Первый грех в истории человека — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Первый грех в истории человека

2021-06-30 21
Первый грех в истории человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Повествование о первом грехе в третьей главе Книги Бытие обретает особую выразительность в контексте дела творения, когда Творец наделил человека даром первозданной святости и праведности. При толковании этого фрагмента, в центре которого - нарушение наложенного Богом на человека запрета вкушать плоды «с дерева познания добра и зла», без сомнения, следует учитывать древний характер текста и, что особенно важно, его литературный жанр. В то же время, анализируя текст Первой Книги Священного Писания с учетом научных требований, нельзя не заметить крайне важную особенность этого рассказа о грехопадении: в нем говорится о начальном событии, то есть о конкретном факте, который, как утверждается в Откровении, имел место на заре истории человечества. Этот факт имеет - и в этом вторая важная особенность - основополагающее и решающее значение для отношений между Богом и человеком, а также для внутреннего «состояния» самого человека, для взаимоотношений между людьми, наконец, для отношения человека к окружающему миру.

2. Факт, наиболее значимый в упомянутом выше повествовании, относится к нравственной сфере, и причины его кроются в глубине человеческой души. Свершившийся факт влечет за собой коренное изменение «ситуации»: человек лишается состояния первоначальной праведности и оказывается в состоянии греховности (status naturae lapsae); обретает природу, отмеченную печатью греха и склонную ко греху. Отныне этим состоянием будет отягощена вся история человечества. Первый человек (мужчина и женщина) получил от Бога дар освящающей благодати не только для себя, но как основатель человеческого рода также и для своих потомков. Итак, совершив грех, который обратил человека против Бога, человек утратил благодать для себя самого и для своих детей. Согласно вероучению Церкви, опирающемуся на Откровение, в этой утрате благодати, изначально свойственной человеческой природе, заключена самая суть первородного греха как наследия, оставленного нам прародителями.

3. Дабы лучше понять характер этого наследия, следует сначала проанализировать повествование о первом грехе, которое дано в третьей главе Книги Бытие. Повествование начинается с разговора искусителя, в образе змея, с женщиной. Это совершенно новая деталь. До сих пор в Книге Бытие ничего не говорилось о других, помимо человека, разумных и свободных тварях, ибо содержание первых двух глав Книги Бытие относится к миру «видимых существ». Искуситель же принадлежит к миру духовных, «невидимых существ» и только на время разговора принимает видимый образ. Это первое появление злого духа в Библии следует понимать в контексте всего, что на эту тему мы находим в книгах Ветхого и Нового Заветов. (Об этом была уже речь в предыдущих беседах). Особенно ярко это показано в Откровении св. Иоанна Богослова, то есть в последней книге Священного Писания, согласно которой «великий дракон, древний змий» (это явный намек па Быт 3), «называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Откр 12, 9), был низвержен. Так как сатана «обольщает всю вселенную», в другом месте он назван «отцом лжи» (Ин 8, 44).

4. Грех человека в начале его истории - тот первый грех, о котором мы читаем в третьей главе Книги Бытие, зарождается под влиянием именно этого существа. «Древний змий» говорит женщине: «Подлинно ли сказал Бог: 'не ешьте ни от какого дерева в раю?' И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3, 1-5).

5. Нетрудно в этом тексте увидеть главное и существенное, что скрыто под покровом якобы малозначительных деталей. Вопрос «Есть или не есть плоды с какого-то дерева?» сам по себе может показаться второстепенным. Но отношение к дереву «познания добра и зла» означает важную и существенную проблему в жизни человека. Искуситель это прекрасно осознает, когда говорит: «в день, в который вы вкусите их,... будете, как боги, знающие добро и зло». Итак, это дерево означает границу, которую нельзя переступить не только человеку, но вообще всякой твари, пусть самой совершенной. Творение всегда остается только творением, но не Самим Богом. Оно не может, «как боги», знать добро и зло. Только один Господь Бог является источником всякого бытия, Он один - абсолютная Истина и абсолютное Добро - определяет, что есть добро, а что зло.Лишь один Бог является извечным Законодателем, то есть источником всякого закона в тварном мире, и в особенности закона человеческой природы (lex naturae). Человек, будучи существом разумным, должен познавать этот закон и руководствоваться им в своих действиях. Он не может сам устанавливать нравственный закон, сам решать вопрос о том, что есть добро и зло, независимо от Творца и тем более - вопреки Творцу. Ни человек, ни другая тварь не могут ставить себя на место Бога, считая себя хозяином нравственного миропорядка вопреки онтологической структуре дела творения, которая посредством голоса совести, оценивающего поведение человека, отражается в психоэтической сфере человеческого бытия.

6. Итак, Книга Бытие открывает нам скрытые под покровом, казалось бы, незначительных деталей важные проблемы, имеющие основополагающее значение для человека, зависящего от своей тварной природы. Человек, будучи существом разумным, должен руководствоваться «первоначальной Истиной», которая является истиной его бытия. Он не может претендовать на то, чтобы самому занять место этой истины или встать вровень с ней. Когда подвергается сомнению этот главный принцип Бытия, подрывается весь фундамент подлинно «праведных» отношений твари к Творцу. Слова искусителя, «отца лжи», подвергая сомнению истину о взаимосвязанности Бога и человека, по сути подрывают само состояние первоначальной праведности. Поддаваясь искушению диавола, человек совершает личный грех и тем самым укореняет в человеческой природе состояние греховности,

7. Из библейского повествования становится ясным, что грех не «начинается» в сердце (и совести) человека, не возникает по его собственной инициативе. В какой-то мере он становится отражением и следствием того греха, который уже существовал в мире невидимых существ. Искуситель, «древний змий», принадлежит к этому миру. Еще раньше (in antico) эти наделенные разумом и свободой твари подверглись «испытанию»: они должны были совершить выбор в соответствии со своей духовной природой. Это в них родилось то «сомнение», которое искуситель, как повествует третья глава Книги Бытие, сеет в душах наших прародителей. Еще раньше Бог-Творец, будучи единственным источником блага для всех тварей, а для духовных существ в особенности, стал объектом подозрений и обвинений. Истина существования, истина бытия, требующая подчинения твари своему Создателю, была подвергнута сомнению и вытеснена первородной гордыней, которая и привела эти существа к тому, что их собственный дух стал источником и нормой свободы. Те, кто признал, что они могут быть, «как боги, знающие добро и зло», своим выбором противопоставили себя Богу, вместо того чтобы в согласии с истиной о собственной тварности выбрать себя «в Боге», ибо «кто, как не Бог!» Человек же, по наущению искусителя, подчинился бунтующему духу и его сообщникам.

8. Слова, услышанные первым человеком возле «дерева познания добра и зла» (Быт 3), подтверждают всю тяжесть зла, которое может родиться по свободной воле твари в отношении Того, Кто, будучи Творцом, является также источником всякого бытия и блага, той щедрости, на какую способна бескорыстная и истинно отцовская любовь. Именно эта щедрая любовь подвергается сомнению, наталкивается на отрицание и отказ. Тварь, желающая быть «как боги», провозглашает, по меткому выражению св. Августина, «себялюбие, доходящее до пренебрежения к Богу» (ср.: «О Граде Божием», XIV, 28: PL 41, 436). Это, пожалуй, наиболее глубокое определение того греха, который дал о себе знать в начале истории человечества в словах искусителя. Contemptus Dei: отказ от Бога и пренебрежение Богом, ненависть ко всему тому, что составляет сущность Бога и что исходит от Бога.

Увы, это не единичный факт, случившийся на заре истории человечества. Как часто мы становится свидетелями фактов, жестов, слов, жизненных ситуаций, в которых проглядывает наследие первого греха!

В повествовании, данном в Книге Бытие, грех связывается с диаволом. Эта истина о «древнем змие» будет подтверждена во многих других текстах Священного Писания.

9. Каким на этом фоне предстает перед нами грех? Далее в Книге Бытие мы читаем: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание: и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3,6).

О чем свидетельствует эта по-своему очень точная запись? Она гласит: первый человек поступил вопреки воле Творца, поверив словам искусителя, что плоды этого дерева «дают знание». Нет оснований считать, что человек полностью перенял весь этот заряд отрицания и ненависти к Богу, содержавшийся в словах «отца лжи», однако он поддался внушению искусителя использовать тварную вещь вопреки запрету Творца, возомнив, что и он - человек - может стать таким, «как боги, знающие добро и зло».

По словам св. апостола Павла, первый грех человека - это прежде всего «непослушание» Богу (ср.: Рим 5, 19). Анализ третьей главы Книги Бытие и размышления над этим удивительно глубоким текстом показывают, как может сформироваться это «непослушание» и в каком направлении оно может развиваться по воле человека. Можно сказать, что «начальный» грех, описанный в Книге Бытие (Быт 3), до некоторой степени заключает в себе первоначальную «модель» всякого человеческого греха.

(10. 09. 1986)

4. ВСЕОБЩНОСТЬ ГРЕХА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕКА
И ЕГО НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР

1. «Поставленный Богом в состояние праведности, человек, однако, по обольщению лукавого, злоупотребил свободой с самого начала истории, противопоставил себя Богу, желая достигнуть своей цели вне Бога» (РН 13). Вот что сказано в Конституции II Ватиканского Собора на тему нашего предыдущего катехизического наставления, то есть о первом грехе в истории человечества, на основании повествования, данного в Книге Бытие (Быт 3).

В этой главе Книги Бытие говорится о грехе прародителей человечества, но само действие связано с «ситуацией греха», которая охватила все человечество и стала называться первородным грехом. О чем говорит это понятие? Собственно говоря, оно ни разу не появляется на страницах Священного Писания. В то же время, вслед за рассказом о грехе первых людей, в Священном Писании - в последующих главах Книги Бытие, а также в других Книгах, - описано настоящее «вторжение» греха, который, как последствие грехопадения Адама, наводняет собою весь мир, приводя ко всеобщей испорченности человечества.

2. Так, уже в четвертой главе Книги Бытие мы читаем о братоубийстве, совершенном Каином, сыном Адама и Евы, который убил своего младшего брата Авеля (ср.: Быт 4, 3-15). Уже в шестой главе Книги Бытие говорится о всеобщей нравственной испорченности: «И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6, 5). И далее: «И воззрел (Господь) Бог на землю; и вот, она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт 6, 12). Автор Книги Бытие без колебания заключает: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт 6, 6). Последствием столь великого упадка человечества во времена Ноя - согласно той же Книге Бытие - стал потоп (Быт 7-9). В тексте упоминается также о строительстве Вавилонской башни (ср.: Быт 11, 1-9), приведшем, вопреки намерениям строителей, к смешению языков и рассеянию людей. Все это лишь указывало на то, что никакой внешний союз, лишенный своих корней в Боге, не в состоянии сохранить единение людей.В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что в истории человека грех проявляется не только в форме «противостояния» Богу. Иногда греховность проявляется в действии, совершаемом в осознании отсутствия Бога, как будто Бог и не существовал. Это дерзостное убеждение в том, что можно не обращать внимания на Бога, что можно обойтись без Него, провозглашая всесилие человека, по его собственному мнению не имеющее предела. В таком случае «Вавилонская башня» может служить предостережением для современных людей. Вот почему я напомнил о ней в моем апостольском наставлении Reconciliatio et paenitentia (13-15).

3. Всеобщая греховность человечества, так ярко засвидетельствованная уже в Книге Бытие, различным образом показана на многих страницах Библии. Греху всегда сопутствует отказ человека от Бога. Особенно красноречиво высказался на эту тему св. апостол Павел в Послании к Римлянам: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы... Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение... Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим 1, 28-31. 25-27. 32).

Можно сказать, что этот фрагмент представляет собой точное описание «ситуации греха» во времена зарождения Церкви Христовой, в те времена, когда писал и трудился вместе с другими апостолами св. апостол Павел. Несомненно, в этом мире существовали определенные духовные ценности, но очень часто они были искажены многократным воздействием греха. Христианство же последовательно и отважно препятствовало этому, пытаясь склонить своих приверженцев к радикальной перемене нравов, обусловленной велением раскаявшихся сердец. Все это наложило неизгладимый отпечаток на культуры и человеческие общности, рождающиеся и развивающиеся под влиянием этого обращения. Воздействие христианских ценностей на широкие общественные круги продолжается и сегодня, особенно ярко проявляясь в жизни некоторых народов.

4. Весьма знаменателен тот факт, что в наше время мы можем найти соответствие тому, что описал св. апостол Павел в Послании к Римлянам; в Пастырской Конституции II Ватиканского Собора «Радость и надежда» мы читаем: «Все, что направлено против самой жизни, как например всякого рода человекоубийство, геноцид, аборт, евтаназия и намеренное самоубийство, все, что насилует цельность человеческой личности, как членовредительство, телесные или нравственные мучения, попытки поработить самую душу; все, что оскорбляет человеческое достоинство, как нечеловеческие условия жизни, произвольные заключения в тюрьму, ссылки, рабство, проституция, торговля женщинами и подростками, а также и позорные условия труда, в которых к трудящимся относятся как к орудиям наживы, а не как к свободным и ответственным личностям, все это и прочее подобное - действительно позорно. Отравляя человеческую цивилизацию, все это позорит так поступающих больше, чем тех, кто переносят несправедливость, и наносит величайшее оскорбление Творцу» (РН 27).

Сейчас не время проводить исторический анализ или сравнивать статистические данные, чтобы показать, в какой мере этот соборный текст - наряду с другими обвинительными высказываниями не только иерархов Церкви, но также католических и некатолических ученых и экспертов - точно описывает «ситуацию греха» в современном мире. Одно несомненно, что даже без учета масштабов этих явлений, сам их факт - печальное подтверждение того «развращения человеков», о котором говорится в Библии. Об этом говорят также документы Церкви, в чем мы сможем убедиться во время следующей катехизической беседы.

5. В данный момент сосредоточим свое внимание на двух положениях. Во-первых, Божественное Откровение и его подлинное истолкование в лице Учительства Церкви неизменно и систематически утверждают всеобъемлющее значение греха в истории человека. Во-вторых, эта повторяющаяся из поколения в поколение ситуация греховности, заметная «извне» на всем протяжении истории человечества, ввиду опасных явлений этической патологии, проявляющихся и в личной, и в общественной жизни, легче распознается и оказывает более сильное воздействие, когда она обращена «вовнутрь» человека.

В другом фрагменте этой же Конституции II Ватиканского Собора говорится: «То, что нам известно из Божественного Откровения, подтверждается самим опытом, ибо человек, вникая в свое сердце, узнает себя склонным ко злу и погруженным во всякого рода зло, которое не может происходить от его благого Творца. Нередко, отказываясь признавать в Боге свое начало, человек нарушает и должный порядок, направляющий его к его конечной цели, и в то же время всю гармонию как в отношении самого себя, так и в отношении других людей и всех тварей (РН 13).

6. В этом высказывании современного Учительства Церкви заключено не только то, что вытекает из исторического и духовного опыта, но прежде всего здесь верно отражено то вероучение, о котором говорится во многих Книгах Библии, начиная с повествования, данного в третьей главе Книги Бытие, которое мы уже проанализировали ранее как свидетельство первого греха в земной истории человека. Здесь мы лишь напомним наболевшие вопросы Иова: «Человек праведнее ли Бога? И муж чище ли Творца своего?» (Иов 4, 17). «Кто родится чистым от нечистого?» (Иов 14, 4). «Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным?» (Иов 15, 14). Аналогичный вопрос находим в книге Притчей: «Кто может сказать: 'я очистил мое сердце, я чист от греха моего?'«(Притч 20, 9).

В Псалмах слышен тот же вопль: «Господи!... не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс 143 [142], 2); «С самого рождения отступили нечестивые; от утробы матери заблуждаются, говоря ложь» (Пс 58 [57], 4); «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс 51 [50], 7). Все эти тексты обнаруживают преемственность мысли в Ветхом Завете и отчасти намечают трудную проблему, какой является зарождение состояния всеобщей греховности.

7. Итак, Священное Писание говорит нам, что корни греха следует искать в глубине человеческой души, в совести и в сердце человека. Но вместе с тем грех рассматривается в нем как наследственное зло. Эту мысль, как нам кажется, выражает Псалм 51, согласно которому человек, «зачатый» в грехе, обращается с призывом к Богу: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже» (Пс 51 [50], 12). Тема всеобщности греха и его наследственного, до некоторой степени «врожденного», характера часто повторяется в текстах Священного Писания. Так, в Псалме 14 читаем: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс 14 [13], 3).

8. В этом контексте следует понимать и «жестокосердие», о котором говорит Христос (ср.: Мф 19, 8). У св. апостола Павла это «жестокосердие» предстает скорее как нравственная слабость, более того, как своего рода неспособность делать добро. Вот его слова: «Я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим 7, 14-15); «желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим 7, 18); «когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» (Рим 7, 21). Неоднократно уже обращали внимание на аналогию между этими словами апостола и словами римского языческого поэта: Video meliora proboque, deteriora sequor (ср.: Овидий, Metamorph. 7, 20). В этих текстах (а также во многих других произведениях духовной и светской литературы) предстает перед нами одна из наиболее волнующих сторон человеческого опыта, объяснимая лишь в свете истины о первородном грехе, данной нам в Откровении.

9. Современное вероучение Церкви (особенно документы II Ватиканского Собора) полностью отражает истину Откровения, когда говорит, что мир, «сотворенный и хранимый любовью Творца, впал в порабощение греху» (ср.: РН 2). Далее в этой же Пастырской Конституции мы читаем: «всю историю людей заполняет ожесточенная борьба против сил тьмы, борьба, которая началась при самом начале мира и будет продолжаться до последнего дня, как говорит Господь. Включенный в эту борьбу, человек должен постоянно бороться, дабы привязаться к добру, но без великих трудов, без помощи благодати Божией, не может он в самом себе обрести единства» (там же, 37).

(17. 09. 1986)


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.