Грех человека и состояние первоначальной праведности — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Грех человека и состояние первоначальной праведности

2021-06-30 23
Грех человека и состояние первоначальной праведности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Если в Символах Веры довольно кратко говорится о грехе, то в Священном Писании слово «грех» является, пожалуй, одним из наиболее часто употребляемых выражений и понятий. Это свидетельствует о том, что хотя Священное Писание - книга Бога и о Боге, оно одновременно является и великой книгой о человеке, показывающей его таким, каким он является в своей экзистенциальной сущности, определяемой на основе человеческого опыта. Ибо грех присущ человеку и его истории. Ни к чему не привели бы попытки не заметить реальности греха или придать этой мрачной реальности какие-либо иные определения, иные истолкования, как это практиковалось в эпоху Просвещения и секуляризации. Признавая существование греха, необходимо признать и существование глубинной связи человека с Богом, так как вне этой связи зло греха не открывается в своем настоящем измерении, хотя, конечно, не перестает существовать в жизни и истории человека. Грех, будучи мрачной и пагубной действительностью, тем больше угрожает человеку, чем меньше мы познаем и признаем его, чем меньше он отождествляется во всей своей сути с отречением и отталкиванием от Бога. Главным действующим лицом и исполнителем этого выбора выступает, конечно же, человек. Он может поступать вопреки своей совести, не связывая свои действия с Богом. Однако этот безумный и пагубный поступок приобретает всю силу отрицательного значения только в сфере отношений Бог-человек.

2. Вот почему в Священном Писании самое «начало» греха включено в тайну творения. Другими словами, грех, совершенный на заре человеческой истории, объясняется на фоне всего творения, то есть того момента, когда Бог одарил человека бытием. В контексте видимого тварного мира человек наделен бытием по образу и подобию Божию, а это означает, что человек поставлен на уровень разумного бытия, наделен мышлением и волей. А такой уровень Божественного творения-дара в свою очередь во многом объясняет сущность первородного греха как выбора, совершенного в результате неправильного использования полученных человеком способностей.

Совершенно ясно, что речь здесь не о начале истории человечества, предполагаемые координаты которого уже представлены наукой. Здесь говорится о том «начале», которое предстает перед нами на страницах Священного Писания. Священное Писание в этом «начале» усматривает истоки морального зла, постоянно испытываемого человечеством и отождествляемого им с «грехом».

3. В Книге Бытие, в первом повествовании о творении мира (Быт 1, 1-28, которое хронологически является более поздним, чем второе повествование - Быт 2, 4-15), обращает на себя внимание первоначальная «доброта» всего, что сотворено, особенно «доброта» человека, сотворенного Богом как «мужчина и женщина» (Быт 1, 27). В повествовании о творении мира несколько раз утверждается: «И увидел Бог, что это хорошо» (ср.: Быт 1, 12. 18. 21. 25), а после создания человека: «И увидел Бог, все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1, 31). Так как речь здесь идет о существе, созданном по образу Божию, то есть о существе разумном и свободном, указанная фраза говорит о «доброте», свойственной такому творению, как это было предусмотрено замыслом и намерением Бога-Творца.

4. Отсюда берет свое начало провозглашаемая Церковью истина веры о первоначальной невинности человека, о его первоначальной праведности (iustitia originalis), как это описано в Книге Бытия, в которой говорится, что человек создан руками Бога и что он пребывал в полном согласии с Ним (ср.: Быт 2, 8-25). Также в Книге Екклесиаста мы читаем: «Бог сотворил человека правым» (Екк 7, 29). И если Тридентский Собор учит нас, что уже первый человек, Адам, лишился святости и праведности, которыми был наделен (Primun hominem Adam... sanctitatem et iustitiam, in qua constitutus fuerat, amisisse: Deer. de pecc. orig., DS 1511), то это значит, что до грехопадения человек был наделен освящающей благодатью, а также всем тем, что составляет надприродную духовную сущность человека, определяющую его «праведность» по отношению к Богу. Все это можно выразить довольно кратко: в начале человек пребывал в любви с Богом.

5. В свете Священного Писания состояние человека до грехопадения - это состояние той первоначальной благости, которой как бы соответствовала картина Рая, красочно описанная в Книге Бытие. Источник этого счастья следует искать прежде всего в любви Бога, проявляющейся в виде освящающей благодати, а также в других дарах Бога, которые в теологии определяются как «внеприродные» и которых человек лишился из-за греха. Будучи наделен таким целостным даром, человек не только пребывал в любви и гармонии с Богом, но также обладал и сохранял в себе самом внутреннюю гармонию и не огорчался перспективой старости и смерти. «Господство» над миром, которым Творец изначально наделил человека, претворялось прежде всего в человеке как господство над самим собой. Именно в этом владении собой и в гармонии и заключалась «полнота» бытия (integritas), состоящая в том, что человек был непорочен и все бытие его было упорядочено, так как он был свободен от тройственного вожделения: от чувственной похоти, от жажды материальных благ и от утверждения и восхваления себя самого вопреки всяким доводам разума.

Поэтому порядок царил и в отношениях с другим человеком, в этих осененных благодатью общении и близости, какими был первоначальный союз между мужчиной и женщиной, между Адамом и Евой, создавших первую чету, первую ячейку человеческого общества. В этом смысле многозначительно звучит небольшое изречение из Книги Бытие: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт 2, 25).

6. Несмотря на все сказанное в Откровении о первоначальной праведности и о совершенстве человека, созданного по образу Божию, этот человек, будучи творением, наделенным свободой, был точно так же, как и другие духовные существа, изначально подвергнут испытанию свободой. Показав нам первоначальное состояние человека до его грехопадения - состояние, обусловленное взаимной любовью Бога и человека и дающее ему радость бытия, - Откровение говорит нам о том, что человек был подвергнут решительному испытанию и в этом испытании потерпел поражение.

7. В Книге Бытие это испытание описывается как запрет есть плоды с «дерева познания добра и зла». «И заповедовал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2, 16-17).

Таким образом, Бог-Творец с самого начала предстает перед разумным и свободным существом как Бог Завета, то есть Бог любви и радости, но также и как источник добра, а следовательно, и различения в нравственном смысле добра и зла. Дерево познания добра и зла является символом той установленной границы, того предела, которые человек как творение должен признавать и соблюдать. Он зависит от Творца и подвластен тем законам, на которых Творец основал порядок созданного Им мира - основополагающий порядок бытия (ordo rerum). Поэтому человек должен подчиниться и нравственным нормам, которые регулируют его пользование свободой. Таким образом, первоначальное испытание человека было направлено на его свободную волю, на его свободу - подтвердит ли человек своим поведением основополагающий порядок тварного мира, и тем самым истину о своей собственной тварности? Подтвердит ли он истину о присущем ему - как творению - достоинстве образа Божия, о предопределенном ему - творению - пределе?

К сожалению, нам известны результаты этого испытания - человек потерпел поражение. Нам говорит об этом Откровение. Однако эта печальная весть передается в нем в контексте истины Искупления, что позволяет нам с упованием обращать наши взоры к милосердному Творцу и Господу.

(3. 09. 1986)


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.