Богодухновенность Священного Писания и его толкование — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Богодухновенность Священного Писания и его толкование

2021-06-30 30
Богодухновенность Священного Писания и его толкование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Повторим еще раз эти прекрасные слова из соборной Конституции «О Божественном Откровении»: «Бог, говоривший в древности, непрестанно беседует с Невестой Сына Своего возлюбленного [то есть с Церковью], и Дух Святой, через Которого живой голос Евангелия звучит в Церкви, и через нее в мире, вводит верующих во всю истину и вселяет в них обильно слово Христово (ср.: Кол 3, 16)» (п. 8).

Напомним себе еще раз, что означает слово «веровать». Веровать по-христиански - это и означает под водительством Духа Святого постигать всю истину Божественного Откровения, то есть входить в общину верующих, внимающих словам Евангелия Христова. Благодать веры и единения в вере доступна каждому поколению, ибо живое свидетельство Божественного Откровения, содержащееся в Священном Предании и Священном Писании, нерушимо сохраняется Церковью, благодаря особому служению Учительства Церкви (Magisterium), гармонически связанного со «сверхъестественным разумением веры» народа Божия.

2. Для более полного выявления связи между нашим католическим «верую» и его истоками большое значение имеет также учение о богодухновенности Священного Писания и о его надлежащем истолковании. Излагая это учение, мы будем опираться (как и в предыдущих наших катехизических беседах) прежде всего на Конституцию «О Божественном Откровении».

В ней сказано: «Святая матерь Церковь, по вере апостолов, принимает все книги как Ветхого, так и Нового Завета, во всей их полноте, как священные и канонические, как, написанные по вдохновению Духа Святого (ср.: Ин 20, 31; 2 Тим 3, 16; 2 Петр 1, 19-21; 3, 15-16), они имеют автором Самого Бога, и как таковые были переданы Церкви» (БО II).

Бог - невидимый и трансцендентный Автор - «избрал определенных людей, предоставив им для составления священных Книг применить свои способности и силы, с тем, чтобы при действии Его Самого в них и через них они письменно передали, как настоящие авторы, все, и только то, что Он хотел» (там же). И для того Дух Святой снизошел на них и действовал через них.

3. В связи с этим необходимо признать, «что книги Писания учат твердо, верно и безошибочно истине, которую Бог, ради нашего спасения, восхотел запечатлеть Священными Письменами» (там же). Подтверждают это и слова св. Павла из Послания к Тимофею: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим 3, 16-17).

Конституция «О Божественном Откровении», вслед за св. Иоанном Златоустом, выражает восхищение перед этим дивным снисхождением (лат. condescendentio) вечной Премудрости Божией. «Ибо слова Божии, выраженные человеческим языком, уподобились человеческому языку, как некогда Слово Предвечного Отца, восприняв слабую человеческую плоть, сделалось подобным людям» (БО 13).

4. Истина о богодухновенности Священного Писания предопределяет ряд принципов, которые следует учитывать при его толковании. Конституция «О Божественном Откровении» вкратце перечисляет эти принципы.

Во-первых: «Так как Бог говорил в Священном Писании через людей и по-человечески, толкователь Священного Писания, с целью уяснить, что Бог хотел нам сообщить, должен внимательно исследовать, что священные писатели действительно разумели и что Богу было угодно нам открыть через их слова» (БО 12).

С этой целью - и в этом заключается второй принцип - необходимо учесть, помимо прочего, и «литературный жанр». «Действительно, истина предлагается и выражается по-разному и различными способами в текстах исторических, или пророческих, или поэтических, или в других видах речи» (там же). Смысл того, что хотел выразить автор, зависит именно от литературного жанра, в контексте всех обстоятельств данной эпохи и определенного типа культуры.

И поэтому - в этом заключается третий принцип толкования Священного Писания - «для правильного понимания того, что священнописатель хотел выразить своим писанием, нужно обратить должное внимание и на обычные, прирожденные способы восприятия, выражения, повествования, присущие временам священнописателя, и на те, что были вообще в употреблении в ту эпоху в человеческих взаимоотношениях» (там же).

5. Все эти, как можно убедиться, довольно подробные указания относительно историко-литературной интерпретации священных текстов необходимо тщательно увязывать с предпосылками надприродного характера, вытекающими из учения о богодухновенности Священного Писания. «Священное Писание надлежит читать и толковать с помощью того же Духа, под воздействием Которого оно было написано» (там же). Поэтому «нужно не менее усердно обращать внимание на содержание и единство всего Писания, учитывая живое Предание всей Церкви и согласие веры» (там же). Под «согласием веры» мы понимаем внутреннее единство каждой отдельной истины вероучения со всей совокупностью Божественного замысла, выраженного в Откровении, а также заключенного в нем плана Божественного домостроительства во всей его полноте.

6. Задача экзегетов, то есть теологов, изучающих Священное Писание с помощью достоверных методов, - содействовать согласно вышеизложенным принципам «более глубокому пониманию и изложению смысла Священного Писания, дабы благодаря как бы предварительному изучению созревало суждение Церкви» (там же). Поскольку Церковь «исполняет Божественное поручение и служение хранить и толковать слово Божие», постольку «все, что было сказано о способе толкования Писания, подлежит в конечном итоге суждению Церкви» (там же).

Этот принцип имеет важное и решающее значение при установлении взаимосвязей между экзегетикой и теологией, с одной стороны, и Учительством Церкви, с другой. Он тесно связан со всем тем, что было сказано ранее о проблеме передачи Божественного Откровения. Следует еще раз подчеркнуть, что Учительство Церкви использует труды теологов-экзегетов, в необходимых пределах контролируя их работу. Ибо Учительство Церкви призвано оберегать целостность истины, заключенной в Божественном Откровении.

Веровать по-христиански - это значит хранить верность этой истине, используя те гарантии, которые - как установил сам Иисус Христос - может предоставить нам Церковь. Это относится ко всем верующим: точно так же - на соответствующем уровне и в надлежащих пределах - и к теологам и экзегетам. В этом проявляется прежде всего милосердное Провидение Господа Бога, Который восхотел не только наделить нас Своим Божественным Самооткровением, но и дать нам гарантию, что оно будет верно храниться, истолковываться и передаваться.

(1. 05. 1985)

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

1. Как известно, Священное Писание состоит из двух сборников Книг: Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет, созданный до пришествия Иисуса Христа, насчитывает 46 Книг самого разного характера. Перечислим их здесь, объединяя по группам, что позволит нам хотя бы в общих чертах обрисовать своеобразие каждой из Книг.

2. На первое место следует поставить так паз. Пятикнижие, в состав которого входят Книга Бытие, Книга Исход, Книга Левит, Книга Числа и Книга Второзаконие. Как бы продолжением Пятикнижия является Книга Иисуса Навина, а также Книга Судей Израилевых. Краткая Книга Руфи служит своеобразным введением в группу книг исторического характера, которую составляют четыре Книги Царств. К этим книгам следует отнести и две Книги Паралипоменон, а также Книгу Ездры и Книгу Неемии, которые относятся уже к более позднему периоду истории Израиля - после вавилонского плена.

Книга Товита, Книга Иудифи и Книга Есфири, хотя также связаны с историей избранного народа, носят скорее характер аллегорических и нравоучительных повестей, чем исторических книг. В то же время исторический (летописный) характер носят две Маккавейские Книги.

3. Так называемые учительные (дидактические) книги составляют отдельную группу, в которую включены произведения разного характера. Сюда входят и Книга Иова, и Псалтирь, и Книга Песни Песней, и в то же время произведения поучительно-назидательного характера: Книга Притчей, Книга Екклесиаста (или Проповедника), Книга Премудрости Соломона, а также Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Ecclesiasticus Liber).

4. Наконец, последнюю группу Книг Ветхого Завета составляют пророческие Книги. Среди них выделяют Книги четырех великих пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. К Книге Иеремии примыкают Книга Плача Иеремии и Книга пророка Варуха. Затем следуют двенадцать книг так называемых малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.

5. За исключением первых глав Книги Бытие, посвященных зарождению мира и рода человеческого, все эти книги, начиная с призвания Авраама, повествуют об одном народе, избранном Богом. Вот что об этом говорится в Конституции «О Божественном Откровении»:

«Вселюбящий Бог, промышляя и предуготовляя неуклонно спасение всего рода человеческого, избрал Себе по особому замыслу народ, чтобы вверить ему Свои обетования. Действительно, заключив завет с Авраамом (ср.: Быт 15, 18), и через Моисея с народом Израилевым (ср.: Исх 24, 8), Он открылся народу, который Он Себе приобрел, как единый Бог истинный и живой, словами и действиями, чтобы Израиль, испытывая, каковы Божественные пути в отношении людей, и благодаря тому, что Бог говорил устами Пророков, понимал их все глубже и яснее, и поведал бы их далеко среди языческих народов (ср.: Пс 21, 28-29; 95, 1-3; Ис 2, 1-4; Иер 3, 17). Предвозвещенное священнописателями домостроительство спасения, ими поведанное и объясненное, есть с очевидностью истинное слово Божие в книгах Ветхого Завета; поэтому эти богодухновенные книги сохраняют свою неизменную ценность» (БО 14).

6. Далее соборная Конституция указывает, что являлось главной целью домостроительства спасения в Ветхом Завете: оно было направлено «к приуготовлению, к пророческому возвещению (ср.: Лк 24, 44; Ин 5, 39; 1 Петр 1, 10) и к предвещанию через различные прообразы (ср.: 1 Кор 10, 11) пришествия Христа, Искупителя всех, и Его мессианского Царства» (БО 15).

В то же время книги Ветхого Завета, в соответствии с положением рода человеческого до пришествия Христа, «открывают всем познание о Боге и о человеке и о том, как праведный и милосердный Бог действует в отношении людей. Эти Книги, хотя в них есть вещи несовершенные и преходящие, однако, показывают истинное Божественное детоводительство» (там же). В них выражено «живое восприятие Бога», «спасительная мудрость касательно человеческой жизни», наконец, «дивная молитвенная сокровищница... тайна нашего спасения» (там же). И поэтому книги Ветхого Завета должны благоговейно приниматься христианами.

7. Что же касается взаимосвязи Ветхого и Нового Заветов, то соборная Конституция так освещает этот вопрос: «Бог, вдохновитель и автор книг обоих Заветов, так премудро устроил, что Новый Завет сокрыт в Ветхом, а Ветхий Завет раскрывается в Новом» (но словам св. Августина: Novum in Vetere latet, Vetus in Novo patet). «Ибо, хотя Христос установил Новый Завет в Своей крови (ср.: Лк 22, 29; 1 Кор 11, 25), однако Книги Ветхого Завета, полностью воспринятые в Евангельское благовестие, приобретают и являют в Новом Завете свое полное значение (ср.: Мф 5, 17; Лк 24, 27; 2 Кор 3, 14-16) и в свою очередь освещают и объясняют его» (БО 16).

Итак, соборная Конституция дает нам точное и понятное разъяснение, которого вполне достаточно для нашего катехизического наставления. Разъяснение это позволяет нам сделать следующий шаг в наших размышлениях о значении веры. «Веровать по-христиански» означает: черпать свет Божественного Откровения (согласно всему тому, о чем было сказано выше) также и из книг Ветхого Завета.

(8. 05. 1985)

НОВЫЙ ЗАВЕТ

1. По своему объему Новый Завет выглядит гораздо скромнее, чем Ветхий. Книги, из которых он состоит, создавались на протяжении более короткого времени, нежели книги Ветхого Завета. Новый Завет насчитывает всего двадцать семь книг, некоторые из них довольно краткие.

Прежде всего следует назвать четыре Евангелия: от св. Матфея, от св. Марка, от св. Луки и от св. Иоанна. Далее идут Деяния Святых Апостолов - книга, автором которой также является св. Лука. Самую большую группу произведений составляют Послания Апостолов, и среди них прежде всего Послания св. Павла - к Римлянам, два Послания к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два Послания к Фессалоникийцам, два Послания к Тимофею, Послание к Титу, Послание к Филимону. Так называемый corpus paulinum завершает Послание к Евреям, созданное в среде ближайших сотрудников апостола Павла.

Кроме Посланий св. Павла в число книг Нового Завета входят также: Послание св. апостола Иакова, два Послания св. Петра, три Послания св. Иоанна, а также Послание св. апостола Иуды. Последней книгой Нового Завета является Откровение Иоанна Богослова.

2. «Никому не безызвестно, - читаем мы в Конституции «О Божественном Откровении», - что среди всех Писаний, даже Нового Завета, справедливо выделяются Евангелия, поскольку они составляют главное свидетельство о жизни и учении воплотившегося Слова, нашего Спасителя. Церковь всегда и везде утверждала и утверждает, что четыре Евангелия - апостольского происхождения. Ибо то, что апостолы проповедовали по поручению Христа, они сами и их сподвижники впоследствии по вдохновению Духа Святого передали нам в Писаниях как основу веры, то есть Четвероевангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна» (БО 18).

3. Соборная Конституция особо подчеркивает историчность четырех Евангелий. Церковь, - читаем мы в ней, - эту «историчность... безоговорочно удостоверяет», постоянно утверждая, что «четыре Евангелия... верно передают то, что Иисус, Сын Божий, живя среди людей, действительно творил и о чем Он учил для вечного их спасения, до того дня, когда Он был вознесен (ср.: Деян 1, 1-2)» (там же, 19).

Что касается вопроса о том, как были созданы четыре Евангелия, то соборная Конституция связывает это прежде всего с апостольскими проповедями, которые начались после сошествия Духа Святого в день Пятидесятницы. Вот как об этом говорится в соборном документе: «То, что Господь говорил и делал, апостолы, после Вознесения Его, передали своим слушателям с тем более полным разумением, которому они были научены славными событиями жизни Христовой и наставлены светом Духа Истины» (там же). «Славные события» - это прежде всего Воскресение Господне и сошествие Духа Святого. Вполне понятно, что став свидетелями воскресения из мертвых, апостолы окончательно уверовали в Иисуса Христа. Воскресение Христово озарило особым светом Его страдания и смерть на кресте, а также все то, что Он прежде возглашал и совершал. А в день Пятидесятницы апостолы были «наставлены светом Духа Истины».

4. С апостольских проповедей начинается история создания Евангелия, о чем в соборной Конституции сказано следующее: «Священнописатели составили четыре Евангелия, выбирая из многого, что было передано устно или уже письменно, одно сводя воедино, другое излагая с учетом состояния Церквей, наконец, сохраняя форму провозглашения, с тем чтобы сообщать нам всегда истинное и подлинное об Иисусе. Ибо они их написали либо по собственным воспоминаниям, либо по свидетельству тех, «кому от начала довелось быть очевидцами и служителями Слова», чтобы мы познали «истину» с их слов, в которых мы были наставлены (ср.: Лк 1, 2-4)» (БО 19).

В этих сжатых словах соборной конституции отражен и обобщен весь богатый опыт изучении и исследований, которые неустанно продолжают библиисты, занимающиеся историей создания четырех Евангелий. В нашей катехизической беседе мы можем вполне ограничиться этим обобщающим текстом.

5. Что касается остальных книг Нового Завета, то в соборной Конституции по этому поводу сказано следующее: в них «по премудрому Божественному совету, подтверждается все, что относится ко Христу Господу; Его подлинное учение все более и более выясняется, спасительная сила Божественного дела Христова возвещается, о начале Церкви и о ее дивном распространении повествуется, и предвозвещается ее славное завершение» (там же, 20). Довольно четкое и обобщающее высказывание, дающее нам представление о содержании этих Книг, не касаясь проблем хронологии, которые нас интересуют меньше всего. Напомним только, что по мнению ученых время их составления относится ко второй половине I в.

Более важным нам представляется соприсутствие Господа нашего Иисуса Христа и Его Духа Святого в священнописателях Нового Завета, через посредничество которых Бог вводит нас в новую, явленную в Откровении действительность. «Господь Иисус был с Апостолами Своими, как Он обещал (ср.: Мф 28, 20), и послал им Духа Утешителя, чтобы ввести их в полноту истины (ср.: Ин 16, 13)» (там же). Именно на этот путь, ведущий к полноте истины, и направляют нас книги Нового Завета.

6. И отсюда, как вывод, следует более полное определение сути веры. Веровать по-христиански - это значит принимать самооткровение Бога, явленное нам в Иисусе Христе: самооткровение, являющееся главным содержанием Нового Завета.

Соборная Конституция говорит об этом так: «Ибо когда пришла полнота времени (ср.: Гал 4, 4), Слово стало плотью и обитало среди нас, полное благодати и истины (ср.: Ин 1, 14). Христос установил на земле Царство Божие, делом и словом явил Отца Своего и Себя Самого; и Своей смертью, Воскресением и славным Вознесением, ниспосланием Духа Святого, Он завершил дело Свое. Вознесенный от земли, Он всех привлекает к Себе (ср.: Ин 12, 32), Он один имеет слова жизни вечной (ср.: Ин 6, 88)» (БО 17).

«Обо всем этом писания Нового Завета дают неизменное и Божественное свидетельство» (там же). Именно поэтому книги Нового Завета - основная опора нашей веры.

(22. 05. 1985)

11. ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА И НЕХРИСТИАНСКИЕ РЕЛИГИИ

1. Христианская вера сосуществует на земле с различными религиями, вдохновленными проповедями иных учителей и построенными на иных преданиях, остающихся вне Откровения. Это факт, с которым следует считаться. Как сказано в одном из документов II Ватиканского Собора, «люди ожидают от различных религий ответа на сокровенные тайны человеческого бытия, которые сегодня, как вчера, глубоко тревожат сердца людей: что такое человек, в чем смысл и цель нашей жизни, что такое добро и что - грех, откуда страдание и какова цель его, где путь к истинному счастью, что такое смерть, суд и воздаяние после смерти, наконец, что представляет собою последняя и неизреченная тайна, окружающая наше бытие, откуда мы пришли и куда стремимся?» (ОЦНР 1).

Эти слова взяты из предисловия к Декларации II Ватиканского Собора об отношении Церкви к нехристианским религиям. Весьма знаменательно, что на Соборе была высказана точка зрения Церкви и по этой проблеме. Веровать по-христиански означает отвечать на Самооткровение Бога, вся полнота Которого заключена в Иисусе Христе. Но эта вера не может обойти молчанием, особенно в современном мире, проблемы сознательного отношения к нехристианским религиям - поскольку в каждой из них так или иначе выражено все то, «что присуще всем людям и что побуждает их переживать вместе свою судьбу» (там же). Церковь не уклоняется от этих проблем, напротив - она хочет установить такие отношения и к этому стремится.

На фоне этой широкой общности положительных духовных и нравственных ценностей можно полнее определить отношение «веры» к «религии» вообще - к религии как особому компоненту земного существования человека. Человек ищет в религии ответов на перечисленные выше вопросы и по-разному строит свое отношение к «тайне, окружающей наше бытие». И если различные нехристианские религии отражают прежде всего эти поиски со стороны человека, то христианская вера опирается на Откровение, данное со стороны Бога. И в этом заключается - несмотря на целый ряд схожих черт с другими религиями - принципиальное отличие от них христианской веры.

2. В Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям выражено, однако, стремление подчеркнуть скорее схожие черты. В ней, в частности, мы читаем: «От самых древних времен по сей день, существует у различных народов некое восприятие той таинственной силы, которая проявляется в ходе вещей и в событиях человеческой жизни, иногда даже признание Верховного Божества или же Отца. Это восприятие и это признание пронизывает их жизнь глубоким религиозным содержанием» (ОЦНР 2). В связи с этим можно напомнить о том, что с первых веков христианства сложилась традиция подмечать неизреченное присутствие Слова в человеческом сознании, а также в явлениях культуры и цивилизаций. «Ибо все писатели, благодаря врожденному семени Логоса, им присущему, могли во мраке узреть сущее», - утверждает св. Иустин (Apologia Ц, 13, 3), который, вместе с другими Отцами Церкви, не колеблясь называл философию своего рода «откровениями низшей ступени».

Однако эта мысль требует правильного понимания. «Религиозное содержание» - религиозное познание Бога людьми - необходимо рассматривать в тесной связи с рассудочным познанием, которое доступно человеку в силу его природы, о чем мы уже говорили в одной из предыдущих бесед. В то же время вполне справедливо различают религиозное познание и чисто рассудочные исследования проблемы существования Бога философами и мыслителями. Религиозное познание захватывает всего человека и становится для него животворным импульсом. Однако любое религиозное познание следует прежде всего отличать от христианской веры, так как она является познанием, основанным на Откровении, и в то же время осознанным ответом на Божественный дар, явленный и претворяемый в Иисусе Христе. Такое разделение является обязательным, хотя оно, повторяю, не исключает того, что положительные духовные ценности могут быть схожими и даже совпадать. Не помешало это различение и рассмотрению этой проблемы на II Ватиканском Соборе, в одном из документов которого подтверждается, что нехристианские религии (среди которых соборный документ прежде всего называет индуизм и буддизм, давая им краткую характеристику) «стремятся различным способом идти навстречу беспокойному человеческому сердцу, предлагая пути, то есть учения, правила жизни и священные обряды» (ОЦНР 2).

3. «Католическая Церковь, - читаем мы далее, - с искренним уважением рассматривает те образы делания и жизни, те правила и учения, которые, хотя и отличаются во многом от того, чего придерживается Церковь и чему она учит, приносят все же нередко луч Истины, просвещающей всех людей» (там же). Мой предшественник Павел VI очень убедительно обрисовал эту точку зрения Церкви в апостольском наставлении Evangelii nuntiandi. Вот его высказывание, в котором он ссылается на древние тексты Отцов Церкви: в нехристианских религиях «слышатся голоса тех, кто в течение тысячелетий искал Бога, может быть, не достигая в этом совершенства, но часто искренне и подобающим образом. Эти религии, обладающие письменным наследием, проникнутым глубокой религиозностью и достойным восхищения, научили молиться многие поколения людей. В них заключены неисчислимые «семена Слова», и потому они являются приуготовлением к Евангелию» (п. 53).

Вот почему Церковь «увещевает своих чад» «с благоразумием и любовью, через диалог и сотрудничество с последователями иных религий, свидетельствуя о вере и христианской жизни, вместе с тем признавать, охранять и усваивать имеющиеся в других религиях духовные, нравственные и культурно-социальные ценности» (ОЦНР 2).

4. Итак, можно сказать, что веровать по-христиански означает: тем глубже принимать, исповедовать и провозглашать Иисуса Христа, Который есть «путь и истина и жизнь» (Ин 14, 6), чем явственнее Его знамения, Его отражения и буквально предсказания о Нем проявляются в сокровищницах иных религий.

5. Среди нехристианских религий особого внимания заслуживает религия последователей Магомета, в силу ее монотеистского характера и связи с верой Авраама, о котором св. Павел говорит, что он «отец всем нам» (ср.: Рим 4, 16).

Мусульмане поклоняются «Единому Богу, живому и пребывающему, милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли, говорившему с людьми. Они стремятся подчиниться всей душой Его определениям, даже сокровенным, как подчинился Богу Авраам, на которого охотно ссылается исламская вера». Более того, «хотя они не признают Иисуса Богом», тем не менее поклоняются Ему и «почитают Его как пророка и чтят девственную Его Матерь, Марию, иногда даже благочестиво призывают Ее. Кроме этого, они ожидают день суда, когда Бог воздаст всем воскресшим людям. Поэтому они ценят нравственную жизнь и почитают Бога молитвой, милостыней и постом» (ОЦНР 3).

6. Среди всех нехристианских религий особый характер носит отношение Церкви к последователям Ветхого Завета, наследникам Ветхого Завета, наследникам патриархов и пророков Израиля. «Священный Собор памятует об узах, соединяющих духовно народ Нового Завета с потомством Авраама» (там же, 4).

Об этих узах, сближающих нас с иудеями, мы уже говорили прежде в катехизической беседе, посвященной Ветхому Завету. В уже цитированной нами декларации эта мысль еще раз подчеркивается, обращается внимание на общие корни наших религий, идущие от патриархов, Моисея и пророков. Церковь «исповедует, что все верующие во Христа, сыны Авраамовы по вере... Церковь не может забыть, что она приняла Откровение Ветхого Завета через народ, с которым Бог, по Своему неизреченному милосердию, соизволил заключить древний Союз» (там же). Из этого народа вышел «Христос по плоти» (Рим 9, 4-5), Сын Девы Марии, так же как и Его апостолы.

Все это духовное наследие, общее для христиан и иудеев, составляет как бы естественную основу для взаимных отношений, несмотря на то, что большая часть сынов Израиля «не приняла Евангелия». Церковь, однако, вместе с пророками и апостолом Павлом «ожидает дня, ведомого только одному Богу, когда все народы призовут единогласно Господа и будут служить Ему единодушно (Соф 3, 9)» (ОЦНР 4).

7. Как известно, после II Ватиканского Собора был создан специальный Секретариат по связям с нехристианскими религиями. Павел VI видит в этих связях одну из форм «диалога спасения», который Церковь должна вести со всеми людьми в современном мире (ср.: энциклика Ecclesiam suam, AAS 56 [1964], 654). Мы все призваны молиться и содействовать тому, чтобы эти контакты становились все более тесными и широкими, чтобы усиливалось стремление к взаимному познанию, сотрудничеству и к совместным поискам истины в духе любви и мира. К этому и призывает нас наша вера.

(5. 06. 1985)

ПРОБЛЕМЫ НЕВЕРИЯ И АТЕИЗМА

1. Веровать по-христиански - это значит «отвечать на призыв к беседе с Богом», доверяясь своему Творцу. Такая осознанная вера предрасполагает нас также к тому «диалогу спасения», который Церковь должна вести со всеми людьми в современном мире (ср.: Павел VI, энциклика Ecclesiam suam, AAS 56 [1964], 654), в том числе и с неверующими. «Однако многие из наших современников совсем не замечают этой глубокой жизненной связи с Богом или же открыто отвергают ее» (РН 19). Поэтому в Пастырской Конституции «Радость и надежда» выражена точка зрения Церкви и по вопросу о неверии и атеизме. Одновременно там говорится о том, какой осознанной и зрелой должна быть наша вера, свидетельствовать о которой нам часто приходится в окружении неверующих и атеистов. Именно в современном мире вера должна быть готова к тому, «чтобы трезво видеть трудности и их преодолевать» (РН 21). Вместе с тем в этом и состоит главное условие диалога спасения.

2. В соборной Конституции дан краткий и вместе с тем исчерпывающий анализ атеизма. Прежде всего утверждается, что этим термином «обозначаются весьма отличающиеся друг от друга явления. Тогда как одни явно отрицают Бога (атеизм), другие считают, что человек совсем ничего не может утверждать о Нем (агностицизм); иные вопрос о Боге подвергают такому методу рассмотрения, что он оказывается бессмысленным» (позитивизм, сциентизм). «Многие, неправомерно расширяя пределы позитивных наук, стремятся или объяснить все только с помощью научных доводов, или же вообще не признают никакой абсолютной истины. Некоторые так превозносят человека, что вера в Бога почти лишается смысла, они, по-видимому, более склонны к утверждению человека, чем к отрицанию Бога. Иные представляют себе Бога так, что тот образ, который они отрицают, отнюдь не является Богом Евангелия. Иные вообще не занимаются вопросом о Боге, потому что, по-видимому, они не испытывают никакого религиозного волнения... Нередко атеизм возникает либо из необузданного протеста против зла в мире, либо из неправомерного придания некоторым человеческим ценностям абсолютного значения, так что эти ценности у них занимают место Бога. Современная цивилизация, не сама по себе, но поскольку она слишком ориентирована на земные проблемы (секуляризм), может затруднять доступ к Богу» (РН 19).

3. Как видим, соборная Конституция указывает на разнородность и многообразие всего того, что скрывается под словом «атеизм». Бесспорно, очень часто такое мировоззрение носит прагматический характер, обусловленный пренебрежением или полным отсутствием «религиозного волнения». Во многих случаях истоки такого мировоззрения лежат в общем образе мышления об окружающем мире, особенно в научном образе мышления. Ибо если в качестве единственного источника достоверного познания признается чувственный опыт, то тем самым закрывается доступ ко всякой надприродной действительности - к трансцендентной действительности. Такой метод познания лежит и в основе той особой «теологии», которая в нашу эпоху стала теологией «смерти Бога».


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.