Участие ангелов в истории спасения — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Участие ангелов в истории спасения

2021-06-30 25
Участие ангелов в истории спасения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В последних наших катехизических беседах мы говорили о том, как Церковь, вдохновленная премудрым светом Священного Писания, исповедует на протяжении всей своей истории истину о существовании ангелов как чисто духовных, сотворенных Богом существ. Церковь учит так с самого начала словами Никео-Константинопольского Символа Веры. Эта же истина была подтверждена на IV Латеранском Соборе (1215 г.), формулировку которого принял I Ватиканский Собор, разрабатывая учение о сотворении мира: Бог «в начале времен создал из небытия первый и второй род творений, существа духовные и материальные, то есть ангелов и материальный мир, а под конец, как бы соединяя вместе первых и вторых, создал человеческое естество, состоящее из души и тела» (Конституция De fide cath., Denz. 1782-1784 [3002]). Таким образом, Бог с самого начала создал обе действительности - духовную и телесную, мир земной и мир ангельский. Все это Бог создал одновременно (simul), сообразуя тварный мир и человека, состоящего из духа и материи, который - как гласит Библия - занял свое место в обустроенном по Божественным законам и пребывающем во времени (deinde) мире.

2. Вероучение Церкви признает не только существование ангелов, но и определенные характерные черты их природы. Тот факт, что ангельский мир имеет чисто духовную природу, означает прежде всего их нематериальность и нетленность. Ангелы не имеют «тела» (хотя при определенных обстоятельствах, исполняя вверенную им миссию по отношению к людям, они и принимают видимый образ), следовательно, они не подвержены закону тленности, общему для всего материального мира. Христос скажет однажды о будущей жизни после воскресения тел: «И умереть уже не могут; ибо они равны Ангелам» (Лк 20, 36).

3. Имея духовную природу, ангелы наделены умом и свободной волей в более совершенной степени, нежели человек, но в ограниченных пределах, ибо ограниченность присуща всем тварным существам. Следовательно, ангелы - это личностные существа и как таковые также являются «образом и подобием» Бога. Священное Писание говорит об ангелах, наделяя их не только личными именами (такими как Рафаил, Гавриил, Михаил), но и «родовыми» (такими как серафимы, херувимы, престолы, могущества, силы, господства, начала); наконец, различая ангелов и архангелов. Хотя язык Священного Писания носит символический и образный характер, тем не менее можно предположить, что эти личностные существа объединяются в некие как бы общности - по степени совершенства или же но характеру особых миссий, возложенных на них. Древние авторы и сами литургические тексты говорят также об ангельских хорах (по Дионисию Ареопагиту - 9 хоров). Теология, особенно святоотеческая и средневековая, не отвергает эти представления, но старается объяснить их с точки зрения доктринальной и мистической, не придавая им, однако, абсолютного значения. Св. Фома сосредоточил свои исследования на онтологических особенностях этих чисто духовных существ, на их познавательных и волевых способностях, на их духовной возвышенности, принимая во внимание то достойное место, какое они занимают в иерархии тварных существ, а также возможность углубить знания о способностях и действиях, присущих чистому духу, и тем самым пролить свет на основополагающие проблемы, которые издавна волновали и будили человеческую мысль: познание, любовь, свобода, Божия благость, достижение Царства Божия.

4. Для ума современного человека эта тема может показаться «далекой» или же «менее существенной». Тем не менее Церковь, откровенно излагая полную истину о Боге, Творце, создавшем и ангелов, верит, что существенным образом служит человеку. Человек убежден, что во Христе, Богочеловеке, именно он (а не ангелы) находится в центре Божественного Откровения. Тем не менее встреча в сфере религии с миром чисто духовных существ становится для него важным открытием: он сам по сути своей является не только телом, но и духом; он сам - часть поистине великого и действенного замысла спасения, вместе с сообществом личностных существ, которые во имя человека и с человеком служат провиденциальным замыслам Бога.

5. Обратим внимание, что ангелами Священное Писание и Священное Предание называют тех чистых духов, которые при изначальном испытании их свободы выбрали Бога, Его славу и Его Царство. Они соединены с Богом узами той освящающей любви, которая рождается из светлого и благостного лицезрения Пресвятой Троицы.«Ангелы... на небесах, - говорит Христос, - всегда видят лице Отца Моего небесного» (Мф 18, 10). Это лицезрение Отца небесного есть наивысшее проявление поклонения Богу.Можно сказать, что в этом лицезрении находит свое воплощение та «небесная литургия» от имени всей вселенной, с которой земная литургия Церкви постоянно соединена, особенно в моменты ее кульминации. Достаточно вспомнить чин, в котором Церковь во всем мире, ежедневно и во всякий час, перед началом Евхаристической Молитвы, в центральном разделе св. Мессы, призывает ангелов и архангелов воспеть славу Трисвятому Богу, объединяясь с Его первыми почитателями в культе и в блаженном познании неизреченной тайны Его святости.

6. Ангелы, участвуя в жизни Троицы посредством сияющей славы, призваны также - по свидетельству Откровения - к тому, чтобы в моменты, определенные замыслом Провидения Божия, участвовать в истории спасения людей. Автор Послания к Евреям спрашивает: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр 1, 14). В это верит и этому учит Церковь, опираясь на Священное Писание, из которого мы узнаём, что назначение добрых ангелов - защита людей и забота об их спасении.

Об этом говорится в различных текстах Священного Писания, например, в Псалме 91 (90), уже цитированном нами: «Ибо Ангелам своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Пс 91 [90], 11-12). Христос, говоря о детях и увещевая не презирать их, ссылается на их ангелов (ср.: Мф 18, 10). Кроме того, Он определяет ангелам роль свидетелей на высшем Божием Суде, который решит судьбу признавших Христа и судьбу тех, кто отрекся от Него: «... всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» (Лк 12, 8-9; ср.: Откр 3, 5). Эти слова очень знаменательны: ибо если ангелы принимают участие в Божием Суде, они должны интересоваться жизнью человека. Этот интерес и участие еще более подчеркнуты в эсхатологической проповеди Иисуса Христа, в которой Он говорит о посредничестве ангелов во время Парусии, то есть во время Его второго Пришествия в конце времен (ср.: Мф 24, 30-31; 25, 31. 41).

7. Если мы обратимся к Новому Завету, то там тема заботы ангелов о человеке и его спасении раскрывается прежде всего в некоторых фактах, представленных в Деяниях апостолов. Так, когда ангел Господень освобождает апостолов из темницы (ср.: Деян 5, 18-20), он прежде всего освобождает Петра, которому угрожала смерть от рук Ирода (ср.: Деян 12, 5-10).

Ангел также руководит поведением Петра по отношению к сотнику Корнилию, первому обращенному язычнику (ср.: Деян 10, 3-8; 11, 12-13), так же как и поведением диакона Филиппа на пути из Иерусалима в Газу (Деян 8, 26-29).

На основании этих нескольких фактов, приведенных в качестве примера, можно понять, как в вероучении Церкви вырабатывалось убеждение в том, что ангелам вверено служение на благо людей. Вот почему Церковь исповедует веру в ангелов - хранителей человека, почитая их в литургии особым праздником, и призывает чаще обращаться к ним с молитвой - с такой, например, как «Святой ангел Божий...». Эта молитва является как бы откликом на прекрасные слова св. Василия: «Каждый верующий имеет возле себя ангела как опекуна и пастыря, который ведет человека по жизни» (ср.: св. Василий, Adv. Eunomium Ш, 1; см. также: св. Фома, Summa theol., I, q. 11, а. 3).

8. Наконец, необходимо сказать еще, что Церковь почитает в литургическом культе трех ангелов, которых Священное Писание называет по именам. Первый из них - это архангел Михаил (ср.: Дан 10, 13, 20; Откр 12, 7; Иуд 9). В его имени, в известном смысле, выражена суть всего ангельского мира добрых духов. Ибо Micha-El означает: «Кто подобен Богу?» - в этом имени как бы отражен тот спасительный выбор, благодаря которому ангелы «видят лице Отца небесного». Второй ангел - это Гавриил, имя которого связано с тайной Воплощения Сына (ср.: Лк 1, 19, 26). Имя это означает: «Моя сила в Боге» или «Сила Божия». Оно как бы говорит, что кульминационным моментом творения является воплощение, наивысшее знамение всемогущего Отца. И, наконец, третьего архангела зовут Рафаил. Rafa-El означает: «Исцеление Божие». Он известен по событиям, описанным в Книге Товита Ветхого Завета (ср.: Тов 12, 15. 20 и др.), особенно примечательным с точки зрения роли ангелов по отношению к самым юным сынам Божиим, которые всегда нуждаются в попечении, заботе и защите.

Более вдумчивые размышления позволяют утверждать, что каждое из этих лиц - Micha-El, Gabri-El, Rafa-El - особым образом отражают истину, заключенную в вопросе автора Послания к Евреям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр 1, 14).

(6. 08. 1986)

5. ПАДШИЕ АНГЕЛЫ - ЗЛЫЕ ДУХИ

1. Продолжая тему предыдущих катехизических бесед, во время которых мы размышляли над теми положениями учения Церкви, которые посвящены миру ангелов, творений Божиих, обратимся сегодня к тайне свободы, обращенной некоторыми из них против Бога и Его замысла о спасении людей.

Евангелист Лука пишет, что в тот момент, когда ученики, преисполненные радости, вызванной успехами их первого проповеднического служения, возвратились к Учителю, Иисус произнес слова, над которыми стоит задуматься: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк 10, 18). Этими словами Господь утверждает, что благовествование Царства Божия всегда означает победу над диаволом, но созидание Царства постоянно подвергается опасности всевозможных ловушек со стороны злого духа. Говорить об этом - а именно это и является предметом нашей сегодняшней беседы - означает готовиться к борьбе, которая и составляет жизнь Церкви в этот завершающий период истории спасения (как об этом говорится в Откровении св. Иоанна Богослова - ср.: 12, 7). В то же время это позволяет прояснить смысл подлинного вероучения Церкви, исповедуемого перед лицом тех, кто вносит в него путаницу, приписывая роли сатаны слишком большое значение, а также тех, кто отрицает или преуменьшает его зловещую силу.

Предыдущие катехизические беседы об ангелах подготовили нас к пониманию явленной нам в Священном Писании и передаваемой всей совокупностью Священного Предания Церкви истины о сатане, то есть о падшем ангеле или злом духе, известном также под именем диавола, или демона.

2. Это «падение», которое носит характер отрицания Бога и как следствие этого - проклятия, есть состояние, свободно избранное теми тварными духами, которые решительно и бесповоротно отвергли Бога и Его Царство, желая захватить Его власть и разрушить домостроительство спасения, а также порядок всей сотворенной вселенной. Как отражение этих устремлений звучат в начале библейской истории человека слова змея-искусителя: «Вы будете, как боги» (ср.: Быт 3, 5). Этими словами злой дух пытается внушить человеку то внутреннее состояние соперничества, непослушания и противостояния по отношению к Богу, которое является как бы стержнем всего существования падшего ангела.

3. Повествование о падении человека, которое мы находим в ветхозаветной Книге Бытие, напоминает нам об этой позиции соперничества, которую сатана пытается навязать человеку, чтобы склонить его к прегрешению (ср.: Быт 3, 5). Также в Книге Иова (ср.: 1, 11; 2, 5. 7) мы читаем о том, как сатана пытается подтолкнуть к бунту страдающего человека. В Книге Премудрости Соломона (ср.: 2, 24) сатана предстает виновником смерти, которая вошла в историю человечества вместе с грехом.

4. Учение Церкви, представленное на IV Латеранском Соборе (1215), гласит, что диавол (или сатана) и другие демоны «были сотворены Богом как добрые духи, но стали злыми по своей собственной воле» (Denz. 428 [800]). Так, мы читаем в Послании св. апостола Иуды: «Господь... ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд 1, б). Также во Втором Послании св. апостола Петра мы читаем: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2, 4). Понятно, что если Бог «не щадит» грешных ангелов, то поступает так потому, что они и далее пребывают в грехе, навечно «связанные узами» того выбора, какой они сделали изначально, отвергнув Бога, вопреки истине о наивысшем и конечном Благе, каковым является сам Бог. Св. Иоанн пишет о том же: «сначала диавол согрешил» (1 Ин 3, 8). «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо нет в нем истины» (Ин 8, 44).

5. Все эти тексты дают нам возможность понять природу и размеры греха, совершенного сатаной и состоявшего именно в том, что он отверг истину о Боге, познанном в свете разума и Откровения как безграничное Благо, как сама Любовь и Святость. И грех этот особенно велик, ибо сатана был наделен наивысшим духовным совершенством и необыкновенными познавательными способностями ангельского разума, наибольшей свободой и изначальной близостью к Богу. Отвергая эту истину о Боге актом своей свободной воли, сатана становится как бы вселенским «лжецом» и «отцом лжи» (Ин 8, 44); он сам пребывает в решительном отрицании Бога и к тому же эту собственную трагическую «ложь о Благе», каковым является Бог, он пытается навязать тварному миру, другим существам, созданным по образу Божию, и в особенности людям. В Книге Бытие мы находим точное описание именно такой «лжи», искажения истины о Боге, которые сатана (под видом змея) старается передать первым представителям человеческого рода, говоря, что Бог налагает на человека определенные ограничения, так как Он ревниво оберегает свои права (ср.: Быт 3, 5). Сатана уговаривает человека освободиться из-под этого ярма и стать «как боги».

6. Распространяя свою экзистенциальную ложь, сатана становится также - как пишет св. апостол Иоанн - «человекоубийцей», то есть разрушителем той надприродной жизни, которую Бог изначально даровал ему самому, а также тварям, по своей природе являющимся «образом» Бога, - другим чистым духам и людям. Сатана хочет разрушить жизнь, исполненную согласия с истиной, жизнь в полноте блага, надприродную жизнь благодати и любви. Вот почему автор Книги Премудрости Соломона пишет: «Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем 2, 24). А Христос предостерегает в Евангелии: «Бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф 10, 28).

7. Вследствие греха прародителей этот падший ангел приобрел в какой-то мере власть над человеком. Это учение, неизменно исповедуемое и оглашаемое Церковью, было подтверждено на Тридентском Соборе в декрете о первородном грехе (ср.: Denz. 788 [1511]). Это учение находит свое драматическое выражение в таинстве Крещения, когда катехумена призывают отречься от сатаны и его соблазнов.

Это влияние сатаны на человека, некоторая его власть над предрасположенностью человеческого духа (и тела) находит отражение в Священном Писании, где сатана называется «князем мира сего» (ср.: Ин 12, 31; 14, 30; 16, 11) и даже «богом века сего» (ср.: 2 Кор 4, 4). Кроме того, мы встречаем много других имен, определяющих его пагубное влияние на человека, такие как «вельзевул» или «велиар», а также «дух нечистый», «искуситель», «лукавый» и, наконец, «антихрист» (1 Ин 4, 3). Его сравнивают со «львом» (1 Петр 5, 8), «драконом» (в Откровении св. Иоанна Богослова) и «змеей» (Быт 3). Очень часто встречается определение «диавол», оно происходит от греческого diaballein (отсюда diabolos), что означает: вызывать разрушения, разделять, клеветать, обманывать. И поистине, все это изначально проявляется в действиях злого духа, который в Священном Писании представлен как личность, причем подчеркивается, что он не один: «нас много» - кричат Иисусу бесы в Гадаринской стране (ср.: Мк 5, 9); «диавол и ангелы его» - говорит Иисус, описывая день Страшного Суда (ср.: Мф 25, 41).

8. В Священном Писании, и особенно в Новом Завете, во многих местах говорится о том, что власть и влияние сатаны и других злых духов охватывает весь мир. Об этом свидетельствует хотя бы притча Христа о поле (которым является мир), о добром семени и о плевелах, которые диавол сеет, как сорную траву, среди пшеницы, стараясь тем самым уничтожить в сердцах людей то благо, которое в них было «посеяно» (ср.: Мф 13, 38-39). Вот почему мы слышим многочисленные призывы к бдительности (ср.: Мф 26, 41; 1 Петр 5, 8), к молитве и посту (ср.: Мф 17, 21). Об этом же выразительно сказал Господь: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы» (Мк 9, 29). Действия сатаны по отношению к людям проявляются прежде всего в том, что он стремится склонить их ко злу. Злой дух пытается повлиять на человека, на его воображение, наконец, на высшие способности его души, чтобы отвлечь их от Закона Божия. «Вершина» этих действий сатаны - искушение самого Христа (ср.: Лк 4, 3-13), когда сатана пытается противостоять установленным Богом требованиям домостроительства спасения.

В некоторых случаях действия злого духа оказывают влияние не только на мир материальных вещей, он может завладеть и телом человека; тогда говорят об «одержимости бесом» (ср.: Мк 5, 2-9). Не всегда так просто определить, что в таких случаях является результатом действия сверхъестественных сил. Церковь не поддерживает и не может поддерживать тенденцию слишком поспешно связывать многие факты с непосредственным вмешательством диавола. Но в принципе Церковь не может отрицать того, что сатана, стремясь навредить и причинить зло, способен решиться на столь крайние проявления своей силы.

9. В заключение необходимо добавить, что потрясающие слова апостола Иоанна - «весь мир лежит во зле» (1 Ин 5, 19) - указывают на присутствие сатаны в истории человечества, которое становится более активным по мере того, как человек и общество удалются от Бога. Тогда злому духу легче глубоко и эффективно «законспирировать» свое влияние, что вполне отвечает его «интересам». Злой дух может действовать наиболее успешно в том случае, когда ему удается склонить человека к отрицанию его (диавола) существования во имя рационализма или любой другой системы мировоззрений, которая не желает знать о действии злого духа в мире. Разумеется, это не значит, что действия сатаны исключают значение свободной воли и ответственности человека, а также разрушают спасительное действие Иисуса Христа. Скорее, речь идет о конфликте между темными силами зла и силой искупления. И как проникновенно в связи с этим звучат слова, с которыми Христос обратился к Петру на пороге Своего крестного пути: «Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя!» (Лк 22, 31-32).

Следовательно, мы понимаем теперь, почему Господь так решительно завершает молитву о Царстве Божием «Отче наш», которой Он нас Сам научил (в отличие от многих других молитв того времени), напоминая нам о том, что в нашей жизни мы постоянно подвергаемся опасности со стороны коварных действий зла-лукавого. Христианин, обращаясь к Отцу, как научил нас Иисус, и призывая Его Царство, со всей силой своей веры восклицает: не введи нас во искушение, избавь нас от зла, от лукавого. Помоги нам, Господи, не впасть в грех неверности, к которому нас склоняет тот, кто изначально был неверным.

(13. 08. 1986)

ПОБЕДА ХРИСТА НАД ДУХОМ ЗЛА

1. Наши катехизические беседы о Боге, Творце «всего невидимого», прояснили и укрепили нашу веру в той ее части, которая касается истины о злом духе, или сатане, существования которого Бог - наивысшая Любовь и Святость, мудрое и всесильное Провидение, ведущее нашу жизнь к победе над князем тьмы, - конечно, не желал. Ибо вероучение Церкви убеждает нас, что могущество сатаны не является беспредельным. Он всего лишь творение, хотя, будучи чистым духом, и обладает очень большой силой, но все-таки он - тварь, ограниченная и подчиненная воле и власти Бога. Его действия в мире, порожденные ненавистью к Богу и Его Царству, попускаются Божиим Провидением, которое силой и благостью (fortiter et suaviter) управляет историей человечества и мира. Действия сатаны приносят, несомненно, много вреда отдельным личностям и всему обществу - вреда в духовном плане, а косвенно, и в физическом, но все-таки они не в состоянии уничтожать Добро - конечную цель, к которой стремится человек и весь тварный мир. Эти действия не могут помешать окончательному пришествию Царства Божия, в котором осуществится полное торжество справедливости и любви Отца к творениям, которым извечно уготовано свое «предназначение» в Сыне-Слове, Иисусе Христе. Мы можем прямо сказать, вслед за св. апостолом Павлом, что зло содействует благу (ср.: Рим 8, 28) и служит созиданию славы «избранных» (ср.: 2 Тим 2, 10).

2. Таким образом, можно признать, что вся история человечества, в конечном итоге, представляет собой историю спасения, в которую вписана победа Христа над «князем мира сего» (ср.: Ин 12, 31; 14, 30; 16, 11). «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк 4, 8) - решительно говорит Христос сатане. В драматический момент своего служения, отвечая на позорное обвинение в том, что он изгонял бесов как союзник вельзевула, их повелителя, Иисус произносит эти суровые и в то же время утешительные слова: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царство Божие» (Мф 12, 25-26, 28). «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение. Когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Лк 11, 21-22). Эти слова Христа об искусителе нашли свое историческое воплощение в смерти на кресте и Воскресении из мертвых Искупителя. Христос разделил Свою сопричастность к человечеству до самой смерти на кресте, дабы - как читаем мы в Послании к Евреям - «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые... подвержены рабству» (Евр 2, 14-15). В этом состоит глубокая убежденность христианской веры: «князь мира сего осужден» (Ин 16, 11); «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола», - как об этом свидетельствует св. апостол Иоанн (1 Ин 3, 8). Христос, распятый и воскресший из мертвых, оказался тем «Сильнейшим», который победил «сильного», диавола, и свергнул его.

Церковь участвует в победе Христа над диаволом: Христос даровал своим ученикам силу изгонять бесов (ср.: Мф 10, 1 и парал.; Мк 16, 17). Церковь осуществляет эту победную власть с помощью веры во Христа и молитвы (ср.: Мк 9, 29; Мф 17, 19); в некоторых особых случаях эта власть может принять форму экзорцизма.

3. В этот «исторический» период победы Христа вписано и обетование окончательной победы, связанной с Парусией - вторым и последним пришествием Христа в конце времен, на ожидание которого направлена жизнь христианина. И хотя история мира и дальше продолжается под влиянием «духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф 2, 2), в сознании верующих живет уверенность в том, что они призваны к борьбе за окончательное торжестве Добра: «Потому что наша брань не против крови и плоти; но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духа злобы поднебесных» (Еф 6, 12).

4. Эта борьба, по мере приближения к концу, будет приобретать все более острый характер, как это особенно подчеркивается в Откровении св. Иоанна Богослова, в последней Книге Нового Завета (ср.: Откр 12, 7-9). И все же, именно в этой Книге особо подчеркнута та уверенность, какую вселяет в нас Божественное Откровение во всей своей полноте - уверенность в том, что борьба эта завершится конечной победой добра. В этой победе, которая уже совершилась в пасхальной тайне Христа, до конца исполнится первое пророчество Книги Бытие во фрагменте, именуемом - как это знаменательно! - Протоевангелием, в котором Бог предупреждает змея: «И вражду положу между тобою и между женою» (Быт 3, 15). Завершая в этот последний период тайну своего отцовского Провидения, Бог «избавит от власти тьмы» тех, кто извечно «предназначен во Христе», и введет их «в Царство возлюбленного Сына Своего» (ср.: Кол 1, 13). Тогда и Сын отдаст Отцу весь мир - «да будет Бог всё во всем» (1 Кор 15, 28).

5. На этом заканчивается цикл катехизических бесед о Боге, Творце «всего видимого и невидимого», связанных, как мы старались показать, с истиной о Божием Провидении. Эти беседы объясняют верующему, что тайна начала мира и истории человечества неразрывно связана с тайной конца, когда проявится целесообразность всего, что было сотворено. Символ Веры, в котором органично связуются в единую нить многие истины, является поистине гармоничным изложением веры.

Постепенно и самым естественным образом, с восхищением вглядывались мы в великую тайну Божественного разума и любви, предстающих перед нами в творческой деятельности Бога, которой охвачена вся вселенная, все люди и весь мир чистых духов. Мы размышляли о тринитарном источнике этой деятельности, ее премудрой целесообразности, направленной на жизнь человека, истинного «образа Божия», призванного в свою очередь обрести полноту человеческого достоинства в созерцании славы Божией. Мы осветили одну из наиболее сложных проблем, волнующих человека, которые возникают перед ним, когда он занимается поисками истины, - проблему страдания и зла. Эта проблема возникла не по причине ошибки или злого намерения Бога, но была предопределена Его выбором, в определенном смысле рискованным, когда Он решил создать нас свободными, чтобы мы были Его друзьями. Из свободы же возникло зло. Но Бог не отступил от своего замысла, предопределив нам быть Его чадами во Христе; Он своей трансцендентной премудростью руководит всем тварным миром fortiter et suaviter, так чтобы добро не было побеждено злом.

И вот теперь, позволяя Божественному Откровению вести нас, мы должны углубиться в другие тайны нашего спасения. Мы уже открыли истину, которая должна храниться в сердце каждого христианина: истину о существовании чистых духов, творений Божиих, изначально добрых, но затем, в силу греховного выбора, необратимо разделившихся на ангелов света и ангелов тьмы. И хотя существование злых ангелов требует от нас постоянной бдительности, чтобы не поддаться искушению, мы уверены, что Христос Искупитель окружает нашу жизнь своей всепобеждающей силой, дабы и мы смогли выйти из испытаний победителями. В этом нам действенно помогают добрые ангелы, посланники Божественного милосердия, к которым мы, по наставлению Священного Предания Церкви, обращаем свою молитву: «Ангел Божий, хранитель мой, просвети меня, охрани меня, веди и направляй меня, доверенного твоему небесному попечению. Аминь».

(20. 08. 1986)

 

 

ГЛАВА IV. ТАЙНА ИСКУПЛЕНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ ГРЕХА


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.