Реальность греха и Божий замысел Искупления — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Реальность греха и Божий замысел Искупления

2021-06-30 24
Реальность греха и Божий замысел Искупления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. После катехизических бесед о Триедином Боге, Творце и Провидении, Отце и Вседержителе, мы начинаем сегодня новый цикл бесед, посвященных теме - Бог-Спаситель.

Как и ранее, отправной точкой для катехизических бесед будут служить прежде всего Символы Веры, начиная от самых древних - Апостольского Символа Веры и Никео-Константинопольского. Это наиболее известные вероисповедные тексты, широко распространенные в церковной практике. Первый включается в «молитвы христианина», второй входит в Божественную Литургию. Эти два текста сходны по содержанию; структура как одного, так и другого характеризуется переходом от кратких словесных формул о Боге, Вседержителе, Творце неба и земли, всего видимого и невидимого, к тексту о Господе Иисусе Христе.

Апостольский Символ Веры краток: (верую и в) «Иисуса Христа, Единого Его [Бога] Сына, Господа нашего, Который был зачат от Духа Святого, родился от Марии Девы» и т. д.

Никео-Константинопольский Символ полнее излагает исповедание веры в Божественность Христа, Сына Божия, «от Отца рожденного прежде всех веков,...рожденного, несотворенного, единосущного Отцу». Далее в этом тексте затрагивается тайна Воплощения Слова, «ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего человеком». В последующих членах и Никео-Константинопольского, и Апостольского Символа Веры перечисляются основные моменты пасхальной тайны Иисуса Христа и предвещается Его новое Пришествие и Суд.

Поскольку оба Символа исповедуют затем веру в Святого Духа, следует отметить, что их основополагающая структура носит тринитарный характер: Отец - Сын - Святой Дух. В этой структуре заключено все то, что составляет суть деяний Святой Троицы «вовне» (ad extra). Таким образом, Символы сначала говорят о тайне творения (об Отце Творце), затем - о тайне искупления (о Сыне Искупителе) и об освящающей силе Святого Духа.

2. После цикла бесед, посвященных тайне творения, точнее Богу как Творцу всего видимого и невидимого, мы теперь перейдем к очередному циклу катехизических наставлений - о тайне Искупления, точнее, о Боге - Искупителе человека и мира. Это катехизические беседы об Иисусе Христе (христология), так как дело Искупления, хотя оно и совершается (как и дело творения) благодаря Триединому Богу, все же было осуществлено во времени Господом Иисусом Христом, Богом-Сыном, Который вочеловечился ради спасения людей.

Следует сразу же отметить, что в пределах тайны Искупления христология располагается в пространстве «антропологии» и истории. В самом деле, Сын, Единосущный Отцу, воплотившись от Духа Святого и став человеком, рожденным от Девы Марии, входит в историю человечества и всего тварного мира. Он стал человеком «ради нас» (propter nos) и «ради нашего спасения» (propter nostram salutem). Тайна Воплощения (et incarnatus est) раскроется, как указывают Символы, в деле Искупления. Согласно Откровению и вероучению Церкви, эта тайна имеет искупительное, сотериологическое значение.

3. Поместив тайну спасительного Воплощения в контексте истории, Символы Веры тем самым затронули тему реальности зла, и прежде всего реальности греха. Ибо спасение означает освобождение от зла, и в особенности от греха, хотя как теологическое понятие оно не ограничивается только этим, но охватывает все богатство Божественной жизни, которую несет человеку Христос. Согласно Откровению, грех является основным и изначальным злом, потому что в нем заключено отрицание воли, истины и святости Бога, отрицание Его отцовской доброты, которая была проявлена уже в деле творения, прежде всего в сотворении разумных и свободных созданий «по образу и подобию» Творца. Именно «образ и подобие» были обращены против Бога, когда разумное существо, по своей свободной воле, отвергло ту целесообразность бытия и жизни, которую Творец предназначил творению. Поэтому грех является особенно глубоким искажением сотворенного блага, прежде всего во внутреннем мире того существа, которое - будучи человеком - является образом и подобием Бога.

4. Тайна Искупления коренным образом связана именно с реальностью человеческого греха. И поэтому, когда мы, следуя за текстом Символов Веры, переходим к формулировкам, касающимся Иисуса Христа, в Котором и через Которого Бог совершил дело спасения, то мы должны в рамках систематических катехизических наставлений прежде всего осмыслить тему греха: распространение в сотворенном Богом мире той темной реальности, которая является корнем всякого зла в человеке и - можно сказать - в творении. Только тогда мы сможем понять, почему, согласно Откровению, Сын Божий стал человеком «ради нас, людей», и «ради нашего спасения». В истории спасения de facto подразумевается существование греха в делах человечества, созданного Богом. Спасение, о котором говорится в Божественном Откровении, - это прежде всего освобождение от того зла, каким является грех. И это центральная истина в христианской сотериологии: propter nos homines et propter salutem descendit de coelis.

Итак, исходя из того, что истина о спасении занимает центральное место во всем Божественном Откровении или, говоря иначе, что тайна Искупления является таким центром, истина о грехе обретает особо важное место в христианском вероучении. Действительно, «грех» и «Искупление» - взаимозависимые понятия в истории спасения. Поэтому необходимо прежде всего поразмышлять над истиной о грехе, если мы хотим, чтобы исповедуемая нами в Символе Веры истина об Искуплении мира, совершенном Иисусом Христом, обрела всю полноту и подлинный смысл. Таким образом, внутренняя логика Откровения и веры, выраженная в Символах, требует того, чтобы в нынешнем цикле бесед сначала была рассмотрена проблематика греха.

5. Рассмотрение этой темы до некоторой степени уже подготовлено циклом катехизических наставлений о Божием Провидении. «Все, что сотворил, Бог своим Провидением сохраняет и направляет, 'распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу' (Прем 8, 1)», - провозглашает I Ватиканский Собор (Denz. 3003).

Говоря об этой всеобъемлющей опеке над всеми вещами, которые Бог охраняет и направляет твердой рукой и с отцовской нежностью, I Ватиканский Собор напоминает, что Божие Провидение особым образом распространяется на все то, что вносят в дело творения разумные и свободные существа. Известно, что действия и поступки, лежащие в пределах их возможностей, либо согласуются с волей Божией, либо вступают в противоречие с нею, то есть становятся, таким образом, грехом.

Как видим, истина о Божием Провидении позволяет нам взглянуть на грех в надлежащей перспективе. И Символы Веры помогают нам рассматривать грех в этом свете. Однако в действительности, и об этом следует сразу же напомнить в первой катехизической беседе о грехе, Символы Веры мало говорят об этом. Они в основном подводят нас к мысли, что следует рассматривать грех в контексте тайны Искупления, на почве христианской сотериологии. Если истина о творении, и еще в большей степени истина о Божием Провидении позволяют нам ясно и точно определить греховное зло на основе откровения о безграничной доброте Божией, то мы можем вслед за апостолом повторить: ubi abundavit delictum, superabundavit gratia, «а когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5, 20). Такой взгляд помогает нам лучше распознать в Боге удивительное соединение справедливости и милосердия, составляющих две стороны Его доброты. Следовательно, осознание реальности греха в перспективе Искупления становится средством более глубокого познания Бога - Того, Который «есть Любовь» (1 Ин 4, 16).

По этому вопросу Христианская вера вступает в серьезный диалог с разнообразными литературными и философскими взглядами, в диалог с представлениями других великих религий, в которых также большое место отводится проблеме происхождения зла и греха и которые часто нуждаются в благодатном свете Искупления. И именно в эту общую духовную сферу христианская вера желает привнести с пользой для всех истину и благодать Божественного Откровения.

(27. 08. 1986)


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.