия, главной Истины, наивысшего Блага. Чистым духам, обладающим высокой познавательной способностью, Бог доверил тайну Своей Божественности, одновременно призывая их разделить с Ним, посредством благодати. Его безграничную славу. Именно в силу духовной природы их разум обладал способностью и стремлением к этому надприродному возвышению, к которому призвал их Бог, сделав их раньше, чем человека, «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1, 4), сопричастниками сокровенной жизни Бога, являющегося в пресвятом единстве Божества одновременно Отцом, Сыном и Святым Духом - Троицей, то есть единством общения ипостасей, самой Любовью (ср.: 1 Ин 4, 8. 16). Бог допустил всех чистых духов, прежде и в большей степени, чем человека, к вечному сопричастию в любви.

4. Выбор, сделанный на основе истины о Боге, познанной чистыми духами с большей полнотой благодаря проницательности их разума, разделил мир чистых духов на добрых и злых. Добрые выбрали Бога как наивысшее и конечное благо, познаваемое с помощью разума, просветленного откровением. Они выбрали Бога, то есть обратились к Нему всей внутренней силой своей свободы, а эта сила и называется «любовью». Бог стал единственной и конечной целью их духовного существования. Другие, напротив, отвернулись от Бога, вопреки истине познания, указывающей на Него как на высшее и конечное благо; вопреки откровению о Божественной тайне и благодати Бога, призывающей к сопричастию в жизни Троицы, к вечному содружеству с Богом, к единению с Ним в любви. На основе своей тварной свободы они сделали выбор - столь же решительный и необратимый, как выбор добрых ангелов; однако это был диаметрально противоположный выбор: вместо полного любви приятия Бога - отрицание Его, проникнутое ложной убежденностью в собственной самодостаточности, духом сопротивления, даже прямой ненавистью, которая переросла в мятеж.

5. Чем вызвано это сопротивление и мятеж против Бога существ, наделенных таким живым разумом и столь просветленных? Каковы мотивы такого решительного и необратимого выбора, направленного против Бога? Такой глубокой ненависти, которую нельзя назвать просто плодом безумия? Отцы Церкви и теологи без колебаний говорят об «ослеплении», вызванном переоценкой собственных совершенств, которое полностью заслонило для них верховенство Бога, требующее, напротив, смиренной преданности. Как нам кажется, все это в сжатом виде передают слова «Не буду служить!» (Иер 2, 20), которые говорят о решительном и необратимом отказе участвовать в созидании Царства Божия в тварном мире. «Сатана», восставший дух, хочет иметь собственное царство, которое не было бы Царством Божиим, и он выступает как первый «противник» Творца, противник Провидения, антагонист любящей Премудрости Бога. Из мятежа и греха сатаны, так же как из мятежа и грехопадения человека, мы должны сделать соответствующие выводы, воспринимая мудрые слова из Священного Писания: «От гордости погибель и великое неустройство» (ср.: Тов 4, 13).

(23. 07. 1986)


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.