Учение Церкви о первородном грехе — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Учение Церкви о первородном грехе

2021-06-30 24
Учение Церкви о первородном грехе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В предыдущих катехизических наставлениях данного цикла мы имеем, с одной стороны, анализ первого греха в истории человека, сделанный на основе библейского повествования (Быт 3), и вместе с тем достаточно полную картину того, что о всеобщности греха и о его наследственном характере говорит нам Божественное Откровение. Это учение, как в прежние времена, так и сегодня, неизменно находится в центре внимания Учительства Церкви, о чем свидетельствуют документы II Ватиканского Собора, особенно Конституция «Радость и надежда», а также апостольское наставление Reconciliatio et paenitentia, обнародованное после Синода Епископов (1984).

2. Текст Книги Бытие - первостепенный источник в данном случае. Он свидетельствует о том, как человек, «по обольщению лукавого... («в день, в который вы вкусите плоды дерева,.. вы будете, как боги, знающие добро и зло» - Быт 3, 5) злоупотребил свободой, противопоставил себя Богу, желая достигнуть своей цели вне Бога» (РН 13). И вот «открылись глаза у них обоих» (то есть у мужчины и женщины) «и узнали они, что наги» (Быт 3, 7). А когда Господь Бог «воззвал к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал:... я убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт 3, 9-10). Этот ответ говорит о многом. Человек, который прежде (в состоянии первоначальной праведности) пребывал в любви с Богом и уповал на Творца, полагаясь на Него всей своей духовно-телесной сущностью, сотворенной по образу Божию теперь лишился основ этой теснейшей связи. Человек утратил дар сопричастности с жизнью Бога: благодать принадлежности к Богу в святости первозданной преданности и сыновних отношений. Грех сразу же дал о себе знать во всем существе и поведении первого человека - мужчины и женщины, проявляясь в форме стыда за содеянное, стыда за собственное греховное состояние, а это в свою очередь вылилось в страх перед Богом. Истина Откровения, соединяясь с психологическим анализом поступка первых людей, выразительно отображает «состояние» человека после грехопадения.

3. Мы уже говорили о том, что в текстах Ветхого и Нового Завета заключена истина о «вторжении» греха в историю человечества. Грех стал неотвратимой участью человека, стал его наследием «от чрева матери». «Во грехе родила меня мать моя», - восклицает Псалмопевец (Пс 51 [50], 7). Ярким выразителем этой истины стал св. апостол Павел. В Послании к Римлянам, на которое мы уже ссылались в предыдущей беседе, апостол пишет: «Все под грехом» (ср.: Рим 3, 9). «Так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим 3, 19); «и были по природе чадами гнева» (Еф 2, 3). Все это относится к человеческой природе, предоставленной самой себе, лишенной спасительной благодати - таков комментарий исследователей Библии. Эти слова относятся к человеческой природе, ограниченность которой предопределил грех прародителей, а значит, они относятся и к той ситуации, в которой живем мы все - их потомки и наследники.

4. Библейские тексты, говорящие нам о всеобщности греха, о его наследственном характере, связанном с «человеческой природой» таким образом, что грех наследуется человеком уже во чреве матери, подводят нас к истине католического вероучения о первородном грехе.

Эта истина, с самого начала проповедуемая Церковью, стала предметом обсуждений на XVI Синоде, проходившем в Карфагене (418), и на Синоде в Оранже (529), посвященных главным образом заблуждениям Пелагия (ср.: DS 222-223; 371-372). А затем, в период Реформации, она была торжественно сформулирована на Тридентском Соборе в 1546 г. (ср.: DS 1510-1516). Декрет Тридентского Собора о первородном грехе выражает эту истину в той форме, в какой она стала предметом вероучения Церкви. Опираясь на этот Декрет, изложим суть этой истины.

5. Наши прародители (Декрет говорит: Primum hominem Adam) в земном раю (то есть в состоянии первоначальной праведности и благости) тяжко согрешили, нарушив заповедь Бога. Из-за своего греха они лишились освящающей благодати, то есть утратили праведность и святость, которыми были наделены от начала, и тем самым навлекли на себя гнев Божий. Следствием этого греха стала смерть, которой подвержен весь род человеческий. Здесь уместно вспомнить слова Бога из второй главы Книги Бытие (Быт 2, 17): «а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Значение этого запрета было объяснено в предыдущих беседах. Вследствие греха диавол сумел установить свое «господство» над человеком. В Декрете Тридентского Собора говорится о «неволе под ярмом того, кто имеет власть над смертью» (ср.: DS 1511). Таким образом, это господство диавола названо «неволей».

Нам еще предстоит вернуться к этому драматическому моменту начала человеческой истории, когда мы будем анализировать обстоятельства того «отчуждения» человека, которое стало следствием грехопадения. А сейчас обратим наше внимание на то, что Тридентский Декрет ссылается на «грех Адама», на непосредственный, личный грех наших прародителей (теологи определяют его как peccatum originale originans), но в то же время описывает губительные последствия греха в истории человечества (peccatum originale originatum).

!!! Современная наука решительно возражает прежде всего против второго из приведенных выше определений первородного греха. Ученые не могут примириться с идеей наследственного характера греха, то есть с тем, что состояние греховности предопределено решением «прародителя», а не волеизъявлением данного конкретного человека. Считается, что такая концепция противоречит пониманию человека как личности и тем требованиям, которые обусловлены уважительным отношением к человеку как полноправному субъекту.!!!

Тем не менее вероучение Церкви о первородном грехе может оказать неоценимую услугу и современному человеку; отвергая все то, что на эту тему говорит христианская вера, человек оказывается не в состоянии объяснить для себя таинственные и мучительные стороны зла, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, и в результате он колеблется между состояниями минутного, ни к чему не обязывающего оптимизма и крайнего, отчаянного пессимизма.

В следующей катехизической беседе мы задумаемся над тем, что на эту тему, столь важную для отдельного человека и для всего человечества, говорит нам наша вера.

(24. 09. 1986)


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.